Автор: Яговцева Ирина Иннокентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ г. Новосибирска "Детский сад № 372 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация предшкольной подготовки в системе образования с учетом ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Организация предшкольной подготовки в системе образования с учетом ФГОС ДО
Цель: Формирование профессиональных компетенций, помогающих выстраивать
взаимодействие родителей/законных представителей и ДОО в вопросах предшкольной
подготовки в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Мы все, конечно, понимаем, что здоровье ребенка –основа успешного обучения в школе.
В понятие здоровье» входит и оценка поведения здоровья, его эмоциональная настроенность,
соответствие физического и психического развития возрасту.
Как выглядит здоровый ребенок? Веселый, активный ,с хорошим настроением, у него
прекрасный аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, способен быстро сосредоточиться и
минут двадцать может работать очень внимательно, не отвлекаясь.
Отдельно хотелось бы сказать о детях с нарушением нервно-психического здоровья. Они
раздражительны, плаксивы, суетливы, драчливы, постоянно кричат, при малейшей неудаче
обижаются, плачут, даже пускают в ход кулаки. Конечно, такие дети часто вызывают
раздражение даже у любящих родителей.
И прежде чем обвинять и наказать ребёнка, строго требовать подчинения, необходимо
разобраться, не связано ли его поведение с нарушением здоровья и не требуется ли помощь
Врача.
Этот ребенок обречен на тяжелую адаптацию к школе, на целый комплекс проблем
и в итоге, на серьезный срыв здоровья.
На что еще в эти последние месяцы перед школой необходимо обратить особое внимание?
Прежде всего – постепенно приучить ребенка к новой организации жизни, в которой
чередуются такие виды деятельности, как занятия, отдых, питание, игры, сон.
Другими словами, чтобы облегчить переход к первому, наиболее тяжелому этапу школьной
жизни, необходимо воспитать у ребенка привычку действовать по новому распорядку дня –
уроки, домашние задания, прогулки и т.п. Это необходимо для того, чтобы сформировать у
ребенка выносливость, выработать такие навыки, организованность, аккуратность,
проявление силы воли, которые пригодятся ему в будущем.
Малыша нужно научить в определенное время вставать и ложиться, завтракать, обедать, ужинать,
гулять, играть. быть самостоятельным – самостоятельно одеваться, уметь пользоваться приборами
за столом, владеть гигиеническими навыками.
Если вовремя не привить необходимые навыки, ребенок будет выглядеть среди будущих
первоклассников неуклюжим и неловким, «неумехой», чем он рискует вызвать и насмешки детей
и недовольство учителя. А главное, все это будет отягощать его, приведет к излишней нервозности
и утомлению и в результате к ухудшению здоровья.
Очень хорошо если ребенок будет знать. Время суток, дни недели, времена года и их признаки,
имена всех членов семьи, профессию своих родителей. Развивайте пространственные и
количественные представления: больше, меньше. Равно, выше, ниже, длиннее, короче, дороже,
дешевле. В общем, пусть малыш больше знает об окружающем его мире. Т.е. имеет широкий
кругозор, будет любознательным, внимательным, усидчивым и тогда у него не будет проблем в
этот трудный для него период.
Особое внимание при подготовке ребенка к школе надо обратить на его речь. Речь маленьких
детей в период формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако, все
возрастные неправильности произношения исчезают к 4-5 годам. Этот процесс происходит не сам
по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.
Дефекты в звукопроизношении могут быть разными по своей сложности и проявлениям, но их
надо устранить еще до начала обучения в школе. И не теряйте времени, иначе дефекты
закрепятся, и малыш будет писать слова так, как слышит и говорит. Поэтому прислушайтесь,
правильно ли говорит ваш ребенок. Очень часто родители, привыкнув к речи сына или дочери,
слышат, какие звуки произносятся неправильно. Что же делать, если станет ясно, что не все звуки
ребенок произносит правильно. Главное - не надейтесь на то, что эти речевые недостатки исчезнут
сами собой. Самое разумное - обратиться за помощью к специалисту-логопеду. Ведь коррекция
звукопроизношения –сложный длительный процесс и чем раньше вы им займетесь, тем лучше.
Хотелось бы посоветовать мамам и папам уделять 15-20 минут в день для занятий с ним ( более
продолжительные еще трудны для него). Главное, надо стремиться к тому, чтобы малыш в течение
этого времени научился внимательно, сосредоточенно работать. Пусть это будет рисование, лепка,
конструирование,
мозаика,
важно,
чтобы
он
умел
слушать
взрослого.
Понимать
вопросы,
выполнять задания. Но будьте осторожны! Вот не прошло и 10 минут, а сын уже не слушает вас,
крутится, лезет под стол, зевает... Сразу же прервите занятие, отвлеките его, дайте отдохнуть. Ни в
коем случае не досиживайте «обязательные» 20 минут. Уговоры, упреки, наказание здесь не
помогут.
Результатом будет утомление, негативная реакция и в итоге нежелание учиться.
Будьте доброжелательны и терпеливы, не забывайте похвалить ребенок даже за самый
маленький успех и труд.
Еще хотелось бы уделить внимание тому, что часто родители
очень мало читают детям. Возьмите за привычку читать 10-15 минут в день с обязательным
рассматриванием картинок и беседой по прочитанному. Задайте ребенку простые вопросы: « О
чем читали?», «Кто из героев понравился почему?». Вы научите ребенка высказываться, любить
книгу, думать, рассуждать. Предлагайте сыну и дочери рассказывать о делах в д/ саду, о
прожитом дне, его открытость и доверительность вам помогут заметить едва намечающиеся
проблемы, а поможет их вам избежать учитель начальных классов.
Многие родители, зная о том, что программа в школе сложная, стремятся научить детей
читать. Их желание облегчить жизнь ребенку в школе, похвально, но не всегда правильно они
это делают, а переучивать гораздо сложнее. Ребенок читает неправильно, нервничает, у него
пропадает всякое желание учиться и возникает «школобоязнь» . Советы педагогов не брать
на себя функции школы, особенно, если у вас не очень получается.
И уж совсем не надо учить ребенка писать. Пусть больше рисует, печатает буквы, устно
считает, сравнивает, правильно писать его научат учителя.
Задачи родителей: создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно;
постоянный психологический контакт с ребенком;
заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Если
ребенок
живет
в
атмосфере
терпимости,
он
сам
учится
быть
терпимым.
Если ребенка окружает атмосфера одобрения, он учится быть уверенным в себе, любить и
уважать себя и
окружающих.
Атмосфера похвалы способствует обучению ценить других.
Справедливость – порождает справедливость.
Если ребенок растет в постоянной критике, он
учится
осуждать.
Вражда
–
учит
враждовать.
Атмосфера
насмешек
учит
стесняться.
Малыш, растущий в атмосфере стыда, всегда чувствует себя виноватым. Атмосфера спокойствия
учит вере. Обстановка дружбы и доброжелательности учит находить в мире добро и любовь.
Атмосфера в доме влияет на формирование привычек и мыслей наших детей. Каждый из нас
влияет на обстановку в доме, и сам служит примером для ребенка. Если в наших домах будет
царить добро и любовь, семьи будут крепкими.
РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ! Многое зависит от вас, от вашего терпения и организованности, желания
помочь своему ребенку. Только при этом условии вы сохраните и его здоровье, и интерес к
учебе.