Автор: Шайхутдинова Резида Наиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: АМР РТ
Наименование материала: проект
Тема: "Создание здоровье сберегающей и здоровье сохраняющей инфраструктуры– главное условие сохранения и укрепления здоровья дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» АМР РТ
Проектная работа
Тема: «Создание здоровье сберегающей и здоровье сохраняющей
инфраструктуры - главное условие сохранения и укрепления здоровья
дошкольника»
Воспитатель первой квалификационной категории:
Шайхутдинова Резида Наиловна
Здоровье - это самое ценное, что есть у человека.
(Н.А.Семашко)
Цели и основные задачи проекта:
Формирование у детей мотивации навыков здорового образа жизни, через
традиции и ценности культуры в области здоровья
Педагогическое кредо проекта:
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз.
Обоснование проекта.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами,
является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная
привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся
средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения
оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому
дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить
основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно
в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как
можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его
жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и
приумножать свое здоровье.
Год за годом мы занимается проблемой формирования валеологически
культурной личности дошкольника, проявляющего интерес к правилам
здоровьесберегающего и безопасного поведения.
Основной целью проекта является:
Формирование у детей мотивации навыков здорового образа жизни через
традиции и ценности культуры в области здоровья.
Мы считаем, что главное помочь детям выработать собственные жизненные
ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои
физические возможности, осознавать ответственность за свое здоровье, быть
нравственно и эмоционально отзывчивым.
Объектом проекта являются:
заинтересованность всех субъектов и каждого в активной
популяризации здорового образа жизни.
Предметом: мероприятия группы.
Задачи:
Приобретение опыта в двигательной активности.
Развитие физических качеств.
Правильное формирование опорно - двигательной системы организма, развитие
равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;
Правильное выполнение основных движений;
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
Овладение подвижными играми с правилами;
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами.
Актуальность
проекта
Возрастающее количество часто болеющих детей не имеющих устойчивой
мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья;
Недостаточность знаний родителей о методах ЗОЖ;
Привития ребёнку с малых лет правильного отношения к своему здоровью,
чувство ответственности за него.
Основные педагогические принципы:
1.Принцип культуросообразности – формирование здорового образа
жизни должно основываться на ценностях и традициях национальной
культуры, строиться в соответствии с ценностями и нормами, присущими
в данной семье.
2.Принцип гуманистической ориентации – ребенок главная ценность, осознание
ребенком социальной защищенности, уважительное отношение к нему.
3.Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка – требует
создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития
эмоций, которые усиливают внимание ребенка на действиях и поступках.
4. Принцип дифференциации – создание благоприятной среды для усвоения
норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Методы:
1.Наглядная пропаганда – сочетание различных видов наглядности, оформление
тематических выставок, стендов.
2. Консультирование родителей
3.Организация досугов, посвященных здоровому образу жизни.
4. Тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
5. Мониторинговые процедуры (анкетирование родителей, тесты для
воспитателей);
6. Экскурсии;
7.
Спортивные соревнования;
8.
Беседы;
9.
Игры, эстафеты, викторины, конкурсы;
10.Выставка детского творчества.
Условия, необходимые для реализации цели:
1. Заинтересованность педагогов и родителей в реализации проекта.
2. Эффективное взаимодействие между участниками проекта.
Ожидаемый результат:
повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
создание единого воспитательно–образовательного пространства на
основе доверительных партнерских отношений воспитателей с родителями;
оформление выставки детских работ «Мы здоровью скажем «Да»;
создание картотеки «Подвижные игры для детей дошкольников».
Вид проекта:
По продолжительности: краткосрочный;
По доминирующей линии в проекте: практико-ориентированный;
По содержанию: социально-педагогический
По характеру контактов: в рамках группы.
По количеству участников: фронтальный.
Наш проект – результат творческой деятельности детей, родителей,
воспитателей и специалистов детского сада.
Особенностью проекта является единое воспитательно-образовательное
пространство, созданное на основе доверительных партнерских отношений
сотрудников ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми.
Структура проекта:
Аналитический блок:
Анкетирование, мониторинг, посещение семей на дому;
Информационный блок: подбор наглядной информации,оформление папок –
передвижек, проведение выставок, составление памяток для родителей
Образовательный блок: круглые столы, вечера вопросов и ответов
индивидуальные рекомендации, дни открытых дверей, физкультурные досуги,
выставки, с участием родителей, семейные, проекты, мастер-классы.
Этапы работы с детьми над проектом «Я хочу здоровым быть».
Этапы
Формы работы с детьми и
родителями
задачи
Время проведения
Месяц
Режим
дня
1
2
3
4
5
1 1.
Анкетирование родителей
2.
«Мой ребенок :какой он»
Выявить участие
родителей в
оздоровлении детей в
семье.
Сентябрь
Занятие с детьми «Если
хочешь быть здоров...»
3.
Знакомить с понятием
«здоровье».
Объяснять, что значит
быть здоровым, как
беречь здоровье.
Сентябрь
4.
Родительское собрание «Роль
движении в жизни детей»
5.
Фоторепортаж
6.
«Вот мы какие»
7.
Знакомство с
результатами
анкетирования,
пропаганда здорового
образа жизни.
Октябрь
2-я
половина
дня
1.
Физкультурные занятия
2.
Развитие координации
движений, укрепление
мышц туловища и
конечностей.
Формирование
глубокого, ритмичного
выдоха.
В течение
года
8.
Консультация для родителей
«Профилактика ОРЗ в осенний
период».
Познакомить родителей
методами
профилактики
инфекционных
заболеваний.
Октябрь
9.
Рекомендации родителям
«Учим ребенка правилам
безопасности», «Как одеть
ребенка на прогулку осенью».
Правильный выбор
жизненных ценностей,
правильный подбор
одежды.
Конец
октября.
2 3.
Изготовление
нестандартного оборудования
Создание необходимой
развивающей
предметно -
пространственной
среды
Начало
ноября
4.
Заучивание пословиц
Знакомство с
пословицами о спорте и
здоровье
Ноябрь
2-я
половина
дня
5.
Беседа с детьми «Витамины я
люблю – быть здоровым я
хочу»
Научить ребёнка
заботится о своём
здоровье
Ноябрь
1-я
половина
дня
6.
Корригирующее
физкультурное занятие с
использованием тренажёров.
Развитие координации
движений, укрепление
мышц туловища и
конечностей.
Формирование
глубокого, ритмичного
Ноябрь
1-я
половина
дня
выдоха.
Консультация для родителей
«Двигательная активность,
здоровье и развитие ребенка».
Значение спортивных
игр и развлечений для
нормального
физического развития
ребёнка.
Ноябрь
7.
Игры, которые лечат.
Способствовать
всестороннему,
гармоничному
физическому и
умственному развитию.
Ноябрь
1-я
половина
дня
Статьи в родительский уголок
«Уровень шума и здоровье
ребенка».
Как беречь детей от
шума и как научить
разговаривать
спокойно.
Ноябрь
Физкультурно-
оздоровительный досуг
« Забочусь о своём здоровье».
Формировать у детей
сознательную
установку на ЗОЖ
Конец
Ноября
1-я
половина
дня
12.Круглый стол с родителями
«Физическое развитие ребёнка
в семье и в ДОУ».
Ознакомление с
методической
литературой по
физическому развитию
ребёнка в семье
Декабрь
Физкультурное занятие с
детьми «Если хочешь быть
здоров..».
Учить следить за своим
здоровьем, побуждать к
выполнению
физических
упражнений,
радоваться
достигнутым
результатам.
Январь
1-я
половина
дня
1.
Викторина с родителями
«Спорт, спорт, спорт».
Активное участие
родителей в
Конец
Января
2-я
половина
физкультурно-
оздоровительных
мероприятиях.
дня
2.
Экскурсия на школьный
стадион
Воспитывать у детей
стремление заниматься
спортом и приобщение
к месту проведения
спортивных
мероприятий
Конец
Января
1-я
половина
дня
Занятие с детьми «Роль зрения
в жизни человека.
Показать детям какую
роль играет зрение в
жизни человека.
Январь
1-я
половина
дня
Корригирующее
физкультурное занятие с
использованием тренажёров.
Развитие координации
движений, укрепление
мышц туловища и
конечностей.
Формирование
глубокого, ритмичного
выдоха
Конец
Января
1-я
половина
дня
Статьи в родительский уголок
«Пальчиковые игры»,
«Воспитание культурно-
гигиенических навыков и
здоровье ребенка».
Знакомство родителей с
пальчиковыми играми,
как воспитать
культурно-
гигиенические навыки.
Февраль
Занятие с детьми на тему
«Система органов чувств».
Активизировать знания
детей о роли органов
чувств в жизни
человека, роль слуха
для ориентировки в
окружающей
действительности и в
Конец
февраля
1-я
половина
дня
овладении
человеческой речью.
Организация досуга
«День здоровья»
Побуждать родителей к
совместному участию
в спортивных
соревнованиях.
Начало
марта
2-я
половина
дня
Занятие с детьми по теме
«Части тела».
Формировать
представление о
значении частей тела
человека.
Конец
марта
1-я
половина
дня
4.
Занятие с детьми по теме
«Зачем человек есть».
Познакомить детей с
правилами здорового
питания
Апрель
1-я
половина
дня
Презентация проекта
«Создание
здоровьесберегающей и
здоровьесохраняющей
инфраструктуры - главное
условие сохранения и
укрепления здоровья
дошкольника»
Подготовка к
презентации проекта:
распределение ролей
между детьми.
Май
ИнИИамвамватИе
Интеграция
областей
«
Речевое
развитие
»
«
Познаватель
ное
«
Художествен
но
–
эстетическое
развитие
»
«
Социально
-
коммуникативн
ое
»
Физическое
развитие
»
Хорошее здоровье, полученное
Формы проведения
Ф и з к у л ь т у р н о -
о з д о р о в и т е л ь н ы
е
м е р о п р и я т и я
П р
о г у
л к
а
У т р е н н
я я
г и м н а с
т и к а
П о д в
и ж н
ы е
и г р ы
О з д о р о
в и т е л ь
н ы й
б е г
в детстве, служит фундаментом для общего развития человека.
правильное физическое
воспитание детей,
охрана их жизни и
психического здоровья
является одной из
ведущих задач.
В решении задач физического воспитания мы используем программу
«От рождения до школы» под редакцией
Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой - направление «Физическое
развитие», назначение которого в создании условий для полноценного
физического и психического здоровья воспитанников, освоении ими
гигиенической культуры, приобщении к здоровому образу жизни,
формировании привычки к закаливанию и физической культуре.
Работа по созданию здоровьесберегающей и здоровьесохраняющей
инфраструктуры в нашей группе ведётся по следующим направлениям:
ПЕРВОЕ направление –осмотр детей медицинской сестрой;
выявление нарушений двигательной активности, координации движений в
беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
диагностирование общего физического развития детей в начале и в конце года.
ВТОРОЕ направление включает в себя рациональную организацию
двигательной деятельности детей:
утренняя гимнастика;
физкультурные занятия (традиционные, занятия соревнования,
интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
гимнастика после сна;
ежедневный режим прогулок;
создание необходимой развивающей среды;
строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
проведение физкультминуток, дневных пауз здоровья, игр с движениями в
свободной деятельности;
музыкальные занятия;
занятия по формированию здорового образа жизни.
ТРЕТЬЕ направление закаливания
Используется комплекс процедур:
босохождение;
умывание;
ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы
рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
воздушные ванны в облегченной одежде;
гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
ЧЕТВЕРТОЕ направление связано с осуществлением лечебно –
профилактической работы.
В его рамках проводится следующие мероприятия:
контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
подбор мебели в соответствии с ростом детей;
профилактический прием иммуномодуляторов: оксолиновая мазь для носа;
сбалансированное питание;
вакцинация против гриппа;
потребление фитонцидов (чеснока и лука);
употребление соков и фруктов;
кварцевание групп;
ПЯТЫМ направлением является использование практически апробированных
и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей:
пальчиковая и артикуляционная гимнастика
дыхательная и звуковая гимнастика
гимнастика для глаз;
ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования
(предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки,
сколиоза);
ШЕСТЫМ направлением является консультативно – информационная
работа:
оказание консультативной помощи родителям воспитанников по вопросам
сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
активное участие родителей в физкультурно – оздоровительной работе группы
«Недели здоровья»;
информационно-просветительская работа с семьей по пропаганде здорового
образа жизни, через информационные стенды, сайта МБДОУ.
оформление папок, письменных консультаций, информационных стендов;
организация вечеров вопросов и ответов, заседания семейных клубов с
участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в нашей группе во
многом зависит от взаимодействия специалистов, педагогов, медицинской
сестры и родителей.
Таким образом, на основе прочно созданной здоровьесберегающей
инфраструктуры, мы проводим мониторинг здоровья и физического воспитания
детей, отслеживая динамику их развития
Любую педагогическую деятельность следует начинать только после
того,
как
будет
получена
информация
о
состоянии
здоровья
и
уровне
физического развития каждого ребенка.
Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания
педагогами
условий
и
образа
жизни
семей
их
воспитанников,
а
также
от
комплексного
подхода
к
ее
организации
с
учетом
имеющихся
условий
и
профессиональных
навыков
коллектива.
Лучше
делать
меньше,
но
профессионально, чем много, но некачественно.
При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены
их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей
осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных
навыков заботы о своем теле.
Организация ухода за детьми должна стать предметом особой заботы и
контроля со стороны руководителя дошкольного учреждения. Отличный уход за
детьми — это, по существу, главный компонент оздоровительной деятельности.
Успех в осознании ребенком своей позиции созидателя в отношении
своего здоровья во многом зависит от профессионально-личностных установок
воспитателя,
от
того,
как
они
понимают
основную
направленность
своего
общения,
своего
совместного
проживания
различных
образовательных
ситуаций с ребенком.
Библиография:
1.
«Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ» В.Г. Алямовская
Москва 2005г.
2.
«Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Н.С. Галицина
Москва 2008г.
3.
«Мойогранизм» С.А. Козлова Москва 2001г.
4.
«Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» Н.И. Крылова
Волгоград 2009г.
5.
«Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников» А.В. Дронь Санкт-
Петербург 2011г.
6.
«Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте
новых федеральных требований» Москва 2011г.
7.
«Технология оздоровления детей в детском саду» Е.А. Бабенкова Москва
2012г.