Авторы: Сташкова Надежда Валерьевна, Мбдоу Детский Сад Общеразвивающего Вида
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно–эстетическому развитию воспитанников № 51
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Современные технологии психолого–педагогического сопровождения в образовательном пространстве детского сада и школы.
Раздел: дошкольное образование
Современные технологии
психолого-педагогического сопровождения
в образовательном пространстве
детского сада и школы.
Воспитатель
Сташкова Надежда Валерьевна
I квалификационная категория
Технология проектной деятельности
Главное в обучении детей состоит не только в том, что им
сообщается, а в том, как им сообщается изучаемое.
Н.И. Пирогов
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение
научно-технического
прогресса
во
все
ее
сферы
диктуют
педагогу
необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания
на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
О д н и м
и з
перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является
метод проектной деятельности.
П о д
п р о е к т о м
понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа,
имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема,
для
ее
решения
необходим
исследовательский
поиск
в
различных
направлениях,
результаты
которого
обобщаются
и
объединяются
в
одно
целое.
Использование
технологии
проектирования
как
одной
из
форм
поисковой
деятельности
позволяет
эффективно
решать
важные
задачи
развития способностей дошкольников.
Использование
метода
проекта
в
дошкольном
образовании,
позволяет
значительно
повысить
самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение
детей
самостоятельно,
разными
способами
находить
информацию
об
интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания
новых
объектов
действительности.
Кроме
того,
делает
образовательную
систему ДОУ открытой для активного участия родителей, а так же помогает
педагогам раскрыть свой собственный творческий потенциал.
Тематика
и
содержание
проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.
В
практике
современных
дошкольных учреждений чаще используются следующие виды проектов:
Исследовательские
–
направленные
на
формирование
представлений
у
детей
об
окружающем
мире
с
использованием
познавательно-исследовательской
деятельности
на
основе
опытов
(экспериментов),
проблемных
ситуаций
или
вопро сов
познавательного характера.
Информационные – направленные на получение
информации
о
каком-либо
объекте,
явлении
или
событии,
истории
их
возникновения.
Творческие
–
связанные
с
развитием
творческих
способностей
детей
и
преобладанием
творческих
видов
деятельности:
игровой,
продуктивной,
конструктивной,
художественно-речевой,
театральной, музыкальной.
Практико
–
ориентированные
–
направленные на получение конкретного, социально-значимого результата.
Игровые
(рол евые)
–
п р е и м у щ е с т в е н н о
ориентированные на игровую деятельность детей и получение результата в
виде творческих игр.
Однако
в
практике
детского
сада
тип
проекта в чистом виде встречается достаточно редко. Чаще реализуются
проекты смешанного типа: информационно-творческий, исследовательски-
творческий, информационно-игровой и др.
Классификация проектов по количеству участников:
- индивидуальный (ребёнок учится проявлять
инициативу, демонстрирует способности);
-
парный
(дети
приобретают
навыки
сотрудничества, решают общую проблему, выбирают способы решения);
-
групповой
(осуществляется
группой
участников от 3-х до 10-12 человек);
- фронтальный (коллективный)
выполняется всем коллективом.
В ДОУ наиболее используемы
групповой и фронтальный виды проектов. Их участниками, включая детей и
воспитателей, могут быть родители, педагоги дополнительного образования,
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог,
логопед.
По продолжительности проекты могут быть:
- мини-проекты (менее одного дня),
- краткосрочные (1-2 дня),
- недельные (5-6 дней),
- средней продолжительности (от 2 недель до 1 месяца),
- продолжительные (от 1 до 3 или нескольких месяцев),
- долгосрочные (от 9 месяцев до 1 года).
Продолжительность проекта зависит от возрастной категории детей и темы.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, не рекомендуется
использовать
долгосрочные
проекты:
дети
часто
теряют
интерес
из-за
большой временной отдаленности результата. Целесообразно долгосрочный
проект разделить на несколько менее продолжительных.
Как показывает практика, в работе с детьми дошкольного возраста
удобнее всего использовать одно – двух недельные проекты.
К
особой категории проектов относятся семейные проекты.
Любой
проект
завершается
получением
продукта
проектной
деятельности
или
итоговым мероприятием. Возможны различные формы: альбом, видеофильм,
викторина, выставка поделок и рисунков, газета, дневник
наблюдений,
коллекция, игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, театрализованная и т.д.),
концерт, макет, модель, праздник, путешествие, развлечение и др.
Кроме продукта
проектная деятельность имеет результат. Важно понимать отличие продукта
проектной деятельности от результата проекта. Результат всегда связан с
целью проекта, то есть с развитием тех или иных личностных качеств детей,
когнитивной сферы, формированием представлений, умений или навыков
дошкольников.
Для
детей
дошкольного
возраста
очень важно, чтобы основу проекта составляло конкретное творческое дело.
Работа
педагога
над
проектом
проходит
в
несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации
проекта;
3) разработка содержания
всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей
предметно-познавательной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6)
организация
совместной
творческой,
поисковой
и
практической
деятельности с педагогами, родителями и детьми;
7) работа над частями проекта, его коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она
помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской
деятельности,
развивает
познавательную
активность,
самостоятельность,
творчество,
умение
планировать,
работать
в
коллективе.
Такие
качества
способствуют успешному обучению детей в школе.
Организация проектной деятельности
по ознакомлению с родным краем в старшей группе
В деятельности педагогов ДОУ одной из задач является воспитание у
детей
чувства
патриотизма.
Эту
задачу
можно
сформулировать
более
конкретно: формирование ценностного отношения к родному краю. Ребенок
дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные
дела, а не оперировать отвлеченными понятиями. В этом смысле проектный
метод — наиболее целесообразная форма для решения задач нравственно-
патриотического воспитания.
Для работы по
теме «Мы живём на Урале» определила следующие
задачи:
уточнить
и
закрепить
знания
о
своей
малой
Родине
–
городе
Екатеринбурге; вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада,
своему городу и родному краю; формировать бережное отношение к природе
родного края, воспитывать уважение к людям труда.
Был разработан проект «Мы живём на Урале», который в полном
объёме
позволил
решить
задачи
по
воспитанию
любви
и
развитию
познавательного интереса к родному городу у детей старшего дошкольного
возраста.
В
рамках проекта проводились виртуальные экскурсии по городу, беседы о
разных домах, о доме каждого ребенка. Дети принесли в группу фотографии
или рисунки своих домов. В результате оформили альбом «Улицы родного
города» и «Дом, в котором я живу».
В
р а б о т у
с
интересом
включились
родители.
Родители
увлеченно
подбирали
демонстрационный
материал,
приобрели
художественную
литературу
о
городе Екатеринбурге и Урале.
С большим интересом дети совместно с
родителями составляли схему микрорайона, на которой каждый ребенок при
помощи
взрослых
рисовал
дорогу
из
дома
в
детский
сад,
на
схеме
обознача лись
названия
улиц,
ме ст а
перехода
чере з
д о р о г у,
достопримечательности.
При этом дети запоминали адрес детского сада,
свой домашний адрес, уточняли правила безопасного поведения на улице.
Родители помогали в составлении своей родословной. Дети с интересом рас-
сказывали о бабушках, дедушках.
Прогулки, экскурсии, беседы учат детей замечать и оценивать то, что
находится вокруг них.
В
результате проделанной работы у ребят появился интерес, любознательность,
зажегся огонек любви к родному городу и краю, появились обширные и
прочные знания.
Результаты
реализации
проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы.
Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей,
удалось достичь намеченной цели.
Проведенная работа с детьми
в рамках проектной деятельности позволяет сделать следующие выводы:
-
поэтапная
организация
проектной
деятельности
способствует
максимальному
проявлению
дошкольниками
познавательного интереса к своему родному краю;
- приоритетными педагогическими условиями
развития
познавательного
интереса
к
истории
города
в
проектной
деятельности
являлись:
взрослый
как
образец-ориентир,
носитель
опыта
организации проектной деятельности.
В ходе реализации проекта
пополнилась развивающая среда группы.
Итак, хорошо организованный детско-взрослый проект способствует
решению целого ряда задач:
- формирование целостной картины мира у дошкольников, расширение их
кругозора;
- развитие личностных качеств;
-
развитие
исследовательских,
трудовых,
коммуникативных,
творческих
умений и навыков;
- укрепление детско-родительских отношений;
- активное содержательное взаимодействие ДОО с семьей;
- создание ситуации успеха каждому ребенку;
- формирование положительной самооценки у дошкольников.
Таким
образом,
без
внедрения
новых
идей
и
технологий
в
работе
ДОУ
невозможно реформирование всей системы дошкольного образования.