Напоминание

"ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"


Автор: Гонышкова Ольга Геннадьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7" г.Киржача
Населённый пункт: город Киржач Владимирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"
Раздел: среднее образование





Назад




ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Воспитание толерантности как принятия культур иных народов для многих

педагогических коллективов было актуально всегда. В советские годы,

признаются старшие из педагогов, мы говорили о дружбе народов, дети с

интересом изучали обычаи и культуру 15 республик, потому что это единой

культурной ценностью страны.

В последние годы в школу приходят дети разных национальностей, в том

числе и те, чьи родители не имеют Российского гражданства. Некоторые

дети не знают русского языка или знают на разговорном уровне, часто

воспитаны в строгом уважении к религии своих предков.

К шестому классу, когда мы начинаем изучение истории России, мало что

изменяется, и дети иностранцев обучаются по коррекционным программам,

рассчитанным на слабеньких, отставших от сверстников в психологическом

развитии. А это не совсем так, и часто обнаруживается в выражении

мировоззренческих установок, которые сформированы и поддерживаются в

семье. История, получившая статус обязательного экзамена для желающих

получить работу на территории России, по-прежнему остается предметом

сомнений в семьях иностранцев: стоит ли их детям изучать историю России.

Помочь детям, прибывшим с родителями из ближнего зарубежья,

интегрироваться в наш класс, в школьный коллектив, а школьным

«старичкам» принять всех новеньких в своем классе – моя задача как

педагога, смотивировать к изучению истории, независимо от того, является

ли она предметом, который, по мнению обучающегося и его родителей,

значимым, «нужным», - моя задача как учителя-историка. В этом контексте

и возникает проблема формирования толерантности как уважительного

отношения к истории культуре России.

Отмечу, что изначально весь учебный комплекс истории авторского

коллектива под руководством А. Данилова толерантен с первых глав.

Авторы, на мой взгляд, очень искусно передали нам летописные сведения.

При изучении древнейшей истории мы встречаемся с многообразием

народов и религий и воспринимаем это как должное. Сведения о конфликтах,

которые возникают между соседями того времени, представлены под

«экономическим» углом, хотя к моменту формирования единого славянского

государства мировоззренческая проблема уже существовала, если судить по

летописям.

Мои ученики, которых увлек образ княгини Ольги, долго не могли понять,

почему с такой жестокостью Ольга отнеслась к древлянам, не простив им

убийства мужа. Тризна, которую справляет Ольга на месте гибели супруга и

само понятие месть, которое ученики рассмотрели в контексте языческого

мировоззрения Ольги, помогли им увидеть проблему в целом: славянский

мир того, дохристианского, времени не нетерпим и жесток в силу своих

1

взглядов на мир. Ребята признались, что не понимали значение слова

«поганые» в древнейшей литературе до того момента, пока не разобрались,

что таковыми наши предки считали исповедующих иные верования и

говорящих на иных языках.

То же произошло в понимании юными исследователями момента крещения

киевлян князем Владимиром.

В краеведческих книгах советского времени мы находим сведения о том,

что в нашем районе проживали люди 17 национальностей. И все они были

гражданами одной страны – СССР, и на территории нашего района было ни

одного факта ссор и вражды на национальной почве.

Микрорайон нашей школы традиционно был многонациональным. Завод

всегда нуждался в рабочей силе, а в нашем районе ее всегда не хватало. В

годы экстенсивного развития страны вырос не только завод, но и микрорайон.

В настоящее время в рабочей силе нуждаются сразу несколько предприятий,

особенно завод «Веко», рабочие которого проживают не только в общежитии

на территории завода, но и в микрорайоне.

С этой целью провожу индивидуальную работу, работу в группах, классах и

участвую в школьных мероприятиях.

Предлагаемая разработка классного часа была создана для проведения в 7-а

классе. В этом классе обучаются дети 6 национальностей, граждане 4 стран.

В курсе обществознания в шестом классе ребята изучали тему «Что значит

быть патриотом». В первом приближении ребята выяснили, что такое

«патриотизм».

Горячие споры вызвала проблема - кто может считать себя патриотом и кто

имеет право называть себя патриотом.

На данном классном часе, который проходил 15.11.2013 г., мы рассмотрели

проблему глубже: может ли быть патриотом России не россиянин? И как

всем нам стать патриотами России, независимо от того, родились мы в

России или корнями уходим в иные страны.

Интеграции детей иностранных граждан как проблема, на мой взгляд,

существует не только в нашем городе, и существует она наряду с

другой - трансформацией понятий «патриотизм», «патриот». Понятие

«толерантность» при этом многими воспринимается как антоним

патриотизма.

Попытаться убедить учащихся в том, что понятия патриотизм и

толерантность имеют иное содержанием, они вполне совместимы, а для

современного человека необходимы не только знания и представления об

этих явлениях, но и набор личностных характеристик, обнаруживающих

воспитание внутреннюю культуру гражданина и человека, можно в течение

одного занятия. На мой взгляд, сталкивая понятия, демонстрируя их

совместимость в задачах недалекой перспективы учащихся, педагог может

получить результат понимания следующих ключевых моментов:

Исторически служение России не было закрыто для людей разного

родоплеменного происхождения.

2

В настоящее время патриотизм сохраняет свое наполнение: это –

служение России. И патриотом может быть любой человек, который

служит России, кто трудится во благо нашей страны.

Наш мир требует от нас толерантности, основанной на золотом

правиле нравственности.

Занятие продолжается 45 минут.

В нем выделено три блока, практически равнозначных (не более 15 мин.).

Применяются следующие формы работы:

1.

Выступления учащихся по данному вопросу, расширяющие

представления одноклассников.

2.

Дискуссия в первом блоке, групповая работа (или парами) во втором и

третьем блоке, связанном с изучением нового понятия.

3.

Фронтальная работа учащихся: выводы по изучаемому вопросу и

предлагаемые варианты решения проблем, обнаруженных на занятии

по теме.

На каждом этапе возникает необходимость рефлексии: насколько учащиеся

разделяют точку зрения, прозвучавшую в выводах. Учащиеся отражают свое

отношение маркером на карточке, которая выдается перед началом занятия.

Цвет по выбору учащегося и по настроению.

Классный час.

Тема: Мы все патриоты России!

Возраст учащихся: 7 класс (12-13 лет).

Место проведения: мультимедийный кабинет МБОУ СОШ №7.

Цель: расширение представления учащихся о понятии «патриотизм»,

введение понятия «толерантность», раскрытие исторических корней этих

двух понятий и явлений общественной жизни.

Образовательная:

1.

Помочь учащимся понять, почему нам важно рассматривать самих

себя и тех, кто живет с нами рядом, с разных позиций, но самыми

важными критериями отношения к окружающим может и должна

быть «полезность» (польза, вклад, который вносит человек во благо

нашей страны, нашего города и класса).

2.

Объяснить ученикам, почему понятия трансформируются до

неузнаваемости и разрушают конкретных людей и все сообщество.

Развивающая:

1.

Обогащение словарного запаса учащихся (патриотизм, толерантность).

2.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение в

дискуссии, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

1.

Воспитывать положительную динамику отношений учащихся к самим

себе, друзьям, одноклассникам, всем, кто живет рядом.

3

Оборудование: раздаточный материал (карточки разных цветов и карточка с

тремя квадратиками для раскрашивания как способа высказать свое мнение.

настроение по теме), магнитная доска, мультимедийное оборудование,

маркеры.

План:

1.

Что означают понятия патриотизм, и кто такой патриот.

2.

Могут ли быть патриотами не россияне, которые трудятся и живут в

России, и что для этого нужно?

3.

Все мы – патриоты!

1.

Организационный момент. Классный руководитель 7-а класса

представляет учащимся гостей - социального педагога и юных

юристов (учащиеся, которые занимаются в кружке «Юный юрист»).

Социальный педагог: Ребята! На уроках обществознания мы начали

изучение темы «Что значит быть патриотом». Разгорелись споры: кто такие

патриоты, все ли мы можем считать себя патриотами – все, кто сегодня живет

в России, трудится и учится.

Поиски ответа на вопросы провели сразу несколько учащихся. Сегодня мы

познакомимся с работами некоторых из них.

Обсуждается тема занятия, активизирую внимание ребят на слове «все»: Все,

кто …прославил Россию? кто защищает ее во время войны и все? кто

сегодня родился и живет в России?

(Ребята соглашаются со многими положениями, добавляют свои аргументы: а

кто-то прославил страну достижениями спортивными, в науке и ИКТ.

Русский балет! )

Предполагаю, что таких областей, где можно проявить себя в служении и

прославлении Родины, много. Но все ли из нас готовы служить Родине? Все

ли мы готовы стать патриотами?

Учащимся предлагается сформулировать цели нашего классного часа:

Ребята! На этот и другие вопросы мы сегодня с вами постараемся ответить.

А, как вы думаете, что мы узнаем, чему научимся, чем обогатимся (какие

новые качества души появятся у нас).

Учащиеся высказывают точки зрения:

Узнаем, что такое патриотизм и патриоты.

Кто может считать себя патриотом.

Что поможет нам определить, кто из нас патриот, а кто нет.

Кто такие –все: все мы? Все ли мы патриоты России? И что для этого

нужно.

Еще раз обращаю внимание на тему урока и ставлю проблему:

действительно, все ли мы патриоты нашей страны и все ли могут стать

патриотами России.

Вопрос 1. Что такое «патриотизм» и как толкуют понятие «патриот»

словари и учебники? (записано на доске).

Слово предоставляется учащимся, которые провели исследование по этому

вопросу. (Сопровождается ученической презентацией).

4

Учащиеся рассказывают о том, что, начав изучение словаря В.И. Даля, они

обнаружили очень понятные толкования, которые остаются современными и

сегодня. Это «любитель своего отечества, отчизник, отчизнолюб».

Далее ребята рассказывают о самом Дале:

Ученик 1: Путеводной звездой нашей работы является Владимир Иванович

Даль. Совершенно нерусский русский человек. Будучи корнями из

Скандинавии, этот человек совершил высший духовный подвиг служения

России, дав миру словарь, который так и называют – словарь Даля.

Ученик 2. Личность Даля подсказала нам тему совершенно иного

исследования: мы планировали изучить различные представления о

патриотизме по словарям и учебникам, а оказались в мире книг, написанных

о людях, которые послужили России, стали полезными для нее.

Ребята задают вопрос одноклассникам об известных исторических

личностях, с которыми те уже познакомились в курсе истории:

Князья Новгородские и Киевские Рюрик, Олег и Игорь, княгиня Ольга –

корнями из Скандинавии,

Илья Муромец – мурома,

Кирилл и Мефодий пришли из иных славянских земель,

Иных история помнит по тем именам, которые им дали на Руси: Максим и

Феофан Грек - художники. Архитекторы Московского кремля – итальянцы

по происхождению.

Россия особенно приросла иностранцами в годы Петра Великого.

Они служили России, остались в ее истории, и мы сегодня даже не

предполагаем, что все эти люди были по происхождению не россиянами!

Делаем вывод о том, что понятия патриотизм и патриот не предполагает

связи с местом рождения человека.

Патриот, тот, кто приносит пользу России, ее народу.

Патриотизм – это служение (хорошая работа, успешная учеба, победы в

спорте и т.п.) России, своей родине, а также России как своей второй

Родине!

(Все ли согласны с нашими общими выводами: отметьте на карточках,

которые мы вам выдали, для рефлексии, свое отношение - для этого нам

нужны маркеры, а цвет – по вашему деланию и настроению).

Вопрос 2. Могут ли быть патриотами не россияне, которые трудятся и

живут в России? Что для этого нужно?

Социальный педагог: Ребята! У нас есть второй вопрос, который мы

должны сегодня обсудить (записано на доске).

Активизирую учащихся: А кого из наших современников, известных людей,

вы могли бы уже сейчас назвать патриотами своей второй родины России?

Ребята называют: Жерар Депардье, который хочет сыграть роль Распутина, а

далее затрудняются. Мальчики охотно приводят имена российских

5

спортсменов – иностранцев по происхождению, И тут возникает

предполагаемая дискуссия: многие из спортсменов приехали в Россию, чтобы

побольше заработать.

И многие простые рабочие также приехали в Россию на заработки, чтобы

устроить свою жизнь, и их не интересует наша страна.

(Дискуссия продолжается и моя задача направить ее в русло беседы о

толерантности).

Социальный педагог: Ребята! Я не могу не согласиться с вами в том, что

большинство приезжающих сегодня в Россию – это люди, которые ищут

работу, которые не могут реализоваться у себя на родине.

Я согласна, что некоторые из них, не найдя себя и в России, совершают

преступления, ведут антиобщественной образ жизни, создают группировки.

Наш президент Владимир Владимирович Путин высказал обеспокоенность

происходящим в нашей стране из-за того, что приехавшие к нам не могут и

даже не хотят интегрироваться в наше сообщество.

А недавно все мы узнали в интернете или по телевидению о том, что

происходит в Москве. Совершивший преступление на родине, в

Азербайджане, нанес ножевой удар человеку, как ему показалось,

спровоцировавшего его на конфликт. Таких эпизодов не мало. Давайте

задумаемся – почему?

(Учащиеся высказывают различные, в основном «бытовые» точки зрения,

спорят: потому что у нас никого не наказывают, потому что «они приехали

сюда нас завоевать», «да люди приехали работать, а это – преступники…не

путайте!»)

Делаем вывод: Большинство людей приезжают в Россию, чтобы здесь

работать, жить, создавать семьи и воспитывать детей. И каждый имеет

право внести свой посильный вклад в современное развитие России,

служить России и стать ее патриотом.

Рефлексия (маркерами отмечаем второй квадратик – наше отношение к

выводу).

Вопрос 3. Что значит – «все мы»?

Социальный педагог: Ребята! На уроке обществознания мы уже

знакомились с Декларацией прав человека. Слово юным юристам.

(Юные юристы кратко рассказывают о правах человека, в том числе о праве

выбора места жительства).

Делаем вывод: Международные документы о правах человека

декларируют право человека жить там, где «он может пригодиться», где

ему более комфортно.

Навожу ребят на мысль - в комфортности нуждаются все: те, кто приезжает в

другую страну хочет, чтобы его приняли в свое сообщество коренные жители

таким, как он есть, каким он уже сформировался, с его представлениями о

мире, о себе самом, о семье, о родине и служении отечеству.

6

Коренные жители, граждане страны, хотят, чтобы мир, в котором живут они,

также не разрушался, не вытеснялись ценности и традиции, которые

бытовали на этой земле тысячелетиями.

Как же нам сделать наш мир, нашу страну комфортной для всех? Знакомство

с новым понятием.

Слово предоставляется учащимся, по предварительному заданию изучавшие

некоторые понятия, с которыми познакомят всех.

Ученик 1: Мы познакомились с некоторыми понятиями.

Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то

или кого-то.

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно.

Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с

чужим мнением.

Ученик 2: Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того,

что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом

убедимся.

У вас на столах карточки, которые мы подготовили. На них даны

определения толерантности разных народов мира.

Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?

С карточек белого цвета дети зачитывают:

Толерантность – способность признавать отличные от своих

собственных идей и мнения. (Испанский)

Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным.

(Английский)

Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим

великодушным. (Китайский)

Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие,

сострадание, терпение. (Арабский)

Ученик 1 : что общего в этих определениях?

Высказываются предположения : умение жить в мире и согласии со всем

миром.

Ученик 2: Правильно. Это можно отнести и к тому миру, в котором живем

мы с вами- к России..

Ученик 1: Ребята, а что значит быть толерантным?

Постараемся ответить на этот вопрос.

У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны

высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с

соответствующей заповедью.

Дети зачитывают предложенные высказывания и соотносят с Библейской

заповедью.

Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

а) соотнесение высказывания с заповедью;

7

«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим

братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая

ни малейшего вознаграждения» - (возлюби ближнего своего)

«Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться,

жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств,

союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия» - (не убий)

«Не делай другому того, от чего больно тебе» - (золотое правило

нравственности)

«Ничто притворное не может быть продолжительным» - (не лги)

«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» - (почитай отца

своего и матерь свою)

Воровство порождает лень и жадность - (не кради.

Социальный педагог: сделаем выводы.

Учащиеся называют: (можно правильные записать на доске, чтобы все

видели и могли использовать при дальнейшей работе).

Уважать(любить) других людей. Своих родителей.

Не злиться. Не завидовать, не красть. Не врать.

Быть добрым, терпимым.

Сострадать. Проявлять милосердие.

Это и есть – быть терпимым, толерантным.

Социальный педагог: Ребята, мы с вами сами догадались, что же всем нам

поможет в важной проблеме комфортности для всех, и это толерантность.

А какими качествами обладает толерантный человек? (Ребята, используя

только что названные параметры, выстраивают характеристику толерантного

человека).

Тот, кто любит и уважает других людей.

Не злится, не завидует, не крадет и не врет, то есть честный человек.-

Добрый и терпимый.

Умеющий сострадать.

(Также записать на доске).

Социальный педагог: Ребята! А как вы думаете, помогут ли эти черты

всем нам найти свое место в нашем развивающемся обществе? Найти место

для своего служения Отечеству, то есть стать патриотами?

Учащиеся последовательно обсуждают параметры характеристики и

приходят к мнению: да. (Приводят аргументы)

Социальный педагог: А все ли мы такие – толерантные?

Ученики высказывают мнения, сомнения. Говорят о своих конфликтах,

ссорах, как трудно уважать других, а особенно трудно, когда задевают

(обижают) тебя.

Делаем вывод: что всем нам надо поработать над собой. Научиться управлять

своими эмоциями.

И всегда будем помнить главное правило нравственности: не делай другому

того, что не хотел бы делали (говорили) тебе.

8

Заключительно слово: Уважай других, чтобы уважали тебя. Это должно

стать правилом для всех нас. Это - ключ к успеху для всех нас. Если мы

выбираем путь служения России (Россия - наша Родина или мы хотим, чтобы

она стала для нас второй родиной), давайте будем помнить о том, что у нас

есть золотой ключик – золотое правило нравственности.

Сегодня наше служение России - успешная учеба. Сегодня мы должны

постигать науки. И в школе, уже сейчас мы должны научиться жить в мире.

который откроется за порогом школы.

Давайте еще раз повторим, что же нам всем поможет в нашем желании

служить России.

Обращаемся к записи на доске и редактируем ее в следующем алгоритме:

Уважать(любить) других людей. Своих родителей. – УВАЖЕНИЕ И

ЛЮБОВЬ К ДРУГИМ.

Не злиться. Не завидовать, не красть. Не врать. – ЧЕСТНОТЬ И

ОТРЫТОСТЬ.

Быть добрым, терпимым. ДОБРОТА И ТЕРПЕНИЕ.

Сострадать. Проявлять милосердие. – СОСТРАДАНИЕ И

МИЛОСЕРДИЕ.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Социальный педагог: и нам остается сделать общий вывод обо всем, что

сегодня узнали и подтвердить нашу гипотезу: «Мы все –патриоты»?

Учащиеся приходят к мнению, что:

Все, независимо от рождения, кто сегодня служит России, приносит

пользу, прославляет ее, и кто скромно трудится, внося свою лепту,

Все, кто обладает важными современными качествами, главное

обозначение которых толерантность,

Все готовы, кто готовы руководствоваться в жизни золотым правилом

нравственности,

Патриоты России.

Предлагается заключительная рефлексия по занятию ( в карточках).

Ребята также могут сказать одно слово или фразу (можно приводить

поговорки, девизы, др. крылатые выражения) о занятии, которые обозначили

бы все то, что мы узнали.

Ученики называют: толерантность, патриотизм, золотое правило

нравственности, что посеешь, то пожнешь, возлюби своего ближнего…

Классный руководитель обобщает занятие, высказывает свои пожелания

ребятам, напоминает девиз одного из отрядов нашей школы – когда мы

едины, мы непобедимы.

Благодарит гостей, а гости обещают еще и еще раз быть в классе, где так

много любознательных и толерантных ребят.

9

Гонышкова О.Г., социальный педагог

и учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №7 г. Киржача.

10



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!