Автор: Гонышкова Ольга Геннадьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7" г.Киржача
Населённый пункт: город Киржач Владимирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"
Раздел: среднее образование
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Воспитание толерантности как принятия культур иных народов для многих
педагогических коллективов было актуально всегда. В советские годы,
признаются старшие из педагогов, мы говорили о дружбе народов, дети с
интересом изучали обычаи и культуру 15 республик, потому что это единой
культурной ценностью страны.
В последние годы в школу приходят дети разных национальностей, в том
числе и те, чьи родители не имеют Российского гражданства. Некоторые
дети не знают русского языка или знают на разговорном уровне, часто
воспитаны в строгом уважении к религии своих предков.
К шестому классу, когда мы начинаем изучение истории России, мало что
изменяется, и дети иностранцев обучаются по коррекционным программам,
рассчитанным на слабеньких, отставших от сверстников в психологическом
развитии. А это не совсем так, и часто обнаруживается в выражении
мировоззренческих установок, которые сформированы и поддерживаются в
семье. История, получившая статус обязательного экзамена для желающих
получить работу на территории России, по-прежнему остается предметом
сомнений в семьях иностранцев: стоит ли их детям изучать историю России.
Помочь детям, прибывшим с родителями из ближнего зарубежья,
интегрироваться в наш класс, в школьный коллектив, а школьным
«старичкам» принять всех новеньких в своем классе – моя задача как
педагога, смотивировать к изучению истории, независимо от того, является
ли она предметом, который, по мнению обучающегося и его родителей,
значимым, «нужным», - моя задача как учителя-историка. В этом контексте
и возникает проблема формирования толерантности как уважительного
отношения к истории культуре России.
Отмечу, что изначально весь учебный комплекс истории авторского
коллектива под руководством А. Данилова толерантен с первых глав.
Авторы, на мой взгляд, очень искусно передали нам летописные сведения.
При изучении древнейшей истории мы встречаемся с многообразием
народов и религий и воспринимаем это как должное. Сведения о конфликтах,
которые возникают между соседями того времени, представлены под
«экономическим» углом, хотя к моменту формирования единого славянского
государства мировоззренческая проблема уже существовала, если судить по
летописям.
Мои ученики, которых увлек образ княгини Ольги, долго не могли понять,
почему с такой жестокостью Ольга отнеслась к древлянам, не простив им
убийства мужа. Тризна, которую справляет Ольга на месте гибели супруга и
само понятие месть, которое ученики рассмотрели в контексте языческого
мировоззрения Ольги, помогли им увидеть проблему в целом: славянский
мир того, дохристианского, времени не нетерпим и жесток в силу своих
1
взглядов на мир. Ребята признались, что не понимали значение слова
«поганые» в древнейшей литературе до того момента, пока не разобрались,
что таковыми наши предки считали исповедующих иные верования и
говорящих на иных языках.
То же произошло в понимании юными исследователями момента крещения
киевлян князем Владимиром.
В краеведческих книгах советского времени мы находим сведения о том,
что в нашем районе проживали люди 17 национальностей. И все они были
гражданами одной страны – СССР, и на территории нашего района было ни
одного факта ссор и вражды на национальной почве.
Микрорайон нашей школы традиционно был многонациональным. Завод
всегда нуждался в рабочей силе, а в нашем районе ее всегда не хватало. В
годы экстенсивного развития страны вырос не только завод, но и микрорайон.
В настоящее время в рабочей силе нуждаются сразу несколько предприятий,
особенно завод «Веко», рабочие которого проживают не только в общежитии
на территории завода, но и в микрорайоне.
С этой целью провожу индивидуальную работу, работу в группах, классах и
участвую в школьных мероприятиях.
Предлагаемая разработка классного часа была создана для проведения в 7-а
классе. В этом классе обучаются дети 6 национальностей, граждане 4 стран.
В курсе обществознания в шестом классе ребята изучали тему «Что значит
быть патриотом». В первом приближении ребята выяснили, что такое
«патриотизм».
Горячие споры вызвала проблема - кто может считать себя патриотом и кто
имеет право называть себя патриотом.
На данном классном часе, который проходил 15.11.2013 г., мы рассмотрели
проблему глубже: может ли быть патриотом России не россиянин? И как
всем нам стать патриотами России, независимо от того, родились мы в
России или корнями уходим в иные страны.
Интеграции детей иностранных граждан как проблема, на мой взгляд,
существует не только в нашем городе, и существует она наряду с
другой - трансформацией понятий «патриотизм», «патриот». Понятие
«толерантность» при этом многими воспринимается как антоним
патриотизма.
Попытаться убедить учащихся в том, что понятия патриотизм и
толерантность имеют иное содержанием, они вполне совместимы, а для
современного человека необходимы не только знания и представления об
этих явлениях, но и набор личностных характеристик, обнаруживающих
воспитание внутреннюю культуру гражданина и человека, можно в течение
одного занятия. На мой взгляд, сталкивая понятия, демонстрируя их
совместимость в задачах недалекой перспективы учащихся, педагог может
получить результат понимания следующих ключевых моментов:
Исторически служение России не было закрыто для людей разного
родоплеменного происхождения.
2
В настоящее время патриотизм сохраняет свое наполнение: это –
служение России. И патриотом может быть любой человек, который
служит России, кто трудится во благо нашей страны.
Наш мир требует от нас толерантности, основанной на золотом
правиле нравственности.
Занятие продолжается 45 минут.
В нем выделено три блока, практически равнозначных (не более 15 мин.).
Применяются следующие формы работы:
1.
Выступления учащихся по данному вопросу, расширяющие
представления одноклассников.
2.
Дискуссия в первом блоке, групповая работа (или парами) во втором и
третьем блоке, связанном с изучением нового понятия.
3.
Фронтальная работа учащихся: выводы по изучаемому вопросу и
предлагаемые варианты решения проблем, обнаруженных на занятии
по теме.
На каждом этапе возникает необходимость рефлексии: насколько учащиеся
разделяют точку зрения, прозвучавшую в выводах. Учащиеся отражают свое
отношение маркером на карточке, которая выдается перед началом занятия.
Цвет по выбору учащегося и по настроению.
Классный час.
Тема: Мы все патриоты России!
Возраст учащихся: 7 класс (12-13 лет).
Место проведения: мультимедийный кабинет МБОУ СОШ №7.
Цель: расширение представления учащихся о понятии «патриотизм»,
введение понятия «толерантность», раскрытие исторических корней этих
двух понятий и явлений общественной жизни.
Образовательная:
1.
Помочь учащимся понять, почему нам важно рассматривать самих
себя и тех, кто живет с нами рядом, с разных позиций, но самыми
важными критериями отношения к окружающим может и должна
быть «полезность» (польза, вклад, который вносит человек во благо
нашей страны, нашего города и класса).
2.
Объяснить ученикам, почему понятия трансформируются до
неузнаваемости и разрушают конкретных людей и все сообщество.
Развивающая:
1.
Обогащение словарного запаса учащихся (патриотизм, толерантность).
2.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение в
дискуссии, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
1.
Воспитывать положительную динамику отношений учащихся к самим
себе, друзьям, одноклассникам, всем, кто живет рядом.
3
Оборудование: раздаточный материал (карточки разных цветов и карточка с
тремя квадратиками для раскрашивания как способа высказать свое мнение.
настроение по теме), магнитная доска, мультимедийное оборудование,
маркеры.
План:
1.
Что означают понятия патриотизм, и кто такой патриот.
2.
Могут ли быть патриотами не россияне, которые трудятся и живут в
России, и что для этого нужно?
3.
Все мы – патриоты!
1.
Организационный момент. Классный руководитель 7-а класса
представляет учащимся гостей - социального педагога и юных
юристов (учащиеся, которые занимаются в кружке «Юный юрист»).
Социальный педагог: Ребята! На уроках обществознания мы начали
изучение темы «Что значит быть патриотом». Разгорелись споры: кто такие
патриоты, все ли мы можем считать себя патриотами – все, кто сегодня живет
в России, трудится и учится.
Поиски ответа на вопросы провели сразу несколько учащихся. Сегодня мы
познакомимся с работами некоторых из них.
Обсуждается тема занятия, активизирую внимание ребят на слове «все»: Все,
кто …прославил Россию? кто защищает ее во время войны и все? кто
сегодня родился и живет в России?
(Ребята соглашаются со многими положениями, добавляют свои аргументы: а
кто-то прославил страну достижениями спортивными, в науке и ИКТ.
Русский балет! )
Предполагаю, что таких областей, где можно проявить себя в служении и
прославлении Родины, много. Но все ли из нас готовы служить Родине? Все
ли мы готовы стать патриотами?
Учащимся предлагается сформулировать цели нашего классного часа:
Ребята! На этот и другие вопросы мы сегодня с вами постараемся ответить.
А, как вы думаете, что мы узнаем, чему научимся, чем обогатимся (какие
новые качества души появятся у нас).
Учащиеся высказывают точки зрения:
Узнаем, что такое патриотизм и патриоты.
Кто может считать себя патриотом.
Что поможет нам определить, кто из нас патриот, а кто нет.
Кто такие –все: все мы? Все ли мы патриоты России? И что для этого
нужно.
Еще раз обращаю внимание на тему урока и ставлю проблему:
действительно, все ли мы патриоты нашей страны и все ли могут стать
патриотами России.
Вопрос 1. Что такое «патриотизм» и как толкуют понятие «патриот»
словари и учебники? (записано на доске).
Слово предоставляется учащимся, которые провели исследование по этому
вопросу. (Сопровождается ученической презентацией).
4
Учащиеся рассказывают о том, что, начав изучение словаря В.И. Даля, они
обнаружили очень понятные толкования, которые остаются современными и
сегодня. Это «любитель своего отечества, отчизник, отчизнолюб».
Далее ребята рассказывают о самом Дале:
Ученик 1: Путеводной звездой нашей работы является Владимир Иванович
Даль. Совершенно нерусский русский человек. Будучи корнями из
Скандинавии, этот человек совершил высший духовный подвиг служения
России, дав миру словарь, который так и называют – словарь Даля.
Ученик 2. Личность Даля подсказала нам тему совершенно иного
исследования: мы планировали изучить различные представления о
патриотизме по словарям и учебникам, а оказались в мире книг, написанных
о людях, которые послужили России, стали полезными для нее.
Ребята задают вопрос одноклассникам об известных исторических
личностях, с которыми те уже познакомились в курсе истории:
Князья Новгородские и Киевские Рюрик, Олег и Игорь, княгиня Ольга –
корнями из Скандинавии,
Илья Муромец – мурома,
Кирилл и Мефодий пришли из иных славянских земель,
Иных история помнит по тем именам, которые им дали на Руси: Максим и
Феофан Грек - художники. Архитекторы Московского кремля – итальянцы
по происхождению.
Россия особенно приросла иностранцами в годы Петра Великого.
Они служили России, остались в ее истории, и мы сегодня даже не
предполагаем, что все эти люди были по происхождению не россиянами!
Делаем вывод о том, что понятия патриотизм и патриот не предполагает
связи с местом рождения человека.
Патриот, тот, кто приносит пользу России, ее народу.
Патриотизм – это служение (хорошая работа, успешная учеба, победы в
спорте и т.п.) России, своей родине, а также России как своей второй
Родине!
(Все ли согласны с нашими общими выводами: отметьте на карточках,
которые мы вам выдали, для рефлексии, свое отношение - для этого нам
нужны маркеры, а цвет – по вашему деланию и настроению).
Вопрос 2. Могут ли быть патриотами не россияне, которые трудятся и
живут в России? Что для этого нужно?
Социальный педагог: Ребята! У нас есть второй вопрос, который мы
должны сегодня обсудить (записано на доске).
Активизирую учащихся: А кого из наших современников, известных людей,
вы могли бы уже сейчас назвать патриотами своей второй родины России?
Ребята называют: Жерар Депардье, который хочет сыграть роль Распутина, а
далее затрудняются. Мальчики охотно приводят имена российских
5
спортсменов – иностранцев по происхождению, И тут возникает
предполагаемая дискуссия: многие из спортсменов приехали в Россию, чтобы
побольше заработать.
И многие простые рабочие также приехали в Россию на заработки, чтобы
устроить свою жизнь, и их не интересует наша страна.
(Дискуссия продолжается и моя задача направить ее в русло беседы о
толерантности).
Социальный педагог: Ребята! Я не могу не согласиться с вами в том, что
большинство приезжающих сегодня в Россию – это люди, которые ищут
работу, которые не могут реализоваться у себя на родине.
Я согласна, что некоторые из них, не найдя себя и в России, совершают
преступления, ведут антиобщественной образ жизни, создают группировки.
Наш президент Владимир Владимирович Путин высказал обеспокоенность
происходящим в нашей стране из-за того, что приехавшие к нам не могут и
даже не хотят интегрироваться в наше сообщество.
А недавно все мы узнали в интернете или по телевидению о том, что
происходит в Москве. Совершивший преступление на родине, в
Азербайджане, нанес ножевой удар человеку, как ему показалось,
спровоцировавшего его на конфликт. Таких эпизодов не мало. Давайте
задумаемся – почему?
(Учащиеся высказывают различные, в основном «бытовые» точки зрения,
спорят: потому что у нас никого не наказывают, потому что «они приехали
сюда нас завоевать», «да люди приехали работать, а это – преступники…не
путайте!»)
Делаем вывод: Большинство людей приезжают в Россию, чтобы здесь
работать, жить, создавать семьи и воспитывать детей. И каждый имеет
право внести свой посильный вклад в современное развитие России,
служить России и стать ее патриотом.
Рефлексия (маркерами отмечаем второй квадратик – наше отношение к
выводу).
Вопрос 3. Что значит – «все мы»?
Социальный педагог: Ребята! На уроке обществознания мы уже
знакомились с Декларацией прав человека. Слово юным юристам.
(Юные юристы кратко рассказывают о правах человека, в том числе о праве
выбора места жительства).
Делаем вывод: Международные документы о правах человека
декларируют право человека жить там, где «он может пригодиться», где
ему более комфортно.
Навожу ребят на мысль - в комфортности нуждаются все: те, кто приезжает в
другую страну хочет, чтобы его приняли в свое сообщество коренные жители
таким, как он есть, каким он уже сформировался, с его представлениями о
мире, о себе самом, о семье, о родине и служении отечеству.
6
Коренные жители, граждане страны, хотят, чтобы мир, в котором живут они,
также не разрушался, не вытеснялись ценности и традиции, которые
бытовали на этой земле тысячелетиями.
Как же нам сделать наш мир, нашу страну комфортной для всех? Знакомство
с новым понятием.
Слово предоставляется учащимся, по предварительному заданию изучавшие
некоторые понятия, с которыми познакомят всех.
Ученик 1: Мы познакомились с некоторыми понятиями.
Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то
или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно.
Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с
чужим мнением.
Ученик 2: Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того,
что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом
убедимся.
У вас на столах карточки, которые мы подготовили. На них даны
определения толерантности разных народов мира.
Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
С карточек белого цвета дети зачитывают:
Толерантность – способность признавать отличные от своих
собственных идей и мнения. (Испанский)
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным.
(Английский)
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим
великодушным. (Китайский)
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие,
сострадание, терпение. (Арабский)
Ученик 1 : что общего в этих определениях?
Высказываются предположения : умение жить в мире и согласии со всем
миром.
Ученик 2: Правильно. Это можно отнести и к тому миру, в котором живем
мы с вами- к России..
Ученик 1: Ребята, а что значит быть толерантным?
Постараемся ответить на этот вопрос.
У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны
высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с
соответствующей заповедью.
Дети зачитывают предложенные высказывания и соотносят с Библейской
заповедью.
Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:
а) соотнесение высказывания с заповедью;
7
«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим
братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая
ни малейшего вознаграждения» - (возлюби ближнего своего)
«Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться,
жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств,
союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия» - (не убий)
«Не делай другому того, от чего больно тебе» - (золотое правило
нравственности)
«Ничто притворное не может быть продолжительным» - (не лги)
«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» - (почитай отца
своего и матерь свою)
Воровство порождает лень и жадность - (не кради.
Социальный педагог: сделаем выводы.
Учащиеся называют: (можно правильные записать на доске, чтобы все
видели и могли использовать при дальнейшей работе).
Уважать(любить) других людей. Своих родителей.
Не злиться. Не завидовать, не красть. Не врать.
Быть добрым, терпимым.
Сострадать. Проявлять милосердие.
Это и есть – быть терпимым, толерантным.
Социальный педагог: Ребята, мы с вами сами догадались, что же всем нам
поможет в важной проблеме комфортности для всех, и это толерантность.
А какими качествами обладает толерантный человек? (Ребята, используя
только что названные параметры, выстраивают характеристику толерантного
человека).
Тот, кто любит и уважает других людей.
Не злится, не завидует, не крадет и не врет, то есть честный человек.-
Добрый и терпимый.
Умеющий сострадать.
(Также записать на доске).
Социальный педагог: Ребята! А как вы думаете, помогут ли эти черты
всем нам найти свое место в нашем развивающемся обществе? Найти место
для своего служения Отечеству, то есть стать патриотами?
Учащиеся последовательно обсуждают параметры характеристики и
приходят к мнению: да. (Приводят аргументы)
Социальный педагог: А все ли мы такие – толерантные?
Ученики высказывают мнения, сомнения. Говорят о своих конфликтах,
ссорах, как трудно уважать других, а особенно трудно, когда задевают
(обижают) тебя.
Делаем вывод: что всем нам надо поработать над собой. Научиться управлять
своими эмоциями.
И всегда будем помнить главное правило нравственности: не делай другому
того, что не хотел бы делали (говорили) тебе.
8
Заключительно слово: Уважай других, чтобы уважали тебя. Это должно
стать правилом для всех нас. Это - ключ к успеху для всех нас. Если мы
выбираем путь служения России (Россия - наша Родина или мы хотим, чтобы
она стала для нас второй родиной), давайте будем помнить о том, что у нас
есть золотой ключик – золотое правило нравственности.
Сегодня наше служение России - успешная учеба. Сегодня мы должны
постигать науки. И в школе, уже сейчас мы должны научиться жить в мире.
который откроется за порогом школы.
Давайте еще раз повторим, что же нам всем поможет в нашем желании
служить России.
Обращаемся к записи на доске и редактируем ее в следующем алгоритме:
Уважать(любить) других людей. Своих родителей. – УВАЖЕНИЕ И
ЛЮБОВЬ К ДРУГИМ.
Не злиться. Не завидовать, не красть. Не врать. – ЧЕСТНОТЬ И
ОТРЫТОСТЬ.
Быть добрым, терпимым. ДОБРОТА И ТЕРПЕНИЕ.
Сострадать. Проявлять милосердие. – СОСТРАДАНИЕ И
МИЛОСЕРДИЕ.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Социальный педагог: и нам остается сделать общий вывод обо всем, что
сегодня узнали и подтвердить нашу гипотезу: «Мы все –патриоты»?
Учащиеся приходят к мнению, что:
Все, независимо от рождения, кто сегодня служит России, приносит
пользу, прославляет ее, и кто скромно трудится, внося свою лепту,
Все, кто обладает важными современными качествами, главное
обозначение которых толерантность,
Все готовы, кто готовы руководствоваться в жизни золотым правилом
нравственности,
Патриоты России.
Предлагается заключительная рефлексия по занятию ( в карточках).
Ребята также могут сказать одно слово или фразу (можно приводить
поговорки, девизы, др. крылатые выражения) о занятии, которые обозначили
бы все то, что мы узнали.
Ученики называют: толерантность, патриотизм, золотое правило
нравственности, что посеешь, то пожнешь, возлюби своего ближнего…
Классный руководитель обобщает занятие, высказывает свои пожелания
ребятам, напоминает девиз одного из отрядов нашей школы – когда мы
едины, мы непобедимы.
Благодарит гостей, а гости обещают еще и еще раз быть в классе, где так
много любознательных и толерантных ребят.
9
Гонышкова О.Г., социальный педагог
и учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №7 г. Киржача.
10