Напоминание

"Системно–деятельностный подход как методологическая основа ФГОС"


Автор: Рогожина Лариса Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 15"
Населённый пункт: г. Набережные Челны Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Системно–деятельностный подход как методологическая основа ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Системно-деятельностный подход

как методологическая основа ФГОС» (Рогожина Л.В.)

Нам, учителям начальной школы пришлось чуть раньше столкнуться с

этой аббревиатурой ФГОС (федеральный государственный стандарт), который

стартовал уже в 2011 году. Конечно, на первых порах было совсем непонятно,

что же должно измениться в нашей работе. Но посещая курсы, семинары и

занимаясь

самообразованием,

становилось

ясно,

что

изменять

надо,

прежде

всего,

самого

себя. То есть, реализация образовательных стандартов второго

поколения как раз и предполагает новую роль учителя, а также использование

«других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.

Учитель

теперь

-

тьютор,

организатор

развития

ученика,

который

понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для

развития

регулятивных,

коммуникативных,

познавательных

и

личностных

учебных действий - УУД.

Если сказать совсем простыми словами, то УУД -

это «умение

учиться», это навыки, которые надо закладывать на всех уроках.

Учитель – главный помощник ребенка в овладении этими компетенциями, он

идет

рядом,

создавая

условия

для

развития,

а

не

только

для

овладения

предметными знаниями! Мы должны помнить, что главным является не предмет,

которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует

личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Возможно многие творческие учителя уже реализуют стандарты второго

поколения

на

своих

уроках,

сами

того

не

подозревая.

Например,

начиная

работать по программе «Школа 2000»

в 2005 году, я и не подозревала, что

деятельностный

метод

применяемый

этой

программой

замечательно

способствует формированию УУД.

«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность!»

Напомню структуру урока «открытия» нового знания:

1)

Самоопределение к деятельности.

2)

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3)

Постановка учебной задачи.

4)

Построение проекта выхода из затруднения.

5)

Первичное закрепление.

6)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7)

Рефлексия деятельности (итог).

Каждый этап урока построенного по данной структуре может способствовать

формированию УУД.

Итак, первый этап – самоопределение к деятельности, или другими словами

мотивация.

Этот

этап

урока

должен

не

просто

организовать

ребят,

но

и

настроить их позитивно. Всем известно, что импульсом к познанию служит

удивление. Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная

притча, пословица, необычный предмет, даже способ приветствия друг друга сам

по себе уже с первых минут воспитывает и обучает. Мы это понимаем, но чаще

используем на открытых уроках, редко на рабочих.

Удивив и заинтересовав детей, переходим ко второму этапу - надо повторить

тот

материал,

который

пригодится

для

освоения

новой

темы.

Вариантов

множество. Например, начинаю опрос со слов «Верно ли что…» или предлагаю

детям поиграть в игру «Вопрос-ответ» по заданной теме. Можно провести тест с

дальнейшей коллективной проверкой и проговариванием затруднений и ошибок.

У детей правильно выполнивших задание это повышает самооценку, других

активизирует

восполнить

пробелы

в

знаниях.

Таким

образом,

формируем

личностные УУД, а также коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в

диалог;

участвовать

в

коллективном

обсуждении;

выражать

свои

мысли

в

соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Далее,

следуя

структуре

урока,

следует

предложить

детям

задание,

при

выполнении

которого

возникнет

затруднение.

Так

называемая

проблема.

Начинаем разбираться в причине затруднения, каких знаний нам недостаточно.

Это

приведет

их

к

постановке

целей

и

планированию.

Здесь

работает

формирование

регулятивных

УУД

(способность

планировать,

удерживать

учебную

задачу

в

течении

урока)

и

познавательных

УУД

(постановка

и

формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности

при

решении

проблем

творческого

и

поискового

характера).

Здесь

важно

добиться того, чтобы дети сами сформулировали тему и цели урока.

Затем необходимо выбрать средства и способы выхода из затруднения. Здесь

формируем у детей умение работать с информацией, представленной в разной

форме (текст, рисунок, таблица, схема, модель, знаки, символы и т.д.) - а это

одно

из

познавательных

УУД.

При

построении

речевого

высказывания

учащимися

следим

за

аргументацией

их

собственного

мнения.

Методисты

запрещают прерывать ответ ребенка словами «неверно», «неправильно». Надо

выслушать и спросить: «А кто думает иначе?»

Когда новые знания получены, представлены в виде правила или алгоритма,

самое время закрепить их на практике. Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто

использует знания на практике. Обязательно надо уделить внимание ценности

добываемых детьми знаний. Вместе с ними найдите возможность применения

их в жизни. Спрашиваю у детей: «Зачем учим? Для чего пригодится? Где будем

применять?» Все должно иметь свой смысл!

Настало

время

динамической

паузы,

чтобы

снять

физическое

и

психологическое напряжение. Даже на этом этапе можно продолжать учить и

воспитывать. Хорошо если физминутка тоже будет тематической. Мы все в

прошлом

году

прошли

Сингапурские

курсы

и

познакомились

с

новыми

приёмами, которые можно использовать во время динамической паузы.

После хорошего отдыха предлагаем самое трудное задание. Оно может быть

творческим или проблемно-поисковым. Работать дети могут в парах, в группах,

по рядам, индивидуально, коллективно. В зависимости от специфики предмета

дети могут написать эссе, синквейн, сделать рисунок, создать проект, чертеж,

памятку и т.д. Я, буквально в этом году, попробовала в своей практике метод

«Написание синквейна»

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от

ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма

свободного

творчества,

но

по

определенным

правилам.

Правила

написания

синквейна таковы:

- На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть

тема синквейна.

- На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему

синквейна.

- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

- На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое

выражение,

чувство,

цитата

или

составленное

учеником

предложение

в

контексте темы.

- Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме,

чувство или сравнение. Я попробовала эту методику на уроке литературного

чтения для составления характеристики герою.

Илья Муромец.

Могучий, храбрый.

Ехал, сражался, победил.

Всем людям радость дарил.

Герой!

С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи, работа над

синонимами, обогащение словарного запаса детей. Конечно, первый раз мы

потратили много времени на составление сиквейна, но я думаю если работать в

системе, то дети будут быстрее включаться в процесс.

В

структуре

урока,

соответствующего

требованиям

ФГОС,

рефлексия

является обязательным этапом урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно

оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Я

на

данном

этапе

предлагаю

детям

предложения,

которые

необходимо

дополнить.

Например,

на

интерактивной

доске

можно

вывести

слайд,

где

указаны варианты:

o

сегодня я узнал...

o

было трудно…

o

я понял, что…

o

я научился…

o

я смог…

o

было интересно узнать, что…

o

меня удивило…

o

мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить

такую

рефлексию

можно

устно,

а

можно

и

письменно. Данная

методика

позволяет мне контролировать класс, видеть, что было понято, а что осталось на

доработку. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но

и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт.

На последнем слайде, я запечатлела рекомендации нам учителям, которые

даёт

международный

эксперт,

учитель

высшей

категории

Н.Федорец.

Он

является автором и соавтором более 70 научно-методических работ для учителей

и руководителей образования

.

1.

Профессионально работайте с целями. Ясно понимайте для чего учащиеся

выполняют то или иное задание. Начинайте все значимые части урока с

ясных целевых установок и завершайте их краткими итогами, которые

также следует делать вместе с учащимися.

2.

Не допускайте собственной гиперактивности и многословия на уроке.

3.

Необходимо много работать над развитием речи учащихся, над умением

вести диалог, дебаты, публичные выступления, говорить шепотом.

4.

Обеспечьте в ходе урока позицию учащихся «сидя-стоя-в движении».

5.

Создайте для себя в учебном кабинете 2-3 дополнительных рабочих места,

т.ч. позади класса. Старайтесь меньше времени проводить у доски. Чаще

исполняйте роль эксперта, консультанта. Работайте в командах с детьми.

Мне

очень

понравилось

высказывание,

которым

я

хочу

закончить

своё

выступление:

«

Настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих

знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение»

.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!