Автор: Рогожина Лариса Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 15"
Населённый пункт: г. Набережные Челны Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Системно–деятельностный подход как методологическая основа ФГОС"
Раздел: начальное образование
Тема: «Системно-деятельностный подход
как методологическая основа ФГОС» (Рогожина Л.В.)
Нам, учителям начальной школы пришлось чуть раньше столкнуться с
этой аббревиатурой ФГОС (федеральный государственный стандарт), который
стартовал уже в 2011 году. Конечно, на первых порах было совсем непонятно,
что же должно измениться в нашей работе. Но посещая курсы, семинары и
занимаясь
самообразованием,
становилось
ясно,
что
изменять
надо,
прежде
всего,
самого
себя. То есть, реализация образовательных стандартов второго
поколения как раз и предполагает новую роль учителя, а также использование
«других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.
Учитель
теперь
-
тьютор,
организатор
развития
ученика,
который
понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для
развития
регулятивных,
коммуникативных,
познавательных
и
личностных
учебных действий - УУД.
Если сказать совсем простыми словами, то УУД -
это «умение
учиться», это навыки, которые надо закладывать на всех уроках.
Учитель – главный помощник ребенка в овладении этими компетенциями, он
идет
рядом,
создавая
условия
для
развития,
а
не
только
для
овладения
предметными знаниями! Мы должны помнить, что главным является не предмет,
которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует
личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Возможно многие творческие учителя уже реализуют стандарты второго
поколения
на
своих
уроках,
сами
того
не
подозревая.
Например,
начиная
работать по программе «Школа 2000»
в 2005 году, я и не подозревала, что
деятельностный
метод
применяемый
этой
программой
замечательно
способствует формированию УУД.
«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность!»
Напомню структуру урока «открытия» нового знания:
1)
Самоопределение к деятельности.
2)
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3)
Постановка учебной задачи.
4)
Построение проекта выхода из затруднения.
5)
Первичное закрепление.
6)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7)
Рефлексия деятельности (итог).
Каждый этап урока построенного по данной структуре может способствовать
формированию УУД.
Итак, первый этап – самоопределение к деятельности, или другими словами
мотивация.
Этот
этап
урока
должен
не
просто
организовать
ребят,
но
и
настроить их позитивно. Всем известно, что импульсом к познанию служит
удивление. Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная
притча, пословица, необычный предмет, даже способ приветствия друг друга сам
по себе уже с первых минут воспитывает и обучает. Мы это понимаем, но чаще
используем на открытых уроках, редко на рабочих.
Удивив и заинтересовав детей, переходим ко второму этапу - надо повторить
тот
материал,
который
пригодится
для
освоения
новой
темы.
Вариантов
множество. Например, начинаю опрос со слов «Верно ли что…» или предлагаю
детям поиграть в игру «Вопрос-ответ» по заданной теме. Можно провести тест с
дальнейшей коллективной проверкой и проговариванием затруднений и ошибок.
У детей правильно выполнивших задание это повышает самооценку, других
активизирует
восполнить
пробелы
в
знаниях.
Таким
образом,
формируем
личностные УУД, а также коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в
диалог;
участвовать
в
коллективном
обсуждении;
выражать
свои
мысли
в
соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Далее,
следуя
структуре
урока,
следует
предложить
детям
задание,
при
выполнении
которого
возникнет
затруднение.
Так
называемая
проблема.
Начинаем разбираться в причине затруднения, каких знаний нам недостаточно.
Это
приведет
их
к
постановке
целей
и
планированию.
Здесь
работает
формирование
регулятивных
УУД
(способность
планировать,
удерживать
учебную
задачу
в
течении
урока)
и
познавательных
УУД
(постановка
и
формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности
при
решении
проблем
творческого
и
поискового
характера).
Здесь
важно
добиться того, чтобы дети сами сформулировали тему и цели урока.
Затем необходимо выбрать средства и способы выхода из затруднения. Здесь
формируем у детей умение работать с информацией, представленной в разной
форме (текст, рисунок, таблица, схема, модель, знаки, символы и т.д.) - а это
одно
из
познавательных
УУД.
При
построении
речевого
высказывания
учащимися
следим
за
аргументацией
их
собственного
мнения.
Методисты
запрещают прерывать ответ ребенка словами «неверно», «неправильно». Надо
выслушать и спросить: «А кто думает иначе?»
Когда новые знания получены, представлены в виде правила или алгоритма,
самое время закрепить их на практике. Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто
использует знания на практике. Обязательно надо уделить внимание ценности
добываемых детьми знаний. Вместе с ними найдите возможность применения
их в жизни. Спрашиваю у детей: «Зачем учим? Для чего пригодится? Где будем
применять?» Все должно иметь свой смысл!
Настало
время
динамической
паузы,
чтобы
снять
физическое
и
психологическое напряжение. Даже на этом этапе можно продолжать учить и
воспитывать. Хорошо если физминутка тоже будет тематической. Мы все в
прошлом
году
прошли
Сингапурские
курсы
и
познакомились
с
новыми
приёмами, которые можно использовать во время динамической паузы.
После хорошего отдыха предлагаем самое трудное задание. Оно может быть
творческим или проблемно-поисковым. Работать дети могут в парах, в группах,
по рядам, индивидуально, коллективно. В зависимости от специфики предмета
дети могут написать эссе, синквейн, сделать рисунок, создать проект, чертеж,
памятку и т.д. Я, буквально в этом году, попробовала в своей практике метод
«Написание синквейна»
В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от
ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма
свободного
творчества,
но
по
определенным
правилам.
Правила
написания
синквейна таковы:
- На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть
тема синквейна.
- На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему
синквейна.
- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое
выражение,
чувство,
цитата
или
составленное
учеником
предложение
в
контексте темы.
- Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме,
чувство или сравнение. Я попробовала эту методику на уроке литературного
чтения для составления характеристики герою.
Илья Муромец.
Могучий, храбрый.
Ехал, сражался, победил.
Всем людям радость дарил.
Герой!
С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи, работа над
синонимами, обогащение словарного запаса детей. Конечно, первый раз мы
потратили много времени на составление сиквейна, но я думаю если работать в
системе, то дети будут быстрее включаться в процесс.
В
структуре
урока,
соответствующего
требованиям
ФГОС,
рефлексия
является обязательным этапом урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно
оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Я
на
данном
этапе
предлагаю
детям
предложения,
которые
необходимо
дополнить.
Например,
на
интерактивной
доске
можно
вывести
слайд,
где
указаны варианты:
o
сегодня я узнал...
o
было трудно…
o
я понял, что…
o
я научился…
o
я смог…
o
было интересно узнать, что…
o
меня удивило…
o
мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить
такую
рефлексию
можно
устно,
а
можно
и
письменно. Данная
методика
позволяет мне контролировать класс, видеть, что было понято, а что осталось на
доработку. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но
и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт.
На последнем слайде, я запечатлела рекомендации нам учителям, которые
даёт
международный
эксперт,
учитель
высшей
категории
Н.Федорец.
Он
является автором и соавтором более 70 научно-методических работ для учителей
и руководителей образования
.
1.
Профессионально работайте с целями. Ясно понимайте для чего учащиеся
выполняют то или иное задание. Начинайте все значимые части урока с
ясных целевых установок и завершайте их краткими итогами, которые
также следует делать вместе с учащимися.
2.
Не допускайте собственной гиперактивности и многословия на уроке.
3.
Необходимо много работать над развитием речи учащихся, над умением
вести диалог, дебаты, публичные выступления, говорить шепотом.
4.
Обеспечьте в ходе урока позицию учащихся «сидя-стоя-в движении».
5.
Создайте для себя в учебном кабинете 2-3 дополнительных рабочих места,
т.ч. позади класса. Старайтесь меньше времени проводить у доски. Чаще
исполняйте роль эксперта, консультанта. Работайте в командах с детьми.
Мне
очень
понравилось
высказывание,
которым
я
хочу
закончить
своё
выступление:
«
Настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих
знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение»
.