Напоминание

"Радость общения ребёнка с природой с раннего детства"


Автор: Мифтахова Феруза Ильясовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №156
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Радость общения ребёнка с природой с раннего детства"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МБДОУ- Детский сад № 156

Республика Башкортостан г. Уфа

Радость общения ребёнка с природой

с раннего детства
Воспитатель: Мифтахова Феруза Ильясовна УФА 2016

Радость общения ребёнка с природой

с раннего детства.
В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Почему же человек – венец всего живого,- приобретя силу и власть над миром природы, все меньше ценит и уважает её? Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В.А.Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце, и закалял волю. Воспитание злобы или добра начинается в раннем детстве, задолго до того, как малыш скажет «мама» или начнет ходить. Его погремушки изображают рыбку, птичку. Малыш замечает, что первое живое существо, которое не похоже ни на маму, ни на папу, это кошка, собака или птица. В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию. Весной на нашем участке появились небольшие бугорки – это муравьи начали свою работу. Не успела я расставить с детьми игрушки на веранде, как Катя протягивает мне помятых, безжизненных муравьишек. Зову всех к муравейнику, рассказываю об этих маленьких тружениках. Дома наблюдаем за ними: один тащит соломинку, другой – крошку. Помогают друг другу. Своей работой, принося пользу растениям: землю разрыхлят (она становится мягче), удобряют её. Нельзя их обижать, про таких говорят: «Мал, да удал!» Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными . вышли ребята на прогулку и сразу заметили на земле коричневые маленькие чешуйки. Это ночью ветер сдул с тополей чешуйки почек. Наклоняю осторожно веточку, предлагаю рассмотреть её. Рассказываю детям, как спали зимой в теплых шубах маленькие блестящие листики. Проснулись они от теплого солнца, начали быстро расти. Тесно им стало в домиках. Сбросили они чешуйки – шубки и потянулись навстречу солнцу, заулыбались, заблестели. Чешуйки сделали свое дело, сберегли листики от холода, а теперь легкий весенний ветер играет с ними. Другой раз рассказываю о весеннем солнышке. Трудится оно с утра до вечера, спешит, пробуждает и траву, и цветы, и деревья от зимнего сна. Радует солнышко и птичек, и людей. После этого читаю стихотворение А.Бродского «Солнечные зайчики». Утром, встречая детей у ворот, я не упускаю случая обратить внимание на красоту, которая их окружает: солнце своими лучами будит природу, раскрашивает небо в красные, желтые, розовые цвета. Просыпаются птички, цветы и бабочки. Солнце греет землю, помогает расти всему живому в природе. Вечером на прогулке наблюдаем, как садится солнышко за тучу, закрывает глазки и становится вокруг темно. Вместе с солнцем все живое засыпает. В цветнике дети заметили блестящую на солнце паутину. Зовут меня. Подхожу, предлагаю понаблюдать: кто же здесь живет? Чуть трогаю паутину стебельком. Сразу
же выбегает паучок. Рассказывают, что он сделал паутину – сеть, ловит в неё мух, комаров, мошек. Мешать ему не стоит, лучше понаблюдать, как он будет еще плести паутину. Начинаются летние грозы. Малыши боятся грома, сидят на веранде притихшие. Стараюсь доступно объяснить им и это явление природы. Помогают мне в этом стихотворение, например «Тучи» В.Орлова: Туча тучу повстречала Туча туче прокричала: «Прочь с дороги, уходи! Прочь с дороги, дай пройти!» Отвечала туча туче: «Ты меня не трогай лучше! Если тронешь – проучу И тебя поколочу! Туча тучу лбом, лбом И по небу гром, гром! Бились тучи целый час Слезы сыпались из глаз. Дети улыбаются, и каждый раз в непогоду говорят: «Тучи ссорятся, а небо недовольно ссорой и хмурится, темно как вечером». Во время дождя замечаем, что птички не поют, спрятались от дождя, прислушиваемся, как шумит дождь, стучат его капли по крыше веранды. Скоро осень. Собираем разноцветные листья, рассматриваем резные листья клена, березы. Сушим цветы. Очень красиво выглядят зимой в букетах пастушья сумка, полевые злаки. Шишки, семена деревьев и трав пригодятся мне для поделок, которые я показываю детям как иллюстрации к своим маленьким лесным сказкам. В свободное время при детях ставлю панно из сухих листьев и цветов. Малыши внимательно смотрят, дают советы, как лучше расположить цветы, а то и сами берутся за дело. Вспоминаю слова В.А.Сухомлинского о том, что истоки способностей – на кончиках пальцев. От пальцев идут тонкие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Пусть мои дети научатся творить. Я поощряю выдумку малыша, радуюсь его успеху и приучаю других радоваться, если у кого-то получается красивый узор, прекрасное сочетание цветов. Так самоутверждается личность: «Вот что я смог сделать сам!» И умом, и сердцем учатся малыши понимать животных. Наблюдая отлет птиц на юг, спрашиваю у детей, почему они улетают. Помогаю сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше, а те, которые клюют зерно и ягоды, - позже. Еще позже улетают водоплавающие. Так ребенок поймет, что образ жизни птиц зависит от ряда условий. Выйдя зимой на участок, предлагаю детям понаблюдать, какие птицы остались на зиму, что они делают. Наблюдаем, как птицы прилетают к кормушкам, развешанным на участке. Чтобы помочь птицам пережить зиму, заготавливаем во время летних
прогулок семена сорных трав, высушенных ягод. Подкармливаем птиц в течении осени и зимы, малыши привыкают заботиться от тех кто слабее его. С приближением весны предлагаю детям прислушаться к звонкому чириканию воробьев, наблюдаем за их купанием в весенних лужах. Во время прогулок часто встречаем собак, которых выводят гулять. Обращаю внимание детей на то, что собака понимает, когда хозяин зовет её, рассказываю, какую службу несут собаки. Предупреждаю, что собака может укусить незнакомого, поэтому нельзя подходить близко к чужим собакам и трогать их. Поскольку любовь к животным лучше воспитывается в деятельности, когда сам ребенок непосредственно ухаживает за ними, предлагаю родителям дома завести какое-нибудь живое существо. Если ребенок застенчив, замкнут, ему особенно необходим друг, который не будет его судить и оценивать. Такому требованию больше всего отвечают собака и кошка. Наблюдая за детьми, я каждый раз убеждаюсь, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Чтобы мои воспитанники в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них. Поэтому ежедневно в прогулку детей я включаю разнообразные трудовые действия в природе. К нашим делам приобщаются и родители. Семейные подходы, разговоры по душам способствуют духовному родству взрослых и ребенка, укрепляют семью, служат более тесному взаимопониманию . Как это не печально, в детстве, в самую нежную и чувствительную пору жизни, люди не замечают прекрасного мира природы. Малыш взял в руки птичье перо, чтобы хорошо его изучить, и тут же слышит резкий окрик: «Брось эту грязь сейчас же!» он присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жуков, которые там плавают. И тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи простудишься!». И вот уже на глаза ему одеты шторы и вместо красочного, веселого мира он видит перед собой только асфальтовую дорожку. Поэтому я систематически провожу с родителями беседы и консультации о необходимости воспитания в детях любви к природе. Во время экскурсий в лес проходит знакомство детей с деревьями и кустарниками. Особое внимание обращаю на то, что каждое дерево имеет свою судьбу и свой характер. Предлагаю ребятам выбрать среди них друзей и дать им имена (березка-подружка, елка - колючий ежик, дуб- добрый дедушка и т.д). Постоянно подчеркиваю, что растения – равноправные с нами жители планеты. Не надо бояться приписывать им человеческие черты и чувства. Вспоминаю сказки, в которых растения помогали людям, например, сказку «Гуси- лебеди», где Ивашечку с Машенькой прячет от злых гусей-лебедей яблонька. Она добром отплатила Машеньке за ее заботу и внимание. Рассказываю детям, что растения чувствуют добрых и злых людей, добрые и злые мысли. В доме хорошего человека комнатные растения всегда лучше растут и чаще цветут. Не надо стеснятся говорить растениям, отвечать за них. Не забываю и о травах. Они тоже достойны внимания, и среди них можно найти себе добрых друзей. Рассказываю ребятам о самых простых и распространенных лекарственных
растениях, таких как череда, крапива, ромашка – короче говоря, о тех, которые найдутся поблизости. И вот теперь, когда дети научатся чувствовать природу, все животные и растения превратятся в добрых знакомых. Выйдя на улицу, они уже не будут одиноки, их окружают друзья, которым можно сказать, «Привет! Как поживаешь?». Вырастит уважение к окружающему живому миру, дети утратят дурную привычку ломать ветки, рвать цветы исчезнет желание схватить, присвоить, подчинить… В природе нет мелочей. И важно, чтобы дети научились не только оберегать и любить все живое, но и прослеживать действия действий человека. Нам хочется вырастить их ответственными, мудрыми, экологически – мыслящими. Вся надежда на них, им исправлять ошибки прошлых поколений, им спасать такую маленькую, хрупкую и такую больную нашу планету. И кто знает, может быть, через 50 или 100 лет человечество научится жить в гармонии и дружбе со всеми живыми существами. Давайте надеяться.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!