Напоминание

"Приёмы выделения композиционного центра и примеры их применения на уроках композиции"


Автор: Ахметшин Станислав Рафитович
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ" р.п. Бердяуш
Населённый пункт: Саткинский муниципальный район, Челябинская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Приёмы выделения композиционного центра и примеры их применения на уроках композиции"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

р.п. Бердяуш

Саткинского муниципального района

«Приёмы выделения композиционного

центра и примеры их применения

на уроках композиции»

Методическое сообщение

Выполнил:

преподаватель

художественного отделения

Ахметшин С.Р.

Бердяуш- 2018

«Приёмы выделения композиционного центра и примеры их

применения на уроках композиции»

Каждый художник в своей работе старается достичь целостности композиции.

Картина, не имеющая подчиненности второстепенного главному, становится не

комфортной для зрительного восприятия.

Для достижения целостности композиции существует несколько приёмов

выделения

доминанты

в

изображении

или

как

обычно

говорят

художники

композиционного центра.

Способ выделения композиционного центра изоляции подразумевает отделение

одного или группы элементов от основной массы при этом обособленный элемент

или группа их приковывает к себе внимание и становится главным.

Центр композиции может привлекать к себе внимание размером, если он

единственный в своём размере среди прочих.

Выделение композиционного центра контрастом формы, схоже с выделением

композиционного

центра

размером.

Разница

лишь

в

том,

что

элемент

композиционного центра является единственным в изображении отличающийся

непохожестью формы с основной массой элементов.

Выделиться из двух и более, почти одинаковых элементов в композиции, может

элемент с нюансом. Пятно блика, рефлекса расположенное на нём сделает его

центром притягивающим внимание, т.е. композиционным центром.

Выделение композиционного центра цветом или тоном.

В

композиции

с

преобладающей

тёплой

гаммой

цветов

хорошо

выделится

холодная часть и наоборот. Так же очень тёмный элемент будет центром внимания

в основном светлых тонах всей композиции.

В многофигурных композициях композиционный центр можно выделить,

плотно расположив элементы на одном участке изобразительной плоскости и

разрядив на остальных. Элементы примерно равные по размеру и одинаковые по

форме сгруппированные в одном месте будут выделяться среди прочих.

Центр композиции иногда, как ни странно, может быть и не элементом или их

группой, а фоном окруженным ими.

Выделение композиционного центра контрастом движения и статики. Элемент,

находящийся

в

движении

на

фоне,

либо

в

окружении

качественно

похожих

малоподвижных или застывших элементов композиции очень заметен, наоборот,

двигающиеся

элементы

в

композициях

выделят

такой

же,

но

неподвижный

элемент.

Очень широко используется художниками выделение композиционного центра

комбинированным способом, в котором элемент или группа, выделены не одним,

а сразу несколькими приемами: размером и формой, изоляцией и тоном, и т.д.

В качестве примера использования приемов композиционного центра на тему

«Одиночество»

в

качестве

выделенного

композиционного

центра

можно

нарисовать

фигуру

одинокого

старика,

расположенного

на

изобразительной

плоскости

чуть

подальше

от

группы

молодежи,

либо

толпы,

этим

самым

ее

изолируем, т.е. привлечем на нее внимание. Это будет являться приемом изоляции.

По темам «Проводы в армию», «Свадьба», «Новый год», можно использовать

прием

композиционного

центра

«Сгущение-разрежение».

Когда

сам

центр

зрительного внимания будет расположен на основной сконцентрированной массе

людей.

Если вам необходимо выделить кукую то фигуру, элемент можно использовать

прием

контраста

формы.

Расположив

на

изобразительной

плоскости

строгую

трансформаторную

будку

среди

деревенских

живописных

развалюх,

-

вы

выделите ее во всей композиции.

Прием выделения композиционного центра контрастом цвета хорошо применим

в работе, например над темой «Золотая рыбка» или «Жар птица». Изобразив среди

холодных цветов фона главного персонажа в теплых тонах можно выделить его во

всей композиции. На примере темы «Окно» можно показать прием выделения

центра тоном. Поставленный перед окном темный силуэт фигуры человека, будет

удачно выделяться на фоне светлого тона окна.

На приеме выделения композиционного центра размером можно обсудить с

детьми тему «Детский сад», когда среди маленьких детей находится большая

воспитательница, она привлечет внимание на себя, либо тему «День рождения»,

когда

вокруг

маленькой

личности,

т.е.

ребенка

сгруппировались

взрослые

с

подарками, тем самым, сконцентрировав внимание на имениннике.

Прием выделения композиционного центра контрастом движения и статики,

можно применить при работе над темой «Спорт», показав на изобразительной

плоскости массу зрителей, замерших, например, в самый важный момент прыжка

в длину, когда человек, оттолкнувшись от планки, летит, и зрители, застывшие в

ожидании, будут выделять его во всей композиции.

Пример выделения композиционного центра приемом выделенного фона можно

легко

взять

из

работы

над

темой

«Поле»,

«Озеро»,

когда

центром

является

пространство,

ограниченное

внешними

элементами

(деревья,

кусты,

сельхоз

техника, камыши, берег, обрыв).

Последний прием выделения композиционного центра можно назвать

комбинированным,

когда

выделение

композиционного

центра

происходит

при

смешении различных приемов выделения композиционного центра. Пример тема

«Цирк», расположив фоном массу статичных зрителей, а на арене огромного слона

в

движении,

вы

его

выделите

на

картинной

плоскости

приемами

контраста

движения и статичности, и размером, т.е. двумя приемами.

В завершение данного сообщения можно сделать вывод, не стоит забывать, что

кроме

основополагающих

приемов

выделения

композиционного

центра,

стоит

учитывать особенности каждой темы, данной учащимся, и что каждый учащийся

может

использовать,

по

своему

усмотрению,

разные

приемы

выделения

композиционного центра.

Чтобы учащиеся хорошо усвоили выше перечисленный материал, необходимо

давать им наглядный материал в виде условных схем натюрмортов, иллюстраций

известных произведений изобразительного искусства с подробным обсуждением и

совместным поиском использованных приемов выделения в них композиционного

центра. Так же на уроке преподаватель может на доске составить условные схемы

на некоторые темы по предмету «Композиция», что покажет учащимся процесс

работы

над

поиском

приема

выделения

композиционного

центра

наиболее

подходящего, для данной темы и решением задачи размещения элементов в ней.

Спасибо за внимание!



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!