Автор: Шарыгина Дина Минулловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: ГО г. Кумертау, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дерево счастья"
Раздел: дополнительное образование
МАОУДО «Центр детского творчества»
Конспект
открытого занятия
творческой студии «Сувенир»
Тема:
«Дерево счастья»
Занятие - игра
П.д.о. Шарыгина Д.М.
Объединение: творческая студия «Сувенир»
Возраст: младший школьный
Цель занятия:
Задачи:
изготовление дерева из бисера и проволоки.
Сформировать
знания
о
технике
плетения
дерева из бисера;
Ознакомить
детей
с
историей
бисера,
с
инструментами и материалами, необходимыми
для изготовления дерева из бисера;
Развить
познавательный
интерес,
внимание,
творческое, образное мышление фантазию;
Формировать
интерес
к
декоративно
–
прикладному творчеству.
Развивать
чувство
цвета,
активизировать
воображение, внимание;
Материалы и оборудование:
образцы,
бисер,
проволока,
инструкционные
карты,
ножницы,
салфетки,
иллюстрации,
баночки,
гипс, клей, бисер различного цвета,
схема плетения, иллюстрации, музыка
Кумертау, 2017г.
Ход занятия.
I. Водная часть.
Организационный
момент.
Приветствие.
Проверка
готовности
детей
к
занятию.
Постановка целей и задач занятия.
Здравствуйте, ребята!
Тема нашего занятия «Дерево счастья». Мы с вами изготовим деревья
из бисера и проволоки. Ребята, представьте себе дерево, плоды которого
приносят счастье. В какие цвета вы окрасили бы листья и плоды такого
дерева. Пофантазируйте. Подберите бисер необходимого цвета. Наша задача
сплести листья, цветы или плоды для этих деревьев. Я расскажу вам об
основных приёмах плоского плетения из бисера. А для начала мы вспомним
то, что проходили на прошлом, занятии. Назовите мне, пожалуйста, весь
цветовой спектр? (Ответы детей). Молодцы! Цвет – одно из самых важных
средств, при создании образа. Изделие должно быть ярким и необычным.
Подбирая
материал
для
той
или
иной
модели,
старайтесь
разобраться
в
цветовой гамме. В изделии может присутствовать 3-4 цвета: один - основной
и остальные - дополнительные, отличные от него или гармонирующие с
основным.
При плетении из бисера необходимо чувствовать цветовую гармонию –
т.е. согласованность в сочетании цветов. За основу гармоничного подбора
цветов берётся цветовой круг, состоящий из тех же цветов, что и цветовой
спектр.
Обратите
внимание,
что
каждый
цвет
отделён
от
основного
промежуточными
цветами.
Цвета
характеризуются
тоном,
яркостью
и
насыщенностью.
Цветовой тон – это цветность: красный, синий, жёлтый и т.д.
Яркость –
это
степень
близости
к
белому
цвету.
Поэтому
самыми
светлыми, а значит, и яркими будут цвета, ближайшие к белому – розовый,
голубой, жёлтый. Чистые, яркие тона радуют глаз, создают приподнятое
настроение,
а
мрачные,
блёклые,
невыразительные
угнетают,
вызывают
чувство подавленности.
Насыщенность – это степень густоты цвета. Ахроматические цвета (как
мы уже сказали это чёрный, белый и серый) не имеют насыщенности и
цветового тона и отличаются друг от друга только яркостью, а чёрный цвет не
имеет и яркости.
Ребята,
давайте
снова
обратимся
к
цветовому
кругу.
Цвета
расположенные
на
противоположных
сторонах
спектрального
круга–
дополнительные, например, жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый
-голубой. Дополнительные цвета усиливают насыщенность цвета. Один и тот
же цвет в окружении тёмных цветов кажется светлее, а в окружении светлых
тонов – темнее. Чёрный, белый и серый цвета хорошо сочетаются между
собой
и
гармонируют
с
любым
цветом.
Насыщенные
цвета
хорошо
гармонируют
с
чёрным
и
белым,
а
малонасыщенные
–
с
различными
оттенками серого. Цвет может зрительно менять форму и величину игрушки.
Тёплые тона – оранжевый, жёлтый, розовый – словно увеличивают предмет,
а холодные синий и фиолетовый уменьшают.
Ребята,
используя
свои
знания
о
цвете
и
цветовой
гармонии
и
правильно
используя
схемы
в
работе,
вы
сможете
самостоятельно
изготавливать картины, панно, сувениры и украшения из бисера.
А
сейчас
обратимся
к
истории
бисероплетения. Изготовление
украшений из бисера- древнее искусство. Оно зародилось еще до принятия
христианства
в
IV
в.
до
н.
э.
Первое
упоминание
о
бисере
было
зафиксировано в древнеегипетских памятниках. Именно здесь, в Древнем
Египте,
были
сделаны
первые
попытки
изготовления
изделий
из
непрозрачного стекла. В то время бисер имел вид крупных матовых бусин,
похожих на жемчужины. Они так и назывались — фальшивый жемчуг по-
арабски «бусра» или «бусер».
Вершина производства и использования бисера приходится на X век, когда
творили знаменитые византийские мастера. Техника и особенности создания
стеклянных бусинок всячески скрывались. Тем, кто осмеливался передать
секрет
производства
бисера,
грозила
смерть.
Венеция
в
то
время
стала
центром
бисерного
производства.
В
течение
многих
лет
единственными
производителями качественного бисера оставались венецианцы.
Попытки
мастеров
в
других
европейских
странах
наладить
у
себя
производство бисера заканчивались неудачей. Но в XVIII в. мастерам из
Тюрингии (Германия) удалось постичь секреты венецианских коллег. Затем
мастерам из Богемии (Чехия) удалось не только получить бисер, сравнимый
по качеству с венецианским, но даже привнести ряд новшеств. Благодаря
соперничеству
Венеции
и
Чехии
мелкий
бисер
достиг
очень
большого
разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.
Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Петр I. Он
отменил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских
мастеров
иностранных
стеклоделов,
посылал
русских
ребят
за
границу
учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По
его приказу в 1705 г. на Воробьевых горах под Москвой был построен завод
зеркального стекла.
Народности Приамурья в качестве бус первоначально использовали
обработанные рыбьи позвонки. Экспонат Амурского краеведческого музея
С середины XIX нанайские женщины начали носить металлические
украшения: серьги. Серьга состояла из серебряного кольца, на отогнутый
конец которого нанизывалась продолговатая бусина, а затем круглая бусинка.
Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы являются
неотъемлемой
частью
традиционной
культуры
малочисленных
народов
севера.
II. Работа над темой занятия.
Познакомившись
с
историей
бисера,
давайте
теперь
узнаем
какие
материалы, и инструменты нам понадобятся на занятии.
Для
работы
нам
понадобится
бисер
или
стеклярус,
проволока
для
плетения, ножницы, клей.
Бисером
называют
небольшие
стеклянные,
металлические
или
пластмассовые шарики со сквозным отверстием. Форма бисера может быть
различной: овальной, круглой, цилиндрической, с гранями.
Рубкой называют бисеринки цилиндрической формы длина и ширина,
которых равны.
Очень увлекательное и интересное занятие – изготовление дерева из
бисера. Таким деревом можно украсить дом, подарить друзьям или родным.
Бисерное деревце можно сделать из камней, бусинок, бисеринок, монеток и
других подобных материалов. Цветовая гамма может быть разнообразной.
Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления бисерного дерева,
могут быть самые разнообразные. Сегодня я предлагаю изготовить дерево, в
технике петельное плетение. Очень часто такая техника используется для
изготовления
веточек
бисерных
деревьев.
Это
самая
простая
и
очень
распространенная техника.
Для поделок в этой технике потребуется бисер и проволока.
Рассмотрим петельную технику на примере изготовления небольшого
деревца.
Прежде чем приступить к выполнению практической работы, давайте
вспомним правила техники безопасной работы с ножницами:
Техника безопасности:
Осторожное
обращение
с
ножницами:
ножницы
кладут
на
стол,
сомкнув лезвия и кольцами к себе;
Во время работы не отвлекаться, не мешать соседу;
Передавать ножницы сомкнутыми, кольцами от себя;
Сообщать педагогу о всех неполадках и проблемах.
Релаксация: (Звучит приятная музыка). Перед началом работы предлагаю вам
своеобразную гимнастику. Сядьте так, чтобы вам было удобно, опустите
руки,
вытяните
ноги,
закройте
глаза
и
представьте
сказочный
лес,
с
цветущими деревьями и красочными плодами, приносящими всем, кто их
пробовал счастье, и что вы при этом испытывали, что чувствовали? В какой
цвет вы бы окрасили своё состояние? Запечатлейте это в памяти, а теперь
самые счастливые дни в вашей жизни. Какие цвета вы используете для
описания своих чувств? Откройте глаза, обдумайте ещё раз предстоящую
работу.
Ребята, перед вами лежат проволока, цветной бисер и схемы, по которым
вы будете создавать цветы и бабочки. Эта работа не только индивидуальная,
но и творческая. Ваша задача применить ваши знания о сочетании различных
цветов при плетении деревьев.
Приступайте к работе, примените фантазию и умение. Удачи!
III. Практическая работа.
Изготовление веточки.
1. Вначале нанизываем на проволоку нужное для данного элемента поделки
количество бисеринок и сгибаем проволоку с нанизанным на нее бисером в
форме петельки.
2. Одной рукой прижимаем бисеринки друг к другу в нижней части петли,
чтобы они не слетели с проволоки, а другой рукой скручиваем друг с другом
концы проволоки под петелькой.Скручиваем проволоку у его основания два-
три раза.
3. Далее пропускаем 0,5 см проволоки, опять отделяем 5-7 бисеринок и
закручиваем два раза и т.д. На ветке можно сделать от 10 до 17 маленьких
листиков
4. Оставляем 5-10 см свободной проволоки. Отрезаем проволочную заготовку
с
листиками.
Делим
пополам
получившуюся
веточку,
оставляем
один
(средний)
листик
вверху
и
аккуратно
скручиваем
половинки.
Листики
располагаются
примерно
один
напротив
другого.
Не
стоит
добиваться
строгой симметрии – придадим веточке естественный вид
5. Делаем таких веточек 6-7штук.
6. Можно соединить эти веточки между собой по три, по четыре и т.д. А
можно прикрепить сразу же к стебельку. Для стебля можно использовать
проволоку большим диаметром или тонкие веточки деревьев.
7. Составляем композицию, получаем деревце или кустик. Можно обернуть
стебель
клейкой
бумажной
лентой
для
искусственных
цветов,
чтобы
замаскировать места проволочных соединений.
8. Нижний край – корни дерева – мы закручиваем так, чтобы они легко
помещались в вазочку. Сразу можно отрегулировать высоту деревца.
9. Разводим гипс или алебастр водой и наливаем его в подготовленную
вазочку (керамический горшочек).
10. Устанавливаем деревце. Придерживая его, ждём, пока гипс или алебастр
не затвердеет.
11. Наливаем сверху немного клея ПВА и засыпаем бисером, бусинками,
камешками, мхом и т.д.
IV. Итог занятия.
Анализ выполненных работ.
Ребята, ваши деревья готовы. Какие яркие и красочные они получились.
Я
уверенна,
всем
понравилась
наша
работа!
Молодцы,
вы
отлично
справились
с
заданием.
Уверенна,
вы
теперь
самостоятельно
сможете
выполнить подобную работу, применяя полученные знания.