Напоминание

Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста


Автор: Татукова Оксана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 14 г.Горно–Алтайска"
Населённый пункт: Республика Алтай, г.Горно–Алтайск
Наименование материала: статья
Тема: Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование дидактических игр при

формировании элементарных математических

представлений у детей среднего дошкольного возраста

МАДОУ «Детский сад № 14 г.Горно-Алтайска»

Воспитатель Татукова Оксана Ивановна

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного

образования

(далее ФГОС ДО) и

требования

к

обновлению

содержания

дошкольного

образования,

а

также Федеральный закон «Об образовании в

Российской Федерации» от

29

декабря

2012

г.

N

273–ФЗ

предъявляют

достаточно

серьёзные

требования

к

познавательному

развитию

дошкольников,

частью

которого

является

формирование

математических

представлений у дошкольников. Ведущим видом деятельности в дошкольном

возрасте является игра. Но в практике в средней группе она недостаточно

используется педагогами. В связи с этим нас заинтересовала следующая

проблема:

использование

дидактических

игр

при

формировании

элементарных

математических

представлений

(далее

ФЭМП)

у

детей

среднего дошкольного возраста.

Анализ

состояния

у

дошкольников

по

формированию

элементарных

математических представлений приводит многих специалистов дошкольной

педагогики (В.Н. Аванесова, О.М. Дьяченко, З.А. Михайлова, А.А. Столяра и

др.) к выводу о необходимости реализации функции формирования новых

знаний, представлений, способов познавательной деятельности и вместе с

тем ФЭМП через дидактические игры. Речь идёт об обучении дошкольников

через игру.

Учёт

возрастных

особенностей

при

овладении

детьми

способами

практических

действий,

при

усвоении

ими

математических

связей

и

закономерностей, преемственность в развитии математических способностей

являются

ведущими

принципами

в

формировании

математических

представлений. ФЭМП и целенаправленное математическое развитие ребёнка

дошкольного

возраста

предполагает,

прежде

всего,

воспитание

у

него

привычки логически аргументировать свои действия.

Обучение

ребенка

в

раннем

возрасте

очень

полезно,

поскольку

оно

способствует

развитию

ребенка

в

познавательной

сфере,

можно

немного

забегать

вперед,

чтобы

дошкольники

смогли

приложить

усилия

для

овладения

математическим

материалом.

Когда

дошкольника

впервые

знакомят

со

счетом,

то

ребенок

старается

механически

запомнить

этот

процесс, поскольку он еще не знает и не понимает, для чего его обучают;

знакомство с изображениями чисел проходит длительный этап, поскольку

нужно познакомить ребенка не только с самой цифрой, но и тем, что же она

обозначает.

Игровому методу во время образовательной деятельности отводиться

большая роль, на всех ступенях дошкольного образования.

Дидактическая

игра

это

сложное,

многогранное

явление.

В

дидактических

играх

происходит

не

только

усвоение

учебных

заданий,

умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их

эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра

помогает

сделать

учебный

материал

увлекательным,

создать

радостное

рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном

процессе облегчает его, т.к. игровая деятельность привычна ребенку. Через

игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции

облегчают процесс познания. Сущность дидактических игр заключается в

том,

что

детям

предлагается

решить

умственные

задачи,

составленные

взрослыми

в

занимательной

и

игровой

форме.

Их

цель

содействовать

формированию

познавательной

активности

ребенка.

Дидактическую

игру

используют не только как средство закрепления знаний, но и как одну из

форм

обучения. Формированию

у

детей

элементарных

математических

представлений

способствует

использование

разнообразных

дидактических

игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с

обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих

играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который

мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание,

память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют

над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся

самостоятельно

решать

игровые

задачи,

находить

лучший

способ

осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их

словом. Нередко игра служит поводом для сообщения детям новых знаний,

для расширения их кругозора.

Дидактические

игры

включаются

непосредственно

в

содержание

образовательной

деятельности

как

одного

из

средств

реализации

программных задач. Место дидактической игры в структуре образовательной

деятельности

по

формированию

элементарных

математиче ских

представлений

определяется

возрастом

детей,

целью,

назначением,

содержанием образовательной деятельности. Она может быть использована в

качестве

учебного

задания,

упражнения,

направленного

на

выполнение

конкретной задачи формирования представлений.

Бондаренко А.К. все дидактические игры предлагает разделить на три

основных вида:

игры с предметами (игрушками, природным материалом);

настольно–печатные;

словесные игры.

Правильное руководство очень важно для проведения дидактической

игры.Успешное руководство дидактическими играми предполагает: отбор и

продумывание

их

программного

содержания,

чёткое

определение

задач,

определение

места

и

роли

в

целостном

воспитательном

процессе,

взаимодействие с другими играми и формами образовательной деятельности.

Оно

должно

быть

направлено

на

развитие

и

поощрение

познавательной

активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных

способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные

отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

У детей среднего дошкольного возраста имеется некоторый опыт совместных

игр, здесь воспитатель принимает непосредственное участие в дидактических

играх. Он учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей,

постепенно

подводит

их

к

умению

следить

за

действиями

и

словами

товарищей.

Для детей от 4 до 5 лет характерны большая устойчивость внимания,

интенсивное развитие преднамеренного запоминания и припоминания, более

совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают

различать

довольно

сложные

формы

предметов,

звукосочетания.

В

этом

возрасте

увеличивается

запас

слов,

развивается

мышление:

наряду

с

обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы

по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные

связи в знакомых явлениях.

Исходя

из

возрастных

особенностей

детей,

воспитатель

отбирает

дидактические игры, способствующие развитию личности ребёнка. Широко

используются игры, в процессе которых закрепляются, уточняются знания о

свойствах предметов, их назначении.

В

процессе

игры

необходимо

сохранить

эмоциональное

настроение

детей, переживание радости от игры и удовлетворение от ее результатов.

Воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы

выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем воспитатель может

предложить детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом

игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях. Заканчивая

игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать

радостную

перспективу.

Воспитатель

разрабатывает

варианты

знакомых

детям игр и создаёт новые полезные и увлекательные дидактические игры.

Таким образом, мы можем отметить, что только те дидактические игры

могут

оказывать

полноценное

влияние

на

ребенка,

которые

составлены

согласно

структуре

самой

дидактической

игры.

Если

воспитатель

при

использовании

дидактических

игр

использует

такую

структуру,

то

дети

ощутят

всё

положительное

воздействие

дидактической

игры.

Владея

методикой

руководства

дидактическими

играми

дошкольников,

педагог

может

решать

самые

разнообразные

задачи

воспитания,

обучения

и

развития детей.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!