Напоминание

«Особенности формирования связной речи у детей с нарушениями слуха и речи посредством художественной литературы»


Авторы: Чернуха Евгения Николаевна, Рябова Марина Владимировна
Должность: учитель–дефектолог, учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №853
Населённый пункт: Город Москва, город Зеленоград
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности формирования связной речи у детей с нарушениями слуха и речи посредством художественной литературы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования города Москвы

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«ШКОЛА № 853»

Статья по теме:

«Особенности формирования связной речи у

«Особенности формирования связной речи у

детей с нарушениями слуха и речи

детей с нарушениями слуха и речи

посредством художественной

посредством художественной

литературы»

литературы»

Подготовили:

Учитель – логопед: Рябова М.В.

Учитель – дефектолог: Чернуха Е.Н.

1.

Вступительное слово.

Художественная

литература

развивает

мышление

и

воображение

ребенка,

обогащает

его

эмоции,

дает

прекрасные

образы

русского

литературного

языка.

Художественное слово, как отмечает Карпинская Н.С.,

воздействует не только на

сознание,

но

и

на

чувства

и

поступки

ребёнка,

развивает

его

восприимчивость,

эмоциональность.

Использование

детской

художественной

литературы

в

коррекционно-речевой

работе

является

доступным,

эффективным,

увлекательным

для

детей

и

взрослых

способом взаимодействия.

В

«Федеральных

государственных

требованиях

к

структуре

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования»

выделяется

особая

образовательная

область

-

"Чтение

художественной

литературы".

Также

данная

образовательная

область

выделяется

в

разных

адаптированных

образовательных

п р о г р а м м а х ,

п р и м е н я е м ы х

в

р а б о т е

с

д е т ь м и

с

О В З .

Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы"

направлено

на

достижение

цели

формирования

интереса

и

потребности

в

чтении

( в о с п р и я т и и )

к н и г

ч е р е з

р е ш е н и е

с л е д у ю щ и х

з а д а ч :

-

формирование

целостной

картины

мира,

в

том

числе

первичных

ценностных

представлений;

-

р а з в и т и е

л и т е р а т у р н о й

р е ч и ;

-

приобщение

к

словесному

искусству,

в

том

числе

развитие

художественного

восприятия и эстетического вкуса.

А.В.Запорожец считал, что восприятие литературного произведения – сложная

психическая

деятельность,

заключающаяся

в

единстве

протекания

познавательных,

образных

и

эмоционально-волевых

процессов.

Между

этими

процессами

и

литературным произведением существует взаимопроникающая связь: с одной стороны

психические процессы обеспечивают восприятие текста в полном объеме, с другой

стороны

работа

над

текстом

позволяет

развивать

психические

процессы.

2.Особенности

восприятия

художественных

произведений

детьми

дошкольного

возраста с ОНР и с нарушением слуха.

Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи и с детьми с нарушениями слуха

явно

видишь,

что познавательные психические

процессы

такие

как:

ощущение,

воображение,

внимание,

восприятие,

память,

мышление,

речь,

представление,

чувствительность недостаточно сформированы.

Поэтому, при ознакомлении детей с художественными произведениями следует

учитывать следующее:

Данная категория детей:

- может понять не всё услышанное;

- дети не могут анализировать произведения, плохо устанавливают причинно-

следственные связи;

- они не могут самостоятельно оценить мотив поступков героев, а видят только действия

и результат;

- часто не могут уловить смысла содержания, т.к. таких детей привлекает форма, ритм

произведения, мелодика речи рассказчика;

- не могут представить изложенное в произведении (плохо развито воображение),

требуется подкрепление восприятия текста в виде иллюстраций, демонстраций действий;

- не могут выслушивать до конца объемные произведения;

- у них недостаточный интерес к самому слову, больше привлекает сюжет;

- не могут выразить вербально (словами) свои впечатления и чувства.

При ознакомлении с художественной литературой детей дошкольного возраста с

данными нарушениями ставятся следующие задачи:

- формировать интерес к художественному слову, к книге;

- обогащать литературный опыт, знакомить с разными литературными жанрами;

- обогащать жизненный опыт детей знаниями, представлениями, расширять кругозор;

- учить устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий,

помогать проникать в подтекст произведения;

- учить правильно оценивать поступки героев, подводить к пониманию мотивов. Учить

видеть не только поступки и действия героев, но и мысли, и чувства;

- учить формулировать высказывания, обосновывать свое личное отношение, выражать

свои впечатления;

- формировать воображение (помогая представлять персонажей и сцены художественного

действа с помощью иллюстраций и игрушек) и развивать воображение (организуя

рисование героев, сцен, обложек произведений);

- воспитывать активное эмоциональное отношение к произведению, учить сопереживать

героям.

Все эти задачи решаются через разные формы работы:

- специально организованные занятия по ознакомлению с художественной литературой;

- деятельность вне занятий: чтение книг, драматизации, конкурсы, викторины,

развлечения;

- работа в «Книжном уголке»;

- работа с родителями.

Нами разработаны рекомендации педагогу к проведению работы по ознакомлению с

художественной литературой детей с ОНР и нарушениями слуха:

1) Произведение не должно изобиловать незнакомыми словами. Произведение нельзя

превращать в источник новых слов. Следует провести предварительную словарную

работу, либо заменить слова на знакомые и понятные (раскрыть семантику слова (значение

и смысл)).

2) Педагог должен обращать внимание на правильность построения фраз при ответе.

Следить за своей речью и речью детей.

3) Сказки лучше рассказывать, а не читать. Личностный зрительный контакт даёт эффект

лучшего восприятия произведения.

4) Использовать эффективные приемы работы:

- вопросы, содержащие часть ответа (вначале учебного года, с вновь поступившими

детьми, детьми, имеющими тяжелую степень нарушения). Рекомендуем задавать такие

вопросы: Например, «Какие в этой сказке звери: злые, сердитые или добрые,

гостеприимные?»

Необходимо использовать:

- моделирование символами,

- использование наглядных схем,

- использование рисунков детей (дети сначала нарисовали, а затем рассказывают и

показывают соответствующий рисунок).

5) Правильно подбирать произведения.

Произведение должно:

- соответствовать возрасту детей (опираемся на «Программу…»)

- иметь художественную ценность.

- дидактическую целесообразность (соответствовать задачам воспитания и обучения,

лексической теме).

Существенный элемент художественного исполнения текста - логика чтения.

Логическое ударение – это выделение наиболее важного в смысловом отношении слова.

Фраза, прочитанная без выделения голосом слова, несущего основной смысл, звучит

неясно, смысловое содержание фразы в этом случае не доходит до сознания ребенка-

слушателя. Станиславский писал: «Ударение – указательный палец, отмечающий самое

главное слово во фразе или в тексте. В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя

сущность, главные моменты подтекста. Логическое ударение передаётся:

- усилением голоса,

- повышением и понижением его;

- замедлением темпа или паузой перед выделяемым словом.

Логическим ударением может быть выделено любое слово предложения в

зависимости от того, на что именно хочет обратить внимание слушателей, говорящий

человек.

Важна интонационная выразительность. Интонация говорящего зависит от его

стремления предельно ясно передать свою мысль и чувства слушателю, с тем, чтобы

воздействовать на него. Когда человек говорит от себя, своими словами он не заботиться

об интонации, она рождается непроизвольно, так как говорящий выражает свои мысли и

чувства.

Поговорим о жанрах, используемых в детском саду.

Сказка – одно из важнейших литературных жанров, с которым ребенок знакомиться в

детском саду.

К.Д.Ушинский считал сказку замечательным методом воздействия на ребенка: «Это –

первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-

нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Сказка

имеет

традиционные

приемы

повествования:

повторность

действия,

наличие

рифмованных

фраз,

песенок,

действенность

диалога,

меткие

прозвища

героев.

Потешки. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом самый ранний этап жизни

ребенка. Спокойный ритм колыбельных успокаивает ребенка, веселая потешка его радует.

Потешки нередко сопровождаются движениями. Поэтому их можно использовать для

п р о в е д е н и я

д и н а м и ч е с к и х

п а у з

н а

з а н я т и я х

и

в н е

з а н я т и й .

Стихи. Стихи развивают способность думать образами, обогащают речь ребенка новыми

словами, эпитетами, не используемые, в обычной жизни. Если ребенок их запоминает, то

его речь становится богаче. Вывод следует заучивать стихи с детьми, так как это мощное

средство обучения. Однако каким образом же вовлечь малыша в заучивание стихов?

Есть несколько советов:

- не следует учить стих, значение которого малышу не понятно. Не понимая даже только

одно – два слова, малыш не сумеет его запомнить, не прилагая усилий. Приступая к

заучиванию стихотворения приходится разъяснить ребенку смысл каждого слова;

- стих должен соответствовать возрасту ребенка;

- после того как ребенок поймет смысл, надо прочитать стихотворение медленно,

выразительно с интонацией, чтоб ребенок представил образы стихотворения;

- стихи ребенок должен воспроизводить точно – соблюдая ритм, делая логические

акценты;

- надо облегчить запоминание (например, можно использовать метод заучивания текстов

по графическим рисункам).

Рассказ – один из распространенных литературных жанров, широко используемых в

детском саду. Они знакомят детей с окружающим миром, с явлениями общественной

жизни, учат правилам поведения, развивают интерес к природе, помогают оценивать

поступки людей, воспитывают любовь к Родине, учат честности, смелости и другим

положительным качествам.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного,

нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на

развитие и обогащение речи ребенка.

Организация предметно-развивающей среды.

Необходимым условием успешной работы является также насыщение и грамотная

организация развивающего образовательного пространства, среды.

Условно оборудование для организации театрализованных игр можно поделить на

следующие:

- театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые

персонажи и т.д.);

- дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный

аппарат, занавеси и т.д.;

- декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвижной основой или

статические, нарисованные, сконструированные);

- элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты);

- информационный материал: афиши, объявления, билеты, пригласительные открытки;

- дополнительное оборудование для работы с детьми, имеющими нарушения слуха:

А) демонстрационный материал (литература по сказкам в разном художественном

исполнении, диафильмы, мультфильмы и видеофильмы, видеозаписи спектаклей и т.д.);

Б) таблицы по содержанию сказок с адаптированным текстом и условные обозначения

(модели) к ним для облечения понимания диалоговой речи в тексте.

В) специальная мебель для оборудования театральных зон (не обязательно).

Как же проводится работа в нашем учреждении по развитию связной речи через

ознакомления с художественными произведениями.

Этапы работы со сказкой

С.Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда

считаться художественным, если его можно разыгрывать как пьесу, или превратить в

бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые предложения. Ребенок с

удовольствием будет сначала слушать и смотреть, а потом и сам показывать сказку,

старясь подражать речи персонажей (голосом, интонациями).

Работа

по

организации

театрализованных

игр

с

детьми

дошкольного

возраста

осуществляется

поэтапно,

от

простого

к

сложному,

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных особенностей.

На

первом

этапе

осуществляется

знакомство

детей

с

сюжетом

сказки

через

рассматривание

иллюстраций

в

разном

художественном

исполнении,

выделяя

персонажей. Знакомство с персонажами продолжается и в режимных моментах, для этого

в группе размещаются игрушки в виде сказочных героев, художественная

литературу, раскраски по сюжету сказки и т.д.

В

непосредственно

образовательной

деятельности,

в

игре

и/или

практической

деятельности

детям

даются

понятия,

о

которых

у

большинства

из

них

еще

не

сформировано

представление.

Например,

познакомить

детей

с

овощем

репа:

дать

первоначальное

представление

о

нем

(форме,

цвете,

применении),

стараясь

по

возможности

использовать

все

виды

ощущений

у

детей.

Каждый

ребенок

должен

увидеть, ощупать, понюхать и попробовать овощ на вкус. Смысловая сторона некоторых

слов (посадил, заблудилась, тянет, катится и т.д.) раскрывается только в практической

деятельности. Можно привлечь детей к посадке лука, цветочной рассады в землю.

Совместно с детьми замесить тесто для колобков, перечисляя продукты питания, которые

необходимы для этого, затем разделить готовое тесто на всех детей и предложить

каждому ребенку скатать свой колобок, вставляя вместо глаз, носа и рта изюминки.

Выпечь колобки можно на кухне, а затем понюхать и попробовать на вкус.

В

совместной

деятельности,

дидактических

играх

и

в

режимных

моментах

формируются понятия о форме, величине, вкусе, качестве предметов из сказки (Колобок

– круглый, вкусный, медведь – большой, медвежонок – маленький и т.д.). В режимные

моменты обратить внимание на помятую кровать, формировать понятия: сломала, все

съела, вкусно, не вкусно.

Одно из особенностей работы с детьми с нарушением слуха и речи является то, что

тексты и названия некоторых персонажей адаптируются для понимания их детьми: баба,

дед, Маша (вместо внучка), собака, кошка (вместо Жучка и Мурка).

Второй этап работы – более глубокое, детальное ознакомление с содержанием

сказок.

Совместно

с

учителем-дефектологом

содержание

сказки

анализируется

и

адаптируется

с

точки

зрения

их

педагогической

и

познавательной

ценности,

соответственно уровню развития и возрасту детей. Рассказывание сказки с постепенным

усложнением:

- рассказывание сказки с опорой на таблицы с адаптированным текстом и параллельным

показом настольно-плоскостного театра, театра игрушек;

- закрепление содержания и последовательности сюжета сказки через рассматривание

книжек с адаптированным текстом, просмотр диафильмов, мультимедийных презентаций

по сюжету сказки, мультфильмов и видео спектаклей.

Данная работа позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать

различные

ситуации.

Таким

образом,

дети

воспринимают

сказку

несколько

раз,

постепенно усваивая и запоминая ее.

Параллельно с театрализованными играми необходимо продолжать активизировать

и усложнять словарь по теме сказки.

Закреплять содержание, последовательность

сказки,

названия

персонажей

через

продуктивные

виды

деятельности.

Совместная

деятельность

такого

характера

вызывает

у

детей

неизменный

интерес

и

активное

участие. Дети передают в своих работах различные предметы, эпизоды из сказок, лепят

фигурки отдельных персонажей и целые сценки.

В

дальнейшем

необходимо

обеспечить

возможность

детям

самостоятельного

обыгрывания

сказки.

Обогащение

игрового

опыта

возможно

только

при

условии

развития специальных игровых умений.

Третий этап работы заключается в участии в играх-драматизациях самих детей. Это

наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой образец. Для того

чтобы подойти к самостоятельной импровизации сказок дети должны освоить элементы

перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми.

Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над

ролью, вести себя на сцене непринужденно, нужна специальная актерская тренировка.

Для этого проводятся игры с творческими заданиями, которые заключают в себя все

виды театра. Такие игры проводятся на протяжении всех обучающих этапов. Их цель –

помочь детям овладеть следующими средствами образной выразительности:

1.

Интонации. Проводится индивидуальная работа над интонацией, добиваясь

выразительности речи. Задание: «Как кричит кошка?» «Мяу-мяу» (протяжно). «Как

кричит собака?» «Ав-ав!» (громко). «Как кричит мышка?» «Пи-пи» (тихо).

2.

Позы

Детям

предлагается

позой

изобразить

различных

героев

сказки

(старый дед сгорбился, заяц сложил лапки у груди и готов к прыжку…)

3.

Жесты. Начинают с простых сценических заданий: как жестом показать

состояние или ощущение человека (колобок горячий, заяц боится, вкусный колобок и

т.д.); следующие упражнения могут включать несколько действий (посадил репу, испеки

колобок и т.д.)

4.

Мимика. Учить детей по выражению лица (глаза, брови, губы) определять

настроение

героев

сказки.

С

помощью

мимики

предложить

детям

выразить

свое

эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (лиса съела вкусный

колобок, дед устал, хитрая лиса, сердитый волк, боязливый заяц).

5.

Пантомимика. В ней сочетаются пластические позы, жесты, мимика. Детям

предлагается выбрать роль любого персонажа, не называя его, показать. Остальные дети

угадывают. На музыкальных занятиях совместно с музыкальным руководителем детям

можно

давать

задания

под

музыкальное

сопровождение:

пробежать

как

кошка

или

мышка. Использовать музыкальные загадки: «Кто идет?» - «Медведь». «Покажи!»

После того, как дети достаточное время поупражнялись над актерской техникой,

предлагается самая сложная, но самая интересная игра – драматизация.

Работа со стихами, рассказами.

Дети с речевыми нарушениями и с нарушениям слуха не любят учить стихи, не

владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них

большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание

носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство —

исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго,

необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ,

сохранившейся

у

ребёнка

после

прослушивания,

сопровождающегося

просмотром

рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти),

позволяет значительно быстрее вспомнить текст. Эффективным коррекционным средством

при обучении заучиванию текстов дошкольников с ОНР служат приёмы мнемотехники а

именно составление мнемотаблиц.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

У детей с речевой патологией, с нарушением слуха особенно важно развивать

наглядно

образное

мышление,

используя

символы,

схемы,

которые

лежат

в

основе

образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих

объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Таким образом, приём символизации

это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи

информации, требующей дословного повторения (например в стихах).

Овладение

приемами

работы

с

мнемотаблицами

значительно

сокращает

время

обучения.

Для

разучивания

каждого

стихотворения

разрабатывается

и

составляется

своямнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на

каждую строчку). И так, шаг за шагом, создается мнемотаблица. Следующий этап работы

с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения.

Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и

предоставляется возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. Ведь одно

из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти

графики».

Этапы работы над стихотворением:

- выразительно читаем стихотворение;

- сообщаем, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает

стихотворение с опорой на мнемотаблицу;

- задаём вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную

мысль;

- выясняем, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для

ребенка форме;

- читаем отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на

мнемотаблицу;

- рассказываем стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

«К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот откроет рот».

(экскаватор)

Пересказ рассказа Л.Толстого "Косточка" с опорой на мнемотаблицу.

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке.

Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось

съесть. Он всё ходил вокруг слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался,

схватил одну сливу и съел. Перед обедом мама сочла сливы и видит – одной нет. Она

сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто – нибудь одну сливу?

Все сказали, что нет. Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто – нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах

есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку. То через день умрет. Я

этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

Все засмеялись, а Ваня заплакал.

Для

работы

с

текстами

повествовательного

и

описательного

содержания

нами

используется методика В.К. Воробьёвой. Мы стараемся подобрать к каждой лексической

теме художественные произведения, соответствующим возможностям восприятия ребёнка.

И эта методика позволяет ребенку легче осмыслить, запомнить содержание текста и

пересказать.

Педагоги тесно взаимодействуют с родителями и в помощь для них специалистами

составлена картотека художественных произведений, рекомендуемых для чтения дома.

Эта картотека разработана для детей старшего дошкольного возраста. С помощью этих

произведений идёт обогащение словаря и расширение кругозора ребёнка.

Тесное сотрудничество с родителями это необходимое условие в нашей работе.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!