Автор: Амельченко Татьяна Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: СРЦ " Маленькиц принц "
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Социально–коммуникативное развитие детей младшего возраста
Раздел: дошкольное образование
Социально-коммуникативное развитие детей младшего возраста
Социально
–
коммуникативное
развитие -это
«процесс
усвоения
и
дальнейшего
развития
индивидом
социально-культурного
опыта,
необходимого для его включения в систему общественных отношений».
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности;
-
формирование
позитивных
установок
к
различным
видам
труда
и
творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе).
Социализация,
развитие
ребенка
в
общении
и
в
нравственном
воспитании.
Основные цели и задачи:
Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.
Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей.
Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с
товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Приучать детей к вежливости (учить, здороваться, прощаться, благодарить за
помощь).
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
Формирование образа Я.
Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как
играют с ребенком и пр.), о Родине, о родном крае, флаге, гербе, уважении к
защитникам отечества.
Обращать
их
внимание
на
красоту
и
удобство
оформления
групповой
комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель,
новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими
картинками).
Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий,
подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску строений.
Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать
чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам,
книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости
каждого ребенка.
Формировать
уважительное
отношение
к
взрослым
людям,
их
труду;
напоминать их имена и отчества.
Родная
страна. Формировать
интерес
к
малой
родине
и
первичные
представления о ней.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Педагог особое внимание уделяет формированию культурно- гигиенических
навыков, т.к. они составляют основу дальнейшей самостоятельности детей,
учит детей заворачивать рукава и самостоятельно мыть руки, намыливая их
мылом;
причесываться,
правильно
пользоваться
полотенцем,
туалетной
бумагой, носовым платком; поясняет, почему нужно использовать только свои
предметы гигиены и туалета. Дети одеваются и раздеваются в определенной
последовательности
(с
небольшой
помощью
взрослого);
расстегивают
и
застегивают пуговицы на одежде (спереди), самостоятельно расшнуровывают
и
расстегивают
обувь,
обуваются
с
небольшой
помощью
взрослого;
стараются не пачкать одежду и быть опрятными. Во время приема пищи
правильно пользуются столовой и чайной ложками, полощут рот после еды.
Общественно-полезный труд.
Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать
небольшие трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению
элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для
лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского
сада.
Во
второй
половине
года
начинать
формировать
у
детей
умения,
необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду:
раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и
т.п.).
Труд в природе.
Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями в группе, протирать
влажной тряпочкой листья; объяснять, что растения, как и люди, тоже хотят
пить, без воды они погибнут.
В зимнее время расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.
Уважение к труду взрослых.
Формировать положительное отношение к труду взрослых.
Рассказывать
детям
о
понятных
им
профессиях
(воспитатель,
помощник
воспитателя,
музыкальный
руководитель,
врач,
продавец,
повар,
шофер,
строитель). О том, что должны знать и уметь люди разных профессий, чтобы
справляться со своими заданиями (как лечить болезни, как водить машину и
т.п.). Подводить к пониманию социальной направленность труда и пояснять,
что детям нужно много узнать, прежде чем они смогут начать работать,
поддерживать у детей интерес и желание самим участвовать в трудовой
деятельности вместе с взрослыми (педагогом, родителями).
Формирование основ безопасности.
Безопасное поведение в природе.
Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой
природе.
Знакомить
с
правилами
поведения
в
природе
(не
рвать
без
надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.), в
общественных местах. Знакомить воспитанников с правилами безопасности,
которые
необходимо
соблюдать
в
помещении.
С
учетом
возрастных
особенностей,
акцент
делается
не
на
ознакомление
с
последствиями
нарушения правил, а на формирование тактики избегания опасных ситуаций,
знакомит
с
правилами
поведения
в
общественных
местах.
Основное
внимание обращается на необходимость сохранения контакта с взрослыми,
нарушения правил, и на формирование тактики избегания опасных ситуаций.
Безопасность
на
дорогах. Расширять
ориентировку
в
окружающем
пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения.
Учить
различать
проезжую
часть
дороги,
тротуар,
понимать
значение
зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах
(переходить
дорогу,
держась
за
руку
взрослого).
Знакомить
с
работой
водителя.