"Организационно-методические основы проведения походов и экскурсий в природу с детьми дошкольного возраста"
Автор: Гранже Надежда Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ № 314 Населённый пункт: Республика Татарстан, город Казань Наименование материала: статья Тема: "Организационно-методические основы проведения походов и экскурсий в природу с детьми дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Организационно-методические основы проведения походов и экскурсий в
природу с детьми дошкольного возраста
В целях получения позитивных результатов, вся экскурсионная работа
должна заранее планироваться. В каждом дошкольном учреждении определяют
объекты природы, ознакомление с которыми целесообразно осуществлять на
экскурсиях и в походах. Описание маршрутов экскурсий и походов в природу,
отмечает
Куликова
Т.А.,
находится
в
методическом
кабинете
дошкольного
учреждения.
При
планировании
системы
экскурсий
и
походов
необходимо
также
придерживаться следующих принципов:
- экскурсии и походы в природу должны обеспечить первоначальное
целостное восприятие предметов и явлений природы;
- повторные экскурсии следует проводить тогда, когда в наблюдаемых
объектах происходят заметные изменения;
- расширение содержания знаний, предлагаемых детям на последующей
экскурсии
должно
осуществляться
за
счет
расширения
круга
наблюдаемых
предметов и явлений, а также за счет углубления и конкретизации информации
об уже знакомых предметах и явлениях;
- должна прослеживаться четкая взаимосвязь между спланированными
экскурсиями и походами в природу;
- на экскурсиях и в походах воспитательные, обучающие и развивающие
задачи должны решаться в единстве .
Результативность применения экскурсии и похода обеспечит грамотная
реализация педагогом - воспитателем всех их этапов.
Первым этапом экскурсии и похода является подготовительный этап.
Основная задача педагога на данном этапе – организовать детей, исходя из
уже имеющегося опыта, сформулировать цели и задачи, которые необходимо
решить на предстоящей экскурсии.
В подготовительный этап входят подготовка педагога и подготовка детей.
Педагог,
в
соответствии
с
программными
задачами
заранее
намечает
тему
экскурсии,
определяет
её
программное
содержание,
сроки
проведения.
Накануне педагог осматривает место, куда планирует повести детей, знакомится
с состоянием объектов, уточняет объём знаний для усвоения, формулирует
примерные
вопросы,
продумывает
содержание
пояснений,
подбирает
фрагменты
стихотворений,
пословицы,
поговорки.
Определяется
маршрут
экскурсии, размещение детей для наблюдений, отдыха и игр.
Большое значение на этом этапе будет иметь стимуляция положительного
эмоционального настроя детей, воздействие на их чувства. Воспитатель заранее
сообщает детям о экскурсии и её цели, сообщает новые, интересные для детей
сведения о объектах и явлениях, с которыми им предстоит встретиться .
В отличие от экскурсии поход – это комплексное мероприятие не только
по
сочетанию
задач
и
видов
деятельности,
но,
прежде
всего
по
своей
организации.
Его
планируют,
готовят,
обдумывают
несколько
взрослых
—
эколог, воспитатель физкультуры, медсестра, методист и воспитатель группы.
Совместно они разрабатывают план и сценарий похода, определяют маршрут и
решение разных задач по мере его прохождения.
Воспитатель
вместе
с
экологом
и
методистом
продумывают,
какие
наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие
значимые экологические объекты показать на маршруте.
Инструктор по физвоспитанию и медсестра обдумывают безопасность
похода,
физкультурно-оздоровительные
включения,
организацию
отдыха
и
питания.
Эколог
планирует
показать
детям
лес
как
сообщество,
продумывает
заранее, в каких местах и на каких примерах можно продемонстрировать его
«этажи», взаимосвязь обитателей, цепи питания.
Природное
окружение
должно
быть
хорошо
обследовано
и
изучено
взрослыми, что позволит точно составить маршрут, спланировать время и место
остановок, отдыха, привала, позволит определить содержание наблюдений и
других видов деятельности. Подготовка к походу начинается за несколько дней:
воспитатель сообщает детям, куда они пойдут, с какой целью. Предлагает им
начать
сборы:
подобрать
рюкзак
или
поясную
сумку,
перчатки
для
труда,
спортивную обувь и головной убор от солнца, пакет для сбора интересного
природного материала, небольшой сухой паек. Так же воспитатель рассказывает
детям, как взрослые готовятся к походу.
Ценной является работа с детьми по карте-схеме: вместе с педагогом они
прослеживают маршрут, обсуждают, что можно увидеть, кого можно встретить,
вспоминают правила поведения на природе, правила безопасности и туризма.
Взрослые, которые пойдут с детьми, продумывают свои взаимоотношения и
распределяют функции, обсуждают весь сценарий похода — сколько длится
первый
и
последующие
переходы,
где
будут
остановки,
чем
они
будут
заполнены, как пройдут привал, уборка территории, питание и возвращение .
Чем тщательнее экскурсия или поход будет подготовлен взрослыми, тем
ярче и насыщеннее будут детские впечатления, тем больше пользы принесет это
путешествие.
Начинается подготовительный этап за несколько дней до экскурсии и
похода. Завершается – непосредственно перед их началом.
Второй этап экскурсии и похода – это организация познавательной и
практической деятельности детей. Большое значение на этом этапе будет
иметь выбор воспитателем оптимальных методов работы с детьми. Необходимо
тщательно продумать, спланировать данный этап, синтетически, комплексно
выстроить возможные к использованию наглядные, словесные и практические
методы.
Стержнем
любой
экскурсии
и
похода
должно
стать
наблюдение,
сопровождающееся беседой .
Наблюдение объектов и явлений природы сопровождается пояснениями и
направляется вопросами воспитателя, которые условно можно разделить на три
типа:
- нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (название
предмета, его частей, качеств, свойств, действий);
- активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения,
обобщения;
-
стимулирующие
творческое
воображение,
побуждающие
к
самостоятельным выводам, рассуждениям.
Вопросы
первого
типа
преобладают
на
экскурсиях,
обеспечивающих
первоначальное ознакомление с явлениями, объектами природы, так как они
помогают детям уточнить свои представления, выразить свои знания в слове.
Широко
используются
и
вопросы
второго
типа,
активизирующие
познавательную деятельность детей и способствующие формированию у них
умственных действий. Удельный вес этих вопросов возрастает на повторных
экскурсиях,
когда
объектом
наблюдения
становятся
знакомые
предметы
и
явления, приобретшие лишь новые свойства и качества. Поэтому педагог часто
ставит
вопросы,
требующие
установления
связей,
отношений,
сравнения
прошлого состояния объекта, явления с настоящим.
Вопросы,
развивающие
творческое
воображение,
используются
в
основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так, зимой в
лиственном лесу воспитатель может задать им вопрос: как вы думаете, в каком
лесу сейчас светлее: в лиственном или хвойном? Почему?
Наблюдения, которые проводят воспитатель и эколог, не должны быть
длительными,
с
большими
пояснениями,
чтобы
не
утомлять
детей.
Более
уместно обращать внимание детей на интересные явления и задавать вопросы
проблемного характера, которые будут побуждать их самостоятельно искать
ответы и наблюдать.
Очень интересны походы и экскурсии в места, где есть водоемы: детей
можно
познакомить
с
водно-прибрежной
экосистемой,
показать
им,
кто
и
почему живет в воде, на берегу, как растения и животные связаны с этим
местом, приспособлены жить и в водной среде, и на побережье. Утки, лягушки,
стрекозы,
комары
дают
повод
для
наблюдений,
интересного
разговора
или
обсуждения. Как в лесу, так и возле воды детям можно показать растения,
которые
отсутствуют
на
участке
детского
сада:
тене
-
и
влаголюбивые,
лекарственные, редкие и охраняемые, ядовитые .
Так же большое значение приобретают практические методы – различные
игры с детьми, сбор природного материала, практическая природоохранная
деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для
птиц осенью или весной, ограждение муравейников в теплое время года. С
дошкольниками
может
быть
организована
уборка
и
очистка
от
лесного
и
бытового мусора своего постоянного места — тропы, поляны, лужайки. Это
мероприятие
имеет
огромное
воспитательное
значение.
Правильная
организация
этой
части
похода
очень
важна
—
взрослые
показывают
дошкольникам, как они сами относятся к природе, как любят ее, как заботятся о
доме, в котором живут все вместе .
При организации похода рекомендуется соблюдать следующие правила:
– во время следования дети идут в парах, соблюдая правила дорожного
движения;
– менее подготовленные дети, гиперактивные, а также те, которые легко
отвлекаются, идут впереди;
– взрослые идут так, чтобы держать в поле зрения всех детей;
– на месте стоянки следить за самочувствием и настроением детей;
– дети должны знать, что в походе необходимо выполнять требования
взрослых .
Третий
этап
–
заключительный.
Он
направлен
на
обобщение,
закрепление, систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в
ходе экскурсии и похода в природу, и охватывает всю последующую работу с
детьми. Большое значение на этом этапе будет иметь поддержание интереса
детей
к
полученной
информации,
стимуляция
потребности
выразить,
поделиться своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Решить эти задачи
можно, используя различные виды и формы организации продуктивных видов
детской деятельности (изобразительной, речевой и т.д.) .
А так же используются следующие приёмы:
- оформление материалов, принесённых из похода и с экскурсии (шишки,
жёлуди, камни, сухие листья и т.д.);
- оформление альбомов «Наш парк», «Кто живёт в лесу» и т.д.;
- оформление фотовыставок;
- обобщающие беседы;
- организация дидактических, подвижных, театрализованных и сюжетно-
ролевых игр.
Таким образом, походы и экскурсии в природу являются эффективным
средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется
гармоническое
развитие
всех
сторон
личности
дошкольника.
Но
оздоровительное,
воспитательное
и
развивающее
значение
для
детей
будут
иметь лишь те экскурсии и походы в природу, которые правильно подготовлены
и организованы.