Напоминание

Элективные курсы по физике 11 класс "Методы решения физических задач


Автор: Акулова Светлана Васильевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Белоберезковская сош №1
Населённый пункт: Трубчевского района Брянской области
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Элективные курсы по физике 11 класс "Методы решения физических задач
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ Белоберезковская СОШ № 1 Трубчевского района Брянской области

П Р И Н Я Т О на заседании

МО учителей______________

__________________________

№_____«____»__20 __г.

Руководитель МО

_________О.Н.Ласая

С О Г Л А С О В А Н О

«____»________20____г.

Зам.директора по УВР

__________Н.А.Шевцова

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

«__ _»__ 20____ г.

Директор школы

__________С.И.Буренкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по физике

«Методы решения физических задач»

11 класс

Акулова Светлана Васильевна,

учитель физики и математики

высшей квалификационной категории

п. Белая Березка, 2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11-ых классов составлена

на основе программы элективных курсов .Физика. Профильное обучение.9-11 классы.

/сост. В.А.Коровин- 3-е изд. М. Дрофа 2007г

Соответствует Федеральному образовательному стандарту среднего (полного) общего

образования по физике и государственной программе по физике.

Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) согласно Учебному плану школы.

Учебно-методическое обеспечение курса:

Учебная программа

программа элективных курсов .Физика. Профильное

обучение.9-11

классы.

Орлов В. Л., Сауров Ю. А.

Дрофа Москва 2007г

Учебник

Физика.

Учебн.

для

11

кл.

общеобразоват.

учреждений

под

редакцией

Г.Я.

Мякишев,Б.Б. Буховцев Просвещение: 2010.г

Дополнительная литература :

1. Трофимова Т. И. «Физика для школьников и абитуриентов. Теория. Решение задач.

Лексикон», М., Образование, 2003 г.

2. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. Учимся решать задачи. 10 класс», М., Дрофа, 2007 г.

3. Минько Н. В. «Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD)»,

СПб, 2009 г.

4. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., Просвещение, 1983 г.

5. Гольдфарб И. И. «Сборник вопросов и задач по физике», М., Высшая школа, 1973 г.

6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. «Задачи по физике», М, Дрофа, 2002 г.

7. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. «Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с

ответами и решениями», М., Мнемозина, 2004 г.

8. Малинин А. Н. «Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы», М., Просвещение,

2002 г.

9. Меледин Г. В. «Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями», М., Наука, 1985 г.

10. Черноуцан А. И. «Физика. Задачи с ответами и решениями», М., Высшая школа, 2003 г.

Цель курса:

- познакомить учащихся с новыми методами решения задач

- развитие интереса к физике и решению физических задач

-совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений

Задачи программы:

-помощь учащимся в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения;

- создать условия для формирования ценностно-смысловой, нравственной основы развития

учащихся в области их дальнейшей деятельности (выбора профиля обучения).

-приобрести новые умения и навыки и научить их применять

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса в 11 классе учащиеся должны

знать:

способы и методы решения задач

уметь

классифицировать предложенную задачу, составлять простейщие задачи

-последовательно выполнять все этапы решения задач средней сложности

-накапливать опыт решения задач различной трудности

приобрести навыки:

позволяющие успешно осваивать программу старшей профильной школы

,самостоятельной работы со справочными материалами и дополнительной литературой

Содержание курса

1. Физическая задача. Классификация задач (1ч)

2. Правила и приемы всех видов задач (1 ч)

Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач по

требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Анализ решения и

оформление решения. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы,

алгоритмы, аналогии.

3. Динамика и статика (4 часа)

Решение задач по алгоритму на законы Ньютона с различными силами (силы упругости,

трения, сопротивления). Координатный метод решения задач по динамике по алгоритму:

наклонная плоскость, вес тела, задачи с блоками и на связанные тела.

Решение задач на движение под действие сил тяготения: свободное падение, движение тела

брошенного вертикально вверх, движение тела брошенного под углом к горизонту. Алгоритм

решения задач на определение дальности полета, времени полета, максимальной высоты

подъема тела. Движение материальной точки по окружности. Период обращения и частота

обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Космические скорости. Решение астрономических задач на движение планет и спутников.

Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Задачи на определение

характеристик равновесия физических систем и алгоритм их решения.

4. Законы сохранения (2 ч)

Импульс. Закон сохранения импульса. Импульс тела и импульс силы. Решение задач на

второй закон Ньютона в импульсной форме. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и

неупругое столкновения. Алгоритм решение задач на сохранение импульса и реактивное

движение.

5. Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (2 ч)

Решение задач на основные характеристики молекул на основе знаний по химии и физики.

Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение

скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Графическое решение задач

на изопроцессы.

Алгоритм решения задач на определение характеристик влажности воздуха. Решение задач на

определение характеристик твёрдого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое

расширение, запас прочности, сила упругости.

6. Основы термодинамики (2ч)

Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Алгоритм решения

задач на уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс.

Тепловые двигатели. Расчет КПД тепловых установок графическим способом.

7. Электрическое и магнитное поля (2 ч)

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами

сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью

потенциалов, энергией. Алгоритм решения задач: динамический и энергетический. Решение

задач на описание систем конденсаторов. Задачи разных видов на описание магнитного поля

тока: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

8. Законы постоянного тока (2 ч)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи

разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью

закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и

параллельного соединений.

9.Электромагнитные колебания и волны (2 ч)

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон

электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Уравнение гармонического

колебания и его решение на примере электромагнитных колебаний. Решение задач на

характеристики колебаний, построение графиков. Переменный электрический ток: решение

задач методом векторных диаграмм.

Учебно- тематический план:

п/п

Тема

Кол-во

часов

1.

Физическая задача. Классификация задач

1

2.

Правила и приемы всех видов задач

1

3.

Динамика и статика

4

4.

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел

1

5.

Основы термодинамики

2

6.

Электрическое и магнитное поля

2

7.

Законы постоянного тока

2

8.

Электромагнитные колебания и волны

2

9.

Зачет. Конкурс творческих работ.

2

Итого

17

Формы промежуточного контроля

Контрольные и самостоятельные работы,тестирование.

Форма итогового контроля

Итоговый зачет.

Календарно – тематическое планирование (прилагается).

Список литературы:

1.Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задания по физике 10-11 кл. М:

Просвещение,1998.

2. Кабардин О.Ф, Орлов В.А.,. Экспериментальные зада чи по физике9-11 клМ:Вербум-М-2001.

3. Козел С.М. Слободянина В.П., Всероссийские олимпиады для школьников1998-2002

М:Вербух-М 2002. 4.

4.Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе», М.,

Просвещение, 1987 г.

5.Физика ч. 1 Вселенная/ Под редакцией А.С.Ахматова М :Наука 1993

6. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики 10-11 кл.

М: Просвещение 2002

.

Элективный курс по физике

«Методы решения физических задач»

11 класс

Тематическое планирование.

( 0,5 ч. в неделю, 17 ч в год)

п\п

Название темы занятия

дата

по плану

факт

1.

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Виды задач и способы

их решения.

2.

Методы решения задач. Алгоритм решения задач.

3.

Решение задач по теме «Основы кинематики».

4.

Практикум решения задач по теме «Относительность движения

Движение тел по наклонной плоскости»

5.

Решение задач по теме «Движение тела под действием силы

тяжести по вертикали. Движение под действием нескольких

сил»

6.

Алгоритм решения задач по теме: «Закон сохранения импульса

Законы сохранения энергии »

7.

Алгоритм решения задач по теме: «Строение и свойства газов,

жидкостей и твёрдых тел

»

8.

Решение задач по теме «Основы термодинамики».

9.

Решение задач по теме «Основы термодинамики».

10.

Алгоритм решения задач: динамический и энергетический.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока:

магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила

Лоренца

11.

Задачи разных видов на описание электрического поля

различными средствами: законами сохранения заряда и законом

Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью

потенциалов, энергией .

12.

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных

электрических цепей.

13.

Задачи разных видов на описание электрических цепей

постоянного электрического тока с помощью закона Ома для

замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов

последовательного и параллельного соединений.

14.

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной

индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца,

индуктивность

15.

Решение задач на характеристики колебаний, построение

графиков. Переменный электрический ток: решение задач

методом векторных диаграмм.

16.

Зачет и защита творческих работ. Круглый стол.

17.

Зачет и защита творческих работ. Круглый стол.

Итого

17

Литература

1. Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных

курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва:

Дрофа, 2005 г.

2. Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М.,

ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).

3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе», М.,

Просвещение, 1987 г.

4. Мясников С. П., Осанова Т. Н. «Пособие по физике», М., Высшая школа, 1988 г.

5. Фомина М. В. «Решебник задач по физике», М., Мир, 2008 г.

6. Марон В. Е., Городецкий Д. Н., Марон А. Е., Марон Е. А. «Физика. Законы. Формулы.

Алгоритмы» (справочное пособие), СПб, Специальная литература, 1997 г.

7. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа, 2007 г.

8. Рябоволов Г. И. «Сборник тематических работ по физике», М., Просвещение, 1985 г.

9. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., просвещение, 1983 г.

10. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. «Единый государственный экзамен. Контрольные

измерительные материалы. Физика», М., Просвещение, 2004 г.

11. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. «Единый государственный экзамен: Методические

рекомендации. Физика», М., Просвещение, 2004 г.

12. Орлов В. Л., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. «Учебно-тренировочные материалы для

подготовки к единому государственному экзамену. Физика», М., Интеллект-Центр, 2004 г.

Литература для учащихся

1. Трофимова Т. И. «Физика для школьников и абитуриентов. Теория. Решение задач.

Лексикон», М., Образование, 2003 г.

2. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. Учимся решать задачи. 10 класс», М., Дрофа, 2007 г.

3. Минько Н. В. «Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD)»,

СПб, 2009 г.

4. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., Просвещение, 1983 г.

5. Гольдфарб И. И. «Сборник вопросов и задач по физике», М., Высшая школа, 1973 г.

6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. «Задачи по физике», М, Дрофа, 2002 г.

7. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. «Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с

ответами и решениями», М., Мнемозина, 2004 г.

8. Малинин А. Н. «Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы», М., Просвещение,

2002 г.

9. Меледин Г. В. «Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями», М., Наука, 1985 г.

10. Черноуцан А. И. «Физика. Задачи с ответами и решениями», М., Высшая школа, 2003 г.

ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА

1. «1С: Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие

программы», CD-ROM, «1С».

2. «Открытая физика. 2.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие

программы. Части 1 и 2», СD-ROM, «Физикон», 2003 г.

3. «Полный курс физики 21 века» Л. Я. Боревский (2 СD), CD-ROM, «МедиаХаус».

4. «Физика. 7-11 классы» (ваш репетитор) (2 СD), CD-ROM, «TeachPro», 2003 г.

5. «Электронные уроки и тесты. Физика в школе» (14 СD), CD-ROM, «Новый диск», 2005 г.

6. «Подготовка к ЕГЭ по физике» (учебное электронное издание), CD-ROM, «Дрофа».



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!