Напоминание

"Роль народного искусства"


Авторы: Учеваткина Людмила Михайловна, Панфилова Людмила Фёдоровна
Должность: воспитатели высшей категории
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" ДС №127 "Гуси–лебеди"
Населённый пункт: Самарская область г.Тольятти
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Роль народного искусства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Развитие ключевых компетентностей детей дошкольного

возраста в истории русской национальной культуры».

В настоящее время российскому обществу требуются люди деловые,

уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в

обществе наблюдается «дефицит нравственности» у отдельных личностей и

во

взаимоотношениях

между

людьми

вообще.

Одним

из

характерных

проявлений духовной опустошенности и низкой культуры является резкое

падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа.

В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от

отечественной

культуры,

от

общественно-исторического

опыта.

Из

этого

следует вывод, что в любом человеке, а уж тем более в формирующейся

детской

личности,

потенциально

заложены

возможности

для

воспитания

патриотизма.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к

системе образования. Требования влекут за собой обновления дошкольного

образования,

в

период

которых

значительно

возрастает

роль

народной

культуры, как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.

Важнейшей

задачей

воспитательно-образовательного

процесса

стала

успешная

социализация

личности.

В

связи

с

этим

перед

воспитателями

дошкольных

образовательных

учреждений

стоят

непростые

задачи

воспитания гражданских чувств у детей и их социальной компетентности.

Культура

нашего

народа

очень

богата

и

разнообразна

по

своему

содержанию.

Каждая

грань

национальной

культуры

способствует

расширению

кругозора,

культурных

интересов,

развивает

мышление,

активизирует

интерес,

учит

реконструировать

и

трансформировать

усвоенный

социальный

опыт

в

различных

ситуациях

для

решения

познавательных задач, воспитанию у детей чувства любви к «малой» Родине,

через нее – гордости за страну, чувство патриотизма. Если мы хотим, чтобы

наши дети любили свой дом, свою улицу, город, нам необходимо показать все

детям с положительной стороны, так как писал К.Д.Ушинский: «Ребенку

нечего отрицать, ему нужна только положительная пища».

В

период

дошкольного

возраста

развиваются

высокие

социальные

мотивы

и

благородные

чувства.

От

того,

как

они

будут

сформированы

впервые

годы

жизни

ребенка,

во

многом

зависит

все

его

последующее

развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера,

которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни

этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок, в народных

песнях, в музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о

труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Под

патриотическим

воспитанием

мы

понимаем

взаимодействие

взрослого

и

ребенка

в

совместной

деятельности

и

общении,

которое

направлено

на

раскрытие

и

формирование

в

ребенке

общечеловеческих

нравственных

качеств

личности,

приобщение

к

истокам

национальной

региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-

действенного

отношения,

чувства

сопричастности,

привязанности

к

окружающим.

Одним из направлений гражданского и патриотического воспитания в

системе моей работы является ознакомление детей с

культурой русского

народа, где большую роль отводится народному фольклору. Ведь содержание

фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства.

Были отобраны следующие приоритеты:

1. Создание атмосферы национального быта.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование

душевных

качеств

ребенка

развивает

любознательность,

воспитывают

чувство прекрасного.

2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц,

поговорок и т.п..)

В устном народном творчестве отразились черты русского характера,

присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте,

правде,

верности

и

т.п.

Особое

место

в

таких

произведениях

занимает

уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих

рук.

3. Знакомство с народными праздниками.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами

общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения

людей

за

характерными

особенностями

времен

года,

погодными

изменениями,

поведением

птиц,

насекомых,

растений.

Эта

народная

мудрость, сохраненная в веках, должна быть обязательна, передана детям.

4.Знакомство с народным искусством.

В

народном

искусстве

отражалась

духовная

жизнь

народа,

его

понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. Реальность,

окрашенная

фантазией,

порождала

самобытные

образы.

Так

рождались

сказочно

прекрасные

росписи

на

прялках

и

посуде,

узоры

в

кружеве

и

вышивке, причудливые игрушки.

5. Знакомство с русскими народными играми.

В

русских

народных

играх

заключается

огромный

потенциал

для

физического развития ребёнка.

Вся работа проводилась на основе реализации основных дидактических

принципов:

от

близкого

к

далекому;

от

известного

к

неизвестному;

от

простого к сложному.

Мониторинг

педагогического

процесса

по

приобщению

детей

к

истории и культуре русского народа свидетельствует об устойчивом интересе

детей к народным традициям, который проявляется в эмоциональной реакции

на содержание, в количестве и направленности вопросов, работе с книгой,

общению

в

условиях

музея,

отражения

детьми

содержания

в

игровой,

речевой и художественно-творческой деятельности.

Создавая

эту

технологию,

ставились

следующие

задачи:

закрепить

знания

об

окружающей

природе,

привлечь

внимание

ребят

к

русскому

фольклору и познакомить с их обычаями нашего народа.

Больше всего нам хотелось развивать в детях чувство гордости за свою

Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с

тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на котором мы живем.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!