Авторы: Учеваткина Людмила Михайловна, Панфилова Людмила Фёдоровна
Должность: воспитатели высшей категории
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" ДС №127 "Гуси–лебеди"
Населённый пункт: Самарская область г.Тольятти
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Роль народного искусства"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Развитие ключевых компетентностей детей дошкольного
возраста в истории русской национальной культуры».
В настоящее время российскому обществу требуются люди деловые,
уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в
обществе наблюдается «дефицит нравственности» у отдельных личностей и
во
взаимоотношениях
между
людьми
вообще.
Одним
из
характерных
проявлений духовной опустошенности и низкой культуры является резкое
падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа.
В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от
отечественной
культуры,
от
общественно-исторического
опыта.
Из
этого
следует вывод, что в любом человеке, а уж тем более в формирующейся
детской
личности,
потенциально
заложены
возможности
для
воспитания
патриотизма.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к
системе образования. Требования влекут за собой обновления дошкольного
образования,
в
период
которых
значительно
возрастает
роль
народной
культуры, как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.
Важнейшей
задачей
воспитательно-образовательного
процесса
стала
успешная
социализация
личности.
В
связи
с
этим
перед
воспитателями
дошкольных
образовательных
учреждений
стоят
непростые
задачи
воспитания гражданских чувств у детей и их социальной компетентности.
Культура
нашего
народа
очень
богата
и
разнообразна
по
своему
содержанию.
Каждая
грань
национальной
культуры
способствует
расширению
кругозора,
культурных
интересов,
развивает
мышление,
активизирует
интерес,
учит
реконструировать
и
трансформировать
усвоенный
социальный
опыт
в
различных
ситуациях
для
решения
познавательных задач, воспитанию у детей чувства любви к «малой» Родине,
через нее – гордости за страну, чувство патриотизма. Если мы хотим, чтобы
наши дети любили свой дом, свою улицу, город, нам необходимо показать все
детям с положительной стороны, так как писал К.Д.Ушинский: «Ребенку
нечего отрицать, ему нужна только положительная пища».
В
период
дошкольного
возраста
развиваются
высокие
социальные
мотивы
и
благородные
чувства.
От
того,
как
они
будут
сформированы
впервые
годы
жизни
ребенка,
во
многом
зависит
все
его
последующее
развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера,
которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни
этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок, в народных
песнях, в музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о
труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Под
патриотическим
воспитанием
мы
понимаем
взаимодействие
взрослого
и
ребенка
в
совместной
деятельности
и
общении,
которое
направлено
на
раскрытие
и
формирование
в
ребенке
общечеловеческих
нравственных
качеств
личности,
приобщение
к
истокам
национальной
региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-
действенного
отношения,
чувства
сопричастности,
привязанности
к
окружающим.
Одним из направлений гражданского и патриотического воспитания в
системе моей работы является ознакомление детей с
культурой русского
народа, где большую роль отводится народному фольклору. Ведь содержание
фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства.
Были отобраны следующие приоритеты:
1. Создание атмосферы национального быта.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование
душевных
качеств
ребенка
–
развивает
любознательность,
воспитывают
чувство прекрасного.
2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц,
поговорок и т.п..)
В устном народном творчестве отразились черты русского характера,
присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте,
правде,
верности
и
т.п.
Особое
место
в
таких
произведениях
занимает
уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих
рук.
3. Знакомство с народными праздниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами
общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения
людей
за
характерными
особенностями
времен
года,
погодными
изменениями,
поведением
птиц,
насекомых,
растений.
Эта
народная
мудрость, сохраненная в веках, должна быть обязательна, передана детям.
4.Знакомство с народным искусством.
В
народном
искусстве
отражалась
духовная
жизнь
народа,
его
понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. Реальность,
окрашенная
фантазией,
порождала
самобытные
образы.
Так
рождались
сказочно
прекрасные
росписи
на
прялках
и
посуде,
узоры
в
кружеве
и
вышивке, причудливые игрушки.
5. Знакомство с русскими народными играми.
В
русских
народных
играх
заключается
огромный
потенциал
для
физического развития ребёнка.
Вся работа проводилась на основе реализации основных дидактических
принципов:
от
близкого
к
далекому;
от
известного
к
неизвестному;
от
простого к сложному.
Мониторинг
педагогического
процесса
по
приобщению
детей
к
истории и культуре русского народа свидетельствует об устойчивом интересе
детей к народным традициям, который проявляется в эмоциональной реакции
на содержание, в количестве и направленности вопросов, работе с книгой,
общению
в
условиях
музея,
отражения
детьми
содержания
в
игровой,
речевой и художественно-творческой деятельности.
Создавая
эту
технологию,
ставились
следующие
задачи:
закрепить
знания
об
окружающей
природе,
привлечь
внимание
ребят
к
русскому
фольклору и познакомить с их обычаями нашего народа.
Больше всего нам хотелось развивать в детях чувство гордости за свою
Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с
тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на котором мы живем.