Напоминание

"Исполнительские штрихи – как средство выразительности"


Автор: Малкова Анджела Анатольевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО Детская школа искусств р.п. Межевой
Населённый пункт: р.п. Межевой, Саткинский район, Челябинская область
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Исполнительские штрихи – как средство выразительности"
Дата публикации: 10.10.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытый урок

преподавателя по классу фортепиано Малковой А.А.

с ученицей 2 класса Фазлыевой Луизой

Тема: «Исполнительские штрихи – как одно из средств выразительности музыки»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации урока: индивидуальный.

Метод

обучения: наблюдение,

эвристический,

прослушивание

музыкального

произведения, игровые способы разучивания, практический, наглядный.

Цель урока: развитие музыкального мышления на основе штрихового контраста.

Задачи:

1.

Научить определять различные приёмы игры (legato, staccato).

2.

Развитие навыка исполнения различных видов штрихов на инструменте.

3.

Воспитание потребности сознательного слушания классической музыки.

План урока:

1.

Понятие о штрихах и взаимосвязь их с музыкальными образами.

2.

Слушание классических произведений для расширения музыкального кругозора.

3.

Практическое применение штрихов в исполнении произведения.

Ход урока:

1 этап: организационный момент.

Сообщение темы и плана урока, настрой на активную творческую работу.

2 этап: сознательное усвоение знаний.

Что

делают

музыканты,

когда

играют

музыку?

Они извлекают

звуки из своих

музыкальных

инструментов.

Один

и тот

же

звук

можно

извлечь

по-разному,

разными способами.

Можно

«пропеть»

звук,

«уколоть»,

«подчеркнуть».

Эти

различные

способы звукоизвлечения называются штрихами. Штрихи — это способы звукоизвлечения.

Штрих в музыке следует рассматривать как технический прием и в то же время как средство

музыкального

выражения.

Следовательно,

штрих

тесно

связан

с

атакой

звука,

с

его

артикуляционной природой и одновременно с эмоционально-образным «произнесением»

музыкального материала.

Скажи

пожалуйста,

Луиза

с

какими

штрихами

ты

знакома?

Сможешь

их

охарактеризовать?

Уч-ся: Staccato, non legato, legato.

От способа звукоизвлечения во многом зависит характер музыки, а значит, и те образы,

которые она создаёт. Исполнительские штрихи делятся на две группы, это раздельные и

слитные. К раздельным штрихам мы относим staccato. Этот штрих передает шутливый

задорный характер произведения (звучит отрывок из произведения П.И.Чайковского «Игра в

лошадки»). Staccato бывает мягкое, простое и staccatissimo. Как говорила Т.И.Смирнова,

сколько видов дождя столько видов staccato. К слитным штрихам мы относим legato. Оно

тоже бывает трех видов, это акустическое, простое и сухое (звучит отрывок из произведения

П.И.Чайковского «Старинная французская песня»).

Скажи Луиза можно изобразить штрихи на бумаге, т.е. нарисовать? А изобразить

движением?

Уч-ся: можно.

Сейчас мы покажем как мы это делаем (звучит С.Перкио «Стаккато и легато»). Луиза

нам исполнит Б. Канэда «Марш гусей».

Какие штрихи изобразил композитор в этом произведении? Какой характер?

Что ты представляешь, когда исполняешь это произведение?

А если я попрошу тебя сыграть это произведение legato, характер этого произведения

изменится? Давай попробуем.

Как ты думаешь, если исполнить это произведение на legato, будет оно похоже на марш

гусей?

Художественный образ произведения меняется. Мы можем сделать с тобой вывод, что

штрих преобразует музыку.

Теперь Луиза сыграет нам фрагмент из произведения «Лунная соната» Л.В. Бетховена.

Какие штрихи в этом произведении присутствует? Что ты себе представляешь или что

хочешь передать своим исполнением?

Штрих легато является важнейшим средством выразительности в фортепианной игре,

придающим звуку певучесть и протяженность. А певучесть имеет большое значение в

фортепианной

игре,

это

отмечали

все

великие

пианисты

прошлых

эпох.

Штрих

legato

представляет собой имитацию человеческого голоса, его вокальную природу. «Легато требует

плавного и связного перехода и переноса веса с пальца на палец без перерывов между

звуками».

Давай попробуем изменить штрих legato, на staccato. В этом случае произведение мы

уже назвать лунной не сможем, т.к. звучат задорные шутливые нотки.

Сейчас мы с тобой послушаем это произведение (фрагмент из Лунной сонаты Л.В.

Бетховена).

Помимо трех основных штрихов, которые ты уже знаешь, существует еще множество

других, мне хотелось бы тебя с ними познакомить.

Портаменто (итал. portamento «перенос») – способ певучего исполнения мелодии. Звуки

извлекаются

подобно nonlegato,

но

более

связно,

и

подчеркивая

каждую

ноту.

В

нотах

обозначается

маленькой

горизонтальной

черточкой

под

или

над

нотой

(П.И.Чайковский

«Болезнь куклы»).

Маркато (итал.

marcato

«выделяя,

подчеркивая»)

штрих

более

жесткий,

чем legato.

Обозначает

подчеркнутое,

отчетливое

исполнение

каждого

звука,

которое

достигается

посредством

акцента.

В

нотах

проставляется

редко.

Обозначается

знаком,

похожим

на

галочку (М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (Баба-яга)).

3 этап: обобщение.

Сегодня мы выяснили, что штрихи (staccato, portamento, non legato, legato) играют

существенную

роль

не

только

в

выразительности

исполнения,

они

также

облегчают

выполнение технических задач. Между staccato и legato проходит целая шкала мельчайших

оттенков звукоизвлечения. Воображение и опыт исполнителя подсказывают ему малейшие

изменения

тембра

и

звука,

меру

и

дозировку

движений

руки,

создающих

в

штрихах

бесконечное разнообразие звучаний.

Домашнее задание по исполняемым произведениям.

В фрагменте «Лунная соната» Л.В.Бетховена текст поиграть штрихом staccato и non

legato, такие упражнения помогают укрепить пальцы, выработать ровность в движении, звук

становится более глубоким и насыщенным, также для того, чтобы legato было более плавным

и певучим, можно придумать подтекстовку.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!