Автор: Александрова Анастасия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 ст.Крепостной МО Северский район
Населённый пункт: станица Крепостная
Наименование материала: статья
Тема: "Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений"
Раздел: начальное образование
Младший школьник и его положение в системе личных
взаимоотношений
Личность
формируется
в
процессе
активного
взаимодействия
с
окружающим
миром,
овладевая
социальным
опытом,
общественными
ценностями.
На
основе
отражения
человеком
объективных
отношений
происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных
особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его
отношение
к
окружающим
и
к
самому
себе.
Находясь
в
системе
коллективных
и
межличностных
отношений,
в
процессе
совместной
деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.
Положение
человека
характеризуется,
прежде
всего
,
теми
общественными
функциями,
которые
он
выполняет,
его
социальными
ролями. При этом каждый из нас выполняет не
одну, а несколько ролей,
различных в разных системах отношений. Но не всегда ее легко определить с
достаточной
точностью.
Если
в
специально
организованных
системах
отношений это сравнительно просто, то там, где отношения складываются
стихийно, определить социальную роль человека, его положение довольно
трудно.
Как уже неоднократно отмечалось, в школьном классе существует две
системы отношений: деловые и личные. Школьник играет в классе и школе
множество ролей: он отличник или троечник, футболист и т.д. Все эти роли
открыты для непосредственного наблюдения, и положение ученика в этой
сфере
отношений
может
быть
измерено
в
объективных
критериях:
успеваемость - оценками, спортивные успехи – определенными разрядами
[2].
Совершенно
иначе
оценивается
положение
человека
в
системе
личностных отношений. И хотя оно всегда неявно присутствует при оценке
нами другого человека как личности, часто мыслится очень неопределенно и
угадывается интуитивно.
Социометрический
статус
определяется
числом
выборов
учениками
друг друга. Отдавая свой выбор тому или иному однокласснику, ученик
демонстрирует
его
потребность
в
общении
с
теми
или
иными
одноклассниками,
симпатия
к
ним.
Следовательно,
чем
больше
членов
группы симпатизирует человеку, чем больше выборов он получит. И это
число будет выражать его положение в системе личных взаимоотношений:
чем оно больше, тем лучше положение. Иногда существуют противоречия
между
положением,
которое
занимает
ученик
системе
ответственной
зависимости, его местом в системе личных взаимоотношений.[5]
Эмоциональное благополучие, или самочувствие ученика в системе
личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от
того, сколько одноклассников симпатизирует ему, но и от того, на сколько эти
симпатии и стремление к общению взаимны. Иными словами, для ученика
важно не только количество выборов, но и то, какие именно одноклассники
его
выбрали.
Эти
данные
важно
и
для
выявления
ст руктуры
взаимоотношений в коллективе, и для изучения удовлетворенности ученика в
общении
с
одноклассниками.
В
отношениях
младших
школьников
эмоциональное отношение превалирует над всеми остальными.
Выделяют два типа выборов: неустойчивые – выборы, отражающие
более
тягучие,
кратковременные
неустойчивые
отношения;
устойчивые
–
выборы,
отражающие
длительные,
характерные
для
данного
ученика
устойчивые отношения.
Положение
человека
в
системе
личных
взаимоотношений
в
группе
зависит, во-первых ,от качеств самого человека и, во- вторых, от характерных
особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение
(общественное мнение).
Таким
образом,
положение
ученика
зависит
от
взаимных
выборов,
основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения [4].
В классе во взаимоотношениях со сверстниками ребенок может занять
разные позиции:
- быть в центре внимания;
- общаться с большим количеством сверстников;
- стремиться быть лидером;
- общаться с избранным кругом сверстников;
- держаться в стороне;
- придерживаться линии сотрудничества;
- выражать доброжелательность ко всем;
- занять позицию соперничества;
- выискивать у других ошибки и недостатки;
- стремиться оказывать помощь другим.
Необходимо
отметить,
что,
как
правило,
с
возрастом
у
детей
повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе
сверстников.
Но
в
конце
этого
возрастного
периода,
то
есть
у
третьеклассников, адекватность восприятия
своего
социального статуса
резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в
классе благополучное положение склонны, его недооценивать, и напротив,
имеющие неудовлетворительные показатели,
как правило, считают свое
положение
вполне приемлимым. Это свидетельствует о том, что к концу
младшего
школьного
возраста
происходит
своеобразная
качественная
перестройка, как самих межличностных отношений, так и их осознания.
Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять
определенное положение в группе сверстников. Напряженность этой новой
потребности,
возрастающая
значимость
мнения
сверстников
и
являются
причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных
отношений.
Положение ребенка в группе влияет на его самоощущение. Ученые
Криг
и
Лэрд
оценивали
чувства
одиночества,
социальной
тревоги
и
социальной
изоляции,
а
также
определили
факторы,
которые
вызывают
соответствующие социальные результаты по сообщениям учащихся III и V
классов. Эти исследования обнаружили, что характер самоощущения детей и
то,
кого
они
обвиняют
в
своих
низких
результатах,
зависит
от
опыта
взаимодействия
со
сверстниками.
Отвергаемые
дети
сообщали
о
более
сильном чувстве одиночества и были более склонны объяснять свои неудачи
в отношениях со сверстниками внешними причинами, чем дети, принятые в
группу сверстников.
Таким образом:
- дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений,
не у всех есть эмоциональное благополучие;
- то или иное положение ребенка
в системе личных взаимоотношений не
только зависит от определенных качеств его личности, но, в свою очередь,
способствует выработке этих качеств;
- определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический
статус можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой
группе.
Список использованной литературы:
1.Амельков
А.А.
Психологическая
диагностика
межличностного
взаимодействия/ А. А. Амельков – Мозырь: Содействие, 2006
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:
Педагогика, 1968
3. Волков Б.С. , Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2- х частях. Ч.2: От
младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов
вузов, обучающихся по пед. специальностям/ Б.С. волков, Н.В.Волкова, под
ред. Б.С.Волкова – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2005
4.Лисина
М.И.
Общение,
личность
и
психика
ребенка
/
под
редакцией
Рузской
А.Г.-М.:
Издательство
«Институт
практической
психологии»,
Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально – педагогическая психология. – С-
Пб:Питер, 2000