Напоминание

"Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений"


Автор: Александрова Анастасия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 ст.Крепостной МО Северский район
Населённый пункт: станица Крепостная
Наименование материала: статья
Тема: "Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений"
Раздел: начальное образование





Назад




Младший школьник и его положение в системе личных

взаимоотношений

Личность

формируется

в

процессе

активного

взаимодействия

с

окружающим

миром,

овладевая

социальным

опытом,

общественными

ценностями.

На

основе

отражения

человеком

объективных

отношений

происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных

особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его

отношение

к

окружающим

и

к

самому

себе.

Находясь

в

системе

коллективных

и

межличностных

отношений,

в

процессе

совместной

деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.

Положение

человека

характеризуется,

прежде

всего

,

теми

общественными

функциями,

которые

он

выполняет,

его

социальными

ролями. При этом каждый из нас выполняет не

одну, а несколько ролей,

различных в разных системах отношений. Но не всегда ее легко определить с

достаточной

точностью.

Если

в

специально

организованных

системах

отношений это сравнительно просто, то там, где отношения складываются

стихийно, определить социальную роль человека, его положение довольно

трудно.

Как уже неоднократно отмечалось, в школьном классе существует две

системы отношений: деловые и личные. Школьник играет в классе и школе

множество ролей: он отличник или троечник, футболист и т.д. Все эти роли

открыты для непосредственного наблюдения, и положение ученика в этой

сфере

отношений

может

быть

измерено

в

объективных

критериях:

успеваемость - оценками, спортивные успехи – определенными разрядами

[2].

Совершенно

иначе

оценивается

положение

человека

в

системе

личностных отношений. И хотя оно всегда неявно присутствует при оценке

нами другого человека как личности, часто мыслится очень неопределенно и

угадывается интуитивно.

Социометрический

статус

определяется

числом

выборов

учениками

друг друга. Отдавая свой выбор тому или иному однокласснику, ученик

демонстрирует

его

потребность

в

общении

с

теми

или

иными

одноклассниками,

симпатия

к

ним.

Следовательно,

чем

больше

членов

группы симпатизирует человеку, чем больше выборов он получит. И это

число будет выражать его положение в системе личных взаимоотношений:

чем оно больше, тем лучше положение. Иногда существуют противоречия

между

положением,

которое

занимает

ученик

системе

ответственной

зависимости, его местом в системе личных взаимоотношений.[5]

Эмоциональное благополучие, или самочувствие ученика в системе

личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от

того, сколько одноклассников симпатизирует ему, но и от того, на сколько эти

симпатии и стремление к общению взаимны. Иными словами, для ученика

важно не только количество выборов, но и то, какие именно одноклассники

его

выбрали.

Эти

данные

важно

и

для

выявления

ст руктуры

взаимоотношений в коллективе, и для изучения удовлетворенности ученика в

общении

с

одноклассниками.

В

отношениях

младших

школьников

эмоциональное отношение превалирует над всеми остальными.

Выделяют два типа выборов: неустойчивые – выборы, отражающие

более

тягучие,

кратковременные

неустойчивые

отношения;

устойчивые

выборы,

отражающие

длительные,

характерные

для

данного

ученика

устойчивые отношения.

Положение

человека

в

системе

личных

взаимоотношений

в

группе

зависит, во-первых ,от качеств самого человека и, во- вторых, от характерных

особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение

(общественное мнение).

Таким

образом,

положение

ученика

зависит

от

взаимных

выборов,

основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения [4].

В классе во взаимоотношениях со сверстниками ребенок может занять

разные позиции:

- быть в центре внимания;

- общаться с большим количеством сверстников;

- стремиться быть лидером;

- общаться с избранным кругом сверстников;

- держаться в стороне;

- придерживаться линии сотрудничества;

- выражать доброжелательность ко всем;

- занять позицию соперничества;

- выискивать у других ошибки и недостатки;

- стремиться оказывать помощь другим.

Необходимо

отметить,

что,

как

правило,

с

возрастом

у

детей

повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе

сверстников.

Но

в

конце

этого

возрастного

периода,

то

есть

у

третьеклассников, адекватность восприятия

своего

социального статуса

резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в

классе благополучное положение склонны, его недооценивать, и напротив,

имеющие неудовлетворительные показатели,

как правило, считают свое

положение

вполне приемлимым. Это свидетельствует о том, что к концу

младшего

школьного

возраста

происходит

своеобразная

качественная

перестройка, как самих межличностных отношений, так и их осознания.

Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять

определенное положение в группе сверстников. Напряженность этой новой

потребности,

возрастающая

значимость

мнения

сверстников

и

являются

причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных

отношений.

Положение ребенка в группе влияет на его самоощущение. Ученые

Криг

и

Лэрд

оценивали

чувства

одиночества,

социальной

тревоги

и

социальной

изоляции,

а

также

определили

факторы,

которые

вызывают

соответствующие социальные результаты по сообщениям учащихся III и V

классов. Эти исследования обнаружили, что характер самоощущения детей и

то,

кого

они

обвиняют

в

своих

низких

результатах,

зависит

от

опыта

взаимодействия

со

сверстниками.

Отвергаемые

дети

сообщали

о

более

сильном чувстве одиночества и были более склонны объяснять свои неудачи

в отношениях со сверстниками внешними причинами, чем дети, принятые в

группу сверстников.

Таким образом:

- дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений,

не у всех есть эмоциональное благополучие;

- то или иное положение ребенка

в системе личных взаимоотношений не

только зависит от определенных качеств его личности, но, в свою очередь,

способствует выработке этих качеств;

- определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический

статус можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой

группе.

Список использованной литературы:

1.Амельков

А.А.

Психологическая

диагностика

межличностного

взаимодействия/ А. А. Амельков – Мозырь: Содействие, 2006

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:

Педагогика, 1968

3. Волков Б.С. , Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2- х частях. Ч.2: От

младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов

вузов, обучающихся по пед. специальностям/ Б.С. волков, Н.В.Волкова, под

ред. Б.С.Волкова – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2005

4.Лисина

М.И.

Общение,

личность

и

психика

ребенка

/

под

редакцией

Рузской

А.Г.-М.:

Издательство

«Институт

практической

психологии»,

Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально – педагогическая психология. – С-

Пб:Питер, 2000



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!