Напоминание

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста


Автор: Григорьева Зинаида Мефодьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 17 "Ладушки"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития детей среднего дошкольного возраста

Дети 4–5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них

уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести.

Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются,

говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме

того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые

обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том,

как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие

нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном. Таким образом,

поведение ребёнка 4—5 лет не столь

импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё

требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных

норм и правил.

В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания,

приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты,

сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы.

Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в

сюжетно-ролевую игру.

К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь

внимание взрослого в случае недомогания.

Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной

принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица,

у меня короткая причёска»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее

распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в

общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими,

которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.),

постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир

предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре.

4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя

последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала

режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале

дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре

дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых

и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребёнка более

привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов,

овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти

годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах,

геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать,

рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте

постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не

является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического

манипулирования с объектом, но во весь случай ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и

наглядно представлять этот объект. Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от

возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие

интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам

появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания.

Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото,

детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно

развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15),

изображённых на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы,

которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы

продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в

общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в

практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к

интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? Для

чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответа в

форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых,

их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной

обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами

детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и

ситуации чистого общения. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре

детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия,

сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе

речевого общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой

выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от

ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета:

слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и

сочувствия. Речь становится более связной и последовательной.

С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли

речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным

решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать

несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций,

доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на

произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых

с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных,

сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать

образы.

Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная

деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В

рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу

изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.

Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети

замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!