Автор: Адышева Надежда Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №53
Населённый пункт: город Междуреченск Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика различных видов закаливания дошкольников. Нетрадиционные методы.
Раздел: дошкольное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Кемеровский государственный университет»
Институт образования
Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики
Адышева Надежда Юрьевна
Реферат
Методика различных видов закаливания дошкольников.
Нетрадиционные методы
1
Оглавление
1.
Введение 3
2.
Воздушное закаливание 4
3.
Хождение босиком 5
4.
Дыхательная гимнастика 7
5.
Криотерапия (игры со льдом) 9
6.
Водные процедуры 12
7.
Световоздушные и солнечные ванны 15
8.
Полоскание горла 15
9.
Основные требования к проведению закаливания 17
10.Заключение 18
В наше время дети проводят много времени за компьютером, редко
бывают на улице, пренебрегая прогулками на свежем воздухе и подвижными
играми, что не может не отразиться на состоянии здоровья. Солнце, воздух и
2
вода – это все то, что требуется для укрепления здоровья, особенно в раннем
возрасте.
В детском саду существуют свои методики закаливания детей.
Методика проведения оздоровительных процедур заключается в том, что
данный вид закаливания наиболее эффективен именно для детей в условиях
детского сада и представляет собой комплексную систему. Закаливание
осуществляется естественным путем – воздух, вода, хождение босиком, игра,
умеренная физическая деятельность.
Я работаю в детском саду МБДОУ № 53 « Гномик». Каждую осень и
весну до начала отопительного сезона мои воспитанники болеют различными
простудными заболеваниями.. Закаленный человек легко переносит
перегревание, он не заболевает при частичном и общем охлаждении тела,
обладает не только повышенной устойчивостью к болезнетворным влияниям
плохих погодных условия, но и повышенной работоспособностью. Я много
времени уделяю процессу закаливания детей .
Ещё одно значение закаливания: в процессе тренировки устойчивости к
неблагоприятным факторам внешней среды формируются такие черты
характера, как настойчивость, целеустремленность, воля. Дети, которые
обладают этими качествами, участвуют в различных спортивных
соревнованиях, занимают призовые места, реже болеют.
Однако мгновенно добиться этого, нельзя. Приступая к закаливанию, надо
помнить, что это - тренировка многих свойств организма и поэтому
необходимо соблюдать некоторые правила. Прежде всего, закаливание
проводят систематически, изо дня в день, не пропуская намеченных
процедур, строго закрепленных в режиме дня. Изменяют температуру и
длительность каждой закаливающей процедуры постепенно. Во время
закаливания необходим врачебный контроль, за состоянием здоровья и
самочувствием. Поэтому я постоянно призываю родителей уделять внимание
закаливанию воспитанников. Чтобы они контролировали закаливание своего
ребёнка.
3
С целью закаливания использую воздействие воздуха, воды и солнца.
Наилучший эффект дает сочетание этих естественных факторов природы с
физическими упражнениями.
1) К традиционной методике относится (проветривание комнаты,
прогулки) К нетрадиционной методике, которое предусматривает выполнение
основных методических принципов, проведения физкультурных занятий с
детьми дошкольного возраста, на воздухе, и которое я применяю в своей
работе.
В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный
эмоциональный фон и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение
2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц.
Комплекс № 1
1. Лёжа в постели одновременно приподнять и вытянуть правую руку и ногу,
затем, расслабившись, уронить их. То же проделать левой ногой. Затем
напрячь обе руки и ноги, и уронить их. Повторить 3-5 раз
2. Лёжа, опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике,
помогая себе руками.
3. «Кошечка спит». Лёжа, повернуться на бок, согнуть ноги и поднять их к
животу, руки согнуть. Сложить ладошки вместе под голову. То же проделать в
другую сторону.
4. Лёжа на животе. Ноги сомкнуты, руки согнуты под подбородком.
Приподнять голову и плечи, руки отвести назад и прогнуться. Лечь в
исходное положение и расслабиться.
5. «Кошечка радуется». Стоя на кистях рук и коленях. Поднять голову,
потянуться и прогнуться в поясничном отделе. Сделать глубокий вдох.
6. «Кошечка сердится». Стоя на кистях рук и коленях, опустить голову и
прижать подбородок к груди. Спину выгнуть. Повторить 5-6 раз
Закаливание воздухом надо начинать с выработки привычки к
свежему воздуху. В каком бы помещении не находился ребёнок, оно должно
4
систематически проветриваться, а в теплое время года окна комнаты, зала
должны быть широко раскрыты. Закаливающее действие воздуха проявляется
во время специально проводимых воздушных ванн, прогулок, игр,
физкультурных занятий на воздухе, , саду, если одеваться легко, а в
зависимости от погоды и времени года частично обнажать тело. Хороший
закаливающий эффект получается от обнажения тела до пояса в утренние
минуты, пока проводится уборка постели, утренний туалет, зарядка,
умывание.
2) Ещё одна нетрадиционная методика закаливания, которая тоже
применяется мною в работе, это хождение босиком , которая является также
хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. В своей работе я
сочетаю данный вид закаливания с играми и упражнениями для
профилактики плоскостопия.
Так, в старшей группе применяются: ходьба на носках с различным
положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней
стороне стопы, перекатом с пятки на носок, на месте, не отрывая носка от
пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу или на палке;
катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад;
«рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового
мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков,
шишек);
игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение
ногами функций рук); перешагивание через гимнастические палки, набивные
мячи. Имеется массажная дорожка, которую я изготовила, и по которой дети с
удовольствием ходят!
5
6
3) Следующая методика -это закаливающее дыхание.
Дыхательная гимнастика. Этот вид закаливания укрепляет весь
дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса
игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста,
но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3
раза в день.
Комплекс № 1
«Поиграем с носиком»
1 «найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому
2 Игровые упражнения с носиком.
«Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает
свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
«Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и
хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик
языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.
«Носик балуется»
На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и
указательным пальцами одной руки на крылья носа.
«Носик нюхает приятный запах»
Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю,
поочерёдно закрывая их указательным пальцем.
«Носик поёт песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и
поёт: «Ба – бо – бу».
«Поиграем носиком»
Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими
7
движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
Таким образом делается как бы растирание.
«Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик
вернулся.
Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тёте ... покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поёт нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Комплекс № 2
1. «Ёжик». Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым
поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий,
непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз
2. Губы «трубкой». Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные
8
мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до
отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем
поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
Повторить 4-6 раз.
3. Пускаем мыльные пузыри. При наклоне головы к груди сделать вдох
носом, напрягая носоглотку. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть
воздух через нос, пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох
носом, напрягая мышцы. Выдох спокойный, через нос с опущенной головой.
Повторить 3-5 раз
4. «Насос». Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнить наклоны
вперёд - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи
– дышать как «насос». Выдох произвольный. Повторить 5-7 наклонов.
4) Следующая методика, которую я использую в закаливании детского
организма - это игры со льдом! Т.е криотерапия
Криотерапия – одна из нетрадиционных методик здоровьесберегающих
технологий. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев
обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении
деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется
выраженным расширением, что значительно усиливает приток крови к месту
воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. Это оказывает
влияние как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой
моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.
Для этой процедуры не требуется никаких особых приспособлений.
Для игр со льдом потребуется емкость для кусочков льда, в нее можно
положить маленькие игрушки и перемешать их со льдом, чтобы ребенку
было интересно перебирать кусочки льда и находить там игрушки.
Безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев,
и ребенок не поранит о них пальцы.
9
Можно приготовить цветной лед. Тогда во время игры можно закреплять
знания цветов, раскладывать кусочки льда по цветам. Цветным льдом можно
еще и рисовать. Если заранее заморозить в лед маленькие палочки (например,
зубочистки, то получатся импровизированные кисточки, которыми можно
будет рисовать интересные и веселые картинки.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям.
Но следует помнить, что криотерапия, как и любые закаливающие
мероприятия, проводятся по определенной схеме и имеют свои
противопоказания. Чтобы иметь оздоровительный эффект на организм
воздействие холода должно быть дозированным и проводиться периодически.
Криотерапия проводится по следующей схеме: одна процедура через 1-
2 дня в течение месяца.
Воздействие льдом на организм ребенка нужно начинать с 10-15 секунд
постепенно прибавляя время воздействия.
Необходимо помнить и о противопоказаниях.
Нельзя проводить криотерапию с детьми:
– эписиндромом;
– миопатией (наследственное заболевание).
Осторожно применять криотерапию с:
– длительно и часто болеющими детьми;
– гипервозбудимыми детьми.
Криотерапию можно проводить как в свободное время, так и перед
непосредственно образовательной деятельности и не только в детском саду
на и дома.
10
Летом особенно весело играть со льдом, при этом такие игры не только
развлекают, но и развивают. Во-первых, лёд летом очень освежает и
увлажняет воздух. Во-вторых, для детей это прекрасная возможность
закаливания и развития тактильных ощущений. В-третьих, лёд позволяет
соединить развивающие занятия и игру. Для этой процедуры не требуется
никаких особых приспособлений.
Несколько практических советов:
- Чтобы лед был прозрачным, нужно замораживать кипяченую воду
комнатной температуры.
- Если ребенок играет с цветным льдом, какое-то время у него будут цветные
ладошки.
- Краситель очень сложно отмывается от формы для льда, так что нужно или
завести для игр отдельные формы, или потом не переживать из-за их
внешнего вида.
- В стеклянной посуде лучше ничего не замораживать, она непременно
лопнет.
- Перед тем как давать детям играть со льдом, ополосните его холодной
водой, чтобы он не примерзал к пальцам.
-Некоторым детям может не понравиться, что рукам мокро и холодно.
Заранее приготовьте полотенце, чтобы можно было греть и вытирать руки. И
поставьте рядом миску с теплой водой.
Идеи из книги Аси Ванякиной «Айсберг на ковре»
11
5) Водные процедуры считаются одними из самых действенных и
распространенных. Их легко проводить в условиях детского коллектива. В
детских садах используются обтирания, купания и обливания. В нашем
детском саду, имеется летний душ! После того, как дети уже наигрались на
воздухе, раздеваются до трусиков, босиком, идут купаться в душ! Который
мы устанавливаем на улице! В жаркие и солнечные дни дети с удовольствием
купаются в нём!
12
13
14
Душ следует принимать быстро, в холодное время года предохранять голову
от попадания воды. Сразу же после душа следует растереть все тело
махровым полотенцем.
Обычно душ или общее обливание используют для закаливания после 1,5 -
2 месяцев обтирания. Температура воды вначале 22 – 24 °С, затем ее снижают
в зависимости от закаленности и самочувствия воспитанника, либо через
каждые 2 - 3 дня на 1 °С.
Наиболее сильный закаливающий эффект получается при купании, так как
при этом одновременно действуют воздух, свет, вода и движения: Первые
купания начинают в солнечные дни при отсутствии ветра и при температуре
воздуха не, ниже 23 – 24 °С, а воды – 20 – 22 °С. Если купание проводится
после солнечных ванн или подвижной игры, то не следует входить в воду
разгоряченным, надо 10 - 15 мин отдохнуть в тени.
Еще в далекой древности для укрепления здоровья использовали
солнечные лучи. О благотворном влиянии солнца на организм говорил
Геродот. Для ускорения заживления ран и переломов применял солнечные
ванны великий Гиппократ. В наше время солнце и лучистая энергия
используются не только для лечения, но и для предупреждения заболеваний,
в том числе и для закаливания организма. Для закаливания используют
световоздушные и солнечные ванны. В первом случае на организм человека
действуют рассеянный солнечный свет и движение окружающего
воздуха. Световоздушные ванны принимают в тени, под деревьями,
навесом или тентом, в защищенном от ветра месте при температуре воздуха
не ниже 18 °С.
6) Ещё один нетрадиционный метод закаливания, который я применяю на
практике, это полоскание горла прохладной водой ,со снижением ее
температуры. Эта методика является профилактикой заболеваний
15
носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и
начинают эти процедуры при температуре воды +36-37
o
. Температура воды
снижается каждые 2-3 дня на 10 и доводится до комнатной температуры.
Процедура такого закаливания может включать себя игровые составляющие,
в результате чего процесс оздоровления приобретает более осмысленный и
произвольный характер. Дети садятся на ковре в позе факира, перед ними
ставится вода в бокалах t 36-38
o
. Каждому ребенку предлагается представить,
как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети
закрывают глаза, расслабляются, а, открыв глаза, произносят “волшебные”
слова: «Я хороший, добрый ребенок. Всем детям в группе я желаю здоровья.
Пусть все будут добрыми и красивыми. Милыми и счастливыми. А...у...м...»
16
Основные требования к проведению закаливания
Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость
организма к простудным факторам. Необходим тщательный учет
индивидуальных особенностей ребенка, его возраст, возможности наличия у
него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.
Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных
эмоциональных состояний (страха, беспокойства).
Закаливающие процедуры стали органичной частью содержания каждого
физкультурного занятия. Во время занятия дети принимают воздушные
ванны, ходят босиком по различным дорожкам и т.п. Но в любом случае
физкультурные занятия заканчиваются водными процедурами. Дети
обтираются влажным полотенцем, обмывают под краном лицо, верхнюю
часть груди, конечности. Важно смыть испарину, которая обязательно
выступит на теле. Дело в том, что во время активных движений через кожные
поры выбрасывается наружу большое количество вредных для организма
веществ. Но через несколько минут начинается процесс обратного
всасывания. Вот именно поэтому и нужны водные процедуры, чтобы не дать
вредным веществам «вернуться» в организм ребенка.
При формировании системы закаливания необходимо учитывать
состояние здоровья, возраст, климатические условия, развитие подкожно-
жировой клетчатки, тип нервной системы, степень закалённости ребенка.
17
Заключение
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на
укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических
функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных
умений, повышение физической и умственной работоспособности,
необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно
связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового
воспитания. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является
важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития — не
только физического, но и интеллектуального.
Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается
на функциональном состоянии головного мозга, увеличении
работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных
действий.
В ходе наблюдений установлено, что под влиянием циклических упражнений
и закаливающих процедур увеличивается работоспособность, активно
формируются двигательные умения и навыки, развиваются основные
двигательные качества, воспитывается воля, смелость, дисциплина,
формируется привычка и интерес к здоровому образу жизни,
систематическим занятиям физическими упражнениями, прививаются
гигиенические навыки. Это создаёт условия для повышения
сопротивляемости организма ребенка к инфекции.
18