Напоминание

Методика различных видов закаливания дошкольников. Нетрадиционные методы.


Автор: Адышева Надежда Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №53
Населённый пункт: город Междуреченск Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика различных видов закаливания дошкольников. Нетрадиционные методы.
Раздел: дошкольное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Кемеровский государственный университет»

Институт образования

Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики

Адышева Надежда Юрьевна

Реферат

Методика различных видов закаливания дошкольников.

Нетрадиционные методы

1

Оглавление

1.

Введение 3

2.

Воздушное закаливание 4

3.

Хождение босиком 5

4.

Дыхательная гимнастика 7

5.

Криотерапия (игры со льдом) 9

6.

Водные процедуры 12

7.

Световоздушные и солнечные ванны 15

8.

Полоскание горла 15

9.

Основные требования к проведению закаливания 17

10.Заключение 18

В наше время дети проводят много времени за компьютером, редко

бывают на улице, пренебрегая прогулками на свежем воздухе и подвижными

играми, что не может не отразиться на состоянии здоровья. Солнце, воздух и

2

вода – это все то, что требуется для укрепления здоровья, особенно в раннем

возрасте.

В детском саду существуют свои методики закаливания детей.

Методика проведения оздоровительных процедур заключается в том, что

данный вид закаливания наиболее эффективен именно для детей в условиях

детского сада и представляет собой комплексную систему. Закаливание

осуществляется естественным путем – воздух, вода, хождение босиком, игра,

умеренная физическая деятельность.

Я работаю в детском саду МБДОУ № 53 « Гномик». Каждую осень и

весну до начала отопительного сезона мои воспитанники болеют различными

простудными заболеваниями.. Закаленный человек легко переносит

перегревание, он не заболевает при частичном и общем охлаждении тела,

обладает не только повышенной устойчивостью к болезнетворным влияниям

плохих погодных условия, но и повышенной работоспособностью. Я много

времени уделяю процессу закаливания детей .

Ещё одно значение закаливания: в процессе тренировки устойчивости к

неблагоприятным факторам внешней среды формируются такие черты

характера, как настойчивость, целеустремленность, воля. Дети, которые

обладают этими качествами, участвуют в различных спортивных

соревнованиях, занимают призовые места, реже болеют.

Однако мгновенно добиться этого, нельзя. Приступая к закаливанию, надо

помнить, что это - тренировка многих свойств организма и поэтому

необходимо соблюдать некоторые правила. Прежде всего, закаливание

проводят систематически, изо дня в день, не пропуская намеченных

процедур, строго закрепленных в режиме дня. Изменяют температуру и

длительность каждой закаливающей процедуры постепенно. Во время

закаливания необходим врачебный контроль, за состоянием здоровья и

самочувствием. Поэтому я постоянно призываю родителей уделять внимание

закаливанию воспитанников. Чтобы они контролировали закаливание своего

ребёнка.

3

С целью закаливания использую воздействие воздуха, воды и солнца.

Наилучший эффект дает сочетание этих естественных факторов природы с

физическими упражнениями.

1) К традиционной методике относится (проветривание комнаты,

прогулки) К нетрадиционной методике, которое предусматривает выполнение

основных методических принципов, проведения физкультурных занятий с

детьми дошкольного возраста, на воздухе, и которое я применяю в своей

работе.

В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный

эмоциональный фон и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение

2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц.

Комплекс № 1

1. Лёжа в постели одновременно приподнять и вытянуть правую руку и ногу,

затем, расслабившись, уронить их. То же проделать левой ногой. Затем

напрячь обе руки и ноги, и уронить их. Повторить 3-5 раз

2. Лёжа, опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике,

помогая себе руками.

3. «Кошечка спит». Лёжа, повернуться на бок, согнуть ноги и поднять их к

животу, руки согнуть. Сложить ладошки вместе под голову. То же проделать в

другую сторону.

4. Лёжа на животе. Ноги сомкнуты, руки согнуты под подбородком.

Приподнять голову и плечи, руки отвести назад и прогнуться. Лечь в

исходное положение и расслабиться.

5. «Кошечка радуется». Стоя на кистях рук и коленях. Поднять голову,

потянуться и прогнуться в поясничном отделе. Сделать глубокий вдох.

6. «Кошечка сердится». Стоя на кистях рук и коленях, опустить голову и

прижать подбородок к груди. Спину выгнуть. Повторить 5-6 раз

Закаливание воздухом надо начинать с выработки привычки к

свежему воздуху. В каком бы помещении не находился ребёнок, оно должно

4

систематически проветриваться, а в теплое время года окна комнаты, зала

должны быть широко раскрыты. Закаливающее действие воздуха проявляется

во время специально проводимых воздушных ванн, прогулок, игр,

физкультурных занятий на воздухе, , саду, если одеваться легко, а в

зависимости от погоды и времени года частично обнажать тело. Хороший

закаливающий эффект получается от обнажения тела до пояса в утренние

минуты, пока проводится уборка постели, утренний туалет, зарядка,

умывание.

2) Ещё одна нетрадиционная методика закаливания, которая тоже

применяется мною в работе, это хождение босиком , которая является также

хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. В своей работе я

сочетаю данный вид закаливания с играми и упражнениями для

профилактики плоскостопия.

Так, в старшей группе применяются: ходьба на носках с различным

положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней

стороне стопы, перекатом с пятки на носок, на месте, не отрывая носка от

пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу или на палке;

катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад;

«рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового

мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков,

шишек);

игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение

ногами функций рук); перешагивание через гимнастические палки, набивные

мячи. Имеется массажная дорожка, которую я изготовила, и по которой дети с

удовольствием ходят!

5

6

3) Следующая методика -это закаливающее дыхание.

Дыхательная гимнастика. Этот вид закаливания укрепляет весь

дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса

игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста,

но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3

раза в день.

Комплекс № 1

«Поиграем с носиком»

1 «найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому

2 Игровые упражнения с носиком.

«Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает

свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

«Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и

хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик

языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.

«Носик балуется»

На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и

указательным пальцами одной руки на крылья носа.

«Носик нюхает приятный запах»

Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю,

поочерёдно закрывая их указательным пальцем.

«Носик поёт песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и

поёт: «Ба – бо – бу».

«Поиграем носиком»

Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими

7

движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.

Таким образом делается как бы растирание.

«Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик

вернулся.

Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне дружок,

И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,

Тёте ... покажи.

Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

Вот так носик-баловник!

Он шалить у нас привык.

Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

Хорошо гулять в саду

И поёт нос: «Ба-бо-бу».

Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

Комплекс № 2

1. «Ёжик». Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым

поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий,

непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз

2. Губы «трубкой». Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные

8

мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до

отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем

поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

3. Пускаем мыльные пузыри. При наклоне головы к груди сделать вдох

носом, напрягая носоглотку. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть

воздух через нос, пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох

носом, напрягая мышцы. Выдох спокойный, через нос с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз

4. «Насос». Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнить наклоны

вперёд - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи

– дышать как «насос». Выдох произвольный. Повторить 5-7 наклонов.

4) Следующая методика, которую я использую в закаливании детского

организма - это игры со льдом! Т.е криотерапия

Криотерапия – одна из нетрадиционных методик здоровьесберегающих

технологий. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев

обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении

деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется

выраженным расширением, что значительно усиливает приток крови к месту

воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. Это оказывает

влияние как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой

моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.

Для этой процедуры не требуется никаких особых приспособлений.

Для игр со льдом потребуется емкость для кусочков льда, в нее можно

положить маленькие игрушки и перемешать их со льдом, чтобы ребенку

было интересно перебирать кусочки льда и находить там игрушки.

Безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев,

и ребенок не поранит о них пальцы.

9

Можно приготовить цветной лед. Тогда во время игры можно закреплять

знания цветов, раскладывать кусочки льда по цветам. Цветным льдом можно

еще и рисовать. Если заранее заморозить в лед маленькие палочки (например,

зубочистки, то получатся импровизированные кисточки, которыми можно

будет рисовать интересные и веселые картинки.

Обычно игры со льдом очень нравятся детям.

Но следует помнить, что криотерапия, как и любые закаливающие

мероприятия, проводятся по определенной схеме и имеют свои

противопоказания. Чтобы иметь оздоровительный эффект на организм

воздействие холода должно быть дозированным и проводиться периодически.

Криотерапия проводится по следующей схеме: одна процедура через 1-

2 дня в течение месяца.

Воздействие льдом на организм ребенка нужно начинать с 10-15 секунд

постепенно прибавляя время воздействия.

Необходимо помнить и о противопоказаниях.

Нельзя проводить криотерапию с детьми:

– эписиндромом;

– миопатией (наследственное заболевание).

Осторожно применять криотерапию с:

– длительно и часто болеющими детьми;

– гипервозбудимыми детьми.

Криотерапию можно проводить как в свободное время, так и перед

непосредственно образовательной деятельности и не только в детском саду

на и дома.

10

Летом особенно весело играть со льдом, при этом такие игры не только

развлекают, но и развивают. Во-первых, лёд летом очень освежает и

увлажняет воздух. Во-вторых, для детей это прекрасная возможность

закаливания и развития тактильных ощущений. В-третьих, лёд позволяет

соединить развивающие занятия и игру. Для этой процедуры не требуется

никаких особых приспособлений.

Несколько практических советов:

- Чтобы лед был прозрачным, нужно замораживать кипяченую воду

комнатной температуры.

- Если ребенок играет с цветным льдом, какое-то время у него будут цветные

ладошки.

- Краситель очень сложно отмывается от формы для льда, так что нужно или

завести для игр отдельные формы, или потом не переживать из-за их

внешнего вида.

- В стеклянной посуде лучше ничего не замораживать, она непременно

лопнет.

- Перед тем как давать детям играть со льдом, ополосните его холодной

водой, чтобы он не примерзал к пальцам.

-Некоторым детям может не понравиться, что рукам мокро и холодно.

Заранее приготовьте полотенце, чтобы можно было греть и вытирать руки. И

поставьте рядом миску с теплой водой.

Идеи из книги Аси Ванякиной «Айсберг на ковре»

11

5) Водные процедуры считаются одними из самых действенных и

распространенных. Их легко проводить в условиях детского коллектива. В

детских садах используются обтирания, купания и обливания. В нашем

детском саду, имеется летний душ! После того, как дети уже наигрались на

воздухе, раздеваются до трусиков, босиком, идут купаться в душ! Который

мы устанавливаем на улице! В жаркие и солнечные дни дети с удовольствием

купаются в нём!

12

13

14

Душ следует принимать быстро, в холодное время года предохранять голову

от попадания воды. Сразу же после душа следует растереть все тело

махровым полотенцем.

Обычно душ или общее обливание используют для закаливания после 1,5 -

2 месяцев обтирания. Температура воды вначале 22 – 24 °С, затем ее снижают

в зависимости от закаленности и самочувствия воспитанника, либо через

каждые 2 - 3 дня на 1 °С.

Наиболее сильный закаливающий эффект получается при купании, так как

при этом одновременно действуют воздух, свет, вода и движения: Первые

купания начинают в солнечные дни при отсутствии ветра и при температуре

воздуха не, ниже 23 – 24 °С, а воды – 20 – 22 °С. Если купание проводится

после солнечных ванн или подвижной игры, то не следует входить в воду

разгоряченным, надо 10 - 15 мин отдохнуть в тени.

Еще в далекой древности для укрепления здоровья использовали

солнечные лучи. О благотворном влиянии солнца на организм говорил

Геродот. Для ускорения заживления ран и переломов применял солнечные

ванны великий Гиппократ. В наше время солнце и лучистая энергия

используются не только для лечения, но и для предупреждения заболеваний,

в том числе и для закаливания организма. Для закаливания используют

световоздушные и солнечные ванны. В первом случае на организм человека

действуют рассеянный солнечный свет и движение окружающего

воздуха. Световоздушные ванны принимают в тени, под деревьями,

навесом или тентом, в защищенном от ветра месте при температуре воздуха

не ниже 18 °С.

6) Ещё один нетрадиционный метод закаливания, который я применяю на

практике, это полоскание горла прохладной водой ,со снижением ее

температуры. Эта методика является профилактикой заболеваний

15

носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и

начинают эти процедуры при температуре воды +36-37

o

. Температура воды

снижается каждые 2-3 дня на 10 и доводится до комнатной температуры.

Процедура такого закаливания может включать себя игровые составляющие,

в результате чего процесс оздоровления приобретает более осмысленный и

произвольный характер. Дети садятся на ковре в позе факира, перед ними

ставится вода в бокалах t 36-38

o

. Каждому ребенку предлагается представить,

как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети

закрывают глаза, расслабляются, а, открыв глаза, произносят “волшебные”

слова: «Я хороший, добрый ребенок. Всем детям в группе я желаю здоровья.

Пусть все будут добрыми и красивыми. Милыми и счастливыми. А...у...м...»

16

Основные требования к проведению закаливания

Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость

организма к простудным факторам. Необходим тщательный учет

индивидуальных особенностей ребенка, его возраст, возможности наличия у

него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.

Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных

эмоциональных состояний (страха, беспокойства).

Закаливающие процедуры стали органичной частью содержания каждого

физкультурного занятия. Во время занятия дети принимают воздушные

ванны, ходят босиком по различным дорожкам и т.п. Но в любом случае

физкультурные занятия заканчиваются водными процедурами. Дети

обтираются влажным полотенцем, обмывают под краном лицо, верхнюю

часть груди, конечности. Важно смыть испарину, которая обязательно

выступит на теле. Дело в том, что во время активных движений через кожные

поры выбрасывается наружу большое количество вредных для организма

веществ. Но через несколько минут начинается процесс обратного

всасывания. Вот именно поэтому и нужны водные процедуры, чтобы не дать

вредным веществам «вернуться» в организм ребенка.

При формировании системы закаливания необходимо учитывать

состояние здоровья, возраст, климатические условия, развитие подкожно-

жировой клетчатки, тип нервной системы, степень закалённости ребенка.

17

Заключение

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на

укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических

функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных

умений, повышение физической и умственной работоспособности,

необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно

связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового

воспитания. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является

важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития — не

только физического, но и интеллектуального.

Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается

на функциональном состоянии головного мозга, увеличении

работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных

действий.

В ходе наблюдений установлено, что под влиянием циклических упражнений

и закаливающих процедур увеличивается работоспособность, активно

формируются двигательные умения и навыки, развиваются основные

двигательные качества, воспитывается воля, смелость, дисциплина,

формируется привычка и интерес к здоровому образу жизни,

систематическим занятиям физическими упражнениями, прививаются

гигиенические навыки. Это создаёт условия для повышения

сопротивляемости организма ребенка к инфекции.

18



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!