Напоминание

"Развитие штриховой техники обучающихся на всех этапах обучения"


Автор: Фролова Мария Юрьевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств"
Населённый пункт: городского округа Отрадный Самарской области
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта работы
Тема: "Развитие штриховой техники обучающихся на всех этапах обучения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ВВЕДЕНИЕ

«В основу правильного метода воспитания культуры звучания должно

быть положено систематическое развитие внутреннего слуха - ценнейшего

качества музыканта».

А.И. Ямпольский

В моей работе рассматриваются цели и задачи по развитию штриховой

техники обучающихся на различных этапах обучения.

Основные особенности изучения штрихов, их формирования и работы

над ними.

На сегодняшний день музыкальная практика требует от скрипача -

исполнителя

высокосовершенного

универсального

владения

штриховой

техникой

не

только

в

сольном,

ансамблевом,

но

и

оркестровом

исполнительстве.

Это

свидетельствует

о

необходимости

постоянного

повышения уровня подготовки скрипачей - профессионалов.

Современная

методическая

литература

по

данному

вопросу

представлена обширно, включает в себя рекомендации и наработки ни одного

поколения опытных музыкантов. Практика показывает, что методы, приемы,

критерии

исполнения

находятся

в

постоянной

динамике,

имеет

место

изобилие школ, принципов постановки. Вследствие этого, задача, состоящая

перед

каждым

преподавателем

выбрать

из

всего

многообразия

наиболее

оптимальный

путь

преподавания,

чтобы

в

кратчайшие

сроки

достичь

высоких результатов.

Все предлагаемые мною рекомендации по определению,

изучению,

расстановке штрихов основаны не только на личном педагогическом опыте.

Большое значение для становления моих взглядов имело место постоянного

общения с преподавателями СМУ им. Д. Г. Шаталова, посещение мастер -

классов, лекций, концертов ведущих музыкантов нашей страны и зарубежья.

Изучались

и

применялись

в

педагогической

работе

классические

и

современные методики игры на скрипке.

Полученные мною знания способствуют более глубокому пониманию

возможностей скрипки.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Штрихи, их названия и определения, способы исполнения,

возможности применения.

Наиболее тонкие и разнообразные оттенки звучности у скрипки

получаются,

главным

образом,

благодаря

штрихам,

то

есть

различным

способам ведения смычка. Штрихи

дают возможность получить

любое

расчленение музыкального материала, достигается это путем постоянных

перемен в направлении движения смычка, или, как принято говорить «смены

смычка», которые должны проходить незаметно.

Штрихи создают «своеобразное дыхание», аналогичное певческому

дыханию,

они

способствуют

«артикуляции

музыкальной

речи»,

придавая

музыке осмысленность и выразительность.

В выборе штрихов находит отражение решение динамических,

тембровых и артикуляционных задач. Направление движения смычка должно

отражать

подъемы

и

спады

в

развитии

фразы,

подчеркивать

её

кульминационные точки.

Правильное распределение смычка обеспечивает его рациональное

расходование,

при

этом

обязательно

должны

быть

учтены

темброво

-

динамические условия. Необходимо учитывать также, что для исполнения

тех или иных штрихов используются различные части смычка.

В скрипичной практике наиболее применимым является деление

смычка на 6 частей:

1.

Целый смычок (ц.);

2.

Середина смычка (с.);

3.

Нижняя половина смычка (н. п.);

4.

Верхняя половина смычка (в. п.);

5.

У колодки (к.);

6.

Кончик смычка (эсик).

Также используется и центр тяжести смычка (ц. т. с.) - это место на

трости смычка (точка), где уравновешивается колодка и кончик смычка.

Основными штрихами скрипача являются: деташе, легато, короткие,

бросковые и прыгающие.

Detасhe

Штрих detасhe подразумевает исполнение каждой ноты отдельным

движением смычка по струне, поочерёдно вниз и вверх. Detасhe - один из

наиболее часто применяющихся штрихов. Он может исполняться в пределах

всей темповой зоны. В связи с этим художественно - выразительное значение

штриха dеtасhе весьма широко. Наиболее масштабным видом штриха

является так называемое grand dеtасhе - целым смычком.

При ускорении темпа штрих dеtасhе исполняется в отдельных частях

смычка. Самый быстрый вид dеtасhе – мелкий тремолирующий штрих в

районе середины смычка или немного выше неё (тремоло).

Виды dеtасhе могут отличаться друг от друга не только скоростью

исполнения, использованием количества смычка, звуковыми нюансами, но и

различными степенями слитности, декламационности и маркированности.

Legato

Legato - один из самых широко распространённых приёмов игры, он

выявляет сущность природы скрипки - её возможность плавно, выразительно

петь бесконечную мелодию. Штрих legato подразумевает слитное исполнение

нескольких звуков при ведении смычка по струне в одном направлении.

Обычно чем больше скорость звуков, тем больше нот используется на

ведение смычка в одну сторону.

Основное выразительное качество legato - плавная подвижность,

вносящая текучую действенность во времени; интенсивность её прямо

пропорциональна скорости чередования звуков.

При звучании штриха legato желательно добиться того, чтобы движение

смены смычка совершалось одинаково легко и незаметно в различных его

частях, при перемене направления движения в любую сторону.

В штрихе legato из-за постоянной смены высоты звуков точка

звукоизвлечения на струне даже в одном нюансе должна меняться. При

свободном состоянии правой руки это легко удается, так как смычок как бы

сам стремиться лечь в удобную для него точку струны.

Бариолаж - особый вид скрипичного legato - быстрое чередование

смежных струн.

Маrtеlе

Маrtеlе - (буквально - «отбивая») - резкий, отрывистый - представляет

собой острый звук с паузой, равный ему по длительности. Как и dеtасhе,

mаrtеlе исполняется движениями смычка по струне поочерёдно вверх и вниз.

Характерные качества, которые подчёркивает этот штрих воля,

мужественность, героика, а также упругая танцевальная ритмика. Чёткое

исполнение штриха mаrtеlе возможно лишь до определённых темповых

границ, так как при ускорении он фактически превратиться в маркированное

dеtасhе.

Пунктирные штрихи

Пунктирные штрихи - широко применяются в скрипичной литературе

для создания образов и характера героической маршевности, изящной

скерцозности, танцевальности.

Один из видов пунктирных штрихов - это такой, в котором короткая

нота исполняется поочерёдно разными частями. Другой вид - наиболее

виртуозный и быстрый.

Sonfilе

Sonfilе (выдержанный звук) - важнейшее выразительное средство,

приближающее звучание струнных инструментов к протяжному пению

человеческого голоса.

В скрипичной литературе чрезвычайно широко используются

выдержанные звуки. Они могут быть различными по длительности - от

нескольких ритмических долей до нескольких тактов, в различных

диапазонах струн и всевозможных динамических нюансах.

Степень эмоциональной напряжённости sonfile (помимо влияния

гармонической основы) зависит от динамического нюанса, характера

вибрации.

Portato

Portato - занимает промежуточное место между legato и staccato. Штрих

представляет собой как бы мягкое staccato в кантилене. Достигается путём

усиления нажима волоса смычка в начале каждого звука legato и дальнейшим

отпусканием его с помощью мягких движений кисти при сохраняемой

скорости ведения смычка.

Bariolage

Штрих bariolage представляет собой быстрое чередование соединения

струн в legato и в основном встречается в виртуозно - скрипичной

литературе. В быстром темпе он придаёт исполнению изящную виртуозность.

При исполнении штриха необходимо добиться того, чтобы смена струн

производилась исключительно наклоном кисти с движения, при спокойном

положении локтя на уровне любой части смычка минимальной амплитудой

нижней струны.

Комбинированные штрихи из legato и dеtасhе

Основные задачи в комбинированных штрихах - нахождение наиболее

целесообразного распределения смычка, степени плотности и акцентировки

отдельных звуков.

Staccato

Staccato также «твёрдое staccato» широко применяется в виртуозной

скрипичной литературе. По характеру он родственен штриху martele,

исполняемого в одну сторону.

Способы исполнения твёрдого staccato различны, во многом

индивидуальны, а также зависят от требуемого темпа.

Различаются управляемый вид staccato, который может быть исполнен

в широкой темповой зоне, и неуправляемые - существующие только в

определённом темпе (неуправляемое staccato часто проявляется в форме

«врождённого»).

Spiccato

Spiccato – наиболее распространённый прыгающий штрих,

достигаемый путём броска смычка на струну и его отскакивания.

Sautille

Сотийе (припрыгивать, подпрыгивать) - штрих,

относящийся к группе

«прыгающих» штрихов. Этот штрих выполняется быстрыми и мелкими

движениями смычка, лежащего на струне и лишь слегка отскакивающего

вследствие эластичности и пружинящих свойств трости смычка.

Принципиальное отличие сотийе от спиккато заключается в том, что штрих

идет от струны, а не броском на струну. Также возможно только в быстром

темпе и при небольшой силе звучания (pp - mf).

Этот штрих получается только в одной точке смычка, вблизи его

середины. Штрих сотийе возникает из штриха деташе при игре piano, в

быстром темпе и небольшим отрезком смычка; при crescendo и замедлении

темпа (при этом используемый отрезок смычка расширяется)

штрих сотийе естественно переходит в деташе.

Многие редакторы в нотных изданиях предлагают свои штриховые

варианты музыкальных произведений, но для удобства исполнения моими

обучающимися пьес и произведений крупной формы - я часто их изменяю, а

также большое внимание уделяю проблемам расстановки штрихов, т. к. в

моем классе обучаются дети с разноуровневыми музыкальными данными и

способностями. Предлагаемые редакторами штрихи - ребятам не позволяет

запомнить музыкальная память, координационные действия, изменения

штрихов в репризных местах и др.

ФОРМИРОВАНИЕ ШТРИХОВОЙ ТЕХНИКИ

В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Осваивая основные приемы звукоизвлечения в младших классах, нужно

стремиться вносить в процесс обучения скрипача элементы творчества,

развивать слуховое восприятие и музыкальное мышление обучащихся,

именно к этому стремились многие известные музыканты - преподаватели.

Современная музыкальная педагогика, исходя из данных психологии и

физиологии, считает, что методы обучения исполнительскому мастерству

должны быть комплексными - слуходвигательными. Кроме того, метод

овладения основами звучания и техники смычка должен быть ориентирован

на организацию исполнительских приемов профессионального музыканта.

Не секрет, что существуют различные приемы овладения

первоначальными игровыми навыками. Наиболее известный, традиционный

метод - метод начальной работы над звукоизвлечением в средней и верхней

половине смычка. Существует и другой метод - метод начальной работы над

звукоизвлечением в нижней, затем средней части смычка. При этом игровые

движения и приемы извлечения звука нужно осваивать комплексно, на

сознательном уровне. Использование именно этого метода дает ряд

преимуществ:

1) Исключается фиксация плечевого сустава и «жёсткая хватка» смычка

благодаря тому, что в основе метода лежит ощущение руки и формирование

умения уравновешивать смычок пальцами. Благодаря активным движениям

плеча при игре нижней половиной смычка, сохраняется свобода плечевого

сустава.

2) Уменьшается опасность мышечного напряжения, так как регулирование

давления смычка на струну основывается на облегчении смычка, которое

выполняется с помощью незначительного воздействия мизинца на трость.

3) Появляется возможность связывать навык удерживания смычка пальцами и

исходный прием извлечения звука.

Работа над звукоизвлечением в нижней части смычка предполагает

распределение внимания между слуховыми, мышечно-тактильными и

двигательными ощущениями. Начальное обучение звукоизвлечению у

колодки - процесс сложный, но он согласуется с тенденцией современной

педагогики, считающей, что начальное обучение ребенка должно

происходить на высоком уровне трудности.

В то же время начало работы над звукоизвлечением в нижней половине

смычка не может гарантировать перспективных результатов. Поэтому методы

обучения должны быть подобраны рационально.

Разрешение проблемы формирования основных приемов извлечения

звука заключается в использовании следующих принципов:

1) При формировании двигательной смычковой техники - опора на слуховой

критерий. Каждое игровое движение осваивается в тесной связи со слуховым

восприятием.

2) Необходимо сформировать сознательный навык управления своими

мышечными ощущениями. От расслабления - к мышечной энергии - и снова

к расслаблению - принцип освоения каждого игрового движения, который

должен быть осознан учеником как можно раньше.

3) Постоянная ориентировка в весовых соотношениях при игре различными

частями смычка.

4) Овладение приемами звукообразования сначала в коротких отрезках

смычка последовательно в нижней, средней и верхней его частях.

5) Освоение с самого начала комплекса основных приемов техники смычка,

таких, как: звукоизвлечение при движении вниз и вверх, соединение звуков

при смене смычка и при смене струн в различных частях.

Данный принцип обусловлен тем, что извлечение звука целым смычком

представляет собой сложный навык, качественное выполнение которого

должно быть подготовлено освоением более простых элементов.

Раннее овладение целым набором перспективных игровых приемов

позволяет уже на первоначальном этапе обучения достигать плавности,

напевности, мелодической слитности и интонационной выразительности.

Последовательное выполнение изложенных в этом разделе принципов

ориентирует начинающих скрипачей на преемственность в овладении

основами культуры скрипичного звука и штриховой техники. Это возможно

лишь при одном условии - двигательной свободе начинающего скрипача, его

правильном приспособлении к инструменту.

ФОРМИРОВАНИЕ ШТРИХОВОЙ ТЕХНИКИ

В СРЕДНИХ КЛАССАХ

Для успешной выработки штрихов в средних классах большое значение

имеет наличие опережающего - художественного представления, т.е. наличие

художественного идеала, звукового представления, к которому исполнитель

будет стремиться, т.е. «подтягиваться» к нужному уровню.

Высокие художественные требования следует предъявлять уже с

детского возраста. Формировать художественные представления о различных

штрихах могут показы преподавателя, игра старших учеников, посещение

концертов скрипачей, прослушивание грам, аудио - видеозаписей.

Полезно слушать выступления любых скрипачей, не обязательно только

самых лучших, так как у каждого исполнителя можно чему-нибудь научиться,

в том числе и тому, что не следует делать.

Свободу штрихового движения следует понимать как отсутствие

лишнего сковывающего напряжения, его отточенность, «очищенность» от

ненужной «работы». В штрихе не может быть абсолютной свободы руки (в

таком состоянии она расслабленно висит и не может выполнить ни одного

движения), а есть необходимая степень минимального напряжения

определённых мышц, совершающих данное движение. Если эта степень

превышается или же напрягаются лишние мышцы, то мы со стороны легко

отмечаем, что движение скрипача зажато.

В классе анализ результатов помогает сделать преподаватель. Но

необходимо, чтобы в процессе самостоятельной работы обучающийся был бы

не менее требователен к себе и прощал погрешности в игре, проходя мимо

них. В противном случае занятия штрихом могут превратиться в повторение

и зазубривание недостаточно качественного движения с теми же ошибками.

Даже тогда, когда ученик уже овладел штрихами, в минуты волнения

при ответственном исполнении могут непроизвольно всплыть старые

ощущения неверного исполнения штриха, появиться зажатость или даже

срыв в игре.

Изучать штрихи советуют по-разному: на открытых струнах, на

материале гамм, этюдов, пьес, но работа над штрихами должна несколько

опережать их использование в художественных произведениях, где штрих

желательно применять устоявшийся отшлифованный, и работать над ним уже

в свете конкретно - художественных задач данного произведения.

Первоначально работать над штриховым движением целесообразно на

отдельных звуках (причём лучше не на открытой струне, а на прижатом звуке

в первой или третей позициях, чтобы не терять координацию обеих рук) -

сначала на струне Ля, а затем на других струнах и в различных регистрах.

Только тогда, когда уже установились само штриховое движение и

представление о его различии в зависимости от струн и их диапазонов,

можно изучать штрих на материале гамм. Однако в гамме легко потерять

художественный смысл штриха и лучше продолжить его изучение на

материале этюдов.

Поистине незаменимым в работе над штрихами является этюд № 1

Крейцера Р.; его подробное изучение во многих штриховых вариантах может

принести прекрасные результаты.

Только после тщательной дошлифовки штриха на этюдах следует

применять его в художественном произведении. Здесь следует находить более

тонкие особенности и разновидности штриха, связанные со стилем и

характерными индивидуальными чертами сочинения.

При исполнении смешанных штрихов каждый приём выполняется в

целом таким же образом, как и в отдельности. Основная трудность

заключается в достижении органического переключения правой руки с

одного вида деятельности на другой.

Важнейшее значение приобретают точно выверенное распределение

частей смычка, подготовка целесообразного положения руки со смычком

перед началом нового штриха. Необходимо, чтобы предшествующий штрих

завершился в той точке смычка, где нужно начать следующий.

ФОРМИРОВАНИЕ ШТРИХОВОЙ ТЕХНИКИ

В СТАРШИХ КЛАССАХ

Для достижения высококачественного звукового результата в старших

классах - штриховое движение должно быть в высшей степени отточено,

выверено и свободно от всех лишних элементов. При этом внешне оно

приобретает эстетическую гармоничность, красоту, производит ощущение

свободы и лёгкости.

При овладении скрипачом различных штриховых приёмов и их

разновидностей - работа над художественно-выразительными задачами

штрихов не должна прекращаться. В процессе творческого поиска

исполнитель должен постоянно стремиться находить всё новые оттенки их

выразительности в связи с изучением новых произведений, а также

пересматривать некоторые методы их использования, найденные им ранее.

Этой работе, как и общему совершенствованию исполнительского искусства,

не может быть предела, так как выразительные возможности штриховых

приёмов практически неисчерпаемы, и каждый из них может служить

выявлению широчайшей гаммы различных образных оттенков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа

музыканта

-

преподавателя

в

классе

по

специальности

охватывает

три

стороны,

тесно

связанные

друг

с

другом

и

общее

в

воспитании обучающихся:

1) Непосредственное обучение игре на инструменте;

2) Широкое музыкальное образование;

3) Воспитание обучающихся.

Эти три стороны единого процесса успешно развиваются, если

преподаватель видит перспективу, цель, задачи и пути их решения. Какие эти

пути?

1) Выявление способностей обучающихся;

2) Изучение обучающихся своего класса - их интересы, жизненные

условия, успехи по другим предметам и т.д. - на каждом возрастном этапе.

Преподаватель должен быть артистом в работе с обучающимся, должен

всегда находиться в творческом поиске наиболее ярких и красочных образов,

должен добиваться наиболее простых и разумных способов решения

сложных художественных задач. Его требовательность, доброжелательность,

творческое горение должны зарождать в ребенке любовь к музыке, к

искусству, укреплять волю к преодолению трудностей, желание овладеть

всеми техническими и выразительными средствами исполнения.

Музыканта нельзя принуждать - его можно увлекать творческим

горением и высокими общественными идеалами, любовью к искусству и к

педагогической работе, убеждать художественно оправданной трактовкой

произведений и разумностью методов развития исполнительского мастерства,

привлекать чуткостью подхода к индивидуальным особенностям дарования и

склада характера, покорять высокой принципиальностью и «подлинной

гуманностью». Во всём вышесказанном и состоит смысл понятия

«искусство» в применении к науке - музыкальной педагогике.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача. М.: «Музыка», 1985.

2. Ширинский А. Штриховая техника скрипача. М.: «Музыка», 1983.

3. Ауэр Л. С. Моя школа игры на скрипке. М.: Музыка, 1965.

4. Баринская А. И. Начальное обучение скрипача. М.: Музыка, 2007.

5. Берлянчик М. М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе.

М.: Классика - XXI, 2006.

6. Григорьев В. Ю. Методика обучения игре на скрипке - М.: Классика - XXI,

2006.

7. Григорян А. Г. Начальная школа игры на скрипке - М.: Советский

композитор, 1986.

8. Кюхлер Ф. Техника правой руки скрипача - К.: Музыкальная Украина -

1974.

9. Либерман М. Б., Берлянчик М. М. Культура звука скрипача - М.: Музыка,

1985.

10. Мищенко Г. М. Методика обучения игре на скрипке. - С-Пб.: Реноме,

2009.

11. Ойстрах Д. Ф. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма. - М.: Музыка,

1978.

12. Судзуки С. Воспитание талантов. Минск, 2005.

13. Флеш К. Искусство скрипичной игры. - М.: Классика -XXI, 2004.

14. Фортунатов К. А. Юный скрипач (I выпуск). - М.: Советский композитор,

1988.

15. Шальман С. М. Я буду скрипачом (33 беседы с юным музыкантом). - Л.:

Советский Композитор, 1984.

16. Якубовская В. А. Вверх по ступенькам. - Л.: Музыка, 1983.

17. Янкелевич Ю. И. Педагогическое наследие, Москва, 2002.

18.Гуревич

Л.

Скрипичные

штрихи

и

аппликатура

как

средство

интерпретации. Л., «Музыка», 1988.

19. Степанов Б. Основные принципы практического применения смычковых

штрихов. М., Музыка, 1984.

20. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Изд. «Композитор - С-Пб», 2004.

21.

Семенцов

-

Огиевский

К.

М.

Искусство

скрипичных

смен.

Москва

«Наука», 1996.

22. Шиндер Л. Н. Штрихи струнной группы симфонического оркестра. Изд.

«Композитор - С-Пб», 2003.

23. Мастер - класс «Как учить играть на скрипке». М.: Классика - XXI, 2006.

24. Мазель В. Скрипач и его руки (левая рука, правая рука). Изд. «Композитор

- С-Пб», 2008.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!