"Настольно- дидактические игры как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Автор: Кабирова Гюзель Марселевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №77 Населённый пункт: город Первоуральск, Свердловская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Настольно- дидактические игры как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Филиал МАДОУ «Детский сад № 12 комбинированного вида»- «Детский сад №77»
г. Первоуральск
Воспитатель: Кабирова Г.М.
Настольно-дидактические игры
как средство успешной адаптации
детей раннего возраста к условиям
дошкольной образовательной организации
(оснащение предметно-развивающей среды
в группе раннего возраста)
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности
движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей
восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие
движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.
Пальцы рук наделены большим количество рецепторов, посылающих импульсы в центральную
нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.
Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные
игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас
вашего малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Работа по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными
психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем возрасте интенсивно
развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в
познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами,
игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания,
учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об
окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Цель :
создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи :
совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через
использование разнообразных форм, методов и приемов;
развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
развивать эмоциональную отзывчивость;
развивать коммуникативные навыки.
Цели работы:
-
Учить различать предметы по форме; соотносить предметы заданной формы с образцом.
-
Учить узнавать и называть формы предметов (шар, куб, круг, квадрат).
-
Учить группировать предметы по свойству величины на большие и малые.
-
Развивать умения упорядочивать величины по убыванию ( от самого большого до самого
маленького) и по возрастанию (от самого маленького до самого большого).
-
Учить детей простейшим способам действий с предметами (вынимать, вкладывать,
нанизывать, закрывать и открывать; выкладывать предметы на плоскости).
-
Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем.
-
Развивать осязание, мелкую моторику рук.
Д/И «Рыбалка»
В процессе этих игр дети учатся захватывать предмет с помощью удочки.
Цель: Развивать воображение , мышление,
ловкость и мелкую моторику рук.
Д/И «Вкладыши»
Цель: уметь выполнять вкладывать фигуры,
развивать память, мышление, внимание.
Д/И «БУСИНКИ»
ЦЕЛЬ: Развивать моторику кистей рук, умение
брать бусинки и раскладывать их по внешним
признакам , развивать мышление, память.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми,
потому что она требует большого внимания.
Сначала воспитатель показывает действия с бусинками,
а потом предлагает детям разобрать бусинки.
Д/И «КАКОГО ЦВЕТА НЕ ХВАТАЕТ?»
ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность,
внимание, память и сенсорные способности,
умение сказать, какого цвета
отсутствует диск.
Д/И «Вкладыши»
Цель: уметь выполнять действия, вкладывать фигуры,
развивать память, мышление , внимание.
Д/И «Собери урожай»
Цель: развитие логического мышления.
Сознание эмоционально положительного настроения.
Развитие интереса и побуждение к действиям.
Знакомство сенсорными эталонами: знакомство с разными
свойствами предмета: величина ( большой, маленький), форма
(круг), цвет; формирование умения чередовать предметы по
цвету, размеру.
Развития мелкой моторки руки: формирование умения выполнять
действия с предметами.
Развитие умения понимать и правильно выполнять задания;
Развитие восприятия: зрительного осязательного.
Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания,
памяти, воображения.
Д/И «Молоточки, разноцветные колышки, палочки»
В этих играх дети учатся забивать колышки.
Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении
определять громкое и тихое звучание, развивать чувство ритма.
Усложнение: развивать восприятие цвета.
Д/И «Собери и прокати»
Цель: Уметь выполнять действия,
развивать память, мышление,
внимание.
В ходе этих игр дети учатся захватывать
верёвочку к которому привязан предмет,
управлять движением предмета, меняя его
скорость и направление, координировать
свои движения и движение предмета.
Д/И «Матрёшка»
Использование «Матрёшки» для развития
мелкой моторики рук, мышления, воображения.
Матрёшка- замечательная народная игрушка.
Игры с матрёшкой способствуют развитию у детей
восприятия и мышления. В ходе игры можно научить
детей выделять признаки предметов, сравнивать их
по высоте, ширине, цвету и т.д.
Д/И «Путаница»
Использование «Путаницы» для
развития мелкой моторики рук.
Д/И «ВСТАВЬ ВТУЛОЧКУ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук,
внимание, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми.
Воспитатель показывает предметы, по краям которых
есть отверстия для втулочки.
Показывает и обговаривает свои действия, потом
предлагает повторить детям увиденное.
Д/И «ВКЛАДЫШИ»
ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами