Напоминание

"Как играть с ребенком дома"


Автор: Игумнова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад № 152 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья, методическая разработка, консультация для родителей
Тема: "Как играть с ребенком дома"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КАК ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ ДОМА

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. На

третьем году жизни его игры становятся более интересными и насыщенными. И если в

предыдущем

возрастном

периоде

кроха

играл

только

с

теми

предметами,

которые

находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу,

подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.

Словесно выраженная цель начинает предвосхищать действия ребенка: «Сейчас построю

башню», - говорит он и начинает выполнять задуманное.

Внимание становится более устойчивым. Малыш при участии

взрослых может заниматься одним делом в течение 15-20 минут.

Главное, чтобы это занятие нравилось ему. Потому что пока ваш

кроха может заниматься только тем, что ему интересно.

Как же родители могут способствовать наилучшему развитию

своего ребенка? Ну, конечно, играя с ним! Игры обеспечивают

малышу

хорошее

настроение,

помогают

ему

накапливать

жизненный

опыт,

знания

о

предметах

и

их

свойствах,

способствуют

развитию

эмоциональности,

воображения

и

творческих

способностей.

В

игре

у

ребенка

развивается

внимание,

память,

мышление,

расширяются

возможности

воспитания

его

нравственных

качеств.

Во

время игры

дети учатся

добиваться

поставленной

цели,

встречаются

с

различными затруднениями, требующими различных умений и

сообразительности.

Общие советы по организации совместных игр-занятий с ребенком:

Чередуйте активные и подвижные игры с более спокойными занятиями.

Побуждайте ребенка проявлять в играх активность.

Не

требуйте

от

ребенка

желаемых

результатов:

главный

результат

это

то

удовольствие, которое вы вместе получаете от совместной игры.

Закончив совместную игру, переключите ребенка на самостоятельное занятие.

Периодически повторяйте игры, в которые вы уже играли с ребенком, постепенно

усложняя их содержание.

Условно, игры можно разделить на три группы:

Сюжетно-ролевые игры – это игры с куклами, игрушечными животными, машинками,

природным материалом и т.п. Сначала малыш изо дня в день повторяет одни и те же

действия:

возит

машинку,

кормит

куклу.

Постепенно

сюжет

игры

усложняется,

усложняется и расширяется круг действий ребенка: он может раздеть или одеть куклу,

пойти с ней гулять, покатать на машине, построить ей домик из кубиков… По мере

приобретения новых впечатлений в играх крохи возникают принципиально новые сюжеты,

в том числе тематические: игры в доктора (так как ребенок недавно ходил к врачу), игры в

парикмахерскую, спектакли (так как ребенок побывал в театре) и другие.

Д и д а к т и ч е с к и е

и г р ы

э т о

р а з в и в а ю щ и е

и

о б у ч а ю щ и е

игры: вкладыши, мозаика, кубики, конструкторы и т.д.

Игры

с

правилами -

это настольные

игры,

например, лото, домино,

и подвижные

игры типа «День – ночь», «Цапля и лягушки».

Сюжетно-ролевые игры.

На

третьем

году

жизни

любимыми

играми

детей

становятся

сюжетно-ролевые

игры.

Ребенок уже воспроизводит не отдельные действия, как раньше (кормил куклу, укладывал

её спать), а связывает их в единую сюжетную линию и объединяет игровым мотивом:

ухаживает за «дочкой» (куклой), готовит ей еду, ходит с ней гулять и т.д.

Ребенок копирует поведение взрослых, перевоплощаясь то в маму (готовит обед), то в

папу (чинит машину), в воспитательницу (кого-то ругает), доктора (ставит градусник),

шофера (ведёт машину), продавца (продает товары), повторяя подмеченные позы, жесты,

мимику и речь. Родители, наблюдая за игрой ребенка, иной раз могут увидеть себя со

стороны. (Так что постарайтесь быть достойным примером для подражания).

Перечислим

некоторые методы

и

приемы,

помогающие

детям

овладеть

игровыми

действиями в ролевых играх:

- Чтобы привлечь внимание, например, к кукле, начните сами играть с ней: покачайте её,

покормите.

-

Показывайте

ребенку

возможность

переноса

игровых

действий

на

другие

объекты

(можно не только куколку возить в коляске, но и медвежонка или зайчонка).

- Вовлекайте ребенка в игру: «Я буду кормить мишку, а ты корми куклу» или «Я умою

куколку, а ты её вытри полотенцем».

- Играйте всерьез, перевоплощайтесь, одушевляйте для себя во время игры кукол, зайчат,

медвежат. Старайтесь сами получить удовольствие от игры.

- Предлагайте ребенку игровые ситуации: «Давай ты будешь мамой, а я дочкой».

-

Показывайте

последовательность

действий,

способствуя

появлению

замысла

игры:

«Кукла хочет кушать. Но сначала нам надо сварить ей кашу. А потом мы её покормим».

- Предлагайте ребенку играть с предметами – заместителями: «Вот ложечка (палочка)»,

«Посмотри, какую вкусную котлетку я сделала (камешек)», «К нам пришёл котенок (кусок

меха)».

- Расширяйте игровые действия ребенка. Если ребенок строит только башенки из кубиков,

покажите, как построить поезд, ворота, лесенку и т.п.

- Помогайте малышу придумать и обыграть какой-нибудь сюжет с его «постройками»

из конструктора или кубиков: «Машинистом поезда пусть будет зайка, а кого мы посадим в

вагончики? Давай, звери поедут в гости к кукле Кате, она у нас будет жить в домике,

который ты построил».

-

Подсказывайте

малышу

(при

необходимости)

следующий поворот сюжета: «Кукла уже наелась.

Она хочет покататься на машинке».

- Придавайте конкретизацию содержанию игры: «А

что будет Катя пить – чай или молоко?», «Мне

кажется, мишке холодно. Ему надо надеть шапку».

- Усложняйте содержание игры «А теперь пусть

наша Катя сядет на лошадку и поедет кататься!»

- Создавайте «проблемные» ситуации: «У зайчика нет домика», «Бельчонок заблудился, не

может найти маму. Что же делать?» и т.д. Старайтесь ставить перед ребенком игровые

задачи, решения которых он должен найти сам. Но не бойтесь и сами предложить вариант

развития сюжета: «Катя упала и плачет! Давай, ее поднимем, утешим и вместе с нею

песенку споём!»

- Используйте в играх с малышом элементы сказок: стройте домики для трех поросят,

помогайте заселить зверей в теремок и т.д.

- Побуждайте использовать в играх речь: «Что ты делаешь?», «Что ест куколка?», «Спроси

у мишки, он будет есть суп», «Спой кукле колыбельную: «Баю – бай»» и т.д.

Дидактические игры и игры с правилами

На третьем году жизни ребенок начинает более свободно ориентироваться в окружающих

предметах. Осваивая в дидактических играх действия с предметами, ребенок продолжает

накапливать сенсорный опыт (осваивает цвет, форму, величину, количество, соотношение

частей и т.д.), учится мыслить, у него развиваются такие мыслительные операции, как

анализ, синтез, сравнение, обобщение; совершенствуется мелкая моторика.

Проведение

дидактических игр

и игр с правилами предполагает:

- эмоциональную заинтересованность малыша;

- ознакомление ребенка с содержанием игры: обыгрывание ситуации, показ картинок,

предметов, краткие пояснения;

- объяснение правил игры: что надо делать, что нельзя делать, как играть;

- показ игровых действий: взрослый показывает, как играть, ребенок параллельно или

последовательно повторяет;

- поддержку взрослого, который поощряет, помогает, советует, напоминает и т.д.;

В ходе проведения

игр дидактического характера

и игр с правилами:

- Не торопитесь подсказывать, дайте малышу самому методом проб и ошибок придти к

положительному результату.

-

Предоставьте

малышу

возможность

самостоятельно

участвовать

в

игре,

активно

обсуждайте ход игры.

- После игры подведите ее итог, оцените конечный результат. Обязательно порадуйтесь

успеху ребенка (чтобы впоследствии он так же радовался вашим победам и не сильно

огорчался из-за своего проигрыша).

- Чтобы игра лучше усвоилась ребенком, желательно, сыграть в неё 3-4 раза, но только при

условии явного интереса со стороны ребенка. В противном случае, повтор игры следует

отложить до другого раза.

- Иногда ребенок может отказываться выполнять задания. Необходимо понять причины

такого

поведения:

если

ребенку

неинтересно

попробуйте

заинтересовать

его,

если

ребенок «не в настроении» - отложите игру до лучших времен, если ребенку стало скучно

- усложните игру, не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше

.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!