Автор: Игумнова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад № 152 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья, методическая разработка, консультация для родителей
Тема: "Как играть с ребенком дома"
Раздел: дошкольное образование
КАК ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ ДОМА
Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. На
третьем году жизни его игры становятся более интересными и насыщенными. И если в
предыдущем
возрастном
периоде
кроха
играл
только
с
теми
предметами,
которые
находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу,
подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.
Словесно выраженная цель начинает предвосхищать действия ребенка: «Сейчас построю
башню», - говорит он и начинает выполнять задуманное.
Внимание становится более устойчивым. Малыш при участии
взрослых может заниматься одним делом в течение 15-20 минут.
Главное, чтобы это занятие нравилось ему. Потому что пока ваш
кроха может заниматься только тем, что ему интересно.
Как же родители могут способствовать наилучшему развитию
своего ребенка? Ну, конечно, играя с ним! Игры обеспечивают
малышу
хорошее
настроение,
помогают
ему
накапливать
жизненный
опыт,
знания
о
предметах
и
их
свойствах,
способствуют
развитию
эмоциональности,
воображения
и
творческих
способностей.
В
игре
у
ребенка
развивается
внимание,
память,
мышление,
расширяются
возможности
воспитания
его
нравственных
качеств.
Во
время игры
дети учатся
добиваться
поставленной
цели,
встречаются
с
различными затруднениями, требующими различных умений и
сообразительности.
Общие советы по организации совместных игр-занятий с ребенком:
Чередуйте активные и подвижные игры с более спокойными занятиями.
Побуждайте ребенка проявлять в играх активность.
Не
требуйте
от
ребенка
желаемых
результатов:
главный
результат
–
это
то
удовольствие, которое вы вместе получаете от совместной игры.
Закончив совместную игру, переключите ребенка на самостоятельное занятие.
Периодически повторяйте игры, в которые вы уже играли с ребенком, постепенно
усложняя их содержание.
Условно, игры можно разделить на три группы:
Сюжетно-ролевые игры – это игры с куклами, игрушечными животными, машинками,
природным материалом и т.п. Сначала малыш изо дня в день повторяет одни и те же
действия:
возит
машинку,
кормит
куклу.
Постепенно
сюжет
игры
усложняется,
усложняется и расширяется круг действий ребенка: он может раздеть или одеть куклу,
пойти с ней гулять, покатать на машине, построить ей домик из кубиков… По мере
приобретения новых впечатлений в играх крохи возникают принципиально новые сюжеты,
в том числе тематические: игры в доктора (так как ребенок недавно ходил к врачу), игры в
парикмахерскую, спектакли (так как ребенок побывал в театре) и другие.
Д и д а к т и ч е с к и е
и г р ы –
э т о
р а з в и в а ю щ и е
и
о б у ч а ю щ и е
игры: вкладыши, мозаика, кубики, конструкторы и т.д.
Игры
с
правилами -
это настольные
игры,
например, лото, домино,
и подвижные
игры типа «День – ночь», «Цапля и лягушки».
Сюжетно-ролевые игры.
На
третьем
году
жизни
любимыми
играми
детей
становятся
сюжетно-ролевые
игры.
Ребенок уже воспроизводит не отдельные действия, как раньше (кормил куклу, укладывал
её спать), а связывает их в единую сюжетную линию и объединяет игровым мотивом:
ухаживает за «дочкой» (куклой), готовит ей еду, ходит с ней гулять и т.д.
Ребенок копирует поведение взрослых, перевоплощаясь то в маму (готовит обед), то в
папу (чинит машину), в воспитательницу (кого-то ругает), доктора (ставит градусник),
шофера (ведёт машину), продавца (продает товары), повторяя подмеченные позы, жесты,
мимику и речь. Родители, наблюдая за игрой ребенка, иной раз могут увидеть себя со
стороны. (Так что постарайтесь быть достойным примером для подражания).
Перечислим
некоторые методы
и
приемы,
помогающие
детям
овладеть
игровыми
действиями в ролевых играх:
- Чтобы привлечь внимание, например, к кукле, начните сами играть с ней: покачайте её,
покормите.
-
Показывайте
ребенку
возможность
переноса
игровых
действий
на
другие
объекты
(можно не только куколку возить в коляске, но и медвежонка или зайчонка).
- Вовлекайте ребенка в игру: «Я буду кормить мишку, а ты корми куклу» или «Я умою
куколку, а ты её вытри полотенцем».
- Играйте всерьез, перевоплощайтесь, одушевляйте для себя во время игры кукол, зайчат,
медвежат. Старайтесь сами получить удовольствие от игры.
- Предлагайте ребенку игровые ситуации: «Давай ты будешь мамой, а я дочкой».
-
Показывайте
последовательность
действий,
способствуя
появлению
замысла
игры:
«Кукла хочет кушать. Но сначала нам надо сварить ей кашу. А потом мы её покормим».
- Предлагайте ребенку играть с предметами – заместителями: «Вот ложечка (палочка)»,
«Посмотри, какую вкусную котлетку я сделала (камешек)», «К нам пришёл котенок (кусок
меха)».
- Расширяйте игровые действия ребенка. Если ребенок строит только башенки из кубиков,
покажите, как построить поезд, ворота, лесенку и т.п.
- Помогайте малышу придумать и обыграть какой-нибудь сюжет с его «постройками»
из конструктора или кубиков: «Машинистом поезда пусть будет зайка, а кого мы посадим в
вагончики? Давай, звери поедут в гости к кукле Кате, она у нас будет жить в домике,
который ты построил».
-
Подсказывайте
малышу
(при
необходимости)
следующий поворот сюжета: «Кукла уже наелась.
Она хочет покататься на машинке».
- Придавайте конкретизацию содержанию игры: «А
что будет Катя пить – чай или молоко?», «Мне
кажется, мишке холодно. Ему надо надеть шапку».
- Усложняйте содержание игры «А теперь пусть
наша Катя сядет на лошадку и поедет кататься!»
- Создавайте «проблемные» ситуации: «У зайчика нет домика», «Бельчонок заблудился, не
может найти маму. Что же делать?» и т.д. Старайтесь ставить перед ребенком игровые
задачи, решения которых он должен найти сам. Но не бойтесь и сами предложить вариант
развития сюжета: «Катя упала и плачет! Давай, ее поднимем, утешим и вместе с нею
песенку споём!»
- Используйте в играх с малышом элементы сказок: стройте домики для трех поросят,
помогайте заселить зверей в теремок и т.д.
- Побуждайте использовать в играх речь: «Что ты делаешь?», «Что ест куколка?», «Спроси
у мишки, он будет есть суп», «Спой кукле колыбельную: «Баю – бай»» и т.д.
Дидактические игры и игры с правилами
На третьем году жизни ребенок начинает более свободно ориентироваться в окружающих
предметах. Осваивая в дидактических играх действия с предметами, ребенок продолжает
накапливать сенсорный опыт (осваивает цвет, форму, величину, количество, соотношение
частей и т.д.), учится мыслить, у него развиваются такие мыслительные операции, как
анализ, синтез, сравнение, обобщение; совершенствуется мелкая моторика.
Проведение
дидактических игр
и игр с правилами предполагает:
- эмоциональную заинтересованность малыша;
- ознакомление ребенка с содержанием игры: обыгрывание ситуации, показ картинок,
предметов, краткие пояснения;
- объяснение правил игры: что надо делать, что нельзя делать, как играть;
- показ игровых действий: взрослый показывает, как играть, ребенок параллельно или
последовательно повторяет;
- поддержку взрослого, который поощряет, помогает, советует, напоминает и т.д.;
В ходе проведения
игр дидактического характера
и игр с правилами:
- Не торопитесь подсказывать, дайте малышу самому методом проб и ошибок придти к
положительному результату.
-
Предоставьте
малышу
возможность
самостоятельно
участвовать
в
игре,
активно
обсуждайте ход игры.
- После игры подведите ее итог, оцените конечный результат. Обязательно порадуйтесь
успеху ребенка (чтобы впоследствии он так же радовался вашим победам и не сильно
огорчался из-за своего проигрыша).
- Чтобы игра лучше усвоилась ребенком, желательно, сыграть в неё 3-4 раза, но только при
условии явного интереса со стороны ребенка. В противном случае, повтор игры следует
отложить до другого раза.
- Иногда ребенок может отказываться выполнять задания. Необходимо понять причины
такого
поведения:
если
ребенку
неинтересно
–
попробуйте
заинтересовать
его,
если
ребенок «не в настроении» - отложите игру до лучших времен, если ребенку стало скучно
- усложните игру, не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше
.