Напоминание

"Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесах"


Автор: Кислякова Инга Вениаминовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Ханты–Мансийск ХМАО–Югра
Наименование материала: План–конспект открытого урока
Тема: "Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесах"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

«Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесах П.

Чайковского «Болезнь куклы» и Д.Б. Кабалевского «Клоуны».

Преподаватель: Кислякова Инга Вениаминовна

Наименование

учреждения: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств» г. Ханты-Мансийск

Ученица: Ден Эллина (9 лет), 3 год обучения, специальность-фортепиано «Чтение нот с

листа».

Характеристика учащейся: ученица обладает хорошими музыкальными данными:

ритмической устойчивостью, длительной музыкальной памятью, хорошо

приспосабливаемым игровым аппаратом. Отличается внимательностью, хорошей

работоспособностью, усидчивостью и стремлением добиваться высоких результатов. На

занятиях активна, старается работать с отдачей, с желанием изучает новый музыкальный

материал.

Тема учебного занятия: Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесах

«Болезнь куклы» и «Клоуны.

Тема образовательной программы: Работа над пьесами

Раздел

в

образовательной

программе: Осознание

учащимися

характера,

образа

исполняемых

произведений.

Накопление

музыкально-слуховых,

технических

и

организационных

навыков

при

разучивании

произведения.

Изучение

пьес

различного

характера.

Степень сложности: средняя.

Регламент учебного занятия: 40 минут

Цель

урока: развитие

творческого

отношение

ученика

к

работе

над

освоением

технических

навыков.

Осознанное

применение

учеником

средств

музыкальной

выразительности

для

создания

художественного

образа

произведения.

Дальнейшее

формирование пианистических навыков.

Задачи урока:

Обучающие:

-актуализация знаний ученицы по теме «средства музыкальной выразительности»;

-поиск и анализ средств музыкальной выразительности в пьесах П. Чайковского «Болезнь

куклы», Д. Кабалевского «Клоуны»;

-продолжение формирования практических навыков(приемов

звукоизвлечения:legato,staccato;)

-отработка ритмической точности, темповой устойчивости, артикуляционной ясности

исполнения.

- педализация

Развивающие:

- развитие навыков музыкального мышления, творческого воображения;

-метроритмического чувства, интеллекта памяти, внимания;

-расширение музыкального кругозора;

Воспитательные:

-воспитание настойчивости при преодолении трудностей, понимание необходимости

работы над техникой, осмысленности при работе над гаммами, упражнениями, этюдами.

-формирование художественного вкуса, знакомство с лучшими образцами детской музыки;

-стимулирование стремления ученика к публичным выступлениям.

Методы: аналитический, эмоционально-восприимчивый,

развивающий

логическое

и

ассоциативное мышление, нравственно – эстетического познания

Форма учебного занятия: комбинированное занятие, теоретическая и практическая

работа.

Форма организации урока: индивидуальный урок.

Регламент учебного занятия: 40 минут.

Виды деятельности на уроке:

- Слушание и исполнение музыки;

- Рассуждения о музыке;

Межпредметные связи: актуализация теоретических знаний слушание музыки, элементы

проектной деятельности учащегося.

Планируемый результат:

по окончании урока ученица должен проникнуться характером произведения, отработать

определённые пианистические навыки и закрепить их в домашних занятиях.

Структура урока:

I Организационный этап:

а) приветствие;

б) сообщение цели и хода работы на уроке.

II Основная часть урока:

а) Краткая информация о композиторе произведения.

б) Ознакомление с музыкальным произведением (показ, краткий музыкально-

теоретический анализ произведения: тональность, размер, темп, строение произведения,

ритмический рисунок)

в) Работа над деталями.

III Заключительный этап:

а) оценка;

б) домашнее задание.

1.

Ознакомление с произведением.

Выбор произведения, ознакомление ученика с произведением ( не только проигрывание,

но и беседа о его стиле, содержании, форме жанре, об авторе произведения и его эпохе),

прочтение произведения изучение нотного текста, анализ и выбор средств выражения,

творческое воплощение, публичное исполнение - таковы основные этапы, связанные с

изучением художественного произведения учащимся.

В начальный период обучения детей музыкальная мелодия должна отличаться простотою

– картины должны изображать эпизоды, в которых появлялось бы чувство доступное

детям, способное возбудить в них сочувствие.

Понимание содержания музыкального произведения учащимся способствует

конкретность, ясность и определенность художественных образов – качества в большей

мере присущие программной музыке.

Образности восприятия содержания юным учеником во многом способствует

программное заглавие пьесы, которое сразу ориентирует его в характере музыки.

Учебный процесс предусматривает ознакомление учащегося с музыкальными

произведениями различных художественных стилей и национальных школ; это

способствует всестороннему развитию учащегося и его художественного вкуса; развития

так называемого «чувства стиля».

П.И. Чайковский «Болезнь куклы»

Форма произведения.

Простая двухчастная. Четкое деление пьесы на 2 части.

1-я часть состоит из 3-х предложений:

Первые 2 одинаковых предложения состоят из 4-х тактов, в которых происходит

своеобразная кульминация. Ведущая роль – в партии левой руки в восходящем движении

басовой линии. Завершение фразы – нисходящее движение баса.

В 3-м предложении (8 тактов) – ведущая роль в партии правой руки.

2-я часть состоит из 2-х предложений:

Первое предложение – это общая кульминация произведения: восходящее движение в

партии левой руки по полутонам. Это подтверждается и динамическими оттенками:

постепенно нарастающее cresc. – f – и постепенное dim.

Второе предложение – завершение (Coda) – бас ostinato на тонике. Утверждение устоя,

успокоение.

По своему складу пьеса полифонична: 2 самостоятельно развитых голоса (мелодии и баса)

при гармонической поддержке среднего голоса.

Средства выражения.

1.

Динамика – нарастающая при восходящем движении ведущего голоса

(кульминация фразы), угасающая – нисходящее движение (окончание фразы).

2.

Гармоническая окраска средних голосов.

3.

Мелодическая линия на слабую долю – слезы куклы. Слезы – легкие , прозрачные

капли. Здесь можно поработать над качеством звука. Движение мелодии

нисходящее – этим автор передает безысходность, горе. Это выражено динамикой –

diminuendo.

Так как в этом произведении прослеживается плавное, постепенное движение в партиях

левой и правой рук, то здесь можно говорить о линеарном развитии фраз (т.е.

горизонтали).

Очень важно учитывать линеарность развития в этом произведении, т.к. при таком

спокойном темпе (Moderato) мелодии на слабую долю могут возникнуть остановки в

каждом такте, что приведет к статичности исполнения.

Во избежание этого нужно проработать с учащимся над каждой партией отдельно:

1.

Окрасить партии тембрально (л.р. – бархатно, мягко, плавно; пр.р. – точность

исполнения второй доли, ясность произнесения, возвышенность над остальными

голосами, блеск –«капли»), создать мягкое гармоническое заполнение.

2.

Динамика: восходящее движение - cresc., нисходящее - dim. Все это сопутствует

выразительному исполнению пьесы.

Выстраивая все голоса в вертикаль нужно обратить внимание на ритмическую точность

исполнения, учитывая при этом линеарность развития фраз, т.е. услышать все голоса в

едином целом, поэтому целесообразно разобрать сначала отдельно партию правой и левой

руки. В мелодии мы слышим и вздохи, и слезы, и порывистое дыхание. Все звуки

мелодии приходятся на слабую вторую долю. Партия левой руки насыщена

выдержанными басами, которые нередко учащиеся не додерживают и не слушают

образовавшиеся гармонии. Очень важно при этом обратить внимание на аппликатуру,

которая позволит выразительно на легато сыграть басовую линию. Успешная работа над

левой рукой в данном произведении создаёт предпосылки для успешного развития

полифонического мышления ребёнка.

Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение

мелодии и аккомпанемента. Особенно трудно соблюсти нужный баланс между мелодией и

аккомпанементом, когда мелодия поручается нижнему голосу. Исполнение пьесы должно

быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства.

Темп пьесы умеренный,

Moderato. Фразы состоят из 4-х, 8-и и 10-и (кульминация)

тактов, что также составляет достаточную сложность для мышления младшего школьника.

Данное произведение является и одним из первых, где учащийся знакомится с

запаздывающей

педалью.

Важно

научить

его

слышать

связь

педализации

с

интонированием мелодии и сменами гармонии.

В

пьесе

композитор

нашел

тонкое

сочетание

педагогической

задачи

(научить

певучему звуку на фортепиано) с художественной (создать выразительный музыкальный

образ).

Кантиленные пьесы

лежат в основе педагогического репертуара пианиста на

протяжении всего периода обучения. Работа над кантиленными миниатюрами благотворно

сказывается

на

развитии

музыкальности,

художественно-исполнительской

инициативы

ученика,

особенно

такого,

который

не

обладает

ярко

выраженной

эмоциональной

восприимчивостью.

Пьеса «Болезнь куклы» принесёт большую пользу учащемуся, разовьёт его творческую

фантазию и продвинет пианистическую технику.

Д. Кабалевский «Клоуны»

В творчестве Дмитрия Борисовича Кабалевского особую роль занимает музыка для детей.

Его первые песни – «Про Петю», «Первое мая», «Птичий дом», написанные ещё в 30-е

годы, звучат и поныне. Вскоре после войны появилась одна из самых популярных песен –

«Наш край». Позднее композитор положил её в основу своего Третьего концерта для

фортепиано, посвящённого юным музыкантам. Песни Кабалевского хорошо известны у

нас и за рубежом: «Счастье»,

Д.Б. Кабалевский сочинял почти во всех музыкальных жанрах. Он автор 4 симфоний, 5

опер, оперетты, инструментальных концертов, квартетов, кантат, вокальных циклов,

Реквиема на стихи Р. Рождественского, музыки к театральным постановкам и

кинофильмам, большого количества фортепианных пьес и песен. Его музыка проникнута

интонациями и ритмами, характерными для эпохи построения социализма. В ней

преобладают солнечные тона, ясная песенная мелодика, жизнерадостная энергия, задор,

юмор, оптимизм.

Сейчас мы послушаем фортепианную пьесу Д.Б. Кабалевского под названием "Клоуны" в

исполнении ученицы 3 класса Ден Эллины . В этой пьесе 3 части. Первая и третья части

похожи по звучанию. Композитор средствами музыкальной выразительности передает

разные образы. Звуками рассказывает о двух клоунах - веселом и грустном. У веселого

клоуна все получается легко, а грустному не везет, все он делает неуклюже. Обращаем

внимание на быстрый темп, динамические оттенки музыки. (Звучит пьеса).

Говоря о характере произведения, необходимо через эмоции пробуждать интерес к

исполнению определённого штриха. Так, шаг за 6 шагом, от такта к такту, от фразы к

фразе и сложится образ жизнерадостных клоунов. Работая над нюансами и штрихами

каждой рукой отдельно, необходимо постоянно контролировать работу кисти при

исполнении «скачков» (партия левой руки), аппликатуру и цепкость кончиков пальцев.

Энергичное звучание левой руки, необходимое для изображения скачущих клоунов,

требует внимания. По мере ускорения исполнение штриха требуется большая сила

звучания. Поэтому необходимо совершать взмахивания либо верхней частью руки, либо

предплечьем. При этом смягчения делаются дополнительными движениями кисти. Важно

сразу уточнить аппликатуру в разучивании материала в партиях обеих рук, это поможет

быстрее и лучше усвоить поставленные задачи. Заканчивая работу над произведением или

отдельными фрагментами, мы ещё раз вспоминаем об образе и характере, настроении и

истории создания данной пьесы. Наш урок мы начинаем с ознакомления партии левой

руки, где предстоит освоить штрих «стаккато». Обязательно обратим внимание на

аппликатуру. Если зрительно ознакомиться с текстом, то мы увидим, что пьеса имеет 3-

хчастную форму, где в 1-й и 3-й части партия левой руки дублируется. Используя перенос

кисти, цепкими пальцами определимся в скачках, они нам напоминают прыжки клоунов.

Повторим несколько раз штрих «стаккато» на крышке инструмента и послушаем, как

упруго прыгают «ножки» артистов. А теперь перенесём это упражнение на инструмент и

послушаем, как звучат эти ноты. Если говорить о 2-й части, то здесь появляются аккорды.

Используя широкую ладонь, нам сразу будет удобно охватить все интервалы. Обрати

внимание, что в аккордах тоже используется штрих «стаккато», но уже будет исполняться

по-другому – более солидно, но цепкой и собранной кистью. А вот перед нами штрих

«тэнуто» - здесь вся позиция опирается на аккорд, как бы даёт «отдохнуть» клоуну, когда

другой продолжает быстрыми перебежками (16-е ноты) кружиться. А теперь поговорим о

партии правой руки. Это другой клоун, он более подвижен, и здесь необходимо

проследить за беглостью пальчиков – это наши 16-е ноты. Чтобы легче их понять, сочиним

небольшое стихотворение: Я скачу всё быстрей, Веселю я всех людей. Это нравится и мне,

и всем. Кувырок назад, кувырок вперёд, Кувырок ещё разок. Вот с этими весёлыми

словами цепкими пальцами несколько раз играем по мотивам, фразам. Здесь также

используется штрих «стаккато» - короткое, отрывистое, «задиристое». Необходимо, чтобы

рука была естественной, свободной при игре. Найдём удобное положение руки. Это

упражнение повторить 3-4 раза на инструменте в разных регистрах и тогда мы услышим,

как звучит один и тот же мотив, где это более насыщенно и уверенно. Чётко проговаривая

слоги, слова и целое предложение, пальчики как бы хотят сами танцевать. Ну, вот мы и

познакомились с новым танцевальным жанром. В качестве домашнего задания предлагаю

нарисовать своих клоунов и обязательно потренировать свои пальчики игрой в разных

темпах – от медленного к более оживлённому.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!