Напоминание

"Литература и её роль в духовной жизни человека"


Автор: Полозова Ирина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №3 имени К.А.Москаленко"
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Литература и её роль в духовной жизни человека"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Литература и её роль в духовной жизни человека.

Цели урока: познакомить учащихся с учебником, программой и задачами курса

литературы в 9 классе; начать повторение литературных родов и жанров, обобщить и

систематизировать изученное в 8 классе.

Оборудование: презентация «Литературные роды и жанры», материалы учебника.

Ход урока:

Слово учителя об особенностях УМК В. Я. Коровиной и аппарате учебной хрестоматии

для 9 класса. Учебная цель: интерпретация текстов. Ведущая теоретико-литературная

проблема: автор – образ – читатель.

I.Беседа и обмен мнениями о личном читательском опыте, презентация «Литературные

роды и жанры:

Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?

Какие из них было трудно читать? Почему?

Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие

годы, помогали вам читать и понимать книги?

Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвистические словари и справочники

есть в вашей домашней библиотеке?

Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?

II.Повторение пройденного:

1.Работа с учебником (ч.1, с.7-10); беседа по вопросам.

Что нового в содержании учебника?

По какому принципу расположен учебный материал? (хронология)

Произведения каких писателей и жанров вызывают интерес?

Обобщение. Что такое литература?

III. Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассникам» Учебник для 9 класса

в 2-х частях под редакцией В.Я.Коровиной, с. 3).

1.Беседа по статье.

- Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?

- Почему именно в программу 9 класса включены, хотя бы в отрывках, наиболее

значительные произведения русской литературы?

- Почему освоение данной программы требует от учеников самостоятельности,

инициативы и творчества?

- Какого чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?

2.Выводы.

IV. Обзор курса литературы 9 класса.

1.Слово учителя.

Основная задача курса литературы 9 класса - познакомить вас с богатством русской

литературы, с бесконечным многообразием ее форм. Перелистаем страницы учебника,

чтобы познакомиться с составляющими нашего курса.

На доске открывается первая страница перекидного календаря с красочной надписью:

«Древнерусская литература»

Временем возникновения древнерусской литературы ученые склонны считать конец X

века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением,

сохранившим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII

столетия.

Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» неповторима. Поэма влечет к себе

людей с неодолимой силой, как загадочный магнит.

Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и мужество, отвага и верность...

Еще долго после прочтения перед глазами будут стоять миражи отшумевшего, но такого

близкого былого. Ты будешь видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цветущие

дикие маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии,

ветер раздувает шитые золотом стяги. Ты будешь слышать, как в ночи скрипят повозки,

как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щелканье, как звенят,

скрещиваясь, мечи, как раздается конский топ, как звучат похоронные плачи и как гусли

рокочут славу воинам, возвратившимся из похода.

«Слово...» - драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, пощаженная веками,

таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца.

Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.

Открывается вторая страница «календаря»: «Литература XVIII века. Классицизм.

Сентиментализм» (запись в тетради).

Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала

судьба М. В. Ломоносова - реформатора русского литературного языка и стихосложения,

великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал: «Соединяя

необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все

отрасли просвещения. Открыв «истинные источники нашего поэтического языка»,

Ломоносов указал единственный правильный путь его развития - путь сближения ли-

тературного языка с языком народным».

А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А,

Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.

Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!

Учитель (открывает последнюю cmpaницy - «Литература XX века»).

XX век - век военных и революционных потрясений -вызвал мощное и многогранное

отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.

Идет «перекличка» тем и имен.

До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли

А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есе-

нин, в прозе - И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.

После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась

на две ветви, развивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья -И.

Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Адамович и др.

В советской литературе 20-х гг. господствовала тема Гражданской войны, с 1930-х

началось художественное осмысление свершившихся в стране событий - в произведениях

М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.

С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.

В литературе 50-70-х гг. происходит переосмысление многих событий войны, отражаются

противоречия наступившей мирной жизни.

Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала к жизни книгу А. Солженицына

«Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений.

V. Завершающее слово учителя.

Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории

новейшей русской литературы XX века, с которой нам предстоит познакомиться, названы

далеко не все имени писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль. Об этом

вы узнаете позже, а пока желаю вам ни с чем не сравнимого счастья узнавания

литературного произведения, когда вы начинаете понимать, какие дали открываются за

каждым поворотом сюжета, за любой метафорой, гуманным намеком.

VI.Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание: чтение «Слова о полку Игореве»; пересказ статьи «Древнерусская

литература», с. 4-6.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!