Автор: Полозова Ирина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №3 имени К.А.Москаленко"
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Литература и её роль в духовной жизни человека"
Раздел: среднее образование
Тема: Литература и её роль в духовной жизни человека.
Цели урока: познакомить учащихся с учебником, программой и задачами курса
литературы в 9 классе; начать повторение литературных родов и жанров, обобщить и
систематизировать изученное в 8 классе.
Оборудование: презентация «Литературные роды и жанры», материалы учебника.
Ход урока:
Слово учителя об особенностях УМК В. Я. Коровиной и аппарате учебной хрестоматии
для 9 класса. Учебная цель: интерпретация текстов. Ведущая теоретико-литературная
проблема: автор – образ – читатель.
I.Беседа и обмен мнениями о личном читательском опыте, презентация «Литературные
роды и жанры:
Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?
Какие из них было трудно читать? Почему?
Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие
годы, помогали вам читать и понимать книги?
Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвистические словари и справочники
есть в вашей домашней библиотеке?
Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?
II.Повторение пройденного:
1.Работа с учебником (ч.1, с.7-10); беседа по вопросам.
Что нового в содержании учебника?
По какому принципу расположен учебный материал? (хронология)
Произведения каких писателей и жанров вызывают интерес?
Обобщение. Что такое литература?
III. Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассникам» Учебник для 9 класса
в 2-х частях под редакцией В.Я.Коровиной, с. 3).
1.Беседа по статье.
- Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?
- Почему именно в программу 9 класса включены, хотя бы в отрывках, наиболее
значительные произведения русской литературы?
- Почему освоение данной программы требует от учеников самостоятельности,
инициативы и творчества?
- Какого чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?
2.Выводы.
IV. Обзор курса литературы 9 класса.
1.Слово учителя.
Основная задача курса литературы 9 класса - познакомить вас с богатством русской
литературы, с бесконечным многообразием ее форм. Перелистаем страницы учебника,
чтобы познакомиться с составляющими нашего курса.
На доске открывается первая страница перекидного календаря с красочной надписью:
«Древнерусская литература»
Временем возникновения древнерусской литературы ученые склонны считать конец X
века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением,
сохранившим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII
столетия.
Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» неповторима. Поэма влечет к себе
людей с неодолимой силой, как загадочный магнит.
Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и мужество, отвага и верность...
Еще долго после прочтения перед глазами будут стоять миражи отшумевшего, но такого
близкого былого. Ты будешь видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цветущие
дикие маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии,
ветер раздувает шитые золотом стяги. Ты будешь слышать, как в ночи скрипят повозки,
как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щелканье, как звенят,
скрещиваясь, мечи, как раздается конский топ, как звучат похоронные плачи и как гусли
рокочут славу воинам, возвратившимся из похода.
«Слово...» - драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, пощаженная веками,
таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца.
Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.
Открывается вторая страница «календаря»: «Литература XVIII века. Классицизм.
Сентиментализм» (запись в тетради).
Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала
судьба М. В. Ломоносова - реформатора русского литературного языка и стихосложения,
великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал: «Соединяя
необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все
отрасли просвещения. Открыв «истинные источники нашего поэтического языка»,
Ломоносов указал единственный правильный путь его развития - путь сближения ли-
тературного языка с языком народным».
А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А,
Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.
Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!
Учитель (открывает последнюю cmpaницy - «Литература XX века»).
XX век - век военных и революционных потрясений -вызвал мощное и многогранное
отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.
Идет «перекличка» тем и имен.
До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли
А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есе-
нин, в прозе - И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.
После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась
на две ветви, развивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья -И.
Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Адамович и др.
В советской литературе 20-х гг. господствовала тема Гражданской войны, с 1930-х
началось художественное осмысление свершившихся в стране событий - в произведениях
М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.
С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.
В литературе 50-70-х гг. происходит переосмысление многих событий войны, отражаются
противоречия наступившей мирной жизни.
Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала к жизни книгу А. Солженицына
«Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений.
V. Завершающее слово учителя.
Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории
новейшей русской литературы XX века, с которой нам предстоит познакомиться, названы
далеко не все имени писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль. Об этом
вы узнаете позже, а пока желаю вам ни с чем не сравнимого счастья узнавания
литературного произведения, когда вы начинаете понимать, какие дали открываются за
каждым поворотом сюжета, за любой метафорой, гуманным намеком.
VI.Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание: чтение «Слова о полку Игореве»; пересказ статьи «Древнерусская
литература», с. 4-6.