Напоминание

"Конструирование на уроках русского языка в начальной школе"


Автор: Лаптева Оксана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 65"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Конструирование на уроках русского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему: «Конструирование на уроках русского языка в

начальной школе»

Работу выполнила: Лаптева Оксана Александровна, учитель начальных

классов.

Урок развития речи является разновидностью уроков русского языка.

Урок развития речи хоть и был определен как отдельный вид, в начальной школе

он до сих пор еще не занял своего достойного места. Отличительным признаком

урока

развития

речи

является

прежде

всего

целенаправленная

работа

над

основными видами речевой деятельности – письмом, говорением, чтением и

слушанием. Но обучение только лишь навыкам связной речи не исчерпывает

всего многообразия задач в этой области, поскольку обычно оно сводится лишь к

порождению

высказываний

(текстов).

При

этом

нельзя

игнорировать

задачи

обогащения лексического запаса и грамматического строя речи учащихся, работа

над

культурой

речи

(обучение

нормам

языка),

которая

должна

тоже

целенаправленно вестись на специальных «речевых» уроках.

Таким образом, цели урока развития речи по сравнению с традиционным уроком

русского

языка

значительно

расширяются.

К

ним

относятся: обогащение

словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам

языка и их использованию в речи; формирование коммуникативной компетенции

и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;

обучение навыкам культуры речи и речевого общения; развитие основных видов

речевой

деятельности:

говорения,

письма,

слушания

и

чтения;

развитие

мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и

синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи

(Е.В. Архипова, Т.В. Пирогова ).

В

середине XX столетия происходит довольно резкий поворот в пользу

развития

речи:

оно

признается

главной

задачей

обучения

родному

языку,

усиливаются

позиции

творческого

направления,

возникает

коммуникативное

направление и методика конструирования текста (порождение, создание текста).

В

50-е

годы

возникает

психолингвистика

(Н.И.

Жинкиин,

А.Р.

Лурия,

А.А.

Леонтьев,

Т.Н.

Ушакова),

функциональная

грамматика

(Г.А.Золотова,

Н.Д.

Арутюнова,

А.В.

Бондаренко),

лингвистика

текста

(Ю.М.

Лотман,

С.И.

Гиндин,

О.И.

Москальская).

Теория

речевой

деятельности

уверенно

проникает в школьную практику, появляются пособия для учителей и учащихся

Т.А. Ладыженской, Г.Я. Солганик, Г.Г. Граник, Е.И. Никитиной.

Для овладения речью учащимися необходимы следующие методы развития

речи: имитативные, коммуникативные и конструктивные.

Основным

приемом

в

имитационных

методах

является

обучение

по

образцам.

Среди

типов

упражнений

можно

выделить: многочисленные виды

пересказа

прочитанных

текстов

(близкий

к

тексту

образца,

сжатый,

выборочный, с творческими дополнениями и изменениями, с делением текста на

части, озаглавливанием частей, составление плана прочитанного рассказа, то

же в письменном варианте), письменные изложения разных типов: с языковым

разбором

текста,

с

иллюстрированием,

с

изменением

жанра

(рассказ

перестраивается в пьесу, в произведение, предназначенное для сценического

воплощения).

Назначение, функция языка – быть средством общения, коммуникации, а

также самовыражения.

Важность

коммуникативной

функции

языка

определяет

необходимость

использования коммуникативных методов развития речи учащихся.

Коммуникативные методы имеют свой набор приемов, средств обучения,

типов заданий упражнений: создание речевых ситуаций или выбор их из потока

жизни;

ролевые

игры,

труд,

походы

и

экскурсии,

картины,

специально

организованные

наблюдения,

другие

способы

накопления

материала,

впечатлений; любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность

высказываний;

рисование

картин,

ведение

записей

и

дневников;

создание

сюжетов, в том числе сказочных; выбор разнообразных жанров – докладов,

выступлений по радио, телепередачи, рекламы; «проба пера» - литературно-

творческие попытки в прозе, стихах, в драматических жанрах.

Третья

группа

методов

конструктивная

это

отчетливо

выраженный

синтетический метод и его чаще всего используют как конструирование. Этот

метод

вытекает

из

дидактической

психологической)

установки:

новые

способы деятельности учащегося, его новые умения формируются на основе

правил, закономерностей, т. е. на базе теории по такой схеме: общая теория →

правила → алгоритм → действие → тренинг. Эта третья группа связана

с

первыми двумя.

Виды учебного языкового конструирования:

–сложение слов, синтез звуковой: построение слов (фонетических) из сочетаний

звуков;

–то

же

в

буквенном,

письменном

варианте:

сложение

слов

из

букв

и

их

сочетаний (на наборном полотне или письменно);

–образование слов из данных или подбираемых морфем;

–составление гнезд родственных слов (однокорневых);

–образование форм слов – их склонение, спряжение, образование форм рода,

числа и пр.;

–образование словосочетаний различных типов, с предлогами и без;

–составление

предложений

различных

типов:

простых,

сложных,

ссоюзной

связью и пр.;

–наконец,

составление

(конструирование)

текстов

различных

типов:

повествования, описания, сравнительного описания и мн. др.

В

конструировании

широко

используются

модели

описательные

и

графические, а также образцы, обычно – в такой связи:

Образец,

Модель

Конструирование

принадлежащий Анализ образца

(ее построение)

учебное

мастеру слова

В системе обучения «по образцам» виды текста анализируются и моделируются,

и впоследствии конструирование собственных текстов осуществляется по этим

моделям. Конструирование связано и с коммуникативным методом, поскольку

последний обеспечивает мотивацию речи, ее действенность, определяет

социальные и личностные функции речи. Какие же теоретические сведения

нужны для введения методов конструирования:

во-первых, грамматика, и преимущественно – синтаксис, а также лексикология,

фразеология, теория словообразования, доступные элементы стилистики; для

устного варианта речи – фонетика, орфоэпия, просодия – теория интонаций; во-

вторых и преимущественно, синтаксис текста, теория ССЦ, – сложного

синтаксического целого; в-третьих, теория функциональных типов речи (и

текста); в-четвертых, начала логики; в-пятых, начала поэтики, теории жанров,

теории тропов, теории композиции, изобразительных средств языка; наконец,

элементы стилистики и культуры речи, куда входит и орфография. Многое из

перечисленного выходит за рамки учебника «Русский язык» и традиционных

хрестоматий по литературе. Помощь в реализации этого направления может

оказать риторика – наука красноречия, переживающая ныне период

возрождения. Метод конструирования текста располагает обширным набором

приемов и типов речевых упражнений; большинство из них обычно выполняют

подготовительную или вспомогательную функцию: они вплетаются в процесс

подготовки речевого упражнения на разных его этапах. Приемы располагаются

по группам:

Первая из них – работа над словом, или словарная работа : – толкование

значений слов, оттенков их значений, эмоционально-экспрессивных окрасок в

процессе выбора слов для конкретных ситуаций; – работа с синонимами,

антонимами, паронимами, фразеологическими единицами, включение их в

конкретный текст, в собственные предложения; – работа со словарями

(«словариками») – толковыми, словообразовательными, синонимическими,

орфографическими; – исправление ошибок словоупотребления в устной речи и в

письменных сочинениях.

Вторая группа приемов – работа над слово сочетанием : – составление

словосочетаний с конкретными словами – для текста или словосочетаний

заданного типа; – выверка сочетаемости слов (валентности) на основе языкового

чутья или по словарям сочетаемости; – введение, включение словосочетаний в

предложение и текст; – обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях,

упражнения, предупреждающие подобные ошибки. Напомним, что

словосочетание – это момент в процессе создания текста, момент творческого

процесса.

Третья группа – приемы работы над предложением : – составление предложений

на заданную тему, с использованием заданных слов – по теме сочинения,

рассказа; – составление предложений заданного типа по схемам-моделям; –

распространение предложений, перестройка их структуры; – выражение одной и

той же мысли в различных (синонимических) синтаксических вариантах; –

интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями; –

свободное составление предложений, фраз; – редактирование предложений,

устранение различных недочетов в их построении и пр.

Четвертая группа – логическая : – работа с понятиями и построение их

определений, сравнение предметов, явлений природы по их признакам; –

построение обобщений, индуктивных и дедуктивных рассуждений,

доказательств; – исправление логических ошибок: неоправданных повторов,

нарушений последовательности мыслей, восполнение пропусков чего-то

важного и т. п.

Пятая группа – упражнения, опирающиеся на теории текста: – моделирование

структуры текста образцов и подчинение собственного текста этой модели, т. е.

редактирование своего текста; – отработка типов связи в тексте; – составление

текстов различных функционально-смысловых типов: описания, повествования

и рассуждения, а также разных жанров: рассказа, пейзажной зарисовки,

описания картины, очерка, статьи в газету, письма, пьесы; – передача сюжета в

диалогической форме.

Все упражнения, входящие в систему конструктивных приемов, носят учебный,

тренировочный характер в сравнении с коммуникативно-творческими

сочинениями. Всe три группы методов: имитативная, коммуникативная и

конструктивная – сочетаются в работе учащихся и учителя, дополняют одна

другую и в совокупности создают базу для системы развития речи учащихся

(системы сочинения), которая тесно связана с курсом русского языка,

литературы, риторики, с социальной деятельностью детей. В системе развития

речи все стороны изучаемого родного языка обретают внутренние связи, язык

предстает перед школьниками как единый функционирующий механизм.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!