"Формирование социально-коммуникативных компетентностей у участников образовательного процесса"
Автор: Мельникова Оксана Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МКДОУ д/с №414 "Чебурашка" Населённый пункт: г. Новосибирск Наименование материала: статья Тема: "Формирование социально-коммуникативных компетентностей у участников образовательного процесса" Раздел: дошкольное образование
Автор статьи: Оксана Викторовна Мельникова,
учитель-логопед
«Формирование социально-коммуникативных компетентностей у участ-
ников образовательного процесса»
Современное общество требует молодых людей инициативных, коммуникабельных,
социально адаптированных, поэтому социальный заказ общества касается формирования
у выпускника образовательной организации, в том числе и дошкольного учреждения, клю -
чевых компетентностей, и в первую очередь - социально-коммуникативных, которые поз-
волят ему быть успешным и востребованным.
Традиционные подходы, обеспечивающие лишь передачу ребенку определенной сум-
мы знаний, умений и навыков, оказываются несостоятельными в сложившейся ситуации.
ФГОС подразумевают компетентностный подход к организации образовательного процес-
са, в основе которого заложены активность и психолого-педагогическая компетентность
всех взрослых участников образовательного процесса. Ведь как можно формировать, раз-
вивать в ребенке то, чего у тебя самого нет…
В связи с этим актуальным становится пересмотр системы работы всех специалистов
(учителя-логопеда,
педагога-психолога,
музыкального
руководителя,
инструктора
по
ФИЗО), в детском саду, которые могут способствовать формированию и развитию компе-
тентностей не только у детей, но и у педагогов, родителей.
Работа в данном направлении осуществляется в три этапа.
Цель диагностического этапа - исследование ситуации, в процессе которого необхо-
димо:
а) выявить дефицитарные компетенции и компетентности у детей и взрослых: типич-
ные трудности родителей в воспитании детей, затруднения воспитателей в организации
образовательного процесса, ожидания педагогов и родителей, особые образовательные по-
требности воспитанников ДОУ;
б) разработать план сопровождения специалистами ДОУ образовательного процесса
на учебный год.
На диагностическом этапе:
- проводятся индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, диагностика;
- анализ диагностических данных и результатов наблюдений;
- разрабатываются индивидуальные планы сопровождения детей с ОВЗ совместно с
воспитателями и специалистами ДОУ;
- формируются коррекционно-развивающие группы, выделяются дети, которым необ-
ходимы индивидуальные и подгрупповые занятия.
Для родителей перед началом занятий проводятся индивидуальные консультации, на
которых дается информация о занятиях, которые будет посещать ребенок, и рекомендации
по результатам диагностики ребенка и самих родителей.
Цель
основного
этапа: формирование
и
развитие
социально-коммуникативных
компетентностей у детей и психолого-педагогических - у взрослых участников.
Работа проводится в трех направлениях.
Содержание работы в направлении специалисты ДОУ – родители заключается в
оказании родителям информационной и психологической помощи, ориентированной на
индивидуальную
и
групповую
работу,
направленную
на
развитие
компетентностей
способствующих сохранению и укреплению психологического благополучия воспитанни-
ков ДОУ.
Для родителей планируются индивидуальные консультации (по мере необходимо-
сти) и групповые формы, все они имеют активный характер, родители общаются, обсужда-
ют, дискутируют, играют и в результате – получают опыт эффективного взаимодействия с
детьми и взрослыми участниками. Свою эффективность показали:
- семинары с элементами тренинга, кейс-метода; семинары-практикумы; тренин-
ги; мастер-классы; лекции; круглые столы, темы зависят от запроса родителей и педаго-
гов (н-р, «Расширяем словарный запас ребенка», «Полезные игры для детей с ОНР», «Мой
ребенок не такой как все ИЛИ откуда берутся «трудновоспитуемые» дети», «Общаемся с
ребенком, как?», «Наказание: за и против. Конструктивное решение конфликтов», «Учим-
ся «владеть» собой», «Ложь или фантазия?» и т. д.);
- занятия в детско-родительской группе.
В результате у родителей формируются следующие компетенции и компетентности:
- применение адекватных ситуации способов взаимодействия с детьми;
- конструктивный диалог с ребенком, педагогами;
- создание условий, способствующих развитию положительных сторон личности
ребенка и познавательному развитию с учетом особенностей и закономерностей развития
детей дошкольного возраста, преодолению ОНР;
- сенситивность к детям, способность «слышать» истинные потребности ребенка.
Социальная успешность ребенка с ОНР в детском коллективе характеризуется
способностью понимать потребности окружающих его людей, их вербальные и невербаль-
ные сообщения и, исходя из этого, строить свое поведение, конструктивно взаимодейство-
вать с окружающим миром.Социально-коммуникативные компетентности формируемые у
детей в ходе коррекционной работы:
- соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
- понимать эмоциональное состояние другого человека и рассказать о нём;
- получать необходимую информацию в общении;
- выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
- вести простой диалог с взрослыми и сверстниками;
- спокойно отстаивать своё мнение;
- принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.);
- уважительно относиться к окружающим людям;
- принимать и оказывать помощь;
- не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в рамках направления
специалисты ДОУ – дети осуществляется в соответствии с рекомендациями ПМПКа и
уровнем психологического здоровья.
Дети с высоким уровень ПЗ устойчиво адаптированы к любой среде, обладают ре-
зервом для преодоления стрессовых ситуаций. Данной категории воспитанников показана
совместная деятельность направленная на обеспечение зоны ближайшего развития, кото-
рую проводят воспитатели при методическом сопровождении педагога-психолога.
Для среднего уровня ПЗ, при которомпроявляются признаки дезадаптации, прово-
дятся групповые занятия, направленные на психопрофилактику:
Занятия для детей имеющих трудностями в общении и поведении по программе
«Социошка», которые направлены на коррекцию поведенческих нарушений у дошкольни-
ков; формирование и развитие социально-коммуникативных компетентностей.
Участие в занятиях помогает детям овладеть «языком» эмоций как способом выра -
жения собственного эмоционального состояния; развивается гибкость поведения через от -
работку конкретных навыков взаимодействия со сверстниками; формируются установки
«Я – хороший, ты – хороший»; дети обучаются приемам саморегуляции и самообладания,
снятия мышечного и эмоционального напряжения; активизируется развитие ВПФ.
Занятия, направленные на формирование психологической готовности детей к
школьному обучению по программе «Познавай-ка», которые направлены на формирование
и развитие компетентностей, способствующих психологической готовности детей подгото-
вительной группы к регулярному обучению в школе.
Занятия активизируют развитие высших психических функций (ВПФ); развивают на-
выки общения, установления контакта со сверстниками и принятию новой позиции (роли);
формируют произвольность поведения.
Дети группы риска с низким уровнем ПЗ обладают чертами, которые мешают им
адекватно адаптироваться к социальным условиям жизни.
С ними проводятся индивидуальные и подгрупповые (2-3 чел.) коррекционно-раз-
вивающие занятия, в дальнейшем при положительной динамике – групповые, в ходе кото -
рых формируются и развиваются те компетентности, которые являются у ребенка дефици-
тарными (исходя из результатов диагностики и наблюдений).
Занятия способствуют формированию умения принимать самого себя и других лю-
дей, видеть свои положительные стороны; формированию и развитию умения осознавать
свои чувства, причины поведения, последствия поступков; принимать ответственность за
свои поступки; способствуют развитию произвольной регуляции поведения и познава-
тельной сферы психики.
Особое внимание уделяется к направлению специалисты ДОУ – педагоги, , т.к. пе-
дагоги должны стать надежной опорой, помощниками, проводниками в осуществлении
коррекционного процесса. Но для этого им необходим определенный спектр компетентно-
стей, чтобы эффективно взаимодействовать с детьми и родителями.
Формы работы в данном направлении:
- групповые занятия имеющие активный характер (практические семинары, тренин-
ги, мастер-классы, круглые столы, групповые консультации), например: «Компетентност-
ный подход в современной системе образования», «Метод детских проектов в рамках
компетентностного подхода», «Секреты превращения «трудного» родителя в доброго по-
мощника», «Ребенок «катастрофа» или СДВГ», «Детская агрессия, что делать?», «Взаимо-
действие ДОУ и семьи» и т. д.;
- индивидуальные консультации по запросу;
- совместное проведение наблюдений, диагностики, составление индивидуального
образовательного маршрута и заполнение индивидуальной карты ребенка;
- методическая помощь в разработке проектов, программ (рецензирование на соот -
ветствие компетентностному подходу, возрастным возможностям и учет особенностей де -
тей дошкольного возраста, помощь в подборе диагностического инструментария);
- консультирование администрации по запросу, в спорных и конфликтных ситуаци-
ях, участие в заседаниях конфликтной комиссии.
В ходе рефлексивно-диагностического этапа происходит анализ, оценка результа-
тов психолого-педагогического сопровождения, обобщение опыта работы. Провожу на-
блюдение, анкетирование, анализ документации (отчеты воспитателей по работе с родите-
лями, отзывы родителей и педагогов), индивидуальное консультирование воспитателей и
родителей по результатам к-р занятий.
В сложившихся условиях, когда детей с ОНР становится с каждым годом больше,
данный подход является основой эффективности образовательного процесса в детском
саду. Т. к. он позволяет через взрослых участников о.п. сделать коррекционный процесс
непрерывным, а значит и более эффективным и позволяет охватить большее количество
детей.