Напоминание

"Формирование социально-коммуникативных компетентностей у участников образовательного процесса"


Автор: Мельникова Оксана Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с №414 "Чебурашка"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование социально-коммуникативных компетентностей у участников образовательного процесса"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МКДОУ д\с № 414 «Чебурашка» г. Новосибирска

Автор статьи:
Оксана Викторовна Мельникова, учитель-логопед
«Формирование социально-коммуникативных компетентностей у участ-

ников образовательного процесса»
Современное общество требует молодых людей инициативных, коммуникабельных, социально адаптированных, поэтому социальный заказ общества касается формирования у выпускника образовательной организации, в том числе и дошкольного учреждения, клю - чевых компетентностей, и в первую очередь - социально-коммуникативных, которые поз- волят ему быть успешным и востребованным. Традиционные подходы, обеспечивающие лишь передачу ребенку определенной сум- мы знаний, умений и навыков, оказываются несостоятельными в сложившейся ситуации. ФГОС подразумевают компетентностный подход к организации образовательного процес- са, в основе которого заложены активность и психолого-педагогическая компетентность всех взрослых участников образовательного процесса. Ведь как можно формировать, раз- вивать в ребенке то, чего у тебя самого нет… В связи с этим актуальным становится пересмотр системы работы всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО), в детском саду, которые могут способствовать формированию и развитию компе- тентностей не только у детей, но и у педагогов, родителей. Работа в данном направлении осуществляется в три этапа. Цель
диагностического этапа
- исследование ситуации, в процессе которого необхо- димо: а) выявить дефицитарные компетенции и компетентности у детей и взрослых: типич- ные трудности родителей в воспитании детей, затруднения воспитателей в организации образовательного процесса, ожидания педагогов и родителей, особые образовательные по- требности воспитанников ДОУ; б) разработать план сопровождения специалистами ДОУ образовательного процесса на учебный год. На диагностическом этапе: - проводятся индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, диагностика; - анализ диагностических данных и результатов наблюдений; - разрабатываются индивидуальные планы сопровождения детей с ОВЗ совместно с воспитателями и специалистами ДОУ; - формируются коррекционно-развивающие группы, выделяются дети, которым необ- ходимы индивидуальные и подгрупповые занятия. Для родителей перед началом занятий проводятся индивидуальные консультации, на которых дается информация о занятиях, которые будет посещать ребенок, и рекомендации по результатам диагностики ребенка и самих родителей. Цель
основного

этапа:
формирование и развитие социально-коммуникативных компетентностей у детей и психолого-педагогических - у взрослых участников. Работа проводится в трех направлениях. Содержание работы в направлении
специалисты ДОУ – родители
заключается в оказании родителям информационной и психологической помощи, ориентированной на индивидуальную и групповую работу, направленную на развитие компетентностей способствующих сохранению и укреплению психологического благополучия воспитанни- ков ДОУ. Для родителей планируются индивидуальные

консультации (по мере необходимо- сти) и групповые формы, все они имеют активный характер, родители общаются, обсужда-
ют, дискутируют, играют и в результате – получают опыт эффективного взаимодействия с детьми и взрослыми участниками. Свою эффективность показали: - семинары с элементами тренинга, кейс-метода; семинары-практикумы; тренин- ги; мастер-классы; лекции; круглые столы, темы зависят от запроса родителей и педаго- гов (н-р, «Расширяем словарный запас ребенка», «Полезные игры для детей с ОНР», «Мой ребенок не такой как все ИЛИ откуда берутся «трудновоспитуемые» дети», «Общаемся с ребенком, как?», «Наказание: за и против. Конструктивное решение конфликтов», «Учим- ся «владеть» собой», «Ложь или фантазия?» и т. д.); - занятия в детско-родительской группе. В результате у родителей формируются следующие компетенции и компетентности: - применение адекватных ситуации способов взаимодействия с детьми; - конструктивный диалог с ребенком, педагогами; - создание условий, способствующих развитию положительных сторон личности ребенка и познавательному развитию с учетом особенностей и закономерностей развития детей дошкольного возраста, преодолению ОНР; - сенситивность к детям, способность «слышать» истинные потребности ребенка. Социальная успешность ребенка с ОНР в детском коллективе характеризуется способностью понимать потребности окружающих его людей, их вербальные и невербаль- ные сообщения и, исходя из этого, строить свое поведение, конструктивно взаимодейство- вать с окружающим миром.Социально-коммуникативные компетентности формируемые у детей в ходе коррекционной работы: - соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; - понимать эмоциональное состояние другого человека и рассказать о нём; - получать необходимую информацию в общении; - выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; - вести простой диалог с взрослыми и сверстниками; - спокойно отстаивать своё мнение; - принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.); - уважительно относиться к окружающим людям; - принимать и оказывать помощь; - не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в рамках направления
специалисты ДОУ – дети
осуществляется в соответствии с рекомендациями ПМПКа и уровнем психологического здоровья. Дети
с высоким уровень ПЗ
устойчиво адаптированы к любой среде, обладают ре- зервом для преодоления стрессовых ситуаций. Данной категории воспитанников показана совместная деятельность направленная на обеспечение зоны ближайшего развития, кото- рую проводят воспитатели при методическом сопровождении педагога-психолога. Для
среднего уровня ПЗ,
при которомпроявляются признаки дезадаптации, прово- дятся групповые занятия, направленные на психопрофилактику: Занятия для детей имеющих трудностями в общении и поведении по программе «Социошка», которые направлены на коррекцию поведенческих нарушений у дошкольни- ков; формирование и развитие социально-коммуникативных компетентностей. Участие в занятиях помогает детям овладеть «языком» эмоций как способом выра - жения собственного эмоционального состояния; развивается гибкость поведения через от - работку конкретных навыков взаимодействия со сверстниками; формируются установки «Я – хороший, ты – хороший»; дети обучаются приемам саморегуляции и самообладания, снятия мышечного и эмоционального напряжения; активизируется развитие ВПФ. Занятия, направленные на формирование психологической готовности детей к школьному обучению по программе «Познавай-ка», которые направлены на формирование и развитие компетентностей, способствующих психологической готовности детей подгото- вительной группы к регулярному обучению в школе.
Занятия активизируют развитие высших психических функций (ВПФ); развивают на- выки общения, установления контакта со сверстниками и принятию новой позиции (роли); формируют произвольность поведения. Дети группы риска
с низким уровнем ПЗ
обладают чертами, которые мешают им адекватно адаптироваться к социальным условиям жизни. С ними проводятся индивидуальные и подгрупповые (2-3 чел.) коррекционно-раз- вивающие занятия, в дальнейшем при положительной динамике – групповые, в ходе кото - рых формируются и развиваются те компетентности, которые являются у ребенка дефици- тарными (исходя из результатов диагностики и наблюдений). Занятия способствуют формированию умения принимать самого себя и других лю- дей, видеть свои положительные стороны; формированию и развитию умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков; принимать ответственность за свои поступки; способствуют развитию произвольной регуляции поведения и познава- тельной сферы психики. Особое внимание уделяется к направлению
специалисты ДОУ – педагоги,
, т.к. пе- дагоги должны стать надежной опорой, помощниками, проводниками в осуществлении коррекционного процесса. Но для этого им необходим определенный спектр компетентно- стей, чтобы эффективно взаимодействовать с детьми и родителями. Формы работы в данном направлении: - групповые занятия имеющие активный характер (практические семинары, тренин- ги, мастер-классы, круглые столы, групповые консультации), например: «Компетентност- ный подход в современной системе образования», «Метод детских проектов в рамках компетентностного подхода», «Секреты превращения «трудного» родителя в доброго по- мощника», «Ребенок «катастрофа» или СДВГ», «Детская агрессия, что делать?», «Взаимо- действие ДОУ и семьи» и т. д.; - индивидуальные консультации по запросу; - совместное проведение наблюдений, диагностики, составление индивидуального образовательного маршрута и заполнение индивидуальной карты ребенка; - методическая помощь в разработке проектов, программ (рецензирование на соот - ветствие компетентностному подходу, возрастным возможностям и учет особенностей де - тей дошкольного возраста, помощь в подборе диагностического инструментария); - консультирование администрации по запросу, в спорных и конфликтных ситуаци- ях, участие в заседаниях конфликтной комиссии. В ходе
рефлексивно-диагностического этапа
происходит анализ, оценка результа- тов психолого-педагогического сопровождения, обобщение опыта работы. Провожу на- блюдение, анкетирование, анализ документации (отчеты воспитателей по работе с родите- лями, отзывы родителей и педагогов), индивидуальное консультирование воспитателей и родителей по результатам к-р занятий. В сложившихся условиях, когда детей с ОНР становится с каждым годом больше, данный подход является основой эффективности образовательного процесса в детском саду. Т. к. он позволяет через взрослых участников о.п. сделать коррекционный процесс непрерывным, а значит и более эффективным и позволяет охватить большее количество детей.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!