Напоминание

"Цветоводство и декоративное садоводство"


Автор: Кузнецова София Григорьевна
Должность: учитель профессионально– трудового обучения
Учебное заведение: ГБОУ РМЭ "Октябрьская школа–интернат для детей сирот, и детей оставщихся без попечения родителей"
Населённый пункт: п. Октябрьский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Цветоводство и декоративное садоводство"
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования и науки республики Марий Эл

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл

«Октябрьская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей»

«Цветоводство и декоративное

садоводство»

Авторская программа

для специального (коррекционного)

общеобразовательного учреждения VIII вида

Автор – составитель:

Учитель профессионально - трудового обучения

Кузнецова София Григорьевна.

п. Октябрьский

2018 год.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка_____________________________________3

Учебно-тематический план 1 год обучения (5 класс) _____________8

Содержание разделов программы 1 год обучения (5 класс) ______10

Учебно-тематический план 2 год обучения (6 класс) ____________18

Содержание разделов программы 2 год обучения (6 класс)______19

Список используемой литературы __________________________27

Пояснительная записка

Рабоча программа составлена в соответствии с Федеральным законом от

29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе

типовой

программы

для

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений VIII

вида

под

редакцией

В.В.

Воронковой

и

рассчитана

на

подготовку

учащихся

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений VIII вида к ручному труду на цветоводческом предприятии или в

озеленительном хозяйстве.

Рабочая

программа

представляет

собой

целостный

документ,

включающий: пояснительную записку; учебно-тематическое планирование,

содержание

разделов

программы;

перечень

учебно-методического

обеспечения;

требования

к

уровню

подготовки

обучающихся.

Программа

является

компенсаторно-адаптационной,

комбинированного

типа.

Детализирует

и

раскрывает

содержание

стандарта,

определяет

общую

стратегию

обучения,

воспитания

и

развития

обучающихся

средствами

учебного предмета.

Программа

содержит

темы

по

цветоводству

и

декоративному

садоводству.

Темы

опираются

на

такие

школьные

дисциплины,

как

математика

(например,

«Разбивка

цветника»),естествознание,

биология

(«Строение цветкового растения»), швейное дело («Изготовление тары для

хранения крупных партий семян»).

Работа по предложенным в программе темам благотворно сказывается

на

сообразительности

и

развитии

мелкой

моторики

подростков

с

нарушением интеллекта.

Актуальность создания программы

В

изменяющихся

социально-экономических

условиях

для

решения

проблем

социальной

адаптации

и

интеграции

детей

с

нарушениями

интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. А

поскольку

трудовое

обучение

является

главной

учебной

дисциплиной

в

коррекционной школе, то мною было задумано попробовать новый для нашей

коррекционной

школы

профиль

трудового

обучения

«Цветоводство

и

декоративное садоводство», поскольку:

1.

Занятие

не

является

сложным,

не

требует

титанических

и

физических усилий. Им могут овладеть учащиеся в любом возрасте, а это

важно для детей с ограниченными возможностями, так как, потеряв в силу

различных

причин

свою

основную

работу,

они

всегда

смогут

заняться

цветоводством, и могут реализовывать полученный продукт на рынке.

2.

Заниматься цветоводством и декоративным садоводством могут

как

мальчики,

так

и

девочки, чего нельзя сказать о вязании, вышивании,

столярном,

слесарном

и

обувном

деле

и

остальных

профилях

трудового

обучения коррекционной школы.

3.

В

отличие

от

других

видов

ручного

труда,

цветоводство

не

требует больших финансовых вложений, специализированного помещения,

дорогостоящих инструментов и сырья.

Поэтому, используя все познавательные возможности детей, развивая у

них жизненно необходимые навыки, мы можем дать возможность детям с

ограниченными возможностями здоровья овладеть тем видом ручного труда,

который позволит им во взрослой жизни материально обеспечивать себя,

иметь реальный источник дохода.

Исходя от этого, учитывая актуальность и практическую значимость, с

целью

развития

творческих

способностей

школьников

мною

разработана

авторская программа для учащихся 5-6 классов по предмету «Цветоводство и

декоративное садоводство».

Программа

обучения

предназначена

для

профессиональной

организации

учащихся коррекционных школ VIII вида, прежде всего тех школьников,

которые в силу своего психофизического состояния не могут заниматься

обработкой

металла

или

дерева,

поскольку

это

связано

с

довольно

серьезными

физическими

нагрузками

и

требует

выносливости

к

производственным шумам.

Цель программы:

формирование знаний, умений и навыков, ориентирующих учащихся

на

трудоустройство

по

профессиям,

связанных

с

декоративным

садоводством, растениеводством, в теплицах и других муниципальных

садоводческих,

озеленительных

хозяйствах

и

в

ландшафтно-

дизайнерских областях.

Обучающие:

познакомить учащихся с многообразием однолетних и многолетних

цветочных культур, используемых в цветоводстве и декоративном

садоводстве;

дать учащимся системные знания об особенностях строения,

жизнедеятельности и многообразии цветочно-декоративных культур и

комнатных растений;

научить способам и приемам выращивания цветочных и декоративных

культур;

научить применять на практике знания, умения и навыков, полученные

на занятиях, способствовать социальной адаптации учащихся.

Развивающие:

развивать познавательный интерес, повышение экологической

грамотности.

расширять кругозор учащихся в области комнатного цветоводства и

декоративного садоводства.

развивать основные мыслительные операций: умение сравнивать,

анализировать, выделять сходство и различие понятий, умение

работать по инструкциям, алгоритму, планировать деятельность;

формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки

при взаимодействии с миром природы;

повышать общий интеллектуальный уровень учащихся;

развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его

индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом,

реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем

досуге.

Воспитательные:

прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему

нас миру, уважительного отношения к людям различных профессий и

результатам их труда.

воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного

отношения к цветочно-декоративным растениям, потребность в

общении с ними;

воспитывать бережное отношение к природе, способствовать

формированию экологического восприятия и сознания общественной

активности.

прививать учащимся трудолюбия, бережливости, аккуратности,

целеустремленности, ответственности за результаты своей

деятельности.

Предлагаемая программа содержит учебный материал по цветоводству

и

декоративному

садоводству,

рассчитана

на

два

года

обучения

и

предусматривает два этапа обучения (5-6 классы), теснейшим образом и

циклически

связанных

между

собой.

На

каждом

этапе

происходит

постепенное расширение объема знаний, навыков и умений учащихся.

Для

успешного

обученья

по

данной

программе

необходимо

иметь

оснащенную

мастерскую,

спецодежды, необходимые

приспособления,

инструменты,

инвентари и

хорошо

освещенную

оранжерею,

а

также

пришкольный участок и цветник.

Программа содержит большой познавательный материал, при изучении

которого

развиваются

мышление,

внимание,

память,

способность

анализировать, сравнивать, выделять сходство и различие понятий, умение

планировать деятельность, работать по словесной и письменной инструкции.

Программа имеет доступные темы, последовательное содержание тем

для приобретения теоретических знаний и практических умений. Развитие

умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в

интеллектуальной деятельности и практической работе, повышение уровня

познавательной

активности

учащихся

и

развитие

их

способности

к

осознанной регуляции трудовой деятельности.

Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу

включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсии, лабораторные

работы, уроки с использованием ИКТ и другие наглядные материалы. Для

закрепления знаний к каждому разделу прилагается практическая работа.

Программа

включает

теоретические

и

практические

занятия.

В

процессе

занятий у учащихся развивается фантазия, воображение, образное мышление,

способность анализировать и сравнивать, воспринимать нравственное как

прекрасное, потребность совершенствовать себя и окружающий мир. При

выполнении практических заданий развиваются глазомер, мелкая и общая

моторика,

координации

движений.

Трудовая

деятельность

благотворно

сказывается на становлении личностей учащихся: корригируются нарушения

в развитии эмоционально - волевой, личностной сферы, развиваются умение

преодолевать

трудности. Прививается самостоятельность, инициативность,

стремление доводить начатое дело до конца.

На

занятиях,

для

эффективного

обучения

детей

с

нарушением

интеллекта, необходимо проводить систематическое изучение

динамики

развития трудовых способностей, вести систематическую оценку результатов

учебной деятельности учащихся. Одним из способов решения этой задачи

служат самостоятельные практические работы учащихся в конце каждой

учебной четверти. При этом учитываются результаты трудовой деятельности

(качество выполнения заданий, самостоятельность в работе и творческий

подход к ней), уровень трудовых технологических знаний, умений и навыков,

культура

труда

(трудовая

технологическая

дисциплина,

планирование

трудовой

деятельности,

организация

рабочего

места,

самоконтроль),

соблюдение правил безопасности, производственной санитарии и поведения.

В ходе занятий реализуются межпредметные связи с такими предметами

как, естествознание, биология, математика, швейное дело, изобразительное

искусство и художественный труд.

Программа

предусматривает

ведение

тетрадей,

куда

учащиеся

записывают

темы

занятий,

названия

необходимых

инструментов

и

материалов, зарисовывают эскизы, по которым выполняют работы. Одно из

важнейших требований — соблюдение правил охраны труда учащихся, норм

санитарной

гигиены

в

помещении

и

на

рабочих

местах,

правил

противопожарной

безопасности.

Педагог

на

каждом

уроке

напоминает

учащимся о безопасной работе с инструментами и приспособлениями.

На

занятиях

используются

индивидуальная,

групповая,

коллективная

формы работы под руководством учителя. Целесообразно проводить беседы,

вести

диалоги,

обсуждения,

которые

помогают

развивать

способности

логически

мыслить.

Выставки,

смотры,

проведение

«мастер-классов»

помогают

доводить

работы

до

результата,

фиксировать

успех,

демонстрировать собственные достижения и дают возможность показать сам

процесс выполнения работы.

В

качестве

формы

подведения

итогов

реализации

программы,

предполагается участие воспитанников в общешкольных, республиканских,

межрегиональных

выставках,

конкурсах,

ярмарках,

форумах

детского

творчества.

Учебно-тематический план

первый год обучения (5 класс)

(6 ч. в неделю 136ч. в год)

п/п

Тематика занятий

Количество часов

Теоретичес

кие

сведения

Практиче

ские,

лаборатор

ные

работы,

экскурсии

всего

I четверть

48

1

Вводное занятие.

2

2

2

Культурные цветковые растения.

2

2

4

3

О р а н ж е р е я .

Р а с т е н и я ,

выращиваемые

в

ком н ат н ы х

условиях.

2

2

4

4

Цветник. Растения, выращиваемые

в цветниках и рабатках.

2

2

4

5

С б о р

с е м я н

о д н о л е т н и х

к ру п н о с е м е н н ы х

ц в е т ко в ы х

растений

(космея,

календула,

настурции, бархатцы и др.)

2

6

8

6

Уборка

однолетних

цветковых

растений в цветнике.

2

6

8

7

Вскапывание почвы в цветнике.

2

6

8

8

Заготовка

земляной

смеси

для

комнатных растений.

2

6

8

9

Практическое повторение.

2

2

II четверть

48

1

Вводное занятие.

2

2

2

Очистка

дорожек и

площадок

от

опавших листьев.

6

6

3

Уход за комнатными растениями.

2

6

8

4

Удаление

отмерших

л и с т ь е в ,

стеблей

и

побегов

с

комнатных

растений.

2

4

6

5

Рыхление

уплотненной

почвы

в

цветочных горшках.

2

6

8

6

Бумажные пакеты для расфасовки

семян.

2

6

8

7

Обмолот

и

расфасовка

семян,

собранных осенью.

2

6

8

8

Практическое повторение.

2

2

III четверть

58

1

Вводное занятие.

2

2

2

Почва. Строение почвы.

2

4

6

3

Строение

комнатного

цветкового

растения.

2

2

4

4

Перевалка комнатного растения.

2

2

4

5

Р а з м н о ж е н и е

к о м н а т н ы х

цветковых растений.

2

2

4

6

Размножение

герани стеблевыми

черенками.

2

6

8

7

Р а зм н оже н и е

а с п и д и с т р ы

делением корневища.

2

4

6

9

Ц в е т к о в ы е

р а с т е н и я ,

размножаемые семенами.

2

2

4

10

В ы р а щ и в а н и е

б а р х а т ц е в

раскидистых в посевных ящиках.

2

6

8

11

Практическое повторение.

2

2

IVчетверть

42

1

Вводное занятие.

2

2

2

И с п о л ь з о в а н и е

о д н о л е т н и х

ц в е т к о в ы х

р а с т е н и й

д л я

оформления улиц и помещений.

2

2

4

3

Подготовка

цветника

к

посеву

однолетних цветочных растений.

2

6

8

4

Выращивание

крупносеменных

однолетних цветковых растений.

2

6

8

5

Высадка

рассады

б а р хат ц е в

раскидистых.

2

6

8

6

Практическое повторение.

4

4

7

Самостоятельная работа.

8

8

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

1 год обучения (5 класс)

I четверть

Вводное занятие (2ч.)

Труд и его значение в жизни человека и общества. Мастерская и ее

устройство. Распределение учащихся по рабочим местам. Обязанности

дежурных в мастерской. Знакомство с содержанием работы на текущий

учебный год. Требования безопасности труда на рабочих местах. Роспись в

журнале по ТБ.

Культурные цветковые растения (4ч)

Теоретические сведения. Культурные и дикорастущие цветковые

растения: виды, разница между ними. Разнообразие цветковых культур.

Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях.

Растения, выращиваемые в цветниках и в комнатных условиях (в оранжерее)

Наглядное пособие. Изображение рисунков, фотографии, слайды разных

цветковых растений через использование ИКТ.

Экскурсия. Цветник и оранжерея. Ознакомление с декоративными

цветковыми культурами и комнатными цветковыми растениями.

Оранжерея. Растения, выращиваемые в комнатных условиях (4ч)

Объект работы. Оранжерея. Комнатные растения.

Теоретические сведения.

Знакомство с растениями, выращиваемыми в

комнатных условиях. Осмотр состояния цветов в оранжерее, разновидности

комнатных растений.

Демонстрация. Растения комнатных цветочных растений в полном

развитии.

Цветник. Растения, выращиваемые в цветниках и рабатках (4ч)

Объект работы. Цветник. Цветочно-декоративные растения.

Теоретические сведения.

Цветочно - декоративные культуры и их

значение. Знакомство с растениями, выращиваемыми в цветнике. Названия и

виды цветочных культур (однолетние, многолетние). Общая характеристика

однолетних культур. Космея, календула, настурция, бархатцы - однолетние

цветочные растения. Краткая характеристика каждого из них.

Демонстрация. Растение однолетних цветочных растений в полном

развитии.

Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений (8ч)

Объект работы. Семена цветковых растений.

Теоретические сведения.

Виды однолетнего цветкового растения с

крупными семенами (календула, настурция, бархатцы и др.) Признаки

созревания плодов и семян цветковых растений. Способы ускорения

созревания плодов и семян у некоторых растений (перевертывание без

повреждения корней). Понятие семена-сырец. Сроки созревания и сбора

семян. Осыпание семян. Приемы сбора семян.

Практические работы. Сбор семян однолетних крупносеменных

цветочных растений в коробочки. Срезка с частью стебля подсохших плодов

с семенами

.

Укладка семян и подсохших плодов для просушки.

Уборка растительных остатков однолетних цветковых растений в

цветнике (8ч)

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Необходимость удаления отцветающих

однолетних растений в цветнике. Инвентарь для работы в цветнике.

Умение. Различение растений, подземная часть которых подлежит

выкопке и хранению до весны будущего года.

Практические работы: Осенние работы в цветнике. Удаление с

корнями однолетних цветковых растений из цветника. Срезка некоторых

растений с недозрелыми плодами под корень и подвешивание в проветривае-

мом помещении для дозревания семян. Укладка плодов в картонные коробки

и установка на стеллажи для просушки.

Перекопка почвы в цветнике (8ч)

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Понятие борозда, глубина вскапывания.

Лопата: устройство, приёмы вскапывания почвы, рабочая поза. Техника

безопасности при работе с острым ручным инвентарем и орудием труда.

Умение. Работа лопатой.

Практические работы: Прокладывание первой борозды. Вскапывание

почвы на заданную глубину.

Заготовка земляной смеси для комнатных растений (8ч)

Объект работы. Комнатное растение.

Теоретические сведения. Земляные смеси для комнатных растений:

требования к качеству, составные части, хранение. Приемы составления

смесей.

Умение. Составление земляной смеси.

Практические работы: Выбор места для заготовки дерновой и

огородной земли. Вскапывание или разрыхление заготавливаемой почвы.

Поднос или подвоз почвы к месту хранения. Заготовка перегноя (или закупка

торфяной смеси в магазине) Смешивание перегноя (торфа) с землей по

указанию учителя.

Практическое повторение (2ч)

Виды работы. Осенние работы в цветнике. Заготовка почвенных

смесей для комнатных растений.

II четверть

Вводное занятие (2ч)

Итоги работы за I четверть. Задачи обучения и план работы на II четверть.

Правила безопасности работы с инструментами и приспособлениями.

Очистка дорожек и площадок от опавших листьев (4ч)

Объект работы. Пришкольная территория.

Теоретические сведения. Дорожки и площадки на территории школы,

приемы и правила ухода за ними.

Умение. Уход за садовыми дорожками и площадкой.

Практические работы: Сгребание опавших листьев. Прополка.

Подметание или выравнивание песком садовых дорожек.

Уход за комнатными растениями (4ч)

Объект работы. Комнатное растение.

Теоретические сведения. Общее представление о потребностях

комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной

влажности почвы и воздуха. Правила и приёмы полива комнатного растения.

Температура поливной воды. Определение влажности почвы в горшке и

кадке.

Умение. Полив комнатных растений.

Практические работы: Заготовка поливной воды для отстаивания.

Проверка влажности почвы в горшках и кадках. Полив комнатных растений

из детской лейки.

Удаление отмерших листьев, стеблей и побегов с комнатных растений

(4ч)

Объект работы. Комнатное растение.

Теоретические сведения. Приемы ухода за комнатными растениями.

Признаки необходимости удаления отмерших листьев, поврежденных

стеблей и побегов с комнатных растений.

Умение. Удаление отмерших частей листьев, поврежденных стеблей и

побегов с растений.

Практические работы: Осмотр комнатных растений на наличие сухих,

поврежденных листьев, стеблей и побегов. Удаление отмерших листьев,

поврежденных стеблей и побегов с комнатных растений.

Рыхление уплотненной почвы в цветочных горшках (4ч)

Объект работы. Комнатное растение.

Теоретические сведения. Необходимость потребности комнатных

растений в рыхлой и питательной почве. Определение уплетненной почвы

на глаз и на ощуп. Правила и приёмы рыхления почвы вокруг растения.

Умение. Бережное рыхление уплетненной почвы в цветочных горшках,

не повреждая корней комнатных растений.

Практические работы. Определение уплетненной почвы на глаз и на

ощуп. Легкое рыхление поверхности почвы вокруг растения. Добавка

земляной смеси (по необходимости).

Бумажные пакеты для расфасовки семян (2ч)

Объект работы. Цветочные семена.

Теоретические сведения. Бумажный пакет для семян: назначение

(фасовка мелкими партиями.), форма, размеры. Форма заготовок и способы

соединения деталей пакета.

Умение. Расфасовка семян по пакетам.

Практические работы: Вырезка заготовок для пакета по трафарету.

Склеивание с двух сторон пакета. Наклеивание на пакеты изображений тех

растений, чьи семена будут храниться в них.

Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью (6ч)

Объект работы. Семена цветковых растений.

Теоретические сведения. Значение и приёмы обмолота и очистки

семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян. Использование

объёмных предметов (напёрстка, чайной или столовой ложки) для фасовки

семян.

Умение. Ориентировка при работе на образец. Определение вида,

качества и объема семян. Обмолот и очистка семян.

Практические работы: Извлечение семян из сухих плодов. Удаление

обломков стеблей. Сортировка семян (разбор на мелкие, поврежденные, и

недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и полновесные.) Насыпка

определённого объема семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов.

Практическое повторение (2ч)

Виды работы. Определение и выполнение приемов ухода за комнатными

растениями (удаление отмерших листьев и стеблей, рыхление уплотненной

почвы, посыпка почвенной смеси, полив).

III четверть

Вводное занятие (2ч)

Итоги работы за II четверть. Задачи обучения и план работы на III четверть.

Правила безопасности работы с инструментами и приспособлениями.

Почва (6ч)

Объект работы. Почва.

Теоретические сведения.

Общее

представление

о

почве:

свойство

(плодородность), цвет. Глинистые и песчаные почвы: вид, признаки, свойства

(отношение к воде). Перегной почвы: образование, значение для выращивания

растений.

Демонстрация опытов. Обнаружение перегноя в почве. Обнаружение воды в

почве. Проникновение воды в песчаную и глинистую почву.

Умение. Распознавание песчаной и глинистой почвы.

Лабораторные работы. Отделение песка от глины в почве. Обнаружение

перегноя в почве. Обнаружение воздуха и воды в почве. Проникновение воды в

песчаную и глинистую почву.

Практические работы: Определение песчаной и глинистой почвы.

Строение комнатного цветкового растения (6ч)

Объект работы. Натуральные комнатные цветковые растения с различными

формами стеблей, листа, цветка и с видоизмененными органами.

Теоретические сведения. Общее представление об органах комнатного

цветкового растения (корни, стебли, листья, цветки). Разнообразие и форма

стеблей и листьев. Виды листа (простой и сложный). Форма и окраска цветков.

Особенности цветков растений (корневища, луковица, клубень, корнеклубни),

назначение корневища, луковиц, клубня и корнеклубня у цветкового растения.

Умение. Распознавание и название органов цветкового растения.

Практические

работы:

Определение

растений

с

прямостоячими,

вьющимися и стелющимися стеблями, с простыми и сложными листьями, с

одиночными цветками и соцветиями.

Перевалка комнатного растения (4ч)

Объект работы. Комнатное растение.

Теоретические сведения. Понятие перевалка и пересадка растения.

Значение и приемы перевалки комнатного растения. Растения, подлежащие

перевалке. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.

Умение. Перевалка растения.

Практические работы: Подбор, промывка и просушка цветочного

горшка. Полив переваливаемого растения. Насыпка земляной смеси на

дно сухого горшка. Выемка растения вместе с комом земли из прежнего

горшка и пересадка в новый. Добавление почвы в горшок с растением,

уплотнение, полив, уход.

Размножение комнатных растений (4ч)

Объект работы. Натуральные комнатные растения с различными формами и

строениями.

Теоретические сведения. Виды комнатного растения: с опадающими листьями и

вечнозеленые. Общее представление о размножение комнатных растений

(размножение стеблевыми черенками, делением корневища, размножение

отпрысками, пересадкой луковиц). Лучшее время для вегетативного

размножения комнатных растений.

Умение. Знать самые распространенные комнатные растения, которые

размножаются стеблевыми черенками, делением корневища и отпрысками.

Практические работы: Выбрать несколько комнатных растений для

размножения стеблевыми черенками, делением корневища и отпрысками.

Размножение герани стеблевыми черенками (6ч)

Объект работы. Комнатное растение - герань.

Теоретические сведения. Подбор герани для использования черенкования.

Определение не цветущих боковых отростков для срезки. Правила срезки

черенков. Условия укоренения черенков.

Умение. Размножение герани стеблевыми черенками.

Практические работы: Срезка выбранных боковых отростков герани

ножницами. Посадка черенков в отстоявшуюся теплую воду. Установка

черенков с водой в теплое место до появления корней на нижних частях

черенка. Подготовка почвенной смеси и заполнение цветочных горшков.

Полив, уплотнение почвы. Пересадка укорененных растений в цветочный

горшок. Полив и дальнейший уход.

Размножение аспидистры делением корневища (6ч)

Объект работы. Комнатное растение аспидистра.

Теоретические сведения. Способы и приемы размножения аспидистры.

Растения, подлежащее для пересадки. Подбор аспидистры для деления корневища.

Умение. Подготовка почвенных смесей. Определение растения

аспидистры для деления корневища.

Практические работы: Подготовка почвенной смеси и заполнение

цветочных горшков. Полив. Перевалка и отряхивание корненвище растения

аспидистры от земли. Определение и срезка корневищ на части. Посадка

отделенной части корневища в цветочный горшок, полив. Наблюдение за

посадкой.

Цветковые растения, размножаемые семенами (4ч)

Объект работы. Семена однолетних цветочных культур.

Теоретические сведения. Общее представление о семенном и

вегетативном размножении цветковых растений. Приемы размножения теми

и другим видами. Характеристика внешнего вида и декоративных качеств тех

растений, которые будут выращиваться в цветнике.

Умение. Различие семян по их виду и строениям.

Наглядное пособие. Красочное изображение видов крупносеменного

однолетнего цветкового растения(календулы, настурций, бархатцев и др.) и

их размещение в цветниках.

Практические работы: Распознавание семян однолетних цветковых

растений с крупными семенами (календула, настурция, бархатцы и др.)

Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке (6ч)

Объект работы. Бархатец раскидистый, горшок с почвой.

Теоретические сведения. Виды бархатцев (прямостоячий,

раскидистый) Сравнительная характеристика внешнего и декоративных

качеств бархатцев. Выращивание бархатцев раскидистых в комнатных

условиях (сроки посева семян, уход за растением). Ручной инвентарь для

выращивания цветочной рассады. Выращивание рассады бархатца

раскидистого.

Умение. Выращивание комнатных бархатцев. Заполнение цветочного

горшка земляной смесью. Посев семян.

Практические работы: Подготовка почвенной смеси. Промывка и

просушка цветочных горшков. Заполнение цветочных горшков

подготовленной почвенной смесью. Выравнивание почвы, трамбовка. Посев

семян бархатцев на глубину1см. на расстоянии 3см. друг от друга. Засыпание

бороздки почвой и полив теплой водой. Укрытие пленкой и установка в

тёплое место. Наблюдение за развитием растений.

Практическое повторение (2ч)

Виды работы. Размножение комнатных цветковых растений стеблевыми

черенками, делением корневища, размножение отпрысками. Уход за

растениями.

IVчетверть

Вводное занятие (2ч)

Итоги работы за III четверть. Задачи обучения и план работы на IVчетверть.

Правила безопасности работы с инструментами и приспособлениями.

Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и

помещений (4ч)

Теоретические сведения. Виды крупносеменных однолетних цветковых

растений, используемых для посева на газонах и цветниках. Виды однолетних

цветковых растений, используемых для оформления помещения. Характеристика

этих растений (декоративные качества, продолжительность вегетативного

периода, длительность сохранения декоративных качеств и др.)

Наглядное пособие. Рисунки элементов цветочного оформления улиц и

помещений, красочные слайды для цветочного оформления с использованием

ИКТ.

Подготовка цветника к посеву однолетних цветочных растений (8ч)

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения.

Способы

оформления

клумбы

и

рабатки.

Составление эскиза

.

Выбор

растений

и

цветов,

их

палитры

и

способов

комбинирования.

Умение. Распознавание элементов цветочного оформления. Планирование

размещения клумбы.

Практические работы.

Составление

плана

размещения

рабат

:

ки

из

однолетних цветковых растений. Вскапывание почвы на рабатке. Вскапывание

участков для размещения высокостебельных однолетних цветковых растений на

фоне кустарников или на газоне.

Выращивание крупносеменных однолетних цветковых растений (8ч)

Объект работы. Семена цветкового растения - календула, настурция, космея

и др.

Теоретические сведения. Зависимость ширины междурядий от характера и

размеров расстояния в полном развитии высоты стебля. ( Количества и размера

боковых стеблей и других признаков). Глубина заделки семян при посеве.

Способы разметки посевных рядков. Сроки посева семян.

Умение.

Выращивание

однолетних

цветковых

растений

в

открытом

грунте.

Практические работы.

Рыхление

и

выравнивание

почвы.

Разметка

посевных рядков с помощью маркера или веревки. Углубление посевных рядков.

Раскладка в рядки и заделка цветочных семян. Полив и уход за посевами.

Высадка рассады бархатцев раскидистых (8ч)

Объект работы. Рассады бархатцев раскидистых.

Теоретические сведения.

Многообразие

мест

для

посадок

рассады

бархатцев раскидистых (уличные вазы, газоны и др.)

Умение.

Выращивание бархатцев

раскидистых.

Уход

за

комнатными

рассадами.

Практические работы. Подготовка почвы. Разметка мест посадки. Полив

рассады. Выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады. Уход за рассадами.

Практическое повторение (4ч)

Виды работы. Весенние работы в цветнике. Уход за комнатными растениями.

Самостоятельная работа (8ч)

Распознавание и название элементов цветочного оформления (рабатка, бордюр,

групповая посадка). Разметка посевных рядков. Посев указанного учителем

однолетнего растения.

Учебно-тематический план

Второй год обучения (6 класс)

(8ч. в неделю 262ч. в год)

№ п/п

Тематика занятий

Количество часов

Теоретичес

кие

сведения

Практичес

кие,

лабораторн

ые работы,

экскурсии

Всего

I четверть

64

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Сбор семян однолетних

мелкосеменных цветковых

растений.

2

6

8

3

Многолетние цветочно-

декоративные культуры

2

4

6

4

Выкопка клубнелуковиц

гладиолуса.

2

6

8

5

Размножение растения пиона.

2

6

8

6

Размножение растения флокса.

2

6

8

7

Осенний уход за зимующими

многолетними цветковыми

растениями.

2

6

8

8

Вскапывание почвы в цветнике.

2

6

8

9

Практическое повторение.

2

2

4

10

Самостоятельная работа.

4

II четверть

64

1

Вводное занятие.

1

1

2

2

Выкопка корневища канны.

2

6

8

3

Уход за молодыми посадками

зимующих многолетних

цветковых растений.

2

6

8

4

Осенний уход за декоративными

кустарниками.

2

6

8

5

Уход за комнатными цветковыми

растениями.

2

6

8

6

Изготовление тары для хранения

крупных партий семян.

2

8

10

7

Обмолот и расфасовка цветочных

семян.

2

8

10

8

Практическое повторение.

2

4

6

9

Самостоятельная работа.

4

4

Ш четверть

76

1

Вводное занятие.

1

1

2

2

Двулетние цветковые растения.

2

8

10

3

Органические удобрения.

2

6

8

4

Размножение кливии

отпрысками.

2

8

10

5

Посев семян однолетних

цветочных растений на рассаду.

2

8

10

6

Проращивание гладиолуса.

2

6

8

7

Выращивание петунии

крупноцветковой в комнатных

2

8

10

условиях.

8

Практическое повторение.

2

6

8

9

Самостоятельная работа.

2

8

10

IVчетверть

58

1

Вводное занятие.

1

1

2

2

Подготовка цветника к весенне

- летнему сезону.

2

8

10

3

Выращивание рассады цветковых

культур.

2

8

10

4

Выращивание гладиолусов из

крупных клубнелуковиц

подращенных растений.

2

8

10

5

Высадка

рассады

цветковых

растений в цветник.

2

8

10

6

Практическое повторение.

2

6

8

7

Самостоятельная работа.

1

7

8

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

2 год обучения (6 класс)

I четверть

Вводное занятие (2ч)

Задачи обучения в предстоящем учебном году. Организация трудовой

учебной группы. Распределение общественных обязанностей. Осмотр и

оценка состояния инвентаря и приведение его в порядок.

Сбор семян однолетних мелкосеменных цветковых растений (8ч)

Объект работы. Садовые цветковые растения.

Теоретические сведения. Виды мелкосеменных цветковых растений,

выращиваемых в открытом грунте (эшольция, агератум, иберис, астра, цинния и

др.) Признаки созревания семян. Приемы сбора семян с вегетирующих цветочных

растений. Садовые ножницы: приемы работы. Техника безопасности.

Умение. Распознавание созревших семян. Работа садовыми ножницами.

Практические работы. Определение растений для сбора семян. Срезка

подсохших плодов с частью стебля. Размещение плодов в картонные коробки и

установка в стеллажи для просушки.

Многолетние цветочно-декоративные культуры (6ч)

Объект работы. Многолетние цветковые растения.

Теоретические сведения. Зимующие и незимующие многолетние

цветочно-декоративные культуры, их виды, общая характеристика. Флоксы,

пионы, ирис - зимующие многолетники, их характеристика. Канны,

георгины, гладиолусы – незимующие многолетники, их характеристика.

Размножение зимующего многолетнего цветкового растения. Понятие деление

многолетнего растения. Необходимость деления на части для многолетника.

Осенний уход за зимующими и незимующими многолетниками.

Умение. Распознавание многолетних зимующих и незимующих

цветочно-декоративных растений. Отличие многолетних цветочно-

декоративных культур от однолетних.

Наглядное пособие. Изображение рисунков, фотографии, слайды

многолетних цветковых растений (использование ИКТ). Натуральные

цветковые растения, размножаемые вегетативно.

Выкопка клубнелуковиц гладиолуса (8ч)

Объект работы. Незимующие многолетние цветковое растение- гладиолус.

Теоретические сведения. Общее представление о строении многолетнего

цветкового растения. Признаки созревания клубнелуковиц гладиолусов. Сроки

уборки. Послеуборочное и зимнее хранение луковиц.

Умение. Выкопка клубнелуковиц гладиолуса.

Практические работы. Срезка стеблей, оставление пеньков высотой 2-3 см.

Подкапывание и выборка клубнелуковиц. Укорачивание корней до 2 см. Раскладка

клубнелуковиц тонким слоем в теплое помещение для просушивания. Сортировка по

размерам и закладка на хранение клубнелуковиц и деток. Укладка их на просушку.

Отделение клубнелуковиц после полного высыхания от растений. Укладка на

хранение.

Размножение растения пиона (8ч)

Объект работы. Зимующий многолетнее цветковое растение - пион.

Теоретические сведения. Общее представление о строении многолетнего

цветкового растения. Пион: декоративные качества, биологические особенности,

периодичность деления и пересадки. Подготовка растения к пересадке. Подготовка

почвы и посадочной ямы.

Умение. Определение на глаз количества (деленок). Подготовка почвы и

растения к посадке. Выращивание пиона.

Практические работы. Подготовка глиняной кашицеобразной смеси. Обрезка

листьев пиона и укорачивание стеблей наполовину. Выкопка посадочных ям.

Глубокий подкоп под ним и выкопка. Обильный полив маточного куста. Полная

промывка корневища и корней в емкости с водой. Подготовка длинного

заостренного делительного колышка. Осмотр куста и определение на глаз

количества деленок (на каждой должно быть по 5—7 глазков и отдельных корней).

Разметка мест деления нитками. Деление куста колышками и обмакивание корней и

корневищ деленок в глиняную кашеобразную смесь. Насыпка холмиком почвы в

посадочные ямы. Посадка деленок (установка на холмик, расправление корней и

корневищ, засыпка почвой так, чтобы глазки были на уровне поверхности почвы).

Уплотнение почвы. Полив деленок. Мульчирование и досыпка почвы.

Размножение растения флокса (8ч)

Объект работы. Зимующий многолетнее цветковое растение – флокс.

Теоретические сведения. Общее представление о строении флокса (стебель,

листья, цветки). Флокс: декоративные качества, биологические особенности,

периодичность деления и пересадки. Подготовка растения к размножению

(делением куста).

Подготовка посадочной ямы.

Умение. Определение в корневище побегов и почек. Посадка и уход за

растениями флокса.

Практические работы. Перекопка почвы на глубину 30-35 см. Внесение

компоста из расчета 1 ведро на 1кв.м. Обильный полив старого куста. Выкапывание

старого куста, срезка стеблей, деление корневища с побегами и почками на части.

Высаживание флокса рядами на расстоянии 50-60 см. в почву (с побегами и

почками) на глубину 3-5 см. Уплотнение почвы. Полив. Уход за посадками флокса.

Осенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями (8ч)

Объект работы. Зимующее многолетнее цветковое растение.

Теоретические сведения. Состав растения (подземная и надземная части).

Надземная часть: строение, признаки отмирания. Подземная часть (луковица,

корневище,

почки).

Виды

зимующих

многолетников цветковых растений

(требующие и не требующие легкого прикрытия на зиму).

Умение. Рыхление почвы вокруг растений.

Практические работы. Удаление отмерших стеблей и листьев с растений.

Неглубокое рыхление вокруг растений и вскапывание почвы в междурядьях.

Перед наступлением устойчивых морозов легкое укрытие растений торфяной

крошкой, листовой землей.

Вскапывание почвы в цветнике (8ч)

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Сроки вскапывания почвы в цветнике. Требование к

качеству работы.

Умение. Определение клумб и рабаток, на которых необходимо вскопать почву.

Практические работы. Вскапывание почвы с соблюдением всех требований с

соблюдением техники безопасности.

Практическое повторение (4ч)

Виды работы. Осенние работы в цветнике. Уборка с бордюра мусора и

расчистка дорожек вокруг школы.

Самостоятельная работа (4ч)

Распознавание двух—трех видов зимующего многолетника цветкового растения,

требующего легкого укрытия на зиму. Выполнение некоторых операций по

осеннему уходу за ними.

II четверть

Вводное занятие (2ч)

Итоги работы за I четверть. Задачи обучения и план работы на II четверть.

Правила безопасности работы с инструментами и приспособлениями.

Выкопка корневища канны (8ч)

Объект работы. Канна.

Теоретические сведения. Канна: строение растения, размножение (делением

корневища и корневыми отпрысками). Сроки выгонки корневища канны. Условия

хранения корневища. Приемы посадки канны.

Умение. Выращивание канны.

Практические работы. Подкапывание куста канны со всех сторон. Выкопка

корневищ. Осмотр куста. Удаление листьев. Срезка стеблей с оставлением пеньков.

Укладка корневищ с комом земли в ящики плотно друг к другу. Установка ящиков с

корневищами на хранение.

Уход за молодыми посадками зимующих многолетних цветковых растений

(8ч)

Объект работы. Многолетнее цветковое растение.

Теоретические сведения. Уход за молодыми посадками: правила заготовки

хвойных веток, толщина слоя укрытия, накопление снега зимой на укрытиях.

Умение. Уход за молодой посадкой.

Практические работы. Обламывание веток елей на местах заготовки еловой

древесины или нижних ветвей на растущих деревьях. Плотное укрытие рядков

короткими еловыми лапками.

Осенний уход за декоративными кустарниками (8ч)

Объект работы. Декоративный красивоцветущий кустарник: роза, гортензия.

Теоретические сведения. Кустарники, используемые для озеленения

школьного двора. Группы и сорта розы, используемые в цветоводстве. Розовый

куст: строение, форма, величина, окраска цветов. Правила осеннего ухода.

Инструменты и орудия труда для ухода за кустарниками. Правила безопасной работы

с инвентарем.

Умение. Осенний уход за кустарниками.

Практические работы. Вырезка сухих ветвей и обрезка сломанных. Удаление

срезанных веток. Сгребание опавших листьев. Вскапывание почвы вокруг кустов.

Уход за комнатными цветковыми растениями (8ч)

Объект работы. Комнатное цветковое растение.

Теоретические сведения.

Приемы

ухода

за

комнатными

растениями

(рыхление уплотненной почвы, подсыпка почвенной смеси, удаление отмерших

листьев, промывка поддона у цветочных горшков). Случаи, когда следует

укорачивать стебли. Признаки необходимости перевалки или деления растения.

Умение. Самостоятельный выбор приемов ухода за комнатным растением.

Практические работы. Удаление отмерших листьев, поврежденных стеблей и

побегов с растений. Легкое рыхление поверхности почвы вокруг них. Добавка

земляной смеси (по необходимости). Полив растений.

Изготовление тары для хранения крупных партий семян (10ч)

Теоретические сведения. Способы хранения крупных партий цветочных

семян. Тканевый мешочек — наилучшая тара для хранения крупной партии

цветочных семян. Размеры мешочка, ткань, изготовление (способы соединения

краев).

Объект работы. Семена цветковых растений.

Умение. Выполнение стачного шва и шва вподгибку с закрытым срезом.

Упражнение. Выполнение ручного стачного шва и шва вподгибку с закрытым

срезом.

Практические работы. Заготовка деталей для пошива мешочка. Складывание

деталей. Соединение боковых краев ручным стачным швом. Обработка верхнего

среза швом вподгибку с закрытым срезом.

Обмолот и расфасовка цветочных семян (10ч)

Объект работы. Семена цветковых растений.

Теоретические сведения. Обмолот мелкосеменных цветочных растений: цель,

правила, приспособления. Правила безопасной работы с приспособлениями.

Умение. Работа с приспособлениями для обмолота семян.

Практические работы. Заготовка бумажных пакетов для расфасовки семян.

Разбор, очистка, сортировка и фасовка в бумажные пакеты семян.

Практическое повторение (6ч)

Виды работы. Определение и выполнение приемов ухода за комнатным растением,

указанным учителем.

Самостоятельная работа (4ч)

Изготовление тары для хранения семян. Обмолот и расфасовка мелких цветочных

семян.

III четверть

Вводное занятие (2ч)

Итоги работы за II четверть. Задачи обучения и план работы на Ш

четверть. Правила безопасной работы с цветочным инвентарем и

оборудованиями.

Двулетние цветковые растения (10ч)

Теоретические сведения.

Сравнение цветковых растений с двулетним циклом

развития (настоящие двулетники) и многолетних растений выращиваемые как

двулетние. Двулетние цветковые растения: особенности роста и развития, наиболее

известные виды (маргаритки, анютины глазки, незабудка), использование в

цветочном оформлении.

Наглядное пособие. Красочное изображение видов двулетних цветковых

растений, презентации с использованием ИКТ.

Органические удобрения (8ч)

Объект работы. Разные виды органического удобрения.

Теоретические сведения. Удобрение: значение, виды (органические и

минеральные), разница между видами. Виды органического удобрения (навоз, торф,

птичий помет, компост). Перегной: получение, назначение. Приготовление

компоста. Органические удобрения, используемые в цветоводстве.

Умение. Распознавание органических удобрений.

Практические работы. Определение вида органического удобрения.

Размножение кливии отпрысками (10ч)

Объект работы. Комнатное растение: кливия.

Теоретические сведения. Способы и приемы размножения кливии. Определение

растения, подлежащее для деления отпрысков.

Умение. Подготовка почвенных смесей. Определение растения кливии

для деления отпрысками.

Практические работы: Подготовка почвенной смеси и заполнение

цветочных горшков. Полив. Отделение отпрыски кливии от основного

стебля. Посадка отпрыски в цветочный горшок, полив. Наблюдение за

растением.

Посев семян однолетних цветочных растений на рассаду(10ч)

Объект работы. Цветочные семена.

Теоретические сведения. Однолетние мелкоеменные цветковые растения, для

выращивания которых требуется ранний посев (агератум, петуния, сальвия и др.)

Сроки посева семян. Состав почвенной смеси. Размер посевных ящиков.

Особенности посева мелких семян. Способ заделки мелких семян. Условия для

получения равномерных всходов. Особенности полива и ухода за посевами после

всходов.

Умение. Работа с посевным ящиком и семенами.

Практические работы. Подготовка ящиков для посевов. Набивка посевных

ящиков земляной смесью. Трамбовка. Полив почвы. Прогревание ящиков в

теплом помещении. Разметка посевных рядков маркером. Насыпка песка на

дно рядка. Раскладка семян, заделка почвой, осторожный полив семян.

Укрытие пленкой, установка ящиков в темное теплое место. Уход за

сеянцами. Сразу после всходов, установка ящиков на светлое прохладное

место. Ежедневный осмотр за рассадами. При необходимости полив теплой

водой почвы в междурядьях.

Проращивание гладиолуса (8ч)

Объект работы. Гладиолусы.

Теоретические сведения. Подготовка клубнелуковиц гладиолуса к

проращиванию. Сроки посадки гладиолусных клубнелуковиц на проращивание.

Умение. Проращивание клубнелуковиц гладиолусов.

Практические работы. Переборка. Очистка от кроющих чешуй

клубнелуковиц гладиолуса. Протравливание в течение 12 часов клубнелуковиц 0,4%-

ным раствором марганцево-кислого калия. Подготовка ящиков с почвой. Посадка на

глубину з-4 см. и полив клубнелуковиц теплой водой. Установка ящиков в помещение

с умеренной температурой. Полив и закалка растений. Уход за посадкой

клубнелуковиц гладиолусов.

Выращивание петунии крупноцветковой в комнатных условиях (10ч)

Объект работы. Петуния крупноцветковая комнатная.

Теоретические сведения.

Характеристика крупноцветковой

петунии.

Вегетативное размножение крупноцветковой петунии как способ сохранения

махровости

цветков.

Правила

нарезки

и

условия

укоренения

черенков

петунии.

Уход

за

растениями.

Пригодность

петунии

с

бахромчатыми

цветками для выращивания в комнатных условиях.

Умение. Выращивание петунии. Черенкование комнатных растений.

Практические работы.

Подготовка

пикировочных

ящиков

к

посадке

петуний. Заполнение ящиков (снизу - смесью, сверху - крупнозернистым

чистым речным песком).

Нарезка черенков с двух - трех междоузлий.

Посадка черенков в ящики для укоренения. Полив (без попадания на листья

и

побеги).

Установка

пикировочных

ящиков

на

светлое

место.

После

укоренения пересадки растений в цветочные горшки.

Практическое повторение (8ч)

Размножение комнатных растений. Способы и приемы размножения.

Самостоятельная работа (10ч)

Черенкование

комнатных

растений.

Посадка

черенков

в

пикировочные

ящики.

IVчетверть

Вводное занятие (2ч)

Итоги работы за III четверть. Задачи обучения и план работы на IVчетверть.

Правила безопасности работы с инструментами и приспособлениями.

Подготовка цветника к весенне - летнему сезону (10ч)

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Элементы цветочного оформления цветника.

Круглая клумба, рабатка, групповая посадка: целесообразность размещения, формы

и размеры, подбор цветковых растений. Способы разметки элементов цветочного

оформления.

Умение. Разбивка цветника.

Практические работы. Осмотр мест размещения цветников. Выбор вида

цветника, который целесообразно разместить в каждом конкретном месте. Подбор

цветковых растений для цветника, исходя из того, что имеется в наличии. Разметка

круглой клумбы с помощью двух колышков и веревки. Разметка прямоугольной или

квадратной клумбы и рабатки с помощью мерной ленты, колышков и веревки.

Обозначение границ клумб и рабаток канавками или другим способом.

Выращивание рассады цветковых культур (10ч)

Объект работы. Цветочные семена - цинния, астра и др.

Теоретические сведения. Однолетние цветковые растения, семена которых

высевают для получения рассады в более поздние сроки (цинния, астра и др.).

Выращивание рассады (с пикировкой и без нее). Условие для получения дружных

всходов. Уход за растениями. Закалка растений перед высадкой в открытый грунт.

Умение. Выращивание однолетних цветковых растений.

Практические работы. Подготовка посевных и пикировочных ящиков.

Заполнение ящиков почвенной смесью. Полив почвы. Прогревание ящиков в теплом

помещении. Разметка посевных рядков маркером. Разреженный посев цинний в

пикировочные ящики. Углубление рядков в посевных ящиках под посев. Раскладка и

заделка песком семян астры. Осторожный полив посева. Размещение ящиков в

теплом месте. Наблюдение за всходами. После всходов - снижение температуры и

установка на светлое место. Полив посева после подсыхания почвы. Пикировка

рассады астры. Вынос ящиков с рассадой на открытый воздух сначала на день, а

затем и на ночь.

Выращивание гладиолусов из крупных клубнелуковиц подращенных

растений (10ч)

Объект работы. Гладиолус.

Теоретические сведения. Выращивание гладиолусов в цветнике и на срезку.

Сроки посадки и размещение гладиолусов в цветнике Подготовка клубнелуковиц к

посадке. Глубина посадки клубнелуковиц. Подготовка почвы и уход за растениями в

цветнике.

Умение. Выращивание гладиолусов в цветнике.

Практические работы. Глубокая перекопка почвы с одновременным

внесением органического удобрения на рабатке. Разметка рядков (через 35 см.).

Выкопка лунок (через 20 см.). Раскладка и заделка клубнелуковиц гладиолуса.

Высадка растений. Уход за гладиолусами на рабатке (полив, рыхление междурядий

подкормки органическими и минеральными удобрениями), на семенном участке

(удаление бутонов для роста крупных клубнелуковиц).

Высадка рассады цветковых растений в цветник (10ч)

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Сроки высадки рассады разных цветковых

растений. Размещение рассады в цветнике. Правила посадки рассады и способы

разметки посадочных рядков на клумбе.

Практические работы.

Вскапывание

почвы

в

цветнике,

рыхление

выравнивание поверхности. Посадка высокорослых незимующих многолетних

цветковых растений (канны и др.) в центре клумбы. Разметка посадочных рядков от

центра клумбы. Полив рассады. Выкопка лунок. Высадка рассады. Полив.

Наблюдение за приживаемостью растений, замена неприживщихся растений.

Периодический полив. Уход за рассадой.

Практическое повторение (8ч)

Виды работы. Уход за кустарниками. Весенние работы в цветнике. Уход за

комнатными растениями. Уход за зимующими цветковыми растениями.

Самостоятельная работа (8ч)

Определение места цветкового растения в цветнике. Разметка рядков под

посадку. Высадка рассады в цветник. Уход за рассадой.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

После окончания второго года обучения (5-6 класс), обучающиеся

должны знать:

об организации рабочего места;

об инструментах и приспособлениях для работы в цветнике, в саду;

об однолетних и многолетних цветковых растений;

о видах почв;

о правилах заготовки земляных смесей и об их применение;

об уходе за комнатными растениями;

о значении и приемах перевалки комнатных растений;

о размножении комнатных растений;

о размножении зимующих и не зимующих многолетних цветковых

растений;

о строении цветкового растения;

о зимующих и не зимующих многолетних цветковых растениях;

о приемах фасовки семян;

о выращивании рассады;

о кустарниках, используемые для озеленения.

Обучающиеся должны уметь:

организовывать свое рабочее место;

работать

лопатой,

граблями,

метлой,

секатором

и

садовыми

ножницами;

распознавать однолетние и многолетние цветковые растения;

распознавать виды почв;

составлять земляной смеси;

ухаживать за комнатными цветами;

перевалка растений;

размножать комнатные растения;

размножать

зимующих

и

не

зимующих

многолетних

цветковых

растений;

распознавать и назвать органы цветкового растения;

распознавать

виды

зимующего

и

не

зимующего

многолетнего

цветкового растения;

расфасовывать семена по пакетам;

выращивать рассаду;

ухаживать за кустарниками.

Используемая литература:

1.

А.Н.Мальцева, Г.А.Алексеев-Малахов «Декоративные деревья и

кустарники: ландшафтный дизайн и озеленение участка»; Ростов-на-

Дону «Феникс», 2002.

2.

В.А.Родина «Цветоводство в школе»; Москва «Просвещение», 1974.

3.

Е.А.Ковалёва «Сельскохозяйственный труд. Учебник для 5 класса

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII

вида»; Москва «Просвещение», 2010.

4.

Е.А.Ковалёва «Сельскохозяйственный труд. Учебник для 6 класса

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII

вида»; Москва «Просвещение», 2010.

5.

Е.Ю. Вечерина «Цветы на вашем участке» Эксмо, 2014.

6.

О.А. Ганичкина «Справочник умелого цветовода»; Москва Эксмо –

пресс, 2014.

7.

О.А. Ганичкина «Любимые домашние цветы. Практические советы»

Москва Мир и образование; 2015.

8.

С.В. Жадько

«Декоративное садоводство и цветоводство»; Москва

Академия, 2010.

9.

Л.А.Чечина «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс»,

2005.

10. В.В Воронкова Программы специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида 5-9 класс, под редакцией В.В.

Воронкой. – М.: Гуманитарный изд. Центр «Владос» , 2000. – 240с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!