Авторы: Ильиных Валентина Викторовна, Куратор Росликова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частный детский сад "Речецветик"
Населённый пункт: город Тобольск Тюменской области
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов – начальный путь обучения дошкольников ПДД
Раздел: дошкольное образование
Частный детский сад речевого развития «Речецветик»
Метод проектов - начальный путь обучения
дошкольников правилам дорожного движения
(из опыта работы воспитателя Ильиных Валентины
Викторовны)
Тобольск
Работая воспитателем в детском саду города Тобольска по
программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы
Н.Е. и др. уделяла большое внимание безопасности детей, но
в последнее время начала замечать, что
с каждым годом
интенсивность движения транспорта увеличивается, растёт
автопарк.
В
связи
с
этим
особое
значение
приходится
уделять обеспечению безопасности на дорогах. Обучение
детей
правильному
поведению
на
дорогах
необходимо
начинать с раннего возраста. Дети не в состоянии правильно
определить
расстояние
до
приближающейся
машины,
не
способны
установить
реальность
опасности
и
время,
требующееся
для
того,
чтобы
удалиться
на
безопасное
расстояние.
Самое ценное – это здоровье и жизнь ребёнка. Поэтому
вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города
уделяется большое внимание.
Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного
движения(ПДД)? Как такую серьёзную и жизненно важную
информацию предоставить в доступной форме и научить
пользоваться ею в различных ситуациях?
Особое значение в решении этой проблемы имеет
заблаговременная
и
правильная
подготовка
наших
маленьких
детей-пешеходов,
которых
уже
сейчас
за
воротами дома подстерегают опасности и трудности, и жить
которым придётся при несравненно большей интенсивности
автомобильного движения.
Работу свою реализовывала в трёх направлениях: педагог
– дети – родители.
Прежде всего, подобрала и изучила необходимую
литературу,
посетила
инспектора
ГИБДД
нашего
микрорайона,
составила
перспективный
план
работы.
Считаю,
что
обучать
правилам
дорожного
движения
необходимо
начинать
с
младшего
дошкольного
возраста,
постепенно усложняя знания дошкольников таким образом,
чтобы к концу дошкольного детства они уже могли свободно
ориентироваться на улицах города, знать правила дорожного
движения.
Мною
составлены
перспективные
планы
по
ознакомлению с правилами дорожного движения для каждой
возрастной группы детского сада.
При организации работы с дошкольниками использую
разнообразные
формы:
занятия,
прогулки,
наблюдения,
экскурсии, игры и т.д.
Так как в дошкольном возрасте игра является ведущей
деятельностью, именно ей уделяется в дошкольном возрасте
особое внимание. С этой целью мною используются все
виды
игровой
деятельно сти:
игры
с
п р а ви л а ми
(дидактические,
настольные,
познавательные,
деловые);
«Угадай
транспорт»,
«Играй-смекай»,
«Мы-водители»,
«Закон
улиц
и
дорог»;
спортивные
игры:«:
«Светофор»,
«Ловкий
пешеход»;
досуги,
развлечения,
кукольные
спектакли:
«Как
Буратино
ходить
учился»,
«В
гостях
у
Светофора», «Красный, жёлтый, зелёный» и другие.
Наибольшее распространение получила сюжетно-ролевая
игра, в которой дети, играя с макетом, ставят себя в условия
выполнения
различных
ролей.
Здесь
дети
обыгрывают
различные ситуации, моделируя взаимоотношения людей в
условиях дорожного движения.
В процессе игр ребёнок самостоятельно или в группе
сверстников
решает
определённую
дорожную
ситуацию,
учится
культуре
общения,
ведению
диалога.
Создавая
в
и г р а х
д л я
д е т е й
о п р е д е л ё н н ы й
э м о ц и о н а л ь н о
раскрепощённый
настрой,
способствую
развитию
уверенности
в
своих
силах.
В
играх
вместе
с
детьми
проигрываю различные ситуации: «Что ты будешь делать,
если…» (на перекрёстке не работает светофор, прямо на
пешеходном перекрёстке стоит машина). При работе также
большую
роль
отвожу
подвижным
играм,
развивающим
ориентировку в пространстве: «Горелки», «Перебежки». Эти
игры
активизируют
мышление
ребёнка,
ставят
его
перед
необходимостью находить решение, используя имеющиеся
знания.
Одной
из
форм
организации
деятельности
по
профилактике
детского
дорожного
травматизма
являются
прогулки.
Прогулка
-
идеальное
место
для
того,
чтобы
поговорить
с
ребёнком
о
его
безопасности.
Поэтому
особенно эффективна организация работы по профилактике
детского травматизма на территории детского сада.
На территории детского сада мною создан мини- участок
дороги
с
дорожной
разметкой,
дорожными
знаками,
светофором, где вместе с детьми организовываем сюжетно-
ролевые
и
подвижные
игры,
обыгрываем
проблемные
ситуации.
Чтобы занимательная игровая деятельность по обучению
детей
безопасному
поведению
на
улицах
и
дорогах
проходили
успешно,
в
группе
детского
сада
оформила
уголок дорожного движения. В уголок поместила настольно-
печатные игры: «Дорожные знаки»; настольный перекрёсток
(различные виды транспорта, фигурки людей, мини-модели
дорожных
знаков,
светофоров
и
т.
п.),
«Собери
знак»;
атрибуты
для
сюжетно-ролевых
игр
с
дорожной
разметкой(жезл,
свисток,
фуражка,
модель
светофора);
детскую художественную литературу, плакаты, иллюстрации
по данной тематике. Всё это дети используют в свободной
игровой
деятельности,
закрепляя
знания,
полученные
в
организованной деятельности и повседневной жизни.
Еще одно направление моей деятельности – это
разработка
проекта,
в
котором
составила
планы
-
схемы
сюжетно-ролевых игр. Содержание проекта и схем сюжетно
–
ролевых
игр
направлено
на
развитие
познавательной
активности детей и на то, чтобы дети усвоили, необходимые
для дошкольников знания, что транспортные средства могут
предоставлять
для
беспечных
людей
опасность
и
что
участники
дорожного
движения
-
пешеходы,
водители,
пассажиры транспортных средств - во избежание опасности,
обязаны соблюдать установленные правила.
Воспитание и обучение детей безопасному поведению на
улицах и дорогах может быть эффективным при условии
тесного контакта с родителями воспитанников. Родители для
детей
всегда
являются
авторитетом
и
примером
для
подражания.
Взрослые
часто
недооценивают
значение
такого воспитания, пренебрегают необходимостью научить
своего ребёнка правилам дорожного движения. Знакомить с
правилами
дорожного
движения
следует
постоянно,
ненавязчиво, гуляя с детьми в парке, дворе, в том числе и на
своем
положительном
примере.
Успешных
результатов
в
развитии
и
воспитании
дисциплинированных
пешеходов
можно добиться лишь в том случае, когда
все действия
педагога
и
родителей
целенаправленны.
Важно,
чтобы
родители
были
примером
в
соблюдении
ПДД.
Поэтому
работу в этом направлении в группе начала с организации
информационного уголка для родителей, где расположила
наглядный
и
консультативный
материал
по
данной
теме.
Подготовила памятки для родителей: «Правила перевозки
детей в автомобиле», «Правила поведения на остановке»;
«Советы
по
профилактике
дорожного
травматизма»
и
изготовила буклеты: «Правила поведения на улице» и т.д.
Начала использовать в своей работе такой метод, как «игры
на
прокат»:
родители
имели
возможность
взять
игры
закрепляющие знания правил дорожного движения домой и
поиграть в них дома всей семьей.
Использовала разнообразные формы взаимодействия с
родителями
воспитанников:
консультации
на
темы:
«Соблюдайте
правила
дорожного
движения»,
«Берегите
своих детей»; индивидуальные и коллективные беседы, в
ходе
которых
рассказывла
об
успехах
детей
в
освоении
правил дорожного движения.
Проведение семинара-практикума на тему: «Взрослые -
пример
для
детей
в
поведении
на
дороге»
вызвало
неподдельный интерес у всех его участников. Приглашала
родителей
на
«День
открытых
дверей»
и
совместные
праздники «В гостях у Светофора», «На лесной дорожке» и
т.д. Организовывала совместные тематические выставки для
эмоционального
контакта:
педагог
–
дети
-
родители.
Родительские собрания в группе проходят в нетрадиционной
форме: с участием инспектора ГИБДД, в форме тренинга,
игры, квеста и т.д.
Таким образом, единство требований семьи и педагога
обеспечивает
успешную
подготовку
детей
к
усвоению
и
применению правил дорожного движения.
Нельзя также пренебрежительно отзываться о значении
профилактики дорожно - транспортных происшествий, так
как если в семью придёт беда из-за несчастного случая на
транспорте по вине взрослых, недостаточно разъяснивших
своему ребёнку его права и обязанности, как пешехода и
жителя города, то никакого оправдания не будет, ни одному
из членов происшествия.
ПОМНИТЕ: никто не позаботится о тебе лучше, чем ты
сам. Мы, взрослые, должны позаботиться о своих детях и
их безопасности; научить не допускать ошибок на улицах
и дорогах жизни.
Моя работа как педагога, уделяющего особое внимание
профилактике детского дорожного травматизма, на этом не
заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши и моя
задача подготовить их к жизни, предостеречь от опасности
на дорогах и улицах родного города, дать им необходимый
запас знаний и практических умений.
ЗАПОМНИТЕ: Чтобы никогда не попадать в
сложные положения, надо знать и соблюдать
правила дорожного движения.
Используемая литература:
1.
«Беседы
о
правилах
дорожного
движения
с
детьми
5-8лет»
-Т.А.Шорыгина-М.:Дрофа,2002.
2. Журнал «Воспитатель ДОУ» -№11-2008г.
3. Дорожная безопасность обучение и воспитание младшего школьника:
Учебное методическое пособие для общеобразовательных учреждений и
системы
дополнительного
образования.
Под
общей
редакцией
В.Н.Кирьянова.
4.«Дорожная грамота в картинках» - плакаты
5.
«Изучаем
дорожную
азбуку»
-
Ф.С.
Майорова-
Методические
рекомендации по обучению школьников ПДД.-М.:Просвещение,1997.
6.
«Изучаем
дорожную
азбуку»
-
Ф.С.
Майорова-
Методические
рекомендации по обучению школьников ПДД.-М.:Просвещение,1997.
7.Журнал «Ребёнок в детском саду» - №4-2008г.
8.Журнал «Справочник старшего воспитателя» -№4,8-2008г.
9.«Правила и безопасность дорожного движения» -О.А. Скоролупова-
Издательство:Просвещение,1985.
10.
Учебник«Основы
безопасности
жизнедеятельно сти».-М.:ТЦ
Сфера,2002.
11.
А.Усачёв,
Данилова
Т.
И.
Программа
«Светофор».
Обучение
детей
дошкольного возраста ПДД. – СПб.: Пресс, 2009.
12. Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. –
М.: Просвещение, 1998.
13. Уважайте светофор. Материалы из опыта работы ДОУ по обучению
дошкольников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. – М.:
Просвещение ,Киров, 1998.
14. «Я на улице», «ПДД» - раскраски