Напоминание

Метод проектов – начальный путь обучения дошкольников ПДД


Авторы: Ильиных Валентина Викторовна, Куратор Росликова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частный детский сад "Речецветик"
Населённый пункт: город Тобольск Тюменской области
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов – начальный путь обучения дошкольников ПДД
Раздел: дошкольное образование





Назад




Частный детский сад речевого развития «Речецветик»

Метод проектов - начальный путь обучения

дошкольников правилам дорожного движения

(из опыта работы воспитателя Ильиных Валентины

Викторовны)

Тобольск

Работая воспитателем в детском саду города Тобольска по

программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы

Н.Е. и др. уделяла большое внимание безопасности детей, но

в последнее время начала замечать, что

с каждым годом

интенсивность движения транспорта увеличивается, растёт

автопарк.

В

связи

с

этим

особое

значение

приходится

уделять обеспечению безопасности на дорогах. Обучение

детей

правильному

поведению

на

дорогах

необходимо

начинать с раннего возраста. Дети не в состоянии правильно

определить

расстояние

до

приближающейся

машины,

не

способны

установить

реальность

опасности

и

время,

требующееся

для

того,

чтобы

удалиться

на

безопасное

расстояние.

Самое ценное – это здоровье и жизнь ребёнка. Поэтому

вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города

уделяется большое внимание.

Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного

движения(ПДД)? Как такую серьёзную и жизненно важную

информацию предоставить в доступной форме и научить

пользоваться ею в различных ситуациях?

Особое значение в решении этой проблемы имеет

заблаговременная

и

правильная

подготовка

наших

маленьких

детей-пешеходов,

которых

уже

сейчас

за

воротами дома подстерегают опасности и трудности, и жить

которым придётся при несравненно большей интенсивности

автомобильного движения.

Работу свою реализовывала в трёх направлениях: педагог

– дети – родители.

Прежде всего, подобрала и изучила необходимую

литературу,

посетила

инспектора

ГИБДД

нашего

микрорайона,

составила

перспективный

план

работы.

Считаю,

что

обучать

правилам

дорожного

движения

необходимо

начинать

с

младшего

дошкольного

возраста,

постепенно усложняя знания дошкольников таким образом,

чтобы к концу дошкольного детства они уже могли свободно

ориентироваться на улицах города, знать правила дорожного

движения.

Мною

составлены

перспективные

планы

по

ознакомлению с правилами дорожного движения для каждой

возрастной группы детского сада.

При организации работы с дошкольниками использую

разнообразные

формы:

занятия,

прогулки,

наблюдения,

экскурсии, игры и т.д.

Так как в дошкольном возрасте игра является ведущей

деятельностью, именно ей уделяется в дошкольном возрасте

особое внимание. С этой целью мною используются все

виды

игровой

деятельно сти:

игры

с

п р а ви л а ми

(дидактические,

настольные,

познавательные,

деловые);

«Угадай

транспорт»,

«Играй-смекай»,

«Мы-водители»,

«Закон

улиц

и

дорог»;

спортивные

игры:«:

«Светофор»,

«Ловкий

пешеход»;

досуги,

развлечения,

кукольные

спектакли:

«Как

Буратино

ходить

учился»,

«В

гостях

у

Светофора», «Красный, жёлтый, зелёный» и другие.

Наибольшее распространение получила сюжетно-ролевая

игра, в которой дети, играя с макетом, ставят себя в условия

выполнения

различных

ролей.

Здесь

дети

обыгрывают

различные ситуации, моделируя взаимоотношения людей в

условиях дорожного движения.

В процессе игр ребёнок самостоятельно или в группе

сверстников

решает

определённую

дорожную

ситуацию,

учится

культуре

общения,

ведению

диалога.

Создавая

в

и г р а х

д л я

д е т е й

о п р е д е л ё н н ы й

э м о ц и о н а л ь н о

раскрепощённый

настрой,

способствую

развитию

уверенности

в

своих

силах.

В

играх

вместе

с

детьми

проигрываю различные ситуации: «Что ты будешь делать,

если…» (на перекрёстке не работает светофор, прямо на

пешеходном перекрёстке стоит машина). При работе также

большую

роль

отвожу

подвижным

играм,

развивающим

ориентировку в пространстве: «Горелки», «Перебежки». Эти

игры

активизируют

мышление

ребёнка,

ставят

его

перед

необходимостью находить решение, используя имеющиеся

знания.

Одной

из

форм

организации

деятельности

по

профилактике

детского

дорожного

травматизма

являются

прогулки.

Прогулка

-

идеальное

место

для

того,

чтобы

поговорить

с

ребёнком

о

его

безопасности.

Поэтому

особенно эффективна организация работы по профилактике

детского травматизма на территории детского сада.

На территории детского сада мною создан мини- участок

дороги

с

дорожной

разметкой,

дорожными

знаками,

светофором, где вместе с детьми организовываем сюжетно-

ролевые

и

подвижные

игры,

обыгрываем

проблемные

ситуации.

Чтобы занимательная игровая деятельность по обучению

детей

безопасному

поведению

на

улицах

и

дорогах

проходили

успешно,

в

группе

детского

сада

оформила

уголок дорожного движения. В уголок поместила настольно-

печатные игры: «Дорожные знаки»; настольный перекрёсток

(различные виды транспорта, фигурки людей, мини-модели

дорожных

знаков,

светофоров

и

т.

п.),

«Собери

знак»;

атрибуты

для

сюжетно-ролевых

игр

с

дорожной

разметкой(жезл,

свисток,

фуражка,

модель

светофора);

детскую художественную литературу, плакаты, иллюстрации

по данной тематике. Всё это дети используют в свободной

игровой

деятельности,

закрепляя

знания,

полученные

в

организованной деятельности и повседневной жизни.

Еще одно направление моей деятельности – это

разработка

проекта,

в

котором

составила

планы

-

схемы

сюжетно-ролевых игр. Содержание проекта и схем сюжетно

ролевых

игр

направлено

на

развитие

познавательной

активности детей и на то, чтобы дети усвоили, необходимые

для дошкольников знания, что транспортные средства могут

предоставлять

для

беспечных

людей

опасность

и

что

участники

дорожного

движения

-

пешеходы,

водители,

пассажиры транспортных средств - во избежание опасности,

обязаны соблюдать установленные правила.

Воспитание и обучение детей безопасному поведению на

улицах и дорогах может быть эффективным при условии

тесного контакта с родителями воспитанников. Родители для

детей

всегда

являются

авторитетом

и

примером

для

подражания.

Взрослые

часто

недооценивают

значение

такого воспитания, пренебрегают необходимостью научить

своего ребёнка правилам дорожного движения. Знакомить с

правилами

дорожного

движения

следует

постоянно,

ненавязчиво, гуляя с детьми в парке, дворе, в том числе и на

своем

положительном

примере.

Успешных

результатов

в

развитии

и

воспитании

дисциплинированных

пешеходов

можно добиться лишь в том случае, когда

все действия

педагога

и

родителей

целенаправленны.

Важно,

чтобы

родители

были

примером

в

соблюдении

ПДД.

Поэтому

работу в этом направлении в группе начала с организации

информационного уголка для родителей, где расположила

наглядный

и

консультативный

материал

по

данной

теме.

Подготовила памятки для родителей: «Правила перевозки

детей в автомобиле», «Правила поведения на остановке»;

«Советы

по

профилактике

дорожного

травматизма»

и

изготовила буклеты: «Правила поведения на улице» и т.д.

Начала использовать в своей работе такой метод, как «игры

на

прокат»:

родители

имели

возможность

взять

игры

закрепляющие знания правил дорожного движения домой и

поиграть в них дома всей семьей.

Использовала разнообразные формы взаимодействия с

родителями

воспитанников:

консультации

на

темы:

«Соблюдайте

правила

дорожного

движения»,

«Берегите

своих детей»; индивидуальные и коллективные беседы, в

ходе

которых

рассказывла

об

успехах

детей

в

освоении

правил дорожного движения.

Проведение семинара-практикума на тему: «Взрослые -

пример

для

детей

в

поведении

на

дороге»

вызвало

неподдельный интерес у всех его участников. Приглашала

родителей

на

«День

открытых

дверей»

и

совместные

праздники «В гостях у Светофора», «На лесной дорожке» и

т.д. Организовывала совместные тематические выставки для

эмоционального

контакта:

педагог

дети

-

родители.

Родительские собрания в группе проходят в нетрадиционной

форме: с участием инспектора ГИБДД, в форме тренинга,

игры, квеста и т.д.

Таким образом, единство требований семьи и педагога

обеспечивает

успешную

подготовку

детей

к

усвоению

и

применению правил дорожного движения.

Нельзя также пренебрежительно отзываться о значении

профилактики дорожно - транспортных происшествий, так

как если в семью придёт беда из-за несчастного случая на

транспорте по вине взрослых, недостаточно разъяснивших

своему ребёнку его права и обязанности, как пешехода и

жителя города, то никакого оправдания не будет, ни одному

из членов происшествия.

ПОМНИТЕ: никто не позаботится о тебе лучше, чем ты

сам. Мы, взрослые, должны позаботиться о своих детях и

их безопасности; научить не допускать ошибок на улицах

и дорогах жизни.

Моя работа как педагога, уделяющего особое внимание

профилактике детского дорожного травматизма, на этом не

заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши и моя

задача подготовить их к жизни, предостеречь от опасности

на дорогах и улицах родного города, дать им необходимый

запас знаний и практических умений.

ЗАПОМНИТЕ: Чтобы никогда не попадать в

сложные положения, надо знать и соблюдать

правила дорожного движения.

Используемая литература:

1.

«Беседы

о

правилах

дорожного

движения

с

детьми

5-8лет»

-Т.А.Шорыгина-М.:Дрофа,2002.

2. Журнал «Воспитатель ДОУ» -№11-2008г.

3. Дорожная безопасность обучение и воспитание младшего школьника:

Учебное методическое пособие для общеобразовательных учреждений и

системы

дополнительного

образования.

Под

общей

редакцией

В.Н.Кирьянова.

4.«Дорожная грамота в картинках» - плакаты

5.

«Изучаем

дорожную

азбуку»

-

Ф.С.

Майорова-

Методические

рекомендации по обучению школьников ПДД.-М.:Просвещение,1997.

6.

«Изучаем

дорожную

азбуку»

-

Ф.С.

Майорова-

Методические

рекомендации по обучению школьников ПДД.-М.:Просвещение,1997.

7.Журнал «Ребёнок в детском саду» - №4-2008г.

8.Журнал «Справочник старшего воспитателя» -№4,8-2008г.

9.«Правила и безопасность дорожного движения» -О.А. Скоролупова-

Издательство:Просвещение,1985.

10.

Учебник«Основы

безопасности

жизнедеятельно сти».-М.:ТЦ

Сфера,2002.

11.

А.Усачёв,

Данилова

Т.

И.

Программа

«Светофор».

Обучение

детей

дошкольного возраста ПДД. – СПб.: Пресс, 2009.

12. Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. –

М.: Просвещение, 1998.

13. Уважайте светофор. Материалы из опыта работы ДОУ по обучению

дошкольников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. – М.:

Просвещение ,Киров, 1998.

14. «Я на улице», «ПДД» - раскраски



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!