Автор: Попова Ольга Валерьевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МДОУ д⁄с кв №1
Населённый пункт: с. Долгодеревенского
Наименование материала: статья
Тема: Нарушения звукопроизношения в структуре общих особенностей двигательного развития у дошкольников с дизартрией
Раздел: дошкольное образование
Нарушения звукопроизношения в структуре общих особенностей
двигательного развития у дошкольников с дизартрией
Современный
уровень
развития
логопедической
науки
предъявляет
достаточно
высокие
требования
к
уровню
организации
коррекционной
практики
и
профессиональной
компетентности
логопеда:
сегодня
качественная
логопедическая
помощь
может
быть
оказана
только
тем
специалистом, который не только владеет конкретными приемами коррекции,
но
и
имеющие
глубокие
знания
в
области
механизмов
возникновения
различных нарушений речи и влияния их на общее развитие ребенка.
Одной из наиболее распространенных патологий речи у детей является
дизартрия, которая характеризуется дефектом произносительной стороны,
обусловленным недостаточностью иннервации речевого аппарата [1].
Анализ исследований особенностей психического развития детей с
дизартрией
свидетельствует
о
том,
что
нарушение
звукопроизношения
–
одной
из
базовых
сторон
речи
–
влияет
не
только
на
качество
других
компонентов
речи
(грамматики,
лексики,
просодики),
но
имеет
и
другие
вторичные последствия, а именно - оказывает отрицательное влияние на
общее психосоматическое развитие ребёнка, затрудняя его социализацию [2].
Таким
образом,
дизартрия
может
стать
причиной
нарушения
индивидуального развития, что в итоге приводит к затруднению интеграции
такого ребенка в общество и его социальной адаптации.
По
данным
Е.М.
Мастюковой
[3]
применяемые
в
традиционной
логопедической практике методики коррекции дизартрии у детей не всегда
бывают достаточно эффективны, т.к. не рассматриваются в контексте общего
нарушения
развития
и
используются
для
коррекции
только
локального
нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Анализ
современной
литературы
(Л.В.
Лопатина
и
др.)
по
данной
проблеме
указывает,
что
у
дошкольников
со
стёртой
формой
дизартрии
имеются
нарушения
ручной
моторики,
проявляющиеся
в
основном
в
нарушении точности, быстроты и координированности движений [4].
Значительные
трудности
вызывает
у
таких
детей
динамическая
организация любого двигательного акта, в первую очередь тонкого движения.
В
большинстве
случаев
оказывается
затруднённым
или
невозможным
быстрое
и
плавное
воспроизведение
предложенных
движений.
При
этом
отмечаются добавочные движения, персеверации, перестановки, нарушение
оптико-пространственной
координации.
Переключение
движений
часто
осуществляется сопряженно, по речевой инструкции и с проговариванием их
последовательности.
Наиболее
нарушенной
является
возможность
одновременного
выполнения
движений,
что
свидетельствует
об
определённой дисфункции премоторных систем, обеспечивающих, прежде
всего,
кинетическую
организацию
движений.
Однако
в
отечественной
и
зарубежной
литературе
недостаточно
научно
обоснованы
методики
коррекции дизартрии на основе применения различных видов деятельности,
общей двигательной активности у детей.
Данное
обстоятельство
актуализирует
научную
разработку
и
экспериментальное
обоснование
более
эффективных
коррекционно-
педагогических методик по устранению нарушений звукопроизношения при
дизартрии на основе интеграции классической логопедической коррекции и
различных видов детской деятельности.
Работы нейрофизиологов (М.М. Безруких и др.) по изучению мозговой
организации речевого акта подтверждают, что активизация всей двигательной
зоны в коре больших полушарий значительно облегчает включение в работе
те ее участки, которые непосредственно отвечают за речедвигательный акт,
начиная
с
постановки
артикуляционного
уклада
и,
заканчивая
ее
автоматизацией [5].
Можно полагать, что подобный подход к содержанию и направленности
методики
коррекции
дизартрии
позволит
повысить
кач е с т в о
реабилитационных
мероприятий
за
счет
сочетанного
воздействия
на
центральный и периферический отделы речевого аппарата, задействование
общедвигательных механизмов в организации речи.
Список использованной литературы:
1.
Мастюкова,
Е.
М.
Ребёнок
с
отклонениями
в
развитии
/
Е.
М.
Мастюкова – М. : Просвещение, 1992. – 95 с.
2.
Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.
В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – Спб. : Союз, 2000. – 192 с.
3.
Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей / Г. В. Чиркина. – 3-е
изд., доп. – М. : АРКТИ. - 2003. – 240 с.
4.
Правдина О. В. Логопедия / О. В. Правдина. – 2-е изд., доп. и перераб. –
М. : Просвещение, 1973. – 272 с.
5.
Приходько
О.
Г.
Логопедический
массаж
при
коррекции
дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.
Г. Приходько. – Спб. : КАРО, 2008. – 160 с.