Напоминание

Нарушения звукопроизношения в структуре общих особенностей двигательного развития у дошкольников с дизартрией


Автор: Попова Ольга Валерьевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МДОУ д⁄с кв №1
Населённый пункт: с. Долгодеревенского
Наименование материала: статья
Тема: Нарушения звукопроизношения в структуре общих особенностей двигательного развития у дошкольников с дизартрией
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нарушения звукопроизношения в структуре общих особенностей

двигательного развития у дошкольников с дизартрией

Современный

уровень

развития

логопедической

науки

предъявляет

достаточно

высокие

требования

к

уровню

организации

коррекционной

практики

и

профессиональной

компетентности

логопеда:

сегодня

качественная

логопедическая

помощь

может

быть

оказана

только

тем

специалистом, который не только владеет конкретными приемами коррекции,

но

и

имеющие

глубокие

знания

в

области

механизмов

возникновения

различных нарушений речи и влияния их на общее развитие ребенка.

Одной из наиболее распространенных патологий речи у детей является

дизартрия, которая характеризуется дефектом произносительной стороны,

обусловленным недостаточностью иннервации речевого аппарата [1].

Анализ исследований особенностей психического развития детей с

дизартрией

свидетельствует

о

том,

что

нарушение

звукопроизношения

одной

из

базовых

сторон

речи

влияет

не

только

на

качество

других

компонентов

речи

(грамматики,

лексики,

просодики),

но

имеет

и

другие

вторичные последствия, а именно - оказывает отрицательное влияние на

общее психосоматическое развитие ребёнка, затрудняя его социализацию [2].

Таким

образом,

дизартрия

может

стать

причиной

нарушения

индивидуального развития, что в итоге приводит к затруднению интеграции

такого ребенка в общество и его социальной адаптации.

По

данным

Е.М.

Мастюковой

[3]

применяемые

в

традиционной

логопедической практике методики коррекции дизартрии у детей не всегда

бывают достаточно эффективны, т.к. не рассматриваются в контексте общего

нарушения

развития

и

используются

для

коррекции

только

локального

нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Анализ

современной

литературы

(Л.В.

Лопатина

и

др.)

по

данной

проблеме

указывает,

что

у

дошкольников

со

стёртой

формой

дизартрии

имеются

нарушения

ручной

моторики,

проявляющиеся

в

основном

в

нарушении точности, быстроты и координированности движений [4].

Значительные

трудности

вызывает

у

таких

детей

динамическая

организация любого двигательного акта, в первую очередь тонкого движения.

В

большинстве

случаев

оказывается

затруднённым

или

невозможным

быстрое

и

плавное

воспроизведение

предложенных

движений.

При

этом

отмечаются добавочные движения, персеверации, перестановки, нарушение

оптико-пространственной

координации.

Переключение

движений

часто

осуществляется сопряженно, по речевой инструкции и с проговариванием их

последовательности.

Наиболее

нарушенной

является

возможность

одновременного

выполнения

движений,

что

свидетельствует

об

определённой дисфункции премоторных систем, обеспечивающих, прежде

всего,

кинетическую

организацию

движений.

Однако

в

отечественной

и

зарубежной

литературе

недостаточно

научно

обоснованы

методики

коррекции дизартрии на основе применения различных видов деятельности,

общей двигательной активности у детей.

Данное

обстоятельство

актуализирует

научную

разработку

и

экспериментальное

обоснование

более

эффективных

коррекционно-

педагогических методик по устранению нарушений звукопроизношения при

дизартрии на основе интеграции классической логопедической коррекции и

различных видов детской деятельности.

Работы нейрофизиологов (М.М. Безруких и др.) по изучению мозговой

организации речевого акта подтверждают, что активизация всей двигательной

зоны в коре больших полушарий значительно облегчает включение в работе

те ее участки, которые непосредственно отвечают за речедвигательный акт,

начиная

с

постановки

артикуляционного

уклада

и,

заканчивая

ее

автоматизацией [5].

Можно полагать, что подобный подход к содержанию и направленности

методики

коррекции

дизартрии

позволит

повысить

кач е с т в о

реабилитационных

мероприятий

за

счет

сочетанного

воздействия

на

центральный и периферический отделы речевого аппарата, задействование

общедвигательных механизмов в организации речи.

Список использованной литературы:

1.

Мастюкова,

Е.

М.

Ребёнок

с

отклонениями

в

развитии

/

Е.

М.

Мастюкова – М. : Просвещение, 1992. – 95 с.

2.

Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.

В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – Спб. : Союз, 2000. – 192 с.

3.

Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей / Г. В. Чиркина. – 3-е

изд., доп. – М. : АРКТИ. - 2003. – 240 с.

4.

Правдина О. В. Логопедия / О. В. Правдина. – 2-е изд., доп. и перераб. –

М. : Просвещение, 1973. – 272 с.

5.

Приходько

О.

Г.

Логопедический

массаж

при

коррекции

дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.

Г. Приходько. – Спб. : КАРО, 2008. – 160 с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!