Автор: Желевская Оксана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Тополёк" Населённый пункт: Большой Камень, Приморского края Наименование материала: Конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема: "Язык - орган вкуса. Зачем человеку язык? " Раздел: дошкольное образование
Воспитатель:
Желевская О.Н.
МБДОУ № 31 «Тополёк»
2016 год.
Пр.сод-ние: Дать элементарные знания о значении языка
в ощущении вкуса пищи, а также о значении слюны и о
влиянии
температуры
пищи
на
обострение
или
притупление
вкусовой
чувствительности.
Закрепить
знание
детей
о
правилах
ухода
за
языком
и
ротовой
полостью.
Развивать
сенсорное
ощущение
у
детей.
Воспитывать
у
детей
интерес
к
своему
организму
и
бережное
отношение
к
частям
тела,
органам
чувств;
культурно-гигиенические навыки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель
совместно
с
детьми
проводит
эмоциональную зарядку.
Релаксация.
Первым пробовать привык
Угощенья все….(язык).
Детям загадывается загадка о языке. После
правильного
ответа
воспитатель
предлагает
детям
ответить на вопрос: «Для чего человеку нужен язык?»
(Выслушав ответы детей, воспитатель дополняет.)
- Правильно, язык помогает издавать самые разные
звуки, а главное – разговаривать. Иногда он выполняет
роль
сторожа,
охраняющего
вход
в
дом
–
рот
–
и
пр о ве р я ющ е го
п и щ у
на
е е
пр игод но с т ь
и л и
непригодность
к
употреблению;
определяет
ее
температуру, жесткость, вкус.
Это делают расположенные в ротовой полости и на языке
специальные сосочки – рецепторы. (Рассмотреть язык.)
А сейчас, пожалуйста, подойдите к столу.(На столе
стоят три тарелочки с дольками: лимона, кислого огурца,
хлеба с горчицей; и три кружечки с сладким чаем.) Дети
пробуют на вкус все приготовленное. После этого, они
отвечают
на
вопрос
воспитателя:
«Какой
вкус
вы
почувствовали?»
- Покажите свои язычки. У вас у каждого на языке
расположены вкусовые сосочки – рецепторы.(Обращаем
внимание детей на картинку с изображением языка.)
- Вкусовые ощущения, как известно, бывают разными.
Но все они происходят от смешения четырех основных
вкусов: сладкого, соленого, кислого, горького. Рецепторы
вкуса находятся, в основном,
на языке. Самый кончик
языка покрыт рецепторами, реагирующими на сладкое;
его корень более чувствителен к горькому; а о кислом и
с о л е н о м
с и г н а л и з и р у ю т
в к у с о в ы е
с о с о ч к и ,
расположенные сбоку языка. Рецепторы вкуса есть также
на мягком небе и задней стенке глотки.
Также, ротовая полость и язык – это хорошие
«приборы» для оценки состояния здоровья. По цвету неба
и налету на языке врачи могут установить диагноз многих
заболеваний.
Вопрос к детям: «Скажите пожалуйста, что Вам
нужно делать, чтобы Ваш рот был в порядке?»
- Регулярно чистить язык и полоскать рот.
- Внимательно смотреть, что берешь в рот.
- Не набивать рот во время еды.
- Лучше ухаживать за зубами.
- Есть больше фруктов и овощей.
-
Отказаться
от
дурной
привычки
грызть
ногти
и
карандаши.
Упражнение для релаксации «Воздушный шарик».
О П Ы Т № 1
Цель:
Определить пищу только на вкус (не смотря на
нее).
Воспитатель предлагает ребенку определить на вкус
разные продукты. Для этого он кладет ребенку в рот по
очереди маленькие кусочки разной пищи (хлеб, яблоко,
лимон, конфета, чеснок). Целесообразно по окончанию
опыта
побеседовать
с
ребенком
о
том,
по
каким
особенностям он различал вкус пищи.
О П Ы Т № 2
Цель: Доказать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
Воспитатель предлагает ребенку с завязанными
глазами определить по запаху какой-либо продукт (хлеб,
лимон, шоколад, чеснок, яблоко). Затем ему предлагают
закрыть нос и вдыхая воздух только ртом, выполнить
аналогичное задание. В результате ребенок приходит к
выводу
–
вдыхая
воздух
только
ртом,
невозможно
определить продукт.
Необходимо пробовать продукт на вкус. Пробуя пищу то с
открытым, то с закрытым носом, ребенок понимает, что
при нарушении обоняния меняется и вкус продукта, тогда
как, при нормальном обонянии, вкус продукта ощущается
гораздо лучше.
Чтение стихотворения детьми М. Лазарева «Это
вредная еда».
Д\игра «Все помощники важны, все помощники
нужны, а кому какой нужней?»
Цель:
Активизировать
знания
о
доминирующем
развитии
того
или
иного
органа
чувств
у
людей
определенной
профессии
(повар,
разведчик,
дирижер,
парфюмер, фокусник).