Автор: Мирошниченко Валентина Петровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ "Бутырская ООШ"
Населённый пункт: с.Бутырки
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие детского творчества как средство развития личности ребёнка в условиях деятельности социокультурного комплекса"
Раздел: среднее образование
Развитие детского творчества как средство развития личности ребёнка
в условиях деятельности социокультурного комплекса на базе МОУ
«Бутырская основная общеобразовательная школа Валуйского района
Белгородской области»
Почти треть века назад на территории Белгородской области
появились
первые
социокультурные
комплексы.
Их
появление
было
обусловлено
требованиями
и
реалиями
современной
действительности.
Таким
образом
условиях
значительной
удалённости
от
культурных,
развлекательных и образовательных
центров
области
население,
и в
первую очередь школьники, были лишены многих возможностей, которые
имеются у их сверстников
в городах или больших
сёлах.
Возникло
противоречие между
потребностью
школы и общественности
в
формировании всесторонне развитой и гармоничной
творчески развитой
личности
и
трудностями
получения
сельскими
школьниками
услуг
учреждений дополнительного образования.
Решение этой проблемы и продиктовало формирование
социокультурного комплекса на селе. Что в свою очередь способствовало
открытию
новых
возможностей
в
осуществлении
слияния
основного
и
дополнительного
образования
личности
в
контексте
создания
единого
образовательного пространства, активного включения в образовательный
процесс всех основных
компонентов социума: школы, детского сада,
сельского дома культуры, сельской библиотеки, фельдшерско-акушерского
пункта,
церкви
Казанской
иконы
Божьей
Матери,
школьного
музея,
краеведческого музея села Уразово, музея народного творчества г. Белгорода.
К работе активно были привлечение местные народные умельцы.
В школе выявлены способные и одарённые дети в различных областях
науки, техники и творчества, именно им, в первую очередь, оказана помощь,
чтобы претворить в жизнь детские планы и мечты. Всё это помогло выйти
учащимся на новый уровень организации своей творческой деятельности,
развивая и совершенствуя её.
С первых шагов работы по развитию детского творчества стало ясно,
что эффективная работа комплекса возможна лишь при наличие единого
планирования и чётко определённых целей и задач, которые будут положены
в основу деятельности всех основных компонентов социума.
В процессе работы над проблемой осуществлялось решение
следующих задач:
1. Обеспечение
преемственности дошкольного, школьного,
дополнительного, профессионального образования.
2. Совершенствовалась система управления школой.
3. Развивалось ресурсное (материально-техническое,
кадровое, научно-
методическое) обеспечение образовательного процесса.
4. Обеспечена ориентация образовательной среды на личностной рост
учащихся, главный смысл которой заключается в обретении себя и своего
жизненного пути, самоактуализации и развитии личностных атрибутов, в
психологическом
и
физическом
развитии,
социализации
личности,
в
воспитании гражданина, лидера, развитие творческих способностей, в том
числе
через
развитие
органов
ученического самоуправления
и
совершенствование системы дополнительного
образования, совершенствование взаимодействия компонентов социума.
5. Созданы психолого-педагогические условия для предупреждения
эмоциональных сложностей, конфликтов, неврозов, для развития
ответственности, целеустремленности, инициативы, творческого
начала.
6. Созданы условия для повышения эффективности деятельности
педагогического коллектива школы, коллективов СДК, сельской библиотеки
направленные на развитие творческого
потенциала личности.
Новизна данной деятельности заключается в определении
форм и методов развития детского творчества на базе сельской
малокомплектной
школы,
в
условиях
взаимодействия
слаженной
социокультурной среды.
Нами осуществлялся инновационный подход:
а) в создании системы, содействующей формированию творческих
способностей школьников;
б) в разработке программы развития детского творчества в системе общего и
дополнительного образования «Школа успеха»;
в) в создании военно-патриотической тропы «Восхождение»;
г)
в
использовании
технологии
педагогического
сопровождения
;
школьников по развитию творческих способностей, овладению, усвоению и
применению методов научного исследования.
В работе по оптимизации процесса развития детского творчества через
систему
общего
и
дополнительного
образования
были
использованы
подходы:
- личностно ориентированный;
- системный;
- вариативно-модельный.
В работе были использованы методы:
- педагогическая поддержка;
- рефлексия;
- диагностика;
- создание ситуации успеха;
- системный анализ;
- моделирование;
- проектирование;
- прогнозирование.
Подводя
первые
итоги
деятельности
по
развитию
детского
творчества
необходимо отметить, что за проработанный период достигнуты следующие
результаты:
1. Расширены возможности для творческого развития личности
школьников.
2. Сохранены и развиты творческие детские объединений по всем
направлениям.
3. Положено начало создания Центра детского творчества.
4. Улучшен качественный состава кадров, работающих с детьми.
5. Обеспечена доступность, равных возможностей в получении
дополнительного образования детьми в сельской местности.
6. Повышена эффективность профилактики асоциальных проявлений
среди детей и подростков, формируются навыки здорового образа жизни. ( В
данный момент в школе нет учащихся состоящих на учёте, в значительной
степени снижено проявление вредных привычек у детей).
7 .
Наличие
тенденций
повышения
уровня
воспитанности
детей
посредством реализации
концепции воспитательной системы.
8. Повышен
уровень сформированности
образовательного
пространства микрорайона школы.
Результативность
деятельности
по
развитию
детского
творчества
измеряется степенью сформированности у школьников желания, готовности
и
стремления
к
творческой
активности.
Такая
работа
имеет
большое
практическое значение, так как в первую очередь нацелена на формирование
личности,
а
материалы
диагностики
окажут
помощь
при
анализе
эффективности
обучения,
изучении
индивидуальных
особенностей
обучающихся,
при
корректировке
содержания
образовательных
и
воспитательных программ.
Родителям была оказана помощь по определению потенциала возможностей
и роста достижений своего ребенка.
Обучающиеся школы, имея высокий уровень знаний и умений, успешно
поступают в высшие учебные заведения на бюджетной основе,
более
успешно
адаптируются к современным социально-
экономическим условиям, и в итоге они будут ответственны перед семьей,
Отечеством, сумеют ориентироваться в политической жизни страны, станут
духовно нравственными и способными к творчеству. Очень важен тот факт,
что за последние два года достаточно большое количество учеников школы
приняли участие в районных, областных и федеральных конкурсах, занимая
при этом высокие места и показывая высокий уровень подготовленности и
эрудированности.
Муниципальные конкурсы:
1). Конкурс рисунков «День Победы», Валюх Анна, лауреат;
2). Конкурс рисунков «Крепка семья - крепка Россия!», 1 место,
Стороженко Андрей.
3). Конкурс рисунков, "Христос рождается - славите!", Панарин Алексей,
1 место.
4). Конкурс рисунков «Тихая моя Родина», Дубинов Александр, 1 место.
5). Конкурс плакатов "Наркотикам - нет!", Стороженко Ирина, 3 место;
Региональные конкурсы:
1). Зональный конкурс художественного творчества "Весна мира",
Яцкин Алексей, 1 место.
2). Областной конкурс художественного творчества "Весна мира", 2 место,
Филиппенко Снежана.
3). Региональный этап Всероссийского конкурса "Лучший урок письма;
Сафонова Анжела, лучшая работа.
4). Конкурс художественного творчества «Сказочный мир Андерсена»,
3 место: Валюх Татьяна.
5). Региональный
этап международного
конкурса - игры «Русский
медвежонок - языкознание для всех»: диплом; Яцкин Алексей, 2 место
в регионе, диплом;
6). Конкурс художественно го
творчества «Мой
отчий дом,
моя
Отчизна»,
1 место, Татаринцева Виктория.
этап
7). VII Всероссийской акции «Я - гражданин России», 1 место, почетная
Грамота.
8).Областной конкурс творческих работ «Край, в котором я живу» учащимися
и учителями получено 8 дипломов.
9). Областной конкурс «Мы Белгородцы! Думай, решай, действуй!»- 1 место,
диплом, кубок.
Федеральные конкурсы:
1). Всероссийская выставка рисунка «Ceльcкoxoзяйqтвeнная перепись», 4
работы помещены в Интернете.
2). Конкурс творческих работ учащихся "Моя классная - самая классная!!!",
Яцкин А., диплом.
3).
Всероссийский
конкурс
«Юнеко-2007»
Яцкин
А,
учитель
географии
Мирошниченко В.П.- диплом Первой степени.
Из перечня достижений за последние годы можно сделать вывод, что
несколько
учащихся
школы
в
значительной
степени
повысили
свой
творческий потенциал: Валюх Татьяна, Яцкин Алексей, Панарин А, Макеенко
С.,
Дубинов
А,
Матвеева
А.,
и
другие.
Это
важнейший
результат
деятельности социума по развитию детского творчества.
Наиболее
значительные
результаты
были
достигнуты
в
области
исследовательской, поисковой работы.
Поисковые группы
созданы при
школе, СДК и сельской библиотеке. Каждое подразделение работает над
своими проблемами, но в итоге создаются единые банки данных, которые
затем объединяются и систематизируются. Исследовательские работы детей
в области экологии, («Исследование реки Казинка») краеведения («Изучение
истории сел Бутырки и Вериговка, проблема их сохранения
и перспектива развития»), в области
духовно - нравственного воспитания
детей ( работа «Найди свой храм»). Немаловажен и тот факт, что успехи
детей в исследовательской области помогла в некоторой степени повысить
уровень материальной базы школы, без участия бюджета и спонсоров. На
призовые деньги были приобретены: цифровой фотоаппарат, видеокамера,
принтер.
Важнейшим результатом
исследовательских работ детей в
области краеведения и православной культуры является то, что дети смогли
найти информацию, зафиксировать её и тем самым сохранить для будущего.
Девизом
поисковых
отрядов
является:
«
Без
прошлого
не
может
быть
будущего».
Так
созданы
работы
по
истории
сёл
Вериговка
и
Бутырки
«Изучение истории сел Бутырки и Вериговка, проблема их сохранения
и перспектива развития», «Книга памяти», в которой сохранены имена всех
жителей
сёл
Вериговка
и
Бутырки,
участвовавших
в
боях
Великой
Отечественной
войны.
Сохранена
и
систематизирована
переписка
с
ветеранами, освобождавшими наши сёла в 1943 г. и их семьями. Собран и
систематизируется
материал по истории
школ, существовавших в сёлах
Вериговка и Бутырки и в их окрестностях, сведения об учениках и педагогах.
Так ребятам удалось узнать то, что уже 1905 г. при Вериговской церкви была
открыта светская школа, в которой обучались и мальчики, и девочки.
Показательной в области взаимодействия социокультурного комплекса
явилось
создание
работы
по
истории
церкви,
существовавшей
в
селе
Вериговка.
До
создание
работы
о
церкви
существовали
лишь
краткие
разрозненные сведения.
В результате исследования было выяснено, что предположительно в
1890-1895 годах в селе Вериговка был построен храм, освященный в честь
Святителя
Николая,
архиепископа
Мир
Ликийского,
Чудотворца.
Вериговский
Никольский
храм
был
деревянным.
По
форме
–
это
был
клетский храм, состоящий из шести клетей. На средней клети по середине
водружался
крест,
крутые
двускатные
кровли
покрывали
клети
с
направлением
конька
с
запада
на
восток.
Храм
был
построен
в
крестообразной
форме,
что
указывает
на
то,
что
в
основание
общества
христиан положен Крест Христов.
Храм действовал вплоть до
1937 года. По рассказам старожилов,
богослужения
в
храме
проводились
в
праздничные
и
воскресные
дни.
Внутреннее убранство храма было не богатым. Иконостас состоял из трёх
рядов.
В
нижнем
ярусе
была
помещена
икона
Святителя
Николая,
архиепископа
Мир
Ликийского,
Чудотворца,
справа
находилась
икона
Спасителя Иисуса Христа, слева – образ Пресвятой Богородицы.
К сожалению не имени священника, который служил в Вериговской
Никольской
церкви,
ни
его
судьбы
нам
установить
так
и
не
удалось.
Предположительно
в
1937-1938
годах
священник
был
репрессирован,
а
церковь закрыта. Вплоть до фашистской оккупации
в здании храма было
зернохранилище. Иконы и предметы убранства храма уничтожены.
Далее нам удалось узнать, что в феврале 1943 года при наступлении
советских войск на Харьковском направлении Вериговская церковь была
разобрана. Из брёвен был построен мост через реку Казинка, протекающую
у сёл Вериговка и Бутырки. Остатки этого моста существуют и по сей день.
Недалеко от моста, сооруженного из брёвен разобранной церкви, в 2001
году был построен комплекс «Родник Вериговский». В состав его входят:
надкладезная
часовня
–
ротонда
в
честь
Святого
мученика
Евгения,
освящённый
источник
и
купальня.
В
этом
мы
видим
связь
времён
и
возрождение православных традиций наших сёл. Значительную помощь в
создании работы оказал настоятель храма иконы Казанской Божьей Материи
иерей отец Андрей. Позднее при участии сельской библиотеки была найдена
копия отчёта о деятельности церкви на 1905 г., в которой были освещены
многие
неясные
моменты
существования
церкви,
в
том
числе
и
имя
священника. Для того, чтобы донести до жителей села найденные сведение в
бутырском СДК
провели мероприятии «Найди свой храм » с участием
школьников, педагогов, работников СДК, библиотеки и иерея отца Андрея.
Важнейшим результатом поисковой работы мы считаем значительно
повысившийся
интерес
детей
к
истории
своей
«малой
родины»,
к
православной
культуре,
усилившееся
патриотическое,
эстетическое,
нравственное воспитание детей. Важно то, что в школе на сегодняшний день
«престижно» быть умным, знающим, эрудированным.
Мирошниченко Валентина Петровна,
директор МОУ «Бутырская ООШ Валуйского района Белгородской области »