Автор: Романенко Надежда Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Лиманная ОШ"
Населённый пункт: Паллласовский район Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных ууд в начальной школе
Раздел: начальное образование
Одна из приоритетных целей образовательного процесса - формирование умения
учиться. Личный успех ученика зависит от его коммуникативной грамотности, умения
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Формирование коммуникативных ууд у младших школьников предполагает процесс
побуждения
учащихся
к
энергичному,
целенаправленному
общению.
Общение
–
неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений
ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.
Главная цель активизации общения – формирование коммуникативной активности
обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения
коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к
творческой деятельности
Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление
(увеличение
словарного
запаса,
объема
высказывания)
и
качественные
изменения
(произношение,
развитие
связной
речи,
понимание
обращенной
речи).
Однако
основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования
личности
является
умение
понимать,
ставить
и
решать
различные
по
характеру
коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою
речемыслительную
деятельность
в
общении
с
другими
людьми,
средствами
информации и с самим собой.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -
определение цели, функции участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;
-управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.
Речевая компетенция формируется:
через обучение содержанию предмета;
через развитие прикладных исследовательских умений;
через развитие социально – коммуникативных умений;
через личностно – ориентированный аспект учебной коммуникации.
Этапы развития школьной коммуникации:
Этапы Умения, отрабатываемые под руководством учителя
1 этап
Готовность учащихся участвовать в общении на уроке
Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ
Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой
Комментировать вопросы и ответы
Делать сообщения
Рассказывать логично и последовательно
2 этап
Простота и чёткость речевого высказывания
Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку
Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко
Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание
Умение использовать риторические вопросы
Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником
Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания
3 этап
Умение вести беседу в паре, в группе
Умение поддерживать беседу
Умение вести конструктивный диалог
Умение построить дискуссию и вести её
Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах
Формирование коммуникативных ууд осуществляется на всех уроках. Ведь основная
характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».
Но мне бы хотелось рассказать о методах и приемах формирования коммуникативных
ууд на уроках литературного чтения.
Формированию
коммуникативных
действий
на
уроках
литературного
чтения
способствует
методика
учебной
дискуссии,
которая
развивает
такие
важные
коммуникативные умения, как умение слушать собеседника, понимать возможность
существования различных точек зрения на один текст. Необходимость реализации
собственных замыслов, их воплощения в слове требует от учащихся интенсивного
освоения средств языковой коммуникации. Школьники приобщаются
к особой
форме коммуникации – «диалог» с автором через текст.
Для
организации
диалога
с
автором
художественного
произведения
необходима
организация читательской деятельности, которая включает:
1. Эмоциональное вслушивание
2. Вычитывание
3. Выразительное чтение
4. Сочинения, рисование, инсценировки
В
предметной линии учебников УМК « Школа России» предлагаются задания для
выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные
знания на практике.
Такие задания отмечены определёнными символами и, как правило, даётся
инструкция: “Обсуди с другом…”, “Прочитай с другом …”, “Объясните с другом …”,
“Проверьте задание друг у друга”.
Сам учитель, являясь ролевой моделью для ученика, также показывает ему, как
конструктивно разговаривать с окружающими. Одновременно формирование
коммуникативных УУД происходит, когда учитель задает вопросы типа: “Что ты
видишь?”, “Что ты услышал в…”, “Что хотел сказать…”, “Как ты считаешь…”, “Ты
согласен с …” и т.п.
.
На
уроках
литературного
чтения
провожу
специально
организованные
упражнения, что способствует получению устойчивых положительных результатов.
а) работа в парах.
Я начинаю вводить эту работу с первого класса. Пары определяю по принципу
«сильный – слабый», «средний – сильный», «средний – слабый»
Организую такие виды работы:
Лист с заданиями.
Ученики договариваются, что и как будут делать. Проверка по эталону.
Картинки с заданиями.
Карточки с заданиями.
Прочитайте текст и придумайте вопросы к нему. Задайте их друг другу. Оцените
ответы товарища.
Чтение текстов. Постановка вопросов. Обсуждение в парах.
Выразительное чтение.
Обсуждение проблемы по прочитанному произведению.
Обсуждение с другом, чему хотел научить автор читателя.
По окончанию работы, вызываю любую пару к доске и на её примере показываю, как
надо было работать.
Если кто-то отказывается работать в паре, не настаиваю – пусть работает один, но
постараюсь заинтересовать, чтобы тот сам захотел присоединиться к соседу или
другому товарищу.
Учащиеся привыкают работать в парах по правилам: обращаются друг к другу по
имени, разговаривают тихо, учатся, как помочь, как просить о помощи, внимательно
слушать ответ товарища, исправлять тактично ошибки, оценивать справедливо.
б) групповая работа.
Эта работа учит ребят брать на себя инициативу в организации совместной
деятельности в группе:
1)Распределение ролей.
2)Определить функции каждого члена группы.
3)Спланировать деятельность.
Эта работа очень нравится детям, так как каждый учащийся, выполняя свою роль,
выполняет общую работу. Даже дети с низким уровнем работоспособности пытаются
включиться в работу группы.
Считаю эффективными такие виды работы:
«Урок-соревнование».
Каждая группа получает листок с заданиями. Задания выполняются на ватмане.
Результаты фиксируются на доске.
«Соревнование по рядам.
Карточки с заданиями.
Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания
даётся 5 минут. Затем проверяем работы. Ответы групп выслушиваются, ошибки
исправляются.
Чтение по ролям.
Составление плана произведения.
Инсценировка сказок.
Найди в толковом словаре нужное слово.
Подготовь сообщение об авторе.
Конкурс чтецов.
Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребенок
имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою
точку
зрения,
уметь
договариваться
в
атмосфере
доверия
и
доброжелательности,
свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных.
Для создания эмоционально - благоприятной коммуникативной ситуации на уроке
необходимо
использовать:
задания,
направленные
на
развитие
литературных
способностей и творческого воображения:
1 «.Рассказ от первого лица»:
- рассказать от лица младшей дочери о том, как ей было жалко отца, и она, не
побоявшись чудовища, отправилась в его дворец;
- повествование от имени предмета: например, от имени «Аленького цветочка»;
2. «Комплимент»:
- сказать комплимент сказочному литературному герою (младшей дочери купца или
чудовищу
3. «Сказка в заданном ключе»:
- введение в название сказки нового объекта, например «Аленький цветочек и злой
колдун » и сочинить новую сказку;
4. «Изменение сказочной развязки»:
- придумать другое окончание сказки, рассказа
Большое
внимание
уделяю
диалогу,
это
способствует
умственному
поиску
ученика,
заставляет его быть внимательным, собранным, быстро и чётко отвечать на вопросы.
Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения:
1. Ролевое чтение
2. Ролевые диалоги
3. Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения)
4. Придумать разговор героев произведения по телефону
5. Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)
.
Одно
из
главных
организаций
диалога
–
это
создание
атмосферы
доверия
и
доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных..
На уроках литературного чтения особое место занимает работа с текстом, учащиеся
учатся пользоваться чтением, как средством получения информации и обогащения своего
читательского
опыта. На
уроках
литературного
чтения
много
времени
отвожу
формированию таких коммуникативных умений как:
умение раскрывать тему, основную мысль;
соотносить
содержание
текста
с
заглавием,
вдумываясь
в
заглавие,
выделить
основную мысль всего текста и отдельных частей;
определить основной тезис рассказа;
выделить вступительную часть;
обдумать вывод.
определять авторскую позицию;
высказывать собственное мнение.
При делении текста на законченные смысловые связи и озаглавливание их, использую
простой приём – ассоциация «человечек».
В каждом тексте есть вступление, основная часть, заключение. Представьте себе, что
текст – это человечек, у которого есть голова, в тексте – это вступление, туловище –
основная часть, ноги – заключение в тексте.
Каждая
часть
по
смыслу
отличается
от
другой.
Учащиеся
легко
делят
текст
на
смысловые части и озаглавливают их.
Серьёзное внимание уделяю развитию устной речи учащихся. С этой целью предлагаю
такие задания.
Найди речевые ошибки и исправь их.
1. Утром моя сестра выглядела красивее, чем обычно, потому что у ней сегодня день
рождения. Я подготовился заранее. Ещё вечером я долго ложил свои подарки в ейный
портфель: откроет – удивиться!
2. Ксения сказала, что позвонит со школы, и ушла. Она боялась опоздать, потому что
ихняя учительница очень строгая.
Исправь ошибки, допущенные в произношении слов. Правильный ответ напиши
рядом на строчке.
Сколько времени? -----------
Вы сходите на следующей остановке? ----------
Кто крайний? -----------
В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился
текст.
А. Родились они в снежном облаке над землёй.
Б. Жили – были снежинки.
В. Все они были похожи друг на друга, как сёстры, но у каждой был свой наряд.
Г. Одна была совсем как звёздочка с шестью лучами.
1.
А, Б, В ,Г 3. Б, А, В, Г
2.
Б, В, Г, А 4. Б, В, Г, А
Научить детей работать с текстом сложно, но возможно. Здесь как в математике, самое
главное – знать формулу, а умение подставить свои значения в соответствии с заданным
текстом приходят с опытом.
Формула: П=Т+ И, где П – произведение, Т – тема, И – идея.
«Поспорил буйный ветер с солнцем, кто из них сильней, и условились они, что победит
из них тот, кто заставит путника скинуть плащ. И вот ветер задул изо всей мочи. Задрожал
путник от холода и укутался ещё плотнее. Наконец, ветер устал и представил солнцу
показать свою силу. Едва солнце согрело землю своими лучами, как прохожий снял плащ.
Скоро стало жарко. Тогда путник разделся и выкупался в реке».
Тема – спор солнца с ветром, кто из них сильнее.
Идея – лаской можно добиться большего, чем наказанием.
На
уроках
использую
вопросно–ответную
форму,
как
одно
из
средств
формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для
развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:
Тренинговые вопросы
Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных
задач.
Конструктивные вопросы
Требуют поиска ответа с опорой на имеющий уже
опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.
Альтернативные вопросы
Используются
при
тестированном
опросе,
когда
нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
Наводящий вопрос
Вопрос – подсказка. С его помощью ученик быстрее
ориентируется и формулирует ответ.
Особое
внимание
уделяю
играм.
В
любой
игре
происходит
взаимодействие
участников. Важное значение в таком взаимодействии имеет степень сформированности
коммуникативных умений, но и сама игра может развивать и формировать данные умения
за счет творческого характера, заданности сюжета, ролевой позиции.
Участие
детей
в
играх
и
упражнениях
обеспечивает
возникновение
между
ними
доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и
даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
.
Хочу
выделить
игры
с
конкретной
целью
–
формирования
коммуникативных
умений через организацию коммуникативной деятельности (лексические, грамматические,
фонетические, разговорные, творческие).
чтение - суммирование в парах;
- синквейны;
- чтение с остановками;
- приём «Верите ли вы, что…»;
- мозговой штурм;
- таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
- работа с вопросниками;
- написание творческих работ;
- создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
- логическая цепочка;
- уголки;
- кластер.
Прием «Чтение – суммирование в парах» можно использовать как для
объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием
применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по
теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Каждая группа изучает
свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из
текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои
пометки.
Остальные
могут
задавать
уточняющие
вопросы.
После
прослушивания
обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том,
что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из
произведений.
Приём
«синквейн».
В
переводе
с
французского
слово
«синквейн»
означает
«пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые
возможности использования данной стратегии на уроке чтения.
При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки»
предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.
1. Имя существительное, выраженное одним словом. 1. Сказка. 2. Описание
темы именами прилагательными. 2. Волшебная, бытовая. 3. Описание действия. 3.
Читать, пересказывать, учить. 4. Фраза, выражающая отношение автора к теме. 4.
Сказка – ложь, да в ней намёк. 5. Слово – синоним. 5. Фантазия, выдумка.
Интересный приём – «чтение с остановками». Материалом для его проведения
служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста
определяют,
о
чём
пойдёт
речь
в
произведении.
На
основной
части
урока
текст
читается
по
частям.
После
чтения
каждого
фрагмента
ученики
высказывают
предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Задача
учителя:
найти
в
тексте
оптимальные
места
для
остановки.
Данная
стратегия
способствует
выработке
у
учащихся
внимательного
отношения
к
точке
зрения
другого
человека
и
спокойного
отказа
от
своей,
если
она
недостаточно
аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Ещё один творческий приём – «Верите ли вы, что…». Класс делится на две
команды.
Одна
команда
высказывает
фантазийные
предположения,
а
другая
анализирует их.
Другой прием – «Работа с вопросником» - применяю при введении нового
материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд
вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы
даются
не
только
в
прямой
форме,
но
и
в
косвенной,
требующей
анализа
и
рассуждения,
опоры
на
собственный
опыт.
После
самостоятельного
поиска
обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных
ответов, отсеивание лишнего.
К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения
нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества
А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его
произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с
этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает
повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Следующий
приём
«Мозговой
штурм»
позволяет
не
только
активизировать
младших
школьников
и
помогает
разрешить
проблему,
но
также
и
формирует
нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и
неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет
найти выход из затруднительной ситуации.
Прием «Уголки» - можно использовать на уроках литературного чтения при
составлении
характеристики
одного
из
героев
какого-либо
произведения.
Класс
делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой
жизненный
опыт,
положительных
качеств
героя,
другая
-
об
отрицательных,
подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после
чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием
учит детей диалогу, культуре общения.
Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе
закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение
понравившегося
произведения
из
раздела
или
самому
написать
сказку
или
стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,
все с удовольствием делают эту работу.
К
приему
«Создание
викторины»
обращаюсь
после
изучения
темы
или
нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы
для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда
каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам»
вопросы.
«Логическая цепочка». После текста учащимся предлагается построить события
в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
Еще один из приемов – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении
смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в
виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова,
осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
Таким образом, создание эмоционально – благоприятной ситуации, использование
игровых приёмов, работа с текстом, организация диалогов, применение творческих игр
выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся.---
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и научусь»
Эти слова послужили для меня девизом при проведении урока в 3 классе по
литературному чтению: по теме И.А.Крылова «Ворона и лисица».
Одной из целей урока было развитие коммуникативных универсальных учебных
действий с тем, чтобы сознательно ориентировать учащихся на позиции других
партнеров по общению, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем.
Для того чтобы ученик вступил в коммуникацию с учителем, учебником,
сверстником, он должен осознать, что он хочет получить в итоге?
Побуждением к этому является некоторое затруднение.
Например, в начале урока детям был задан вопрос: почему ворона каркнула в басне
И.Крылова «Ворона и лисица»?
Наиболее развернутую форму и структуру коммуникация приобретает в парной
или групповой работе учащихся. Составляя группы, я учитывала, что отношения
между детьми в группе должны быть положительными или нейтральными. Группы
были разные, но близкие по уровню общения.
Перед началом работы были распределены роли каждого члена группы для
наилучшего решения проблемы.
Для того чтобы научить детей общаться и взаимодействовать, предстоит
ввести правила или нормы работы в паре или группе. Эти правила мы с детьми
составляли постепенно, основываясь на их опыте. Получилась вот такая памятка:
- слушай внимательно партнера по общению;
- переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял;
- отмечай прежде всего положительное;
- уважай чужие ошибки. Вежливо объясни свое мнение;
- старайся работать хорошо;
- при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой
просит об этом;
- результатом работы пары/группы является ваше общее мнение;
- помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;
- поблагодари партнера за работу.
В конце работы в каждой группе был сформулирован и принят всеми членами
группы общий результат работы.
Вот какие были задания.(см.презентацию)
Подытожив работу трёх групп, ребята сделали вывод: какой же мы видим
Ворону в басне Крылова?
Пожалуй, самое главное в любой работе – сделать выводы.
После того, как были проанализированы основные образы в басне, самое время было
определиться с читательскими симпатиями. На чьей стороне в противостоянии
Вороны и Лисицы были дети? Почему? (Ответы детей)
Был составлен синквейн.
Ворона
Глупая, неуклюжая
Уселась позавтракать, каркнула.
Не слушай льстецов!
Разиня.
Лисица
Хитроумная, льстивая
Заметила, подкралась, утащила.
Глупого легко обмануть.
Плутовка
Учитель обязательно должен сделать
общий вывод.
Например, такой. Посмотрите на
данное изображение. Что вы здесь
видите? Каждый человек видит свою
картинку – кто-то вазу, кто-то профиль
двух людей. Может быть, здесь кроется
ещё одна загадка басни: каждый
читатель выводит свою мораль,
формирует свой нравственный вывод,
основываясь на собственном жизненном
опыте. Секрет крыловских басен,
наверное, в том, чтобы создавать
множество интерпретаций, множество
вариантов прочтения.
В психологии выделяют три базовых аспекта коммуникативной деятельности:
взаимодействие, сотрудничество, интериоризация.
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
– определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка
- разрешение конфликтов
- управление поведением партнера
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Каким образом эти позиции можно реализовать на уроке?
Рекомендации по развитию коммуникативных учебных действий:
1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте
ему наводящие вопросы.
2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и
групповой работы для освоения материала по предмету.
3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование
которого вы будете причислять дополнительный балл.
4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах
ведения дискуссии, беседы.
5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например:
Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять;
6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности
развития.