Автор: Федорова Галина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 22 Населённый пункт: г. Салават Наименование материала: Конспект Тема: "Путешествие в экологию" Раздел: дошкольное образование
«Путешествие в экологию»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально
-коммуникативное развитие, речевое развитие
Интегрированные задачи:
1.
Образовательная. Закреплять знания о многообразии природных
объектов; о взаимосвязях и взаимозависимость между объектами природы;
навыки экологически грамотного поведения в природе.
2.
Развивающая.
Активизировать
речь
детей.
Развивать
у
детей
память, внимание, мышление.
3.
Воспитательная. Формировать интерес к природе.
Виды
деятельности:
коммуникативная,
игровая,
познавательно
—
исследовательская, двигательная.
Формы организации:
1. Дидактическая игра «Живая —неживая природа»
2. Игра-соревнование «Деление животных на группы»
3. Дидактическая игра «Кто где живет».
4. Дидактическая игра «Лес — многоэтажный дом».
5. Дидактическая игра «Способы питания животных»
6. Дидактическая игра «Цепи питания».
7. Дидактическая игра «Что можно приготовить из злаков»
Материал и оборудование. Мяч. 4 маленьких обруча; 4 схемы, отражающие
признаки
птиц,
зверей,
рыб,
насекомых;
большой
обруч;
картинки
с
изображением разных животных: птиц (4-5 шт.), рыб (4-5 шт.), насекомых (4
—5
шт.),
зверей
(4—5
шт.).
Письмо
от
Лесовичка
с
разрешающими
и
запрещающими знаками; приглашение от Лесовичка (аудиозапись). Большой
обруч
и
картинки
с
изображением
различных
растений
и
животных
(обитатели леса, луга, водоема, напри мер, кабан, лось, кукушка, орешник,
дуб, черника, ель. бабочка, пчела, кузнечик, жаворонок, одуванчик, ромашка,
сом,
лягушка,
кубышка,
щука,
камыш);
три
больших
обруча
-
желтый,
зеленый,
синий.
Карточка-модель
с
изображением
леса
и
маленькие
изображения разных животных (по количеству детей). Три плотных листа
бумаги
(зеленый,
красный,
пестрый);
набор
картинок
с
изображением
животных
(травоядные,
хищники,
всеядные).
Картинки
с
изображением
обитателей
леса
(лист,
гусеница,
кукушка,
сокол;
ствол
дерева
с
корой,
личинки
короеда,
дятел,
хищные
птицы;
трава,
заяц,
волк).
Картинки
с
изображением культурных злаков (рожь, пшеница, кукуруза, овес); 4 картины
с
изображением
печи
и
разных
хлебобулочных
изделий
(на
одной
изображены изделия из ржи; на второй— из овса; на третьей —из пшеницы;
на
четвертой
—из
кукурузы).
Комнатные
растения
в
зимнем
саду;
2-3
эмблемы, на которых светит солнце; 2-3 эмблемы, на которых солнце закрыто
тучами; 2—3 эмблемы с изображением лейки, заполненной до краев водой; 2
—3
эмблемы
с
изображением
лейки,
в
которой
мало
воды
(на
каждого
ребенка). Мягкий модуль — бревно. Посылка от Лесовичка с дипломами
«Юный эколог».
Ход занятия
Занятие начинается с дидактической игры «Живая —неживая природа».
Дети
стоят
в
кругу,
педагог
в
центре
круга:
он
бросает
детям
мяч
и
произносит «живая природа», «неживая природа» или «не природа». Ребенок,
возвращая мяч педагогу, называет соответствующий объект.
Затем педагог проверяет знания детей о классификации животных.
Воспитатель
Давайте
вспомним
признаки,
по
которым
все
животные
делятся на несколько групп. Постарайтесь вспомнить эти группы.
Воспитатель обращает внимание детей на четыре Маленьких обруча, в
которых находятся схемы, отражающие признаки животных. Подводит детей
к ним и около каждого обруча задает вопрос: «Как одним словом можно
назвать
животных,
у
которых
есть
все
эти
признаки?».
Дети
по
схеме,
лежащей
в
обруче,
определяют
и
дают
название
группе
животных,
для
которой характерны эти признаки (насекомые, птицы, звери, рыбы).
Проводится
игра-соревнование
«Деление
животных
на
группы».
Дети
делятся на две команды. На полу лежит большой обруч, в котором находятся
картинки
с
изображением
разных
животных.
Дети
должны
по
очереди
добежать до обруча и взять по одной картинке. Игроки первой команды берут
картинки, на которых изображены рыбы, и относят их в маленький обруч (в
нем лежит схема с признаками рыб); когда рыбок в большом обруче не
останется,они
начинают
приносить
из
большого
обруча
картинки
с
изображением птиц, заполняя второй маленький обруч (в нем лежит схема,
отражающая признаки птиц). Игроки второй команды из большого обруча
берут сначала картинки, на которых изображены звери, потом картинки, на
которых изображены насекомые, и заполняют соответственно сначала первый
маленький обруч (в нем лежит схема с признаками зверей), а потом второй
маленький обруч (в нем лежит схема с признаками насекомых). Побеждает
команда,
которая
быстрее
и
правильнее
соберет
группы
животных.
По
окончании
игры
педагог
сообщает
детям:,
«Наш
старый
знакомый
—
Лесовичок — прислал письмо и знаки — разрешающие, и запрещающие.
Лесовичок хочет проверить ваши знания о том, что можно, а что нельзя
делать в природе».
Воспитатель раскладывает знаки на ковре и дает детям задание: взять по
одному знаку и разделиться на две группы таким образом, чтобы у одной
группы были только разрешающие, а у другой — только запрещающие знаки.
Дети по очереди берут по одному знаку и делятся на две группы.
Звучит
музыка,
слышится
голос
Лесовичка:
«Молодцы,
детишки,
приглашаю вас в мой лес!».
Воспитатель Вы готовы к путешествию?' Перед нами большая река. Как мы
можем перебраться через нее? (Ответы детей.) Давайте построим большую"
лодку, и на счет «один, два, три» наша лодка начинает движение.
Дети садятся на мягкое бревно друг за другом, руки согнуты в локтях. На
счет «три» они передвигаются вперед до конца бревна с опорой на ноги.
Проводится дидактическая игра «Кто где живет».
Воспитатель (обращает внимание детей на картинки). Посмотрите, ребята, в
большом
обруче
лежат
картинки
с
изображением
разных
животных
и
растений (кабан, лось, кукушка, орешник, дуб, черника, ель, бабочка, пчела,
кузнечик, жаворонок, одуванчик, ромашка, лягушка, сом, кувшинка, щука,
камыш), а рядом три больших обруча. Лесовичок хочет проверить ваши
знания о том, что растения и животные могут жить только в определенных
условиях: одни обитают в воде (вот обруч синего цвета), другие живут в лесу
(вот обруч зеленого цвета), а есть еще растения и животные, которые живут
на лугу (вот, обруч желтого цвета). Перед вами картинки с изображением
растений и животных. Надо взять картинку, определить, кто это, где живет
или растет.
Дети
берут
по
одной
картинке
и
свободно
расходятся
по
комнате.
По
команде педагога: «Найди свой дом!» каждый ребенок должен занять место в
одном из обручей. Педагог проверяет правильность выполнения задания.
Воспитатель. Посмотрите, на ветке дерева что-то висит... Записка, а в ней
вопрос: «Что такое лес?» Как мы можем ответить на этот вопрос? (Лес —это
общий дом для растений и животных.) Лесовичок хочет проверить, знаем ли
мы, что в лесу, как и в любом доме, есть этажи, которые называются... Как?
(Ярусы.)
Давайте покажем Лесовичку, что мы не только, знаем, что в лесу есть ярусы,
но еще и знаем, кто живет на этих этажах.
Проводится дидактическая игра «Лес — многоэтажный дом». Педагог дает
каждому ребенку картину-модель с изображением леса, маленькие картинки
с изображениями разных животных и дает задание: «Расположите животных
по
этажам
леса».
Дети
садятся
на
ковер
и
располагают
животных
по
«этажам»—ярусам леса.
Воспитатель.. Видимо, Лесовичку понравилось с нами играть. Посмотрите,
он еще что-то приготовил. Вот три плотных листа бумаги —- зеленый,
красный и пестрый. Я думаю, что это «обеденные» столы для животных. А
вот и набор картинок с изображением разных животных. Лесовичок хочет
нам сказать, что разные животные питаются разной пищей: одни питаются
растениями, другие — животными, а третьи —и растениями, и животными.
Ка к
н а зы ва ют с я
жи вот н ы е ,
кото р ы е
п и т а ют с я
р а с т е н и я м и ?
(Растительноядные.)
Как
называются
животные,
которые
питаются
другими
животными?
(Хищники.) Как называются животные, которые питаются и растениями, и
животными? (Всеядные.)
Проводится дидактическая игра «Способы питания животных». Педагог
раскладывает листы бумаги на некотором расстоянии друг, от другой дает
детям
задание:
правильно
рассадить
предложенных
животных
за
«обеденные» столы (хищников —за красный стол, растительноядных — за
зеленый, всеядных — за пестрый стол), Дети берут по одной картинке и
относят их к соответствующим «обеденным» столам.
Воспитатель.. Ребята, но ведь мы знаем и про «цепи питания». Давайте
удивим Лесовичка и построим разные цепи питания.
Проводится
дидактическая
игра
«Цепи
питания».
Педагог
обращает
внимание
детей
на
картинки
с
изображением
обитателей
леса
(листья,
гусеница, кукушка, сокол; ствол дерева с корой, личинка жука короеда, дятел;
хищная
птица,
трава,
заяц,
волк);
дает
задание:
взять
одну
картинку,
определить,'кто на ней нарисован и чем он может питаться. По команде:
«Цепочка, постройся!» дети должны встать таким образом, чтобы получилась
цепь
питания:
растение,
растительноядное
животное,
хищник
первого
порядка, хищник второго порядка. Группа детей, которая первой правильно
построится, побеждает.
Проводится
дидактическая
игра
«Что
можно
приготовить
из
злаков».
Педагог подводит детей к обручу, в котором лежат картинки с изображением
культурных злаков.
Воспитатель.. Что растет на поле? (Рожь, пшеница, кукуруза, овес.) А вот и
четыре чудо-печи, которые могут испечь много вкусного. Посмотрите, что
печет первая печь, вторая печь, третья, четвертая.
Дети подходят к картинкам, на которых изображены печи, и рассматривают,
что эти печи пекут.
Воспитатель.. Вот задание: надо подойти к обручу-полю, взять картинку с
изображением злака, принести ее к печи. Но следует быть, внимательным и
правильно расположить злаки, так как каждая печь печет только одно свое
изделие: первая — овсяное печенье, вторая —белый хлеб, баранки; третья —
ржаной хлеб: четвертая — кукурузные хлопья.
Дети подходят к обручу-полю, берут по одной картинке с изображением зла-
ка и относят к соответствующей чудо-печи.
Затем педагог ведет детей в зимний сад.
Воспитатель.. Наше путешествие закончилось. Вот мы снова в детском саду.
Как называется эта комната? (Зимний сад.) Здесь много растений. Как одним
словом можно назвать эти растения? (Комнатные
растения.) Какие условия
необходимы растениям для жизни? (Свет, тепло, вода, земля.) Правильно,
всем растениям необходим свет. Но одним нужен яркий свет. Как одним
словом называются такие растения? (Светолюбивые.) Другие растения могут
выносить и тень. Как они называются? (Теневыносливые.)
Педагог раздает детям по 4—5 эмблем (на одних изображено яркое солнце,
на других солнце закрыто тучками) и дает задание: эмблемы с изображением
яркого солнца поставить около светолюбивых комнатных растений, а эмб-
лемы с изображением солнца, закрытого тучами, около теневыносливых рас-
тений. Дети берут эмблемы, ходят по зимнему саду и расставляют их около
растений.
Педагог-эколог. Мы с вами знаем, что всем растениям нужна вода. Но
растения и к воде относятся по-разному: одни очень любят воду. Как они на-
зываются? (Влаголюбивые.) Другие растения устойчивы к засухе. Как назы-
ваются такие растения? (Засухоустойчивые.)
Педагог раздает детям по 4—5 эмблем (на одних изображена заполненная
водой лейка, на других — лейка, в которой мало воды) и дает задание:
расположить эмблемы около растений с учетом их отношения к воде. Дети
ходят по зимнему саду и располагают полученные эмблемы около комнатных
растений.
В конце занятия педагог показывает посылку от Лесовичка, достает из нее
дипломы «Юный эколог» и награждает ими ребят.