Автор: Нишейко Инга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №129
Населённый пункт: Севастополь, Крым
Наименование материала: Конспект итогового занятия по математике в средней группе
Тема: «Буратино, мы тебе поможем»
Раздел: дошкольное образование
Конспект итогового занятия по математике в средней группе «Буратино, мы тебе
поможем».
Интеграция познавательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие,
физическое развитие.
Цель: Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление);
упражнять в счёте, умение ориентироваться в пространстве.
Задачи:
Формирование элементарных математических представлений по средствам
авторской методике Кюизенера.
Учить группировать предметы по цвету и длине.
Закрепить прямой и обратный счёт в пределах пяти.
Развивать словесно – логическое мышление. Умение классифицировать,
сравнивать, обобщать. Устанавливать причинно следственное, пространственно
– временные, логические связи.
Упражнять в умении сравнивать больше, меньше, поровну. Формировать умение
ориентироваться на плоскости математическом планшете.
Совершенствовать умение работать правой рукой слева направо при
раскладывании предметов.
Совершенствовать диалогическую речь, память, внимание, мышление,
художественно - речевые навыки. Исполнительское мастерство детей при
чтении стихов.
Укреплять физическое здоровье, используя дыхательную гимнастику,
гимнастику для зрения, физкультминутки.
Развивать логическое мышление, внимание, память, мыслительные операции,
анализ и сравнения.
Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции,
целеустремлённость.
Материал: Буратино, большая яркая коробка с подарком, карточки с геометрическими
фигурами, мольберт, цифры от 1 до 5 на каждого ребёнка, карточки с изображением
груш и яблок на каждого ребёнка по пять штук, палочки Кюизенера по количеству
детей, поднос с цифрами для игры «дни недели», стрелки (красная, синяя).
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости должен прийти сказочный
герой, а кто именно, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
Дети: Буратино! (приходит).
Буратино: с большой яркой коробкой. Здравствуйте дети.
Дети: Здравствуй Буратино.
Буратино: Я принес вам подарок, но подарю только после того, как вы мне поможете.
Дело в том, что, Мальвина, задала мне задание, а сам я справится, никак не могу. Вы
готовы помочь мне?
Дети: Да!
Буратино: поиграйте со мной в игру.
Игра:
«Найди лишнее и объясни».
Помогите Буратино найти из геометрических фигур лишнею и почему?
(картинки на доске).
Цель: закрепить умение детей находить четвёртый лишний предмет и объяснить
почему он лишний.
Ход игры: Ребёнок должен найти четвёртую лишнею фигуру и объяснить почему.
Ответ детей.
Физкультминутка. «Буратино».
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл.
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на на носочки встать.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь следующее задание от Мальвины.
«Убираем цифры по заданию».
Помогите Буратино разложить карточки с цифрами от 1 до 5 по порядку.
Теперь попробуйте пересчитать цифры в прямом и обратном порядке, показывая на
соответствующую цифру (12345 - 54321).
А теперь вместе с Буратино убирайте цифры по заданию: убирайте сначала цифру 4;
- теперь убирайте цифру 1 и т. д. пока не останется одна цифра. Какая цифра осталась?
Буратино: И с этим заданием вы справились, какие молодцы. Воспитатель: Молодцы
ребята! А теперь
Гимнастика на дыхания: (Дети встают в полукруг).
«Ветер».
Сильный ветер вдруг подул,
Слёзки с наших щёчек сдул.
И. п; основная стойка. Сделать полный выдох носом.
Втягивая в себя живот и грудную клетку.
1- сделать полный вдох. Выпячивая живот.
2- задержать дыхание на 3-4 сек.
3- сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми
выдохами. 5 раз.
Буратино: Ну, что ж теперь приступаем к следующему заданию.
Работа на карточках: «Яблоки и груши».
Мальвина дала мне яблоки и груши и попросила разложить их на полоски. На
верхнюю яблоки, на нижнюю груши.
Воспитатель: Положите на верхнею полоску с права на лево
4 яблока. А на нижнею полоску 5 груш.
Дети: выполняют задания (выкладывают с права на лево)
Воспитатель: Сколько яблок?
Дети:(4),
Воспитатель: сколько груш?
Дети:(5),
Воспитатель: Каких больше фруктов? А каких меньше?
Дети: Яблок меньше чем груш на одну.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы фруктов было поровну?
Дети: убрать одну грушу, добавить одно яблоко.
Воспитатель: Что можно про них сказать?
Ответы детей: Их поровну, одинаковое количество, сколько яблок, столько груш?
Буратино: И с этим заданием вы справились, какие молодцы. А загадки вы умеете
отгадывать?
Дети: Да!
Загадки:
1) Если что – то вдруг пропало,
Улетело, убежало,
Мы дружок с тобою вместе
Ставим (ноль) на этом месте. (М. Мышковская)
.
2) Вечером встает луна.
Сколько в небе лун? (одна) (Г. Сапгир)
3) Полюбуйтесь какова:
Выгибает шею.
Волочится хвост за нею! (два) (С. Маршак)
4) А вот это посмотри,
Выступает цифра три,
Тройка – третий из значков
Состоит из двух (крючков) (С. Маршак).
5) Четыре в комнате угла,
Четыре ножки у стола,
И по четыре ножки
У мышки и у (кошки).
6) Если два перевернуть
И внимательно взглянуть,
Так, и всяк взглянуть опять,
То получим цифру (пять).
Буратино: И с этим заданием вы справились, какие молодцы.
Воспитатель: предлагает поиграть с Буратиной.
Игра: «Неделя стройся».
Цель: закрепить последовательность дней недели.
Содержание: Дети самостоятельно берут цифры с подноса (карточки с цифрами
перевёрнутые их не видно). По команде воспитателя дети должны занять своё место и
назвать день недели.
1 – понедельник
2 – вторник
3 – среда
4 – четверг
5 – пятница
6 – суббота
7 – воскресения
Возможно несколько команд.
Буратино: И с этим заданием вы справились, какие молодцы.
Пальчиковая игра: «Дружба».
Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук ритмично
Девочки и мальчики. Соединить в замок.
Маленькие пальчики, Пошевелить пальчиками.
1,2,3,4,5. Пальцы обеих рук касаются
1,2,3,4,5. Друг, друга. Поочерёдно касание
Мы, закончили считать Пальцев. Руки вниз,
встряхнуть руками.
Воспитатель: предлагает детям пройти на свои места за столы.
Буратино: Ребята Мальвина просит, чтобы мы для неё сделали коврик. Перед вами
образец коврика! Вы должны с помощью разноцветных палочек Кюизенера выложить
этот коврик для нашей красавицы Мальвины.
Игра:
«Собери коврик для Мальвины» палочки Кюизенера.
Дети: выполняют задания, выходят из - за столов, становятся в полукруг.
Буратино: вместе с ребятами рассматривает «коврики», благодарит за проделанную
работу.
Буратино: А, кто знает стихи про цифры?
Стихи: читают дети.
Начнём считать:
Один, одна – моя страна.
Здесь наш родной любимый дом.
Отчизна, Родина – она
У каждого из нас одна. (Г. Кайтуков).
Спросили как-то дедушку Кондрата
Весёлые, болтливые ребята:
«К чему – уже мы думали не раз
Язык один, а уха два у нас?»
Ответил дед: «Могу вам объяснить:
Чтоб больше слушать, меньше говорить». (Е. Бандуренко).
Делал Егорка с мамой уборку,
Опрокинул стул в квартире –
Стал похож он на четыре. (В. Бакалден).
А вот – цифра пять!
До пяти легко считать,
Каждый пальчик подержи, цифру пальчику скажи.
Как, считали повтори!
И один, и два, и три.
А четыре не забудешь?
А четыре говори!
А последний будешь брать –
Говори скорее пять! (С. Маршак).
Буратино: молодцы ребята за такие стихи. А, чтобы найти угощение, мы продолжаем
путешествие.
Игра: «Путешествие».
Цель: учить детей ориентировался в пространстве.
Содержание. В. обозначат направление на полу стрелками разного цвета.
Воспитатель: «Сначала идите туда, куда указывает красная стрелка. Потом поверните
туда. Куда указывает синяя стрелка. Затем сделайте вправо три шага и там ищите
подарок.
Воспитатель: Смотрите, какой красивый подарок нам подарила Мальвина
с Буратиной! Дети давайте поблагодарим Мальвину и Буратино.
Дети: Спасибо!
Итог занятия.
Воспитатель: Буратино очень рад, что мы помогли ему справится со всеми
заданиями.
Дети: встают в круг.
Буратино: Передаёт «Золотой ключ» раз, два, три игру начни, у кого ключ остаётся тот
на вопрос и отвечает.
- Что тебе больше всего на занятии понравилось?
- Кто приходил к нам в гости?
- Назови дни недели.
- Какие задания выполняли? И. т. д.
Воспитатель: На этом наше занятия заканчивается. Благодарим всех за внимания.