Автор: Андреева Екатерина Гаврильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Кытанахская СОШ
Населённый пункт: село Килянки Чурапчинский улус Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: Программа развивающих занятий
Тема: Программа по логике с 1–4 класс
Раздел: начальное образование
МБОУ Кытанахская средняя общеобразовательная школа
им.В.С.Яковлева-Далана
Программа развивающих занятий
«Логика»
для учащихся 1-4 классов
Автор программы:
Андреева Екатерина Гаврильевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.
Пояснительная записка.
Для развития познавательных способностей и творческой деятельности
учащихся, а также для расширения математического кругозора необходимо
обучение школьников элементам логики.
Введение этого предмета дает возможность расширить и углубить у
учащихся умения наблюдать и сравнивать, находить закономерность и делать
выводы, уметь использовать математические знания в практических работах,
нестандартных математических ситуациях.
Актуальность программы обусловлена тем, что практика испытывает
затруднения:
-у обучающихся не сформированы навыки и умения логического мышления,
необходимые при решении задач;
-низкий
уровень
развития
у
младших
школьников
спо собно сти
самостоятельно мыслить.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить
себя, творчески раскрыться в области математики, геометрии, а также в
повышении уровня знаний учащихся.
Задачи:
-создание
условий
для
формирования
и
развития
практических
умений
обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и
приемы;
-углубление и расширение знаний учащихся по математике;
-развитие логического мышления и пространственных представлений;
Выполнение содержательно-логических заданий, решение нестандартных
задач будет способствовать:
-развитию у учащихся мыслительных процессов;
-развитию логического мышления и математической речи;
-развитию математического кругозора;
-формированию
умений
практически
применять
полученные
знания
на
уроках;
-формированию у учащихся познавательного интереса, самостоятельности,
наблюдательности и смекалки.
Отличия программы.
Освоение материала происходит в процессе практической деятельности.
Ребенок
должен
самостоятельно
решать
задачи,
делать
выводы,
анализировать. Задача развития познавательных способностей детей может
быть решена только в том случае, если ей будут подчинены и содержание, и
методы
учебной
работы.
Содержание
программы
соответствует
познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им
возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную
мотивацию.
Данная
программа
позволяет
учащихся
ознакомиться
с
интересными
вопросами
математики.
Решение
математических
задач,
связанных
с
логическим
мышлением
закрепит
интерес
детей
к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию.
В процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать
математические объекты выполнять простые виды анализа, устанавливать
связи между родовыми и видовыми понятиями. Основными логическими
приемами,
приемами
формирования
понятий
являются
анализ,
синтез,
сравнение, обобщение, классификация.
Программа «Логика» рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Срок реализации 4 года (1-4 класс).
Методическое обеспечение:
-Математические игры;
-Логические задачи, задачи на раскрашивание.
-Дидактические игры и упражнения.
-Карточки, перфокарты, таблицы, пазлы.
-Головоломки, кроссворды, ребусы, загадки.
-Геометрические материалы.
Краткое содержание.
1 класс.
Понятие о логике. Признаки предметов. Задания на развитие памяти,
мышления,
логики,
внимания.
Графические
диктанты.
Геометрические
фигуры.
Математические
игры,
загадки,
ребусы.
Логические
задачи.
Олимпиадные задания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Основы логики-1 класс.
Один час в неделю, всего 32 часа.
Основная
цель- развивать
навыки
устного
счета,
внимания
,логику,
повышать интерес к математике.
№
Содержание
Количество
часов
теори
я
практика
1.
Логика.
Знакомство
с
понятием
логики.
2 часа.
1
1
2.
Признаки предметов.
2 часа.
1
1
3.
Логические задачи.
4 часа.
2
2
4.
Графический диктант.
3 часа.
1
2
5.
Ребус. Числовые ребусы.
2 часа.
2
6.
Кроссворды. Загадки с цифрами.
2 часа.
1
1
7.
Оригами.
2 часа.
2
8.
Веселый счет.
2 часа.
2
9.
Анаграммы.
2 часа.
1
1
10.
Геометрические фигуры.
3 часа.
1
2
11.
Магический квадрат.
2 часа.
2
12.
Логические цепочки.
2 часа.
1
1
13.
Математические игры.
2 часа.
2
14.
Решение олимпиадных задач.
3 часа.
1
2
15.
Повторение.
1 час.
1
2 класс.
Графические диктанты. Задания на развитие мышления, памяти,
логического рассуждения. Задания с геометрическими фигурами. Логические
задачи.
Магические
квадраты.
Кроссворды,
ребусы,
загадки.
Логические
задачи на раскрашивание.
Логика-2класс.
Один час в неделю, всего 34 часа.
Основная цель- развивать гибкость мышления, логику, внимание.
№
Содержание
Количество
часов
теория
практика
1.
Числовой ребус.
2 часа.
2
2.
Графический диктант.
3 часа.
2
3.
Головоломки. Задачи.
4 часа.
1
3
4.
Логические задачи.
4 часа.
1
3
5.
Магический квадрат.
2 часа.
2
6.
Оригами.
2 часа.
2
7.
Анаграммы, загадки.
2 часа.
2
8.
Числовые ребусы.
2 часа.
1
1
9.
Геометрические фигуры.
2 часа.
2
10
.
Математические игры.
2 часа.
1
1
11.
Логические задания.
2 часа.
2
12
.
Веселый счет.
1 час.
1
14
.
Танграм.
2 часа.
1
1
15
.
Л о г и ч е с к и е
з а д а ч и
н а
раскрашивание.
3 часа.
1
2
16
.
Олимпиадные задания.
1 час.
1
3 класс.
Графические диктанты. Задания на развитие памяти, мышления, логики,
внимания.
Решение
задач
на
взвешивание
и
переливание.
Волшебные
квадраты. Задачи с геометрическим содержанием. Геометрические задачи на
разрезание. Задачи с игровыми ситуациями.
Логика-3 класс.
Один час в неделю, всего 34 часа.
Основная
цель-развитие
наблюдательности,
любознательности,
формирование логического мышления.
№
Содержание
Количество
часов
теори
я
практика
1.
Графический диктант.
3 часа.
3
2.
Логические задачи.
4 часа.
1
3
3.
Магический квадрат.
2 часа.
2
4.
Оригами.
2 часа.
2
5.
Геометрические задания.
3 часа.
1
2
6.
Математические игры.
3 часа.
3
7.
Анаграммы.
2 часа.
2
8.
Головоломки.
2 часа.
2
9.
Л о г и ч е с к и е
з а д а ч и
н а
раскрашивание.
4 часа.
1
3
10.
Кроссворды, ребусы.
3 часа.
3
11.
Задачи на сравнение.
3 часа.
1
2
12.
Логические цепочки.
2 часа.
2
14.
З а д а ч и
н а
в з в е ш и в а н и е
и
переливание.
2 часа.
1
1
15.
Олимпиадные задания.
2 часа.
2
4 класс.
Графический диктант. Математические ребусы, фокусы. Задачи с
многовариантными
решениями.
Логические
задачи
на
раскрашивание.
Нестандартные
задачи.
Задачи
экологического
характера.
Комбинаторные
задачи.
Логика-4 класс.
Один час в неделю, всего 34 часа.
Основная цель -развивать логическое мышление, углубить знания, умения
учащихся.Практическое решение логических задач.
№
Содержание
Количество
часов
теория
практика
1.
Графический диктант.
2 часа
2
2.
Математические фокусы.
2 часа
2
3.
Математические ребусы.
2 часа
2
4.
Задачи с многовариантными
решениями.
4 часа
1
3
5.
Задачи с одинаковыми цифрами.
2 часа
2
6.
Задачи экологического характера.
3 часа
1
2
7.
Математика и конструирование.
4 часа
1
3
8.
Логические задачи на
раскрашивание.
2 часа
2
9.
Задачи на сообразительность.
3 часа
3
10.
Решение нестандартных задач.
5 часов
1
4
11.
Комбинаторные задачи.
4 часа
1
3
12.
Решение олимпиадных задач.
3 часа
3
13.
Конкурс математиков.
1 час
1
Используемая литература:
1.Чилингирова Л.К., Спиридонова Б.С. «Играя, учимся математике».
2.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей».
3.Сухин И.Г. «Занимательные материалы».
4. Агаркова Н.В. «Нескучная математика».
5 Игнатьев Е.И. «Математическая смекалка».
6.Воронина О.В. «Математика в исторических событиях».
7.Мельникова
Т.А.,
Виноградова
Е.А.Математика:
«Развитие
логического
мышления 1-4 классы».
8.Максименко
Н.А.
Математика:
занимательные
сказочные
экологические
задачи.
9.Карпенко А.Г. «Занимательные шифры-головоломки».
10.Белякова О.И. Занятия математического кружка.3-4 классы.
11.Трошин В.В. Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками.
12.Русанов В.Н.Математические олимпиады младших школьников.
13.Дьячкова Г.Т. Математика.2-4 классы: олимпиадные задания.
14.Ларина Т.И. « 50 игр на сложение и вычитание».
15.365 задач на смекалку.- М.АСТ-ПРЕСС КНИГА.
16.Лепехина Т.А. Математическое ассорти.5-11 классы.