Автор: Змеева Татьяна Робертовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4 "Родничок"
Населённый пункт: село Мишкино Респ.Башкортостан
Наименование материала: сценарий логопедического досуга
Тема: "Осенний калейдоскоп"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий логопедического досуга «Осенний калейдоскоп».
Цель: закрепление и применение полученных знаний, умений и навыков на
логопедических,
музыкальных
занятиях,
создание
положительного
эмоционального настроя у детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
закрепить
знания
у
детей
о
гласных
звуках; упражнять в определении позиции звука в слове; в определении
наличия
звука
в
слове.
Обогащать
словарь
детей
по
теме
«Осень».
Совершенствовать навыки словообразования и словоизменения. Упражнять
детей в образовании притяжательных прилагательных при называние частей
тела
знакомых
животных.
Закрепить
умения
называть
детенышей
диких
животных. Подбирать слова, противоположные по значению.
Коррекционно-развивающие: развивать психические процессы: мышление,
память, внимание, воображение.
Коррекционно-воспитательные:
в о с п и т ы в а т ь
о т з ы в ч и в о с т ь ,
доброжелательные отношения друг к другу.
Снова осень, снова птицы,
В теплый край лететь спешат!
И опять осенний праздник
К нам приходит в детский сад!
Дети читают стихи про осень.
Ведущий:
- Ребята, я приглашаю вас в осенний лес.
Он полон сказок и чудес!
А чтобы наше путешествие было интересным, мы возьмем волшебный
зонтик.
Зонтик в руки мы возьмем
На прогулку в лес пойдем!
Зонтик, зонтик покружи
Нам заданье покажи.
(Логопед вращает зонтик)
- Ребята, зонтик говорит, чтобы оказаться в осеннем лесу. Нужно выполнить
задания.
Игра «Сложи картинку».
Дети выкладывают на фланелеграфе картинку «Лес» в соответствии с
указаниями логопеда:
– в верхнем правом углу – облачко;
– в левом нижнем углу – зайчик;
– в правом нижнем углу – белочка;
– между ними растет грибок ;
– в середине растет елочка;
– с право от елочки – цветок.
Ведущий:
– Обратите внимание, в лесу яркие листочки украсили все дорожки.
Я предлагаю их собрать, и немного поиграть!
Игра «1,2,3 - картинки собери!»
– Ребята, посмотрите, какие необычные листочки лежат.
На листочках, в серединке,
Нарисованы картинки.
На прогулку мы пойдем
И картинки соберем.
Мальчики – со звуком А,
Девочки – со звуком У.
(Дети выполняют задания).
– Молодцы, собрали. А теперь расставьте картинки на звук [а] – у буква А, на
звук [у] – у буквы У.
Ведущий:
– Красный зонтик повернем
И грибочки соберем.
Игра «Собери грибочки в корзинку».
– Дети по лесу гуляли
И грибочки собирали.
1-2-3 – ты их собери!
(Дети под музыку собирают грибочки в корзину).
Дети:
– Я собрал много белых грибов.
– Я собрала много подберезовиков.
– Я собрал много подосиновиков.
– Я собрал много рыжиков.
Ведущий:
– Ребята, а почему мухомор никто не положил в корзину?
Дети:
– Потому что он не съедобный.
Ведущий:
– Молодцы! И с этим заданием справились!
– Зонт малиновый возьмем.
Интересно, что же в нем?
В гости гномики идут,
И задание несут.
Ведущий:
– Жил да был веселый гном
Он себе построил дом,
Рядом жил поменьше гномик
Он построил домик.
Игра «Подарки для гнома и гномика»
(Дети раскладывают картинки и проговаривают слова: шапка для гнома, а
шапочка для гномика, мяч гному, а мячик гномику).
Ведущий:
– Предлагаю поиграть свою удаль показать.
Музыкальная игра «Гномики».
Ведущий:
– Зонт зеленый открываю
Вам загадки предлагаю.
В берлоге спит зимою он,
А солнце станет греть весною
Просыпается коричневый. (медведь)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались
Напугал зверят тех… (волк)
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком, как парашют.
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка,
Так ведь это… (Белочка)
Игра «Найди маму».
– А теперь послушайте, какая история произошла в лесу. Гуляли животные со
своими детенышами погожим осенним днем на лесной полянке. Малыши так
заигрались, что потеряли своих мам. Давайте поможем детенышам найти
своих мам.
Ведущий:
– Синий зонтик открываю,
На игру всех приглашаю.
Ну что друзья,
Сыграть в игру «Наоборот».
(Дети должны закончить предложения «словами», подходящими по
смыслу).
– Заяц летом серый, а зимой…
– Медведь летом гуляет, а зимой … (спит).
– Белка живет в дупле, а лиса в… (норе).
– Заяц добрый, а волк… (злой).
– У белки хвост длинный, а у зайца… (короткий).
– Лиса пушистая, а ежик… (колючий).
(Выставляется картинки животных)
Ведущий:
– Животные решили с вами поиграть, и спрятались за бугорок. Посмотрите,
одни ушки выглядывают. Звери выйдут полностью, если вы правильно
назовете, чьи это ушки и чей хвост?
Дидактическая игра «Чей хвост?»
(Дети по иллюстрациям и образцу логопеда называют животных, которым
принадлежат хвосты. Лисий хвост, волчий хвост )
Ведущий:
– Зонтик розовый возьмем
Звонко песню запоем.
Песня «Ах, какая осень, ах какая…»
Ведущий:
– Праздник продолжается
Сказка начинается.
Инсценировки сказки «Капризный медвежонок».
Ведущий:
– Дело было в лесу, осенней порой…
(Выходят дети «Медведица» и « медвежонок» - сел на пенек).
Ведущий:
– Вечер по лесы плывет
Звездочками светится
Слышу, песенку поет
Бурая медведица.
Запись «Колыбельная» Крылатова.
Медведица:
На траву упал листочек,
Спи скорее мой сыночек.
Медвежонок : Не хочу листочек…!
Ведущий:
– Топает сыночек.
Вышла мама за порог
Поискать ему грибок. (убегает)
Медведица с грибом:
Вот тебе грибочек,
Баю – бай сыночек…
Медвежонок : не хочу грибочек!...
Ведущий:
– Топает сыночек. Вышла мама за порог,
Видит, идет веселый Ежик – дружочек
Баю – бай сыночек…
Медвежонок :
Не хочу дружочка, меду дай мне бочку.
Ведущий:
– Топает сыночек. Вышла мама за порог.
За зеленый бугорок.
Притащила меду целую колоду.
(под муз. выносит бочонок)
Ведущий:
– Мама песенку поет, мишка угощается.
До чего ж липучий мед, аж, глаза слипаются!
«Колыбельная»- медвежонок засыпает.
Ведущий:
– Вот так и закончилась эта история.
Сказка – ложь, да в ней намек, нашим деткам – урок!
Ведущий:
– Ребята, а вы уже не такие капризные и упрямые, как медвежонок из сказки?
(ответ детей).
Ведущий:
– Желтый зонтик повернем
По тропиночке пойдем,
К дедушке и бабушке
В гости попадем!
– Ребята, нас встречают бабушка и дедушка. (Картинки)
Этой осенью они собрали большой урожай. Вот какую корзину овощей
принесли нам. Я буду рассказывать о каждом овоще, а вы угадайте, о чем я
говорю.
– Большая, круглая, желтая, вкусная, крепкая. (Репка)
– Круглый, сочный, красный, полезный, мягкий. (Помидор)
– Овальный, зеленый, вкусный, твердый, шершавый. (Огурец)
– Круглая, зеленая, хрустящая, сочня, твердая. (Капуста)
– Продолговатая, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая, полезная.
(Морковь)
Ведущий:
– Молодцы! Угадали!
Музыкальная игра «Овощи и огородники»
Ведущий:
– Ребята, а знаете ли вы, как хранят овощи?
– А вот сейчас мы и проверим.
На картинку посмотрите.
Что и как храним, расскажите.
Игра «Что как хранят?».
– Разложите овощи и фрукты: те, которые можно хранить сырыми – возле
ящика; а те, что нужно консервировать – возле банки.
(На картинках: вишня, слива, клубника, огурцы, помидоры – для банки;
морковь, картофель, капуста, чеснок, лук – для ящика)
Ведущий:
– Когда к бабушке приезжают внуки, она угощает их вареньем, соком и
конфетами. Посмотрите внимательно на картинку и скажите – какое варенье
приготовила бабушка? А какой сок? А какую конфету?
Дети:
– Варенье малиновое, сок малиновый, конфета малиновая.
– Варенье яблочное, сок яблочный, конфета яблочная.
– Варенье вишневое, сок вишневый, конфета вишневая.
(Выставляется картинки: малина, яблоко, вишня, слива, клубника)
– Молодцы! И с этим заданием справились!
Ведущий:
– Синий зонтик мы возьмем
В детский садик попадем.
Зонтик, зонтик, подскажи,
Где подарочки найти?
(Находит корзину с подарками)
Ведущий:
– С вами весело играли,
Песни пели, танцевали.
Я за все благодарю,
И подарки вам дарю!