Автор: Самопалова Татьяна Константиновна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Филиал ГОУ СПО "Саратовский областной колледж искусств" в г. Марксе
Населённый пункт: Г. МАРКС САРАТОВСКОЙ ОБЛ.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Почему Пушкин и Лермонтов повторяют смерть своих героев"
Раздел: среднее профессиональное
1
Содержание
Введение………………………………………………………………стр. 1
I. Теоретическая часть
1.1Особенности русской дуэли как исторической реалии жизни
Русского дворянства………………………………………………… стр. 2
1. 2 Дуэль с Дантесом………………………………. стр. 3
1.3 Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. ………………….стр. 4
II. Практическая часть
2.1.Дуэль в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»……………… стр. 5
2.2. Дуэль в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»… стр. 7
2.3. Сравнительная характеристика дуэлей и их роль в произведениях
А.Пушкина и М.Лермонтова………………………………………… стр. 10
Заключение…………………………………………………………….. стр. 13
Список литературы…………………………………………………… стр. 14
Введение
Изучая произведения классической литературы, мы часто встречаем на
страницах книг, а также в биографиях поэтов и писателей эпизоды дуэлей.
Изучая творчество А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, я обратил внимание на
то, что оба поэта включили в свои произведения эпизоды дуэли. А ведь поэты
и сами погибли, участвуя в дуэли.
Мне стало интересно, и я захотела узнать, когда возникли дуэли; какие
правила существовали при проведении дуэлей; причины дуэлей? И самый
главный вопрос, на который мне захотелось найти ответ, почему Пушкин и
Лермонтов проводят своих героев через испытание дуэлью. Почему писатели
сосредотачивают
свое
внимание
на
психологии
дуэлянта,
на
его
преддуэльных размышлениях и переживаниях, на его состоянии и поведении
во время поединка?
Эти и другие вопросы, на которые хотелось найти ответ, способствовали
выбору темы моего исследовательского проекта.
Актуальность темы данной работы:
В 2019 году мы будем отмечать юбилеи самых замечательных, на мой взгляд,
поэтов: А.С.Пушкина (220 лет) и М.Ю.Лермонтова (205 лет). 9 мая 2018года
исполнилось 195 лет с начала работы Александра Сергеевича над романом
«Евгений Онегин», а в 1838 году, вдохновившись творчеством Пушкина,
Лермонтов начинает работу над романом «Герой нашего времени».
Эпизоды дуэлей являются яркими страницами произведений, уделяют
внимание поединкам и , участвовавшим в них.
Т явление как
не свойственно
людям ХХI , но хотелось бы , как
отстаиваются в время такие , как «честь», «», которые и сейчас.
исследования :
изображение
в художественных
А.Пушкина и
как
исторической и проанализировать состояние .
Задачи:
o
документальные о дуэли как реалии российского .
2
o
На основе
анализа , как изображается
в произведениях
и
М.Лермонтова и как она на судьбы .
o
Соотнести эпизода с идейно – своеобразием произведения.
o
итог работы и выводы.
исследования: дуэлей в А.С.Пушкина « Онегин» и в М.Ю.Лермонтова «
нашего ».
Предмет : преддуэльные и поведение во время , соблюдение кодекса.
: Писатели, свое на психологии : на его преддуэльных и переживаниях, на
его и поведении во поединка, настоящее героя.
исследования:
из задач , были следующие исследования, т.е. достижения исследования:
методы () – изучение и литературных и документов, эпизодов (т.к.
установить и различие и явлений; общего, в явлениях);
целенаправленной .
обобщение (выводы на этапах и в работе в );
I. Теоретическая
1.1 Особенности дуэли как реалии русского
«Европейская », именно так, два века, называть современники . «Законный»
убийства, по ее изобретателей, должен был улучшению в обществе.
"дуэль", С.И. Ожегова: "…в обществе: борьба противников в секундантов
как защиты "; и "борьба, двух . Так что же такое ? Защита и достоинства
или « условиями и » феодальный ?
В России, по
с другими
странами,
вошла в
поздно - в 18 . Дуэлью
поединок дворянами, проводился по установленным . Существовали так
дуэльные , в которых был прописан проведения . Согласно кодексу, не
могла в поединке, ее должен был мужчина. русские тоже толк в . Более , в
России культивировался вид выяснения .
А началось все интересное в Германии. В 1744 немецкая Софья Августа
получает на дуэль от троюродной , принцессы Людвиги . Неизвестно, что
не
эти две пятнадцатилетние , но, запершись в
первой, они
на шпагах
свою .
К счастью, не хватило довести до смертоубийства, а то бы не России II,
коей, по времени, Софья .
И именно с на престол великой и начался бум женских . Русские дамы с
упоением, за 1765 год 20 дуэлей, на 8 из секундантом сама . Несмотря на
вооруженных между , Екатерина жесткой смертельных . Её лозунгом слова:
«До крови!», а во время ее было три случая «дуэлянток».
В
Петр I
жестокие
против , предусматривающие
вплоть до
казни.
на практике эти
не применялись, так как
до конца
века в
дуэли
редчайшим . В эпоху II в России среди молодежи распространяться
В году II издала « о поединках», в за бескровную обидчику пожизненная
в Сибирь, а и убийство на приравнивались к преступлениям.
I вообще
к дуэлям с . Но никакие
не помогали!
того,
в России
3
исключительной условий: между обычно 10-15 (примерно метров), 25-35,
даже без секундантов и , один на . Так что зачастую заканчивались .
Именно в правления I произошли громкие, дуэли с Рылеева, , Пушкина, ,
несмотря на законы об за дуэль.
1. 2 Дуэль с Дантесом.
«Не злой по человек, он , без видимых , начинал нелепую задиристость. —
это странная в А.С. Пушкине», - современники.
Сергеевич
вел себя . Были у
полиции
особые , в которые
люди, не
удобные для спокойствия. В списках, на из почетных в качестве понтера
и , было и имя Пушкина.
вспоминают, что был дуэлянтом класса и не стремился первым. был
отменным , попадал с 20 пуля в . Но во время он ни разу не кровь и в
многочисленных не стрелял .
Исследователям
А.С.Пушкина
установить, что в его
было 29
и не
состоявшихся .
Только дуэль не окончилась .
Бесконечные о разделе после матери, по издательским , долги, и, , ставшее
явным кавалергарда за его женой, за собой в светском , были угнетённого
Пушкина 1836
3 ноября его был разослан пасквиль с намёками в Натальи . Пушкин, о
письмах на день, был , что они — дело рук и его приёмного Геккерна. 4
ноября он вызов на Дантесу.
с Дантесом 27 января на речке. был ранен: перебила бедра и в живот.
Для времени было .
29 января (10 ) в 14:45 скончался от .
В чём же всё-таки причина поэта к ?
Пушкинисты , что всё дело в его положения в : он первый России и в то же
мелкий и бедный . Когда к относились как к коллежскому , он воспринимал
это как на его честь и не только как , но и как поэта, для слова «, совесть и »
не были звуком
1.3 Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. .
Дуэль М.Ю. с Н.С. Мартыновым во вторник 15 1841 г. Пятигорска, у
горы . Лермонтов был выстрелом в навылет. обстоятельства трагического
остаются , поскольку очевидцев — Мартынова и М.П. Глебова и А.И. —
давались на , когда
дуэли
озабочены не
установлением , сколько тем,
приуменьшить вину.
показаниям , дуэль 15 июля 7 часов на небольшой у дороги, из
Пятигорска в колонию северо-западного горы к. То обстоятельство, что на
поединка не
ни врача, ни
на случай
исхода,
предполагать, что
до
последней надеялись на исход.
события по-иному. : «Дуэлисты … на расстоянии 15 и сходились на по
данному знаку… П первого , сделанного , Лермонтов , будучи в правый бок ,
почему и не мог своего ».
Лермонтов , не приходя в , в течение минут.
4
Тело на квартиру около 11 вечера.
На день его на Пятигорском , а позднее по бабушки перевезли в , где его и
погребли в склепе .
II. Практическая
2.1.Дуэли в А.С.Пушкина « Онегин».
Так нелепа и — , во всяком , - незначительна Онегина и , что нам хочется :
все еще обойдется,
помирятся.
исключает
исход.
состоится. Пушкин ,
исподволь нас к этой . Случайная — только для дуэли, а ее, причина
Ленского глубже: с его наивным не может столкновения с . Онегин, в
очередь, не в проти общепринятой . развиваются чередом, и уже не может
их. В ссору и Ленского сила, уже нельзя вспять, — "общественного ".
Носитель силы Пушкину. В слове о Зарецком ненависть, и мы не не
разделять ее. Все в , и нас уже не удивляет строфа, в выясняется, что и
Зарецкого "", что "в туз из пистолета" он
попасть.
и Зарецкий – оба
правила . Первый,
продемонстрировать
раздраженное
к истории, в
он
попал собственной и в серьезность все еще не верит, а потому, что в
дуэли , хотя и кровавую , предмет и розыгрышей…
В
«
Онегине»
был единственным
дуэли, он вел
с большими ,
сознательно
все, что могло
кровавый . Еще при первом
Онегина, при
картеля, он был обсудить примирения. началом попытка дело также в
прямые его , тем более что обиды не было мог остановить и в другой :
появление со слугой секунданта ему прямым (секунданты, как и , должны
социально ), а одновременно и
нарушением , так как секунданты
были
накануне без
и составить
поединка.
имел все
не допустить
исхода,
Онегина . «Заставлять
себя на
поединка
невежливо.
вовремя
ждать
противника часа. По явившийся имеет покинуть поединка и его должны
протокол, о неприбытии ». Онегин более чем на час.
А именно цкому отвезти «приятный, картель. Ленский все на веру,
убежден в Зарецкого, его "злую " мужеством. Вот эта вера в мира и губит .
Но Онегин знает , он отлично все . Но, к сожалению, для него тоже важно
«общественное мненье».
Вот что руководит : шепот, глупцов от зависит человека! жить в ,
который на злой !
"Наедине с душой" все понимал. Но в и беда, что остаться со своей , "на
тайный суд призвав", и так, как велит , — это редкое . Для него мужество,
нет у Евгения.
И вот они встречаются за — вчерашние . Для секунданта , Зарецкого, все
про нормально, . Он действует по своей , для него — соблюсти , отдать
"приличиям", .
В дуэли с Онегиным все , противники до минуты не друг к настоящей :
быть , нашел бы в себе другу , переступить ложный — все повернулось бы
. Но Онегин не делает, продолжает опасную , а в руках у уже не игрушки.
Вот они уже окончательно врагами:
Онегин . Пробили
5
урочные:
Роняет пистолет,
На кладет руку
И .
Но случилось . Онегин суровый, , хотя и ходимый . Перед ним — друга.
Вот окончательно ясно, что они не врагами, а . Пушкин не сам понимает
Онегина, но и заставляет их.
Онегину тяжело. Но ничто не . "Ну что ж? убит", - сосед.
не обвиняет , а объясняет нам его. и нежелание о других оберну такой
ошибкой, что Евгений самого . И уже не может не о содеянном. Не не
научиться , чего не умел: стра, раскаиваться, . Так смерть оказывается к
перерождению .
образом, сделать , что для Пушкина в главными суть и , а не обряды. в
своих достаточно относится к стороне . Писатель своё на психологии , на
их состоянии и во время . Именно ситуация человека, его настоящее .
Всматриваясь в вокруг дуэльную , он ориентировался на дуэль в её , а не
в ритуально-светском .
2.2. в романе «Герой времени»
романа «Герой времени» повесть « Мери». помогает лучше главного
.
Лермонтов не о Грушницком. Но Пе он заставляет записать, о чем он и что
чувствовал: "А!
Грушницкий!
мистификация вам не . Мы поменяемся :
теперь мне отыскивать на бледном признаки страха. вы сами эти роковые
шагов? Вы , что я вам без спора свой лоб, но мы жребий! и , тогда, что его
счастье ? если моя , наконец, мне ? "
Итак,
чувство
—
такое
же,
как
у
:
желание
.
"Поменяемся
",
"мистификация не " — вот о чем он заботится; им довольно побуждения; он,
в , продолжает игру с ; он доводит ее до логического . Но на карту жизнь -
и, всего, его, , жизнь!
не раз ссылался на , которая тилась о том, он не скучал и посылала ему для
Г р у ш н и ц к о г о ,
с в е л а
с
е
го на Кавказе с , пользовалась им как или топором, — но не он человек,
покоряться ; он сам направляет жизнь, сам и собой, и людьми. в ночь
дуэлью он , "и не останется на ни одного , которое бы его", он будет .
Страшный делает он: " этого ли труда ? а все живешь — из ; ожидаешь
нового. и досадно!"
Печорина в ночь дуэлью. Он "не спал ни ", писать не мог, " сел и открыл
В
а
л
ь
т
е
р
а
;
он, " сначала с , потом , увлеченный вымы".
6
Но едва , и нервы его , он опять худшему в характере: "Я в зеркало;
бледность лицо мое, следы бессонницы; но , хотя коричневою , блистали и
неумолимо. Я доволен, ".
Все, что томило и беспокоило его , забыто. Он к дуэли и спокойно: "…
седлать , оделся и к купальне, из ванны и бодр, как собирался на ".
Вернер ( Печорина) предстоящим . Печорин с ним спокойно и ; даже
секунданту он не "тайного бес"; как всегда он и умен. Перед он забыл о
Вере; ни из женщин, его, не нужна ему , в минуты душевного одиночества.
в «Княжне » не похожа ни на
поединок,
нам из русской ,
Дуэль — ,
трагический
решения , и единственное его
в том, что он предполагает
честность сторон, хитрости во дуэли несмываемым того, кто хитрить.
В «Княжне Мери» капитан и не , что эта дуэль кончиться для Грушницкого:
он сам его пистолет и не пистолета . Но, вероятно, он не и о возможности
Печорина. Грушницкого, что непременно , драгунский и сам этому . Цель у
одна: , пред Печорина и тем опозорить его. совести ему , законы тоже.
готов от дуэли — при , что Грушницкий отка от своей . На это слабый
отвечает: "Мы стреляться". Вот так подписывает приговор. Он не , что
Печорину заговор капитана, и не , что подвергает свою . Но он знает, что
словами: "Мы стреляться" — себе к честным . Отныне он — бесчестный.
дуэли, накануне, : стреляться на шагах. настаивает на еще суровых : он
выбирает площадку на отвесной и требует, каждый из ников на самом
площадки: " образом легкая будет ". Поднявшись на , противники ", что тот,
кому первому неприятельский , станет на углу, к пропасти; он не будет , то
противники
местами".
не говорит,
принадлежало это жение, но мы без
догадываемся: еще условие, дуэль жестокой, им.
Печорина назвать благородным, что у него все двойные, устремления: с
стороны, он как озабочен Грушницкого, заставить его от бесчестного , но, с
другой сто, больше заботит собственная со, от которой он откупается на ,
если непоправимое и превратится из в жертву.
выпало первому. А продолжает ; он говорит противнику: " вы меня не , то я
не промахнусь! — даю вам слово". Эта опять двойную : еще раз испытать и
еще раз успокоить
совесть,
потом,
Грушницкий
убит,
себе: я , я
предупреждал…
начал пистолет .
" он опустил пистолета и, , как полотно, к своему .
— Не , — сказал он голосом.
— ! — отвечал .
Выстрел ".
Слабый целил в лоб. Но слабость его , что, решившись на дело, он не сил
довести его до . Подняв во второй раз, он , уже не целясь, оцарапала колено,
он отступить от площадки.
7
Грушницкий ведет омерзительно, что начинаешь Печорина: удерживаясь
от , он прощается с : «Обними , мы уж не увидимся!» Когда в последний раз
воззвать к Грушницкого, капитан вмешивается: « Печорин! Вы не для того,
исповедовать, вам заметить».
И в эту Печорин его: «Доктор, эти , вероятно , забыли пулю в мой :
прошу вас его снова, и !»
Только Грушницкому ясно, что Пе все знал, когда Грушницкому " богу", ,
не говорит ли его совесть. капитан продолжать линию: , протестует, .
Грушницкому уже все . "Смущенный и ", он не смотрит на
капитана, он
испытывает чувство позора. он поймет: Печорина не только , но и смерть.
в последний раз предотвратить :
"Грушницкий, — я: еще есть . Откажись от клеветы, и я прощу все; не
удалось подурачить, и мое удовлетворено, — , мы были друзьями".
Но
именно
не может : спокойный,
тон Печорина
его еще больше —
Печорин , взял ; он благороден.
— ! — отвечал Грушницкий. — Я презираю, а вас . Если вы не убьете, я вас
ночью угла. Нам на вдвоем нет .
Я выстрелил.
Все в голос .
- Finita la ! - сказал я .
обернулась . Доктор ведет нисколько не драгун капитана. он не удержал ,
когда тот под пулю. , когда убийство, отвернулся — от .
Дуэль в « нашего » - один из моментов, способствует характера .
2.3. Сравнительная дуэлей в
Проанализировав , связанные с , выявив её , можно черты и различий в
этих . Сопоставив участников до и после неё, определить, как могла на
жизнь и человека.
Для взяты аспекты, как для дуэли; причина ; условия , соответствие
кодексу; главных к дуэли; перед ; роль ; итог ; последствия .
В двух дуэлях (« Онегин», « нашего ») один из выступает защитником
девушки. Но на самом защищает от оскорбления, а в силу романтического
действительности «: буду ей », считает причиной для . В основе конфликта
неумение «властвовать », не показывать чувств, в лермонтовского – души,
и коварство . Гринев дерется за дамы.
дуэлей в произведениях различны. не смог общественному и опорочить
честь. любит Ивановну и не позволить ее честь. скучно в мире, с
Грушницким он внести в свою .
Если условия , соответствие их кодексу, то между Онегиным и поединок
б ы л
,
с
с о б л ю д е н и е м
п р а в и л ,
некоторые . Онегин и (секундант ) – оба нарушают дуэли. , чтобы свое
презрение к , в которую он
против
воли и в
которой все еще не , а
Зарецкий , что видит в забавную, порой и историю, сплетен и …
В «Евгении » Зарецкий был распорядителем , потому что «в классик и »,
он вел дело с упущениями, игнорируя все, что устранить исход. Еще при
8
посещении , при передаче , он обязан был возможности . Перед поединка
окончить миром входила в его обязанности, тем что кровной нанесено не ,
и всем, Ленского, ясно, что заключается в . Зарецкий мог дуэль и в момент:
Онегина со вместо было ему оскорблением (, как и противники, быть
равными), а
и грубым
правил, так как
должны
встретиться
без
противников и правила .
Зарецкий все основания не кровавого , объявив неявившимся. « ждать
на месте крайне . Явившийся обязан своего четверть . По прошествии
срока
первый
право
место
и
его
секунданты
составить
,
свидетельствующий о противника». опоздал чем на час.
В «Герой времени» нарушил дуэлей: он убить безоружного , но
струсил и не этого. во время ужесточает , предложив на край , что, даже
при ранении, смерть. И главных к дуэли разное.
до последнего не , что дуэль . Только перед труп , он понимает, что он
ошибку. Его совесть.
чувство — такое же, как у : желание . "Поменяемся ", "мистификация не " —
вот о чем он заботится; им
довольно
побуждения. Он не
дуэли: « ж?
умереть так : потеря для небольшая.»
чувства и испытывают перед .
Равнодушный спал в перед «мертвым » и проснулся, давно было к месту .
Собирается торопливо, но без вздохов и , и описывает эти сборы коротко, ,
подчеркивая детали.
в ночь
дуэлью
без сна, писать не мог,
«сел и
роман
Скотта… то
«Шотландские »; он «читал с усилием, забылся, волшебным слом .» Но
рассвело, его успокоились.
роль
во
дуэлях
секунданты.
В
«
нашего
»
именно
Игнатьевич
организатором против . Это драгунский уговорил не заряжать . Иван хотел
при
Грушницкого
Печорину за то, что
считает , да и является не , как
«водяное », он выше
общества.
драгунского
в дуэли
опаснее, чем
показаться. Он не придумал и заговор. Он то самое мнение, подвергнет
насмешкам и , если он жется от .
Зарецкий в « Онегине» на Ивана : они оба недалекие, , для них дуэль – не
чем развлечение. , так же, как и драгунский , олицетворяет мнение. Онегина
– его , француз , которого
называет « друг».
делает
секундантом , во-
первых, так как
не к кому , во-вторых,
он выражает
несерьезное,
отношение к .
Печорин с собой – доктора , человека . Вернер не в ход дуэли.
, русские иногда , но эта процедура весьма , и всегда возможность, что
противников заподозрена, дуэли до «результата». ( или убийства).
же последствия , как она повлияла на героев?
9
для Онегина толчком к жизни. В нем чувства, и он не только , но и душой.
же понимает, что Грушницкого не изменила ни в мире, ни в нем . Печорин
в очередной раз в жизни и опустошение.
Дуэль огромную в произведениях.
В Пушкина и нежелание о других оберну такой ошибкой, что Евгений
самого . И уже не может не о содеянном. Не не научиться , чего не умел:
дать, , мыслить. Так Ленского ока толчком к Онегина. того, - кульминация в
.
Дуэль в « нашего » - один из моментов, способствует характера .
Заключение
как форма офицерской (и - дворянской) всегда на острие общественной ,
начиная с и кончая ХХ . Смертельные А.С. Пушкина и М.Ю. отозвались в
культуре
эхом.
декабристов
бесчисленные
тех кадровых , которые
изменить
строй в . Середина и
XIX века -
дуэли,
гибель
сословия
последних
революций.
А.П. Чехова "" и А.И. Куприна "" фиксируют
грустный офицерской и чести, нравственным русского .
Изучив , посвящённые явлению как , проанализировав сцены в жественных ,
я пришла к :
История
дуэли 19
- это история
трагедий,
смертей,
порывов и
падений.
Дуэль, во всём многообразии своих проявлений, запечатлена в русской
литературе.
Этот поединок чести является или кульминацией произведения, как в
«Евгении Онегине», или ключевым моментом, как в «Герое нашего времени».
Дуэль в художественном произведении – это испытание героев и на
мужество, и попытка восстановления чести.
Выполняя работу, я узнала историю дуэлей, углубила
знания о русских
писателях, в судьбе которых дуэль сыграла большую роль.
«Как
жаль,
что
сейчас
нет
дуэлей!»
—
слышим
мы
нередко
из
уст
несправедливо
обиженного
и
оскорбленного
человека.
И
это
сожаление
почему-то
не
кажется
нам
странным
в
век,
когда
дуэль
как
способ
разрешения
вопросов
чести
стала
уже
анахронизмом,
неле постью,
несуразицей. Я решила провести опрос среди студентов нашего колледжа
опрос:
1.
Ваше отношение к дуэли?
Дуэль возможна, но не на смерть
Дуэль – это дикость
Дуэль – это кодекс чести
Затрудняюсь ответить
2.
Нужны ли сегодня дуэли?
Нет, потому что мы современное, образованное общество
Нужны,
например
словесные
дуэли,
с
разработанными
правилами, специально подготовленными людьми
3.
Как отстоять честь в наше время?
10
Отдать честь своему отечеству
В судебном процессе
С помощью ума (ведение переговоров)
С помощью драк, оскорблений
Выводы
Дуэль,
не
оправдывающая
своего
изначального
смысла
и
предназначения, исчерпала себя. Возможна ли дуэль в XXI веке? Дуэль, не
оправдывающая своего изначального смысла и предназначения, исчерпала
себя. Уродливое проявление дуэли есть и сегодня: она трансформировалась в
месть, где не исключен и смертельный исход. Безусловно, честь сегодня не
мертвое понятие, но не является выбором большинства. Хочется верить, что
цивилизованный мир признает суд и общественное мнение не только как
способ
защитить
имущественные
интересы,
но
и
как
способ
отстоять
оскорбленное чувство достоинства и честь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Афанасьев В. Куприн. Критико-биографический очерк. –М.:
Государственное издательство художественной литературы, 1960.
2.
Белинский В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. Москва 1983
год.
3.
Гордин А.Я. Дуэли и дуэлянты. –СПб.: Питер, 1996.
4.
Дурасов Д. Оружие чести //Литература в школе. 2005. №12. стр. 41
5.
Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. –
Ленинград: «Просвещение», 1983.
6.
.Лемонтов М.Ю «Герой нашего времени» Москва 1972 год.
7.
.Марченко Н.А. Дуэль в произведениях русских литераторов
//Литература в школе. 1997..
8.
Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры //Литература в
школе. 1999 №2.
9.
Пушкин А.С «Евгений Онегин»
10. Пушкин. Письма, Т. II, 1826 — 1830. М.-Л., 1928, С.185.
Слово « дуэль» в современном мире совершенно утратило своё
первоначальное значение, хотя в 19 веке она была частью обыденной
жэизни. Мне захотелось больше узнать о дуэлях и дуэльянтах как в
литературе, так и в жизни. Тем более,как я узнала из курса литературы
конца 18- начала 19 веков, многие известные люди прошлых столетий
использовали такой поединок для восстановления поруганной чести, для
решения жизненно важных, а порой и пустячных споров. Именно
поэтому я выбрала тему для своего реферата, связанную с этими
понятиями, «дуэли в русской жизни и литературе в первой половине 19
века»