Напоминание

"Почему Пушкин и Лермонтов повторяют смерть своих героев"


Автор: Самопалова Татьяна Константиновна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Филиал ГОУ СПО "Саратовский областной колледж искусств" в г. Марксе
Населённый пункт: Г. МАРКС САРАТОВСКОЙ ОБЛ.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Почему Пушкин и Лермонтов повторяют смерть своих героев"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

Содержание

Введение………………………………………………………………стр. 1

I. Теоретическая часть

1.1Особенности русской дуэли как исторической реалии жизни

Русского дворянства………………………………………………… стр. 2

1. 2 Дуэль с Дантесом………………………………. стр. 3

1.3 Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. ………………….стр. 4

II. Практическая часть

2.1.Дуэль в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»……………… стр. 5

2.2. Дуэль в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»… стр. 7

2.3. Сравнительная характеристика дуэлей и их роль в произведениях

А.Пушкина и М.Лермонтова………………………………………… стр. 10

Заключение…………………………………………………………….. стр. 13

Список литературы…………………………………………………… стр. 14

Введение

Изучая произведения классической литературы, мы часто встречаем на

страницах книг, а также в биографиях поэтов и писателей эпизоды дуэлей.

Изучая творчество А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, я обратил внимание на

то, что оба поэта включили в свои произведения эпизоды дуэли. А ведь поэты

и сами погибли, участвуя в дуэли.

Мне стало интересно, и я захотела узнать, когда возникли дуэли; какие

правила существовали при проведении дуэлей; причины дуэлей? И самый

главный вопрос, на который мне захотелось найти ответ, почему Пушкин и

Лермонтов проводят своих героев через испытание дуэлью. Почему писатели

сосредотачивают

свое

внимание

на

психологии

дуэлянта,

на

его

преддуэльных размышлениях и переживаниях, на его состоянии и поведении

во время поединка?

Эти и другие вопросы, на которые хотелось найти ответ, способствовали

выбору темы моего исследовательского проекта.

Актуальность темы данной работы:

В 2019 году мы будем отмечать юбилеи самых замечательных, на мой взгляд,

поэтов: А.С.Пушкина (220 лет) и М.Ю.Лермонтова (205 лет). 9 мая 2018года

исполнилось 195 лет с начала работы Александра Сергеевича над романом

«Евгений Онегин», а в 1838 году, вдохновившись творчеством Пушкина,

Лермонтов начинает работу над романом «Герой нашего времени».

Эпизоды дуэлей являются яркими страницами произведений, уделяют

внимание поединкам и , участвовавшим в них.

Т явление как

не свойственно

людям ХХI , но хотелось бы , как

отстаиваются в время такие , как «честь», «», которые и сейчас.

исследования :

изображение

в художественных

А.Пушкина и

как

исторической и проанализировать состояние .

Задачи:

o

документальные о дуэли как реалии российского .

2

o

На основе

анализа , как изображается

в произведениях

и

М.Лермонтова и как она на судьбы .

o

Соотнести эпизода с идейно – своеобразием произведения.

o

итог работы и выводы.

исследования: дуэлей в А.С.Пушкина « Онегин» и в М.Ю.Лермонтова «

нашего ».

Предмет : преддуэльные и поведение во время , соблюдение кодекса.

: Писатели, свое на психологии : на его преддуэльных и переживаниях, на

его и поведении во поединка, настоящее героя.

исследования:

из задач , были следующие исследования, т.е. достижения исследования:

методы () – изучение и литературных и документов, эпизодов (т.к.

установить и различие и явлений; общего, в явлениях);

целенаправленной .

обобщение (выводы на этапах и в работе в );

I. Теоретическая

1.1 Особенности дуэли как реалии русского

«Европейская », именно так, два века, называть современники . «Законный»

убийства, по ее изобретателей, должен был улучшению в обществе.

"дуэль", С.И. Ожегова: "…в обществе: борьба противников в секундантов

как защиты "; и "борьба, двух . Так что же такое ? Защита и достоинства

или « условиями и » феодальный ?

В России, по

с другими

странами,

вошла в

поздно - в 18 . Дуэлью

поединок дворянами, проводился по установленным . Существовали так

дуэльные , в которых был прописан проведения . Согласно кодексу, не

могла в поединке, ее должен был мужчина. русские тоже толк в . Более , в

России культивировался вид выяснения .

А началось все интересное в Германии. В 1744 немецкая Софья Августа

получает на дуэль от троюродной , принцессы Людвиги . Неизвестно, что

не

эти две пятнадцатилетние , но, запершись в

первой, они

на шпагах

свою .

К счастью, не хватило довести до смертоубийства, а то бы не России II,

коей, по времени, Софья .

И именно с на престол великой и начался бум женских . Русские дамы с

упоением, за 1765 год 20 дуэлей, на 8 из секундантом сама . Несмотря на

вооруженных между , Екатерина жесткой смертельных . Её лозунгом слова:

«До крови!», а во время ее было три случая «дуэлянток».

В

Петр I

жестокие

против , предусматривающие

вплоть до

казни.

на практике эти

не применялись, так как

до конца

века в

дуэли

редчайшим . В эпоху II в России среди молодежи распространяться

В году II издала « о поединках», в за бескровную обидчику пожизненная

в Сибирь, а и убийство на приравнивались к преступлениям.

I вообще

к дуэлям с . Но никакие

не помогали!

того,

в России

3

исключительной условий: между обычно 10-15 (примерно метров), 25-35,

даже без секундантов и , один на . Так что зачастую заканчивались .

Именно в правления I произошли громкие, дуэли с Рылеева, , Пушкина, ,

несмотря на законы об за дуэль.

1. 2 Дуэль с Дантесом.

«Не злой по человек, он , без видимых , начинал нелепую задиристость. —

это странная в А.С. Пушкине», - современники.

Сергеевич

вел себя . Были у

полиции

особые , в которые

люди, не

удобные для спокойствия. В списках, на из почетных в качестве понтера

и , было и имя Пушкина.

вспоминают, что был дуэлянтом класса и не стремился первым. был

отменным , попадал с 20 пуля в . Но во время он ни разу не кровь и в

многочисленных не стрелял .

Исследователям

А.С.Пушкина

установить, что в его

было 29

и не

состоявшихся .

Только дуэль не окончилась .

Бесконечные о разделе после матери, по издательским , долги, и, , ставшее

явным кавалергарда за его женой, за собой в светском , были угнетённого

Пушкина 1836

3 ноября его был разослан пасквиль с намёками в Натальи . Пушкин, о

письмах на день, был , что они — дело рук и его приёмного Геккерна. 4

ноября он вызов на Дантесу.

с Дантесом 27 января на речке. был ранен: перебила бедра и в живот.

Для времени было .

29 января (10 ) в 14:45 скончался от .

В чём же всё-таки причина поэта к ?

Пушкинисты , что всё дело в его положения в : он первый России и в то же

мелкий и бедный . Когда к относились как к коллежскому , он воспринимал

это как на его честь и не только как , но и как поэта, для слова «, совесть и »

не были звуком

1.3 Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. .

Дуэль М.Ю. с Н.С. Мартыновым во вторник 15 1841 г. Пятигорска, у

горы . Лермонтов был выстрелом в навылет. обстоятельства трагического

остаются , поскольку очевидцев — Мартынова и М.П. Глебова и А.И. —

давались на , когда

дуэли

озабочены не

установлением , сколько тем,

приуменьшить вину.

показаниям , дуэль 15 июля 7 часов на небольшой у дороги, из

Пятигорска в колонию северо-западного горы к. То обстоятельство, что на

поединка не

ни врача, ни

на случай

исхода,

предполагать, что

до

последней надеялись на исход.

события по-иному. : «Дуэлисты … на расстоянии 15 и сходились на по

данному знаку… П первого , сделанного , Лермонтов , будучи в правый бок ,

почему и не мог своего ».

Лермонтов , не приходя в , в течение минут.

4

Тело на квартиру около 11 вечера.

На день его на Пятигорском , а позднее по бабушки перевезли в , где его и

погребли в склепе .

II. Практическая

2.1.Дуэли в А.С.Пушкина « Онегин».

Так нелепа и — , во всяком , - незначительна Онегина и , что нам хочется :

все еще обойдется,

помирятся.

исключает

исход.

состоится. Пушкин ,

исподволь нас к этой . Случайная — только для дуэли, а ее, причина

Ленского глубже: с его наивным не может столкновения с . Онегин, в

очередь, не в проти общепринятой . развиваются чередом, и уже не может

их. В ссору и Ленского сила, уже нельзя вспять, — "общественного ".

Носитель силы Пушкину. В слове о Зарецком ненависть, и мы не не

разделять ее. Все в , и нас уже не удивляет строфа, в выясняется, что и

Зарецкого "", что "в туз из пистолета" он

попасть.

и Зарецкий – оба

правила . Первый,

продемонстрировать

раздраженное

к истории, в

он

попал собственной и в серьезность все еще не верит, а потому, что в

дуэли , хотя и кровавую , предмет и розыгрышей…

В

«

Онегине»

был единственным

дуэли, он вел

с большими ,

сознательно

все, что могло

кровавый . Еще при первом

Онегина, при

картеля, он был обсудить примирения. началом попытка дело также в

прямые его , тем более что обиды не было мог остановить и в другой :

появление со слугой секунданта ему прямым (секунданты, как и , должны

социально ), а одновременно и

нарушением , так как секунданты

были

накануне без

и составить

поединка.

имел все

не допустить

исхода,

Онегина . «Заставлять

себя на

поединка

невежливо.

вовремя

ждать

противника часа. По явившийся имеет покинуть поединка и его должны

протокол, о неприбытии ». Онегин более чем на час.

А именно цкому отвезти «приятный, картель. Ленский все на веру,

убежден в Зарецкого, его "злую " мужеством. Вот эта вера в мира и губит .

Но Онегин знает , он отлично все . Но, к сожалению, для него тоже важно

«общественное мненье».

Вот что руководит : шепот, глупцов от зависит человека! жить в ,

который на злой !

"Наедине с душой" все понимал. Но в и беда, что остаться со своей , "на

тайный суд призвав", и так, как велит , — это редкое . Для него мужество,

нет у Евгения.

И вот они встречаются за — вчерашние . Для секунданта , Зарецкого, все

про нормально, . Он действует по своей , для него — соблюсти , отдать

"приличиям", .

В дуэли с Онегиным все , противники до минуты не друг к настоящей :

быть , нашел бы в себе другу , переступить ложный — все повернулось бы

. Но Онегин не делает, продолжает опасную , а в руках у уже не игрушки.

Вот они уже окончательно врагами:

Онегин . Пробили

5

урочные:

Роняет пистолет,

На кладет руку

И .

Но случилось . Онегин суровый, , хотя и ходимый . Перед ним — друга.

Вот окончательно ясно, что они не врагами, а . Пушкин не сам понимает

Онегина, но и заставляет их.

Онегину тяжело. Но ничто не . "Ну что ж? убит", - сосед.

не обвиняет , а объясняет нам его. и нежелание о других оберну такой

ошибкой, что Евгений самого . И уже не может не о содеянном. Не не

научиться , чего не умел: стра, раскаиваться, . Так смерть оказывается к

перерождению .

образом, сделать , что для Пушкина в главными суть и , а не обряды. в

своих достаточно относится к стороне . Писатель своё на психологии , на

их состоянии и во время . Именно ситуация человека, его настоящее .

Всматриваясь в вокруг дуэльную , он ориентировался на дуэль в её , а не

в ритуально-светском .

2.2. в романе «Герой времени»

романа «Герой времени» повесть « Мери». помогает лучше главного

.

Лермонтов не о Грушницком. Но Пе он заставляет записать, о чем он и что

чувствовал: "А!

Грушницкий!

мистификация вам не . Мы поменяемся :

теперь мне отыскивать на бледном признаки страха. вы сами эти роковые

шагов? Вы , что я вам без спора свой лоб, но мы жребий! и , тогда, что его

счастье ? если моя , наконец, мне ? "

Итак,

чувство

такое

же,

как

у

:

желание

.

"Поменяемся

",

"мистификация не " — вот о чем он заботится; им довольно побуждения; он,

в , продолжает игру с ; он доводит ее до логического . Но на карту жизнь -

и, всего, его, , жизнь!

не раз ссылался на , которая тилась о том, он не скучал и посылала ему для

Г р у ш н и ц к о г о ,

с в е л а

с

е

го на Кавказе с , пользовалась им как или топором, — но не он человек,

покоряться ; он сам направляет жизнь, сам и собой, и людьми. в ночь

дуэлью он , "и не останется на ни одного , которое бы его", он будет .

Страшный делает он: " этого ли труда ? а все живешь — из ; ожидаешь

нового. и досадно!"

Печорина в ночь дуэлью. Он "не спал ни ", писать не мог, " сел и открыл

В

а

л

ь

т

е

р

а

;

он, " сначала с , потом , увлеченный вымы".

6

Но едва , и нервы его , он опять худшему в характере: "Я в зеркало;

бледность лицо мое, следы бессонницы; но , хотя коричневою , блистали и

неумолимо. Я доволен, ".

Все, что томило и беспокоило его , забыто. Он к дуэли и спокойно: "…

седлать , оделся и к купальне, из ванны и бодр, как собирался на ".

Вернер ( Печорина) предстоящим . Печорин с ним спокойно и ; даже

секунданту он не "тайного бес"; как всегда он и умен. Перед он забыл о

Вере; ни из женщин, его, не нужна ему , в минуты душевного одиночества.

в «Княжне » не похожа ни на

поединок,

нам из русской ,

Дуэль — ,

трагический

решения , и единственное его

в том, что он предполагает

честность сторон, хитрости во дуэли несмываемым того, кто хитрить.

В «Княжне Мери» капитан и не , что эта дуэль кончиться для Грушницкого:

он сам его пистолет и не пистолета . Но, вероятно, он не и о возможности

Печорина. Грушницкого, что непременно , драгунский и сам этому . Цель у

одна: , пред Печорина и тем опозорить его. совести ему , законы тоже.

готов от дуэли — при , что Грушницкий отка от своей . На это слабый

отвечает: "Мы стреляться". Вот так подписывает приговор. Он не , что

Печорину заговор капитана, и не , что подвергает свою . Но он знает, что

словами: "Мы стреляться" — себе к честным . Отныне он — бесчестный.

дуэли, накануне, : стреляться на шагах. настаивает на еще суровых : он

выбирает площадку на отвесной и требует, каждый из ников на самом

площадки: " образом легкая будет ". Поднявшись на , противники ", что тот,

кому первому неприятельский , станет на углу, к пропасти; он не будет , то

противники

местами".

не говорит,

принадлежало это жение, но мы без

догадываемся: еще условие, дуэль жестокой, им.

Печорина назвать благородным, что у него все двойные, устремления: с

стороны, он как озабочен Грушницкого, заставить его от бесчестного , но, с

другой сто, больше заботит собственная со, от которой он откупается на ,

если непоправимое и превратится из в жертву.

выпало первому. А продолжает ; он говорит противнику: " вы меня не , то я

не промахнусь! — даю вам слово". Эта опять двойную : еще раз испытать и

еще раз успокоить

совесть,

потом,

Грушницкий

убит,

себе: я , я

предупреждал…

начал пистолет .

" он опустил пистолета и, , как полотно, к своему .

— Не , — сказал он голосом.

— ! — отвечал .

Выстрел ".

Слабый целил в лоб. Но слабость его , что, решившись на дело, он не сил

довести его до . Подняв во второй раз, он , уже не целясь, оцарапала колено,

он отступить от площадки.

7

Грушницкий ведет омерзительно, что начинаешь Печорина: удерживаясь

от , он прощается с : «Обними , мы уж не увидимся!» Когда в последний раз

воззвать к Грушницкого, капитан вмешивается: « Печорин! Вы не для того,

исповедовать, вам заметить».

И в эту Печорин его: «Доктор, эти , вероятно , забыли пулю в мой :

прошу вас его снова, и !»

Только Грушницкому ясно, что Пе все знал, когда Грушницкому " богу", ,

не говорит ли его совесть. капитан продолжать линию: , протестует, .

Грушницкому уже все . "Смущенный и ", он не смотрит на

капитана, он

испытывает чувство позора. он поймет: Печорина не только , но и смерть.

в последний раз предотвратить :

"Грушницкий, — я: еще есть . Откажись от клеветы, и я прощу все; не

удалось подурачить, и мое удовлетворено, — , мы были друзьями".

Но

именно

не может : спокойный,

тон Печорина

его еще больше —

Печорин , взял ; он благороден.

— ! — отвечал Грушницкий. — Я презираю, а вас . Если вы не убьете, я вас

ночью угла. Нам на вдвоем нет .

Я выстрелил.

Все в голос .

- Finita la ! - сказал я .

обернулась . Доктор ведет нисколько не драгун капитана. он не удержал ,

когда тот под пулю. , когда убийство, отвернулся — от .

Дуэль в « нашего » - один из моментов, способствует характера .

2.3. Сравнительная дуэлей в

Проанализировав , связанные с , выявив её , можно черты и различий в

этих . Сопоставив участников до и после неё, определить, как могла на

жизнь и человека.

Для взяты аспекты, как для дуэли; причина ; условия , соответствие

кодексу; главных к дуэли; перед ; роль ; итог ; последствия .

В двух дуэлях (« Онегин», « нашего ») один из выступает защитником

девушки. Но на самом защищает от оскорбления, а в силу романтического

действительности «: буду ей », считает причиной для . В основе конфликта

неумение «властвовать », не показывать чувств, в лермонтовского – души,

и коварство . Гринев дерется за дамы.

дуэлей в произведениях различны. не смог общественному и опорочить

честь. любит Ивановну и не позволить ее честь. скучно в мире, с

Грушницким он внести в свою .

Если условия , соответствие их кодексу, то между Онегиным и поединок

б ы л

,

с

с о б л ю д е н и е м

п р а в и л ,

некоторые . Онегин и (секундант ) – оба нарушают дуэли. , чтобы свое

презрение к , в которую он

против

воли и в

которой все еще не , а

Зарецкий , что видит в забавную, порой и историю, сплетен и …

В «Евгении » Зарецкий был распорядителем , потому что «в классик и »,

он вел дело с упущениями, игнорируя все, что устранить исход. Еще при

8

посещении , при передаче , он обязан был возможности . Перед поединка

окончить миром входила в его обязанности, тем что кровной нанесено не ,

и всем, Ленского, ясно, что заключается в . Зарецкий мог дуэль и в момент:

Онегина со вместо было ему оскорблением (, как и противники, быть

равными), а

и грубым

правил, так как

должны

встретиться

без

противников и правила .

Зарецкий все основания не кровавого , объявив неявившимся. « ждать

на месте крайне . Явившийся обязан своего четверть . По прошествии

срока

первый

право

место

и

его

секунданты

составить

,

свидетельствующий о противника». опоздал чем на час.

В «Герой времени» нарушил дуэлей: он убить безоружного , но

струсил и не этого. во время ужесточает , предложив на край , что, даже

при ранении, смерть. И главных к дуэли разное.

до последнего не , что дуэль . Только перед труп , он понимает, что он

ошибку. Его совесть.

чувство — такое же, как у : желание . "Поменяемся ", "мистификация не " —

вот о чем он заботится; им

довольно

побуждения. Он не

дуэли: « ж?

умереть так : потеря для небольшая.»

чувства и испытывают перед .

Равнодушный спал в перед «мертвым » и проснулся, давно было к месту .

Собирается торопливо, но без вздохов и , и описывает эти сборы коротко, ,

подчеркивая детали.

в ночь

дуэлью

без сна, писать не мог,

«сел и

роман

Скотта… то

«Шотландские »; он «читал с усилием, забылся, волшебным слом .» Но

рассвело, его успокоились.

роль

во

дуэлях

секунданты.

В

«

нашего

»

именно

Игнатьевич

организатором против . Это драгунский уговорил не заряжать . Иван хотел

при

Грушницкого

Печорину за то, что

считает , да и является не , как

«водяное », он выше

общества.

драгунского

в дуэли

опаснее, чем

показаться. Он не придумал и заговор. Он то самое мнение, подвергнет

насмешкам и , если он жется от .

Зарецкий в « Онегине» на Ивана : они оба недалекие, , для них дуэль – не

чем развлечение. , так же, как и драгунский , олицетворяет мнение. Онегина

– его , француз , которого

называет « друг».

делает

секундантом , во-

первых, так как

не к кому , во-вторых,

он выражает

несерьезное,

отношение к .

Печорин с собой – доктора , человека . Вернер не в ход дуэли.

, русские иногда , но эта процедура весьма , и всегда возможность, что

противников заподозрена, дуэли до «результата». ( или убийства).

же последствия , как она повлияла на героев?

9

для Онегина толчком к жизни. В нем чувства, и он не только , но и душой.

же понимает, что Грушницкого не изменила ни в мире, ни в нем . Печорин

в очередной раз в жизни и опустошение.

Дуэль огромную в произведениях.

В Пушкина и нежелание о других оберну такой ошибкой, что Евгений

самого . И уже не может не о содеянном. Не не научиться , чего не умел:

дать, , мыслить. Так Ленского ока толчком к Онегина. того, - кульминация в

.

Дуэль в « нашего » - один из моментов, способствует характера .

Заключение

как форма офицерской (и - дворянской) всегда на острие общественной ,

начиная с и кончая ХХ . Смертельные А.С. Пушкина и М.Ю. отозвались в

культуре

эхом.

декабристов

бесчисленные

тех кадровых , которые

изменить

строй в . Середина и

XIX века -

дуэли,

гибель

сословия

последних

революций.

А.П. Чехова "" и А.И. Куприна "" фиксируют

грустный офицерской и чести, нравственным русского .

Изучив , посвящённые явлению как , проанализировав сцены в жественных ,

я пришла к :

История

дуэли 19

- это история

трагедий,

смертей,

порывов и

падений.

Дуэль, во всём многообразии своих проявлений, запечатлена в русской

литературе.

Этот поединок чести является или кульминацией произведения, как в

«Евгении Онегине», или ключевым моментом, как в «Герое нашего времени».

Дуэль в художественном произведении – это испытание героев и на

мужество, и попытка восстановления чести.

Выполняя работу, я узнала историю дуэлей, углубила

знания о русских

писателях, в судьбе которых дуэль сыграла большую роль.

«Как

жаль,

что

сейчас

нет

дуэлей!»

слышим

мы

нередко

из

уст

несправедливо

обиженного

и

оскорбленного

человека.

И

это

сожаление

почему-то

не

кажется

нам

странным

в

век,

когда

дуэль

как

способ

разрешения

вопросов

чести

стала

уже

анахронизмом,

неле постью,

несуразицей. Я решила провести опрос среди студентов нашего колледжа

опрос:

1.

Ваше отношение к дуэли?

Дуэль возможна, но не на смерть

Дуэль – это дикость

Дуэль – это кодекс чести

Затрудняюсь ответить

2.

Нужны ли сегодня дуэли?

Нет, потому что мы современное, образованное общество

Нужны,

например

словесные

дуэли,

с

разработанными

правилами, специально подготовленными людьми

3.

Как отстоять честь в наше время?

10

Отдать честь своему отечеству

В судебном процессе

С помощью ума (ведение переговоров)

С помощью драк, оскорблений

Выводы

Дуэль,

не

оправдывающая

своего

изначального

смысла

и

предназначения, исчерпала себя. Возможна ли дуэль в XXI веке? Дуэль, не

оправдывающая своего изначального смысла и предназначения, исчерпала

себя. Уродливое проявление дуэли есть и сегодня: она трансформировалась в

месть, где не исключен и смертельный исход. Безусловно, честь сегодня не

мертвое понятие, но не является выбором большинства. Хочется верить, что

цивилизованный мир признает суд и общественное мнение не только как

способ

защитить

имущественные

интересы,

но

и

как

способ

отстоять

оскорбленное чувство достоинства и честь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Афанасьев В. Куприн. Критико-биографический очерк. –М.:

Государственное издательство художественной литературы, 1960.

2.

Белинский В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. Москва 1983

год.

3.

Гордин А.Я. Дуэли и дуэлянты. –СПб.: Питер, 1996.

4.

Дурасов Д. Оружие чести //Литература в школе. 2005. №12. стр. 41

5.

Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. –

Ленинград: «Просвещение», 1983.

6.

.Лемонтов М.Ю «Герой нашего времени» Москва 1972 год.

7.

.Марченко Н.А. Дуэль в произведениях русских литераторов

//Литература в школе. 1997..

8.

Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры //Литература в

школе. 1999 №2.

9.

Пушкин А.С «Евгений Онегин»

10. Пушкин. Письма, Т. II, 1826 — 1830. М.-Л., 1928, С.185.

Слово « дуэль» в современном мире совершенно утратило своё

первоначальное значение, хотя в 19 веке она была частью обыденной

жэизни. Мне захотелось больше узнать о дуэлях и дуэльянтах как в

литературе, так и в жизни. Тем более,как я узнала из курса литературы

конца 18- начала 19 веков, многие известные люди прошлых столетий

использовали такой поединок для восстановления поруганной чести, для

решения жизненно важных, а порой и пустячных споров. Именно

поэтому я выбрала тему для своего реферата, связанную с этими

понятиями, «дуэли в русской жизни и литературе в первой половине 19

века»



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!