Автор: Литвиненко Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ АО "СДР "Капелька"
Населённый пункт: города Астрахани
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционная психолого–педагогическая работа с детьми с фетальным алкогольным синдромом"
Раздел: дошкольное образование
Коррекционная психолого-педагогическая работа с детьми с
фетальным алкогольным синдромом.
Фетальный алкогольный синдром (или ФАС) обозначают расстройство,
возникающее при употреблении матерью алкоголя во время беременности.
Вскоре
после
рождения
у
новорожденных
появляются
физические
и
психические
дефекты.
Впервые
этот
синдром
описали
американские
исследователи П. Лемоэн и К.Л. Джонес.
Они
указали,
что
дети
с
ФАСом
обладают: пре-
и
постнатальной
дистрофией, черепно-лицевой дизморфией, повреждениями мозга. Иногда
внешне
это
проявляется
так:
короткая
глазная
щель,
косоглазие,
тонкая
верхняя
губа,
глубоко
расположенные
ушные
раковины,
микроцефалия.
Кроме этого, эти дети всегда гиперактивны, страдают дефицитом внимания и
наблюдательности, нарушениями памяти и центральной нервной системы,
проявляют умственную отсталость.
К сожалению, в стенах нашего детского дома ребенка воспитываются
дети, страдающие фетальным алкогольным синдромом. Полностью вылечить
и исправить сложившуюся ситуацию невозможно. Но можно попытаться
прове сти
коррекционную
психолого-педагогиче скую
р а б о т у,
ориентированную на развитие таких детей.
У
них
наблюдается
снижение
мышечного
тонуса,
нарушения
сна,
снижена
концентрация,
внимание,
устные
навыки
лучше,
чем
интеллектуальные, замедлено развитие моторных, познавательных, речевых
навыков,
трудности
перехода
от
одной
деятельности
к
другой.
Бедная
моторная координация может приводить к травмам. Могут иметь высокую
терпимость
к
боли.
В
школьном
возрасте
продолжают
расти
медленно,
наблюдаются трудности в общении. По литературным данным именно ФАС
занимает
лидирующую
позицию
в
списке
известных
причин
задержки
умственного развития
Коррекционная психолого-педагогическая работа состоит из несколько
взаимосвязанных проектов (сгруппированных занятий), ориентированных на
снижение
уровня
агрессии,
тревожности,
развитие
мелкой
моторики,
наблюдательности и памяти.
На занятиях каждого цикла воспитатель рассказывает сказку. При этом
ребенку
предлагается
сопровождать
сказочный
сюжет
соответствующими
движениями. На занятиях первого цикла педагог может показывать движения
и выполнять их вместе с ребенком. В ходе последующих циклов придумать
движения
предлагается
самому
ребенку.
Если
дети
затрудняются
одновременно
придумывать
продолжение
сказки
и
изображать
его
движением, то воспитатель может включать движения ребенка, начиная с
третьего или четвертого занятия, при этом на предыдущих занятиях он сам
должен изображать сюжет, придуманный ребенком.
Программа включает в себя 10 занятий. Занятия проводится один раз в
неделю,
в
форме
мини-тренингов,
продолжительностью
10–15
минут;
количество человек в группе 2–3 человека.
Итак,
первые
годы
жизни
-
важное
время
для
физического,
познавательного
и
эмоционального
развития.
Десятилетние
исследования
последовательно
показали
пользу
раннего
вмешательства
для
детей
с
нарушениями развития.
Список литературы
1.
Марянян, А. Ю. М 25 Алкоголь как один из факторов, влияющий на
плод.
Фетальный
алкогольный
синдром
и
фетальный
алкогольный
спектр нарушений : учебное пособие / А. Ю. Марянян; ГБОУ ВПО
ИГМУ Минздрава России. – Иркутск: ИГМУ, 2013. – 72 с.
2.
Пальчик А.Б., Федорова Л.А., Легонькова С.В. Фетальный алкогольный
синдром: методические рекомендации. – СПб, 2006 – 24 с.
3.
Шилко В.И., Малахова Ж.Л., Бубнов А.А., Сергеева Л.М. Фетальный
алкогольный спектр нарушений среди воспитанников домов ребенка //
Клиническая наркология. – 2008. – № 11. – С.53-56.