Автор: Цветкова Вера Доржиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Журавленок №89"
Населённый пункт: г. Улан–Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт наставничества в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Опыт наставничества в ДОУ
Цветкова Вера Доржиевна, г. Улан-Удэ, МБДОУ «Детский сад №89
«Журавленок» г. Улан-Удэ, воспитатель, Tsvetkova1991@mail.
ru
Аннотация: статья посвящена опыту наставничества в ДОУ, педагог-наставник,
молодые
педагоги,
адаптация,
начинающие
педагоги,
аттестация,
молодые
специалисты.
В настоящее время в нашем обществе дошкольному образованию стало уделяться
больше внимания. Реформируется система дошкольного образования, строятся новые
детские сады с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях. Однако
вопрос
обеспечения
педагогическими
кадрами
не
только
новых
дошкольных
учреждений,
но
и
уже
действующих
становится
только
острее.
Выпускники
педагогических ВУЗов и колледжей все реже работают по специальности. И поэтому их
появление в коллективе – это радость и для руководителя, и для педагогов. Зачастую в
детские сады приходят специалисты, имеющие педагогическое образование, но не
специальное, без опыта работы.
Общим для этих категорий педагогов является отсутствие опыта и специальных
знаний,
большинство
из
них
боятся
собственной
несостоятельности
и
критики
администрации, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят.
Такой
воспитатель
не
способен
ни
на
творчество,
ни,
тем
более,
на
инновации.
Проблема также в том, что с первого дня работы начинающий воспитатель имеет те же
самые обязанности и несёт ту же ответственность, что и педагог с многолетним
стажем, и все вокруг ожидают от них одинаково безупречного профессионализма. В
большинстве
случаев,
неудовлетворенность
молодых
воспитателей
своей
работой
полностью лежит на совести администрации и, прежде всего, старшего воспитателя,
психолога, педагогического коллектива.
Говоря
о
наставничестве,
мы
имеем
в
виду
одну
из
форм
передачи
педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически
осваивает
персональные
приёмы
под
непосредственным
руководством
педагога-
мастера.
Наставничество
может
быть
коллективным,
когда
за
одним
молодым
или
начинающим специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным. В
опыте
работы
нашего
учреждения
используется
индивидуальная
форма
наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады
помочь молодому или начинающему коллеге.
Целью
наставничества
является
оказание
помощи
молодым
и
начинающим
педагогам
в
их
профессиональном
становлении,
а
также
формирование
в
нашем
образовательном учреждении кадрового ядра. Основными задачами педагогического
наставничества мы считаем:
–
привитие
молодым
и
начинающим
специалистам
интереса
к
педагогической
деятельности и закрепление педагогов в ДОУ;
–
ускорение
процесса
профессионального
становления
педагога
и
развитие
способности
самостоятельно
и
качественно
выполнять
возложенные
на
него
обязанности по занимаемой должности;
– адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива, правил
поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое отношение к
выполнению своих должностных обязанностей.
Работа с молодыми педагогами строится с учетом трех аспектов их деятельности:
«Старший
методист
-
молодой
специалист»
«Молодой
специалист – ребенок
и
его родитель»
«Молодой
специалист
– коллеги»
-
создание
условий
для
легкой
адаптации молодого специалиста на
работе;
-
обеспечение
необходимыми
знаниями, умениями, навыками;
-
обе спечение
м е тод и ч е с ко й
л и т е р а т у р о й ,
м а т е р и а л а м и
перспективного
планирования,
дидактическими материалами;
-
знакомство
с
методическим
кабинетом.
-формирование
авторитета
педагога,
уважения,
интереса
к
нему
у
детей
и
и х
родителей.
- оказание поддержки
со стороны коллег.
А также, учитываются следующие факторы:
уровень базового образования;
индивидуальных особенностей;
уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей
деятельности хотят добиться);
имеют ли практический опыт с детьми.
Сегодня
наставничество
заслуживает
самого
пристального
внимания,
в
нем
отражена
жизненная
необходимость
выпускника
учебного
заведения
получить
поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и
теоретическую
помощь
на
рабочем
месте.
Процесс
наставничества
затрагивает
интересы
трёх
субъектов
взаимодействия:
обучаемого,
самого
наставника
и
организации-работодателя.
В
работе
наставников
самое
важное,
не
допустить
излишней опеки.
В
начале
учебного
года
группой
наставников
разрабатывается
и
утверждается
общий план работы с молодыми специалистами на текущий год. Кроме этого, каждым
педагогом-наставником
разрабатывается
индивидуальный
план
работы,
исходя
из
индивидуальных особенностей и потребностей молодого педагога. В течение года
работа группы при необходимости корректируется, в конце года подводятся итоги и
формулируются
задачи
на
следующий
учебный
год.
Итоги
работы
педагогов-
наставников заслушиваются на педагогическом совете.
Общий план работы педагогов – наставников с молодыми педагогами на 2016
– 2017 учебный год:
№
Мероприятия
Формы работы
Сроки
реализации
Ответственные
1
Содержание
комплексно-
тематического планирования.
В ед е н и е
д о к у м е н т а ц и и
п е д а г о г а ,
ф о р м ы
планирования
образовательного процесса
Консультация,
мастер-класс
Сентябрь
Старший
методист
Комиссарова Л.Г.;
П е д а г о г и
–
наставники:
Раднаева В.В.
Цветкова В.Д.
2
Формы
проведения
НОД
с детьми разного возраста.
Консультация,
открытый
просмотр
Ноябрь
П е д а г о г и
–
наставники.
3
В ы б о р
ф о р м
и методов
работы
с целью
успешной
интеграции образовательных
областей
Консультация,
открытый
просмотр
Январь
П е д а г о г и
–
наставники:
Матвеева Д.В.,
Ерютина С.В.
4
Организация
предметно-
пространственной
среды
в группе и на участке
Консультация,
мастер-класс,
экскурсия
Март
П е д а г о г и
–
наставники:
Цыбикова Л.Ц.
Гармаева Л.Э.
5
О р г а н и з а ц и я
п р о г ул к и
с детьми в разное время года
Открытый
просмотр,
консультация
Май
П е д а г о г
–
наставник:
Ульяновская О.А.
Молодым специалистам оказываю помощь в проведении НОД.
Я
приглашаю
молодых
специалистов
на
утренний
сбор,
чтобы
они
смогли
внедрить в свою практику режимные моменты в работе с детьми.
Утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность
конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного
социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования
навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей
группы и каждого в отдельности.
После
утреннего
сбора
мы
проводим
непосредственно-образовательную
деятельность
с
детьми.
Большой
популярностью
у
детей
на
занятиях
пользуется
технология
ТРИЗ,
способная
увеличить
эффективность
программы,
разнообразить
виды
детской
деятельности,
развить
у
детей
творческое
мышление,
технология
позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход. В
своей работе методы ТРИЗ я использую на протяжении двух лет.
Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути,
подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.
Кроме этого, в своей работе я использую новую технологию «Клубный час». Суть
технологии заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по
всему
зданию
детского
сада,
соблюдая
определённые
правила,
и
по
звонку
колокольчика возвращаются в группу.
Данную технологию мы используем первый год. Она не требует длительной и
сложной переподготовки воспитателей, а требует желание педагогического коллектива
заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного
детства.
Клубный
час
мы
проводим
1
раз
в
месяц,
во
второй
половине
дня.
После
проведения клубного часа дети обсуждают, что понравилось, и в чем заключались
трудности. Обязательно я хвалю детей и вручаю им небольшие призы.
Кроме того, в своей работе я стала внедрять новую технологию как «Квест-игра».
Ко Дню матери я провела квест-игру для родителей «Один день из жизни ребенка».
Суть
игры
заключается
в
том,
что
ее
участники
полностью
погружаются
в
происходящее,
получают
заряд
положительных
эмоций
и
активно
включаются
в
деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не
только
позволяет
каждому
участнику
проявить
свои
знания,
способности,
но
и
способствует
развитию
коммуникационных
взаимодействий
между
игроками,
что
стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
,
проявлять
инициативу
и
самостоятельность,
способностью
договариваться,
учитывать интересы и чувства других.
Все формы и методы непосредственной образовательной деятельности я стараюсь
передать молодым специалистам и помочь в их работе.
Считаю,
что
такая
согласованная,
систематичная,
последовательная
работа
стимулирует, направляет деятельность начинающего педагога, повышает уровень его
профессиональной
компетентности.
Показателем
моей
работы,
как
наставника,
являются
положительные
результаты
в
организации
и
проведении
совместной
образовательной
и
самостоятельной
деятельности
с
детьми
моей
подопечной,
одобряющие отзывы педагогов учреждения о ее работе с детьми. Самым важным и
необходимым моментом для меня как наставника, явилась передача наработанного
мною
опыта
начинающему
воспитателю
в
практических
действиях.
Неоднократно
мною
были
показаны
мастер-классы,
проблемные
семинары,
непосредственно
образовательная
деятельность
с
детьми,
направленная
на
поддержку
детской
инициативы и самостоятельности в соответствии ФГОС ДО.