Напоминание

"Опыт наставничества в ДОУ"


Автор: Цветкова Вера Доржиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Журавленок №89"
Населённый пункт: г. Улан–Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт наставничества в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт наставничества в ДОУ

Цветкова Вера Доржиевна, г. Улан-Удэ, МБДОУ «Детский сад №89

«Журавленок» г. Улан-Удэ, воспитатель, Tsvetkova1991@mail.

ru

Аннотация: статья посвящена опыту наставничества в ДОУ, педагог-наставник,

молодые

педагоги,

адаптация,

начинающие

педагоги,

аттестация,

молодые

специалисты.

В настоящее время в нашем обществе дошкольному образованию стало уделяться

больше внимания. Реформируется система дошкольного образования, строятся новые

детские сады с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях. Однако

вопрос

обеспечения

педагогическими

кадрами

не

только

новых

дошкольных

учреждений,

но

и

уже

действующих

становится

только

острее.

Выпускники

педагогических ВУЗов и колледжей все реже работают по специальности. И поэтому их

появление в коллективе – это радость и для руководителя, и для педагогов. Зачастую в

детские сады приходят специалисты, имеющие педагогическое образование, но не

специальное, без опыта работы.

Общим для этих категорий педагогов является отсутствие опыта и специальных

знаний,

большинство

из

них

боятся

собственной

несостоятельности

и

критики

администрации, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят.

Такой

воспитатель

не

способен

ни

на

творчество,

ни,

тем

более,

на

инновации.

Проблема также в том, что с первого дня работы начинающий воспитатель имеет те же

самые обязанности и несёт ту же ответственность, что и педагог с многолетним

стажем, и все вокруг ожидают от них одинаково безупречного профессионализма. В

большинстве

случаев,

неудовлетворенность

молодых

воспитателей

своей

работой

полностью лежит на совести администрации и, прежде всего, старшего воспитателя,

психолога, педагогического коллектива.

Говоря

о

наставничестве,

мы

имеем

в

виду

одну

из

форм

передачи

педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически

осваивает

персональные

приёмы

под

непосредственным

руководством

педагога-

мастера.

Наставничество

может

быть

коллективным,

когда

за

одним

молодым

или

начинающим специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным. В

опыте

работы

нашего

учреждения

используется

индивидуальная

форма

наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады

помочь молодому или начинающему коллеге.

Целью

наставничества

является

оказание

помощи

молодым

и

начинающим

педагогам

в

их

профессиональном

становлении,

а

также

формирование

в

нашем

образовательном учреждении кадрового ядра. Основными задачами педагогического

наставничества мы считаем:

привитие

молодым

и

начинающим

специалистам

интереса

к

педагогической

деятельности и закрепление педагогов в ДОУ;

ускорение

процесса

профессионального

становления

педагога

и

развитие

способности

самостоятельно

и

качественно

выполнять

возложенные

на

него

обязанности по занимаемой должности;

– адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива, правил

поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое отношение к

выполнению своих должностных обязанностей.

Работа с молодыми педагогами строится с учетом трех аспектов их деятельности:

«Старший

методист

-

молодой

специалист»

«Молодой

специалист – ребенок

и

его родитель»

«Молодой

специалист

– коллеги»

-

создание

условий

для

легкой

адаптации молодого специалиста на

работе;

-

обеспечение

необходимыми

знаниями, умениями, навыками;

-

обе спечение

м е тод и ч е с ко й

л и т е р а т у р о й ,

м а т е р и а л а м и

перспективного

планирования,

дидактическими материалами;

-

знакомство

с

методическим

кабинетом.

-формирование

авторитета

педагога,

уважения,

интереса

к

нему

у

детей

и

и х

родителей.

- оказание поддержки

со стороны коллег.

А также, учитываются следующие факторы:

уровень базового образования;

индивидуальных особенностей;

уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей

деятельности хотят добиться);

имеют ли практический опыт с детьми.

Сегодня

наставничество

заслуживает

самого

пристального

внимания,

в

нем

отражена

жизненная

необходимость

выпускника

учебного

заведения

получить

поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и

теоретическую

помощь

на

рабочем

месте.

Процесс

наставничества

затрагивает

интересы

трёх

субъектов

взаимодействия:

обучаемого,

самого

наставника

и

организации-работодателя.

В

работе

наставников

самое

важное,

не

допустить

излишней опеки.

В

начале

учебного

года

группой

наставников

разрабатывается

и

утверждается

общий план работы с молодыми специалистами на текущий год. Кроме этого, каждым

педагогом-наставником

разрабатывается

индивидуальный

план

работы,

исходя

из

индивидуальных особенностей и потребностей молодого педагога. В течение года

работа группы при необходимости корректируется, в конце года подводятся итоги и

формулируются

задачи

на

следующий

учебный

год.

Итоги

работы

педагогов-

наставников заслушиваются на педагогическом совете.

Общий план работы педагогов – наставников с молодыми педагогами на 2016

– 2017 учебный год:

Мероприятия

Формы работы

Сроки

реализации

Ответственные

1

Содержание

комплексно-

тематического планирования.

В ед е н и е

д о к у м е н т а ц и и

п е д а г о г а ,

ф о р м ы

планирования

образовательного процесса

Консультация,

мастер-класс

Сентябрь

Старший

методист

Комиссарова Л.Г.;

П е д а г о г и

наставники:

Раднаева В.В.

Цветкова В.Д.

2

Формы

проведения

НОД

с детьми разного возраста.

Консультация,

открытый

просмотр

Ноябрь

П е д а г о г и

наставники.

3

В ы б о р

ф о р м

и методов

работы

с целью

успешной

интеграции образовательных

областей

Консультация,

открытый

просмотр

Январь

П е д а г о г и

наставники:

Матвеева Д.В.,

Ерютина С.В.

4

Организация

предметно-

пространственной

среды

в группе и на участке

Консультация,

мастер-класс,

экскурсия

Март

П е д а г о г и

наставники:

Цыбикова Л.Ц.

Гармаева Л.Э.

5

О р г а н и з а ц и я

п р о г ул к и

с детьми в разное время года

Открытый

просмотр,

консультация

Май

П е д а г о г

наставник:

Ульяновская О.А.

Молодым специалистам оказываю помощь в проведении НОД.

Я

приглашаю

молодых

специалистов

на

утренний

сбор,

чтобы

они

смогли

внедрить в свою практику режимные моменты в работе с детьми.

Утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность

конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного

социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования

навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей

группы и каждого в отдельности.

После

утреннего

сбора

мы

проводим

непосредственно-образовательную

деятельность

с

детьми.

Большой

популярностью

у

детей

на

занятиях

пользуется

технология

ТРИЗ,

способная

увеличить

эффективность

программы,

разнообразить

виды

детской

деятельности,

развить

у

детей

творческое

мышление,

технология

позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход. В

своей работе методы ТРИЗ я использую на протяжении двух лет.

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути,

подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Кроме этого, в своей работе я использую новую технологию «Клубный час». Суть

технологии заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по

всему

зданию

детского

сада,

соблюдая

определённые

правила,

и

по

звонку

колокольчика возвращаются в группу.

Данную технологию мы используем первый год. Она не требует длительной и

сложной переподготовки воспитателей, а требует желание педагогического коллектива

заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного

детства.

Клубный

час

мы

проводим

1

раз

в

месяц,

во

второй

половине

дня.

После

проведения клубного часа дети обсуждают, что понравилось, и в чем заключались

трудности. Обязательно я хвалю детей и вручаю им небольшие призы.

Кроме того, в своей работе я стала внедрять новую технологию как «Квест-игра».

Ко Дню матери я провела квест-игру для родителей «Один день из жизни ребенка».

Суть

игры

заключается

в

том,

что

ее

участники

полностью

погружаются

в

происходящее,

получают

заряд

положительных

эмоций

и

активно

включаются

в

деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не

только

позволяет

каждому

участнику

проявить

свои

знания,

способности,

но

и

способствует

развитию

коммуникационных

взаимодействий

между

игроками,

что

стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

,

проявлять

инициативу

и

самостоятельность,

способностью

договариваться,

учитывать интересы и чувства других.

Все формы и методы непосредственной образовательной деятельности я стараюсь

передать молодым специалистам и помочь в их работе.

Считаю,

что

такая

согласованная,

систематичная,

последовательная

работа

стимулирует, направляет деятельность начинающего педагога, повышает уровень его

профессиональной

компетентности.

Показателем

моей

работы,

как

наставника,

являются

положительные

результаты

в

организации

и

проведении

совместной

образовательной

и

самостоятельной

деятельности

с

детьми

моей

подопечной,

одобряющие отзывы педагогов учреждения о ее работе с детьми. Самым важным и

необходимым моментом для меня как наставника, явилась передача наработанного

мною

опыта

начинающему

воспитателю

в

практических

действиях.

Неоднократно

мною

были

показаны

мастер-классы,

проблемные

семинары,

непосредственно

образовательная

деятельность

с

детьми,

направленная

на

поддержку

детской

инициативы и самостоятельности в соответствии ФГОС ДО.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!