Автор: Цыбезова Алина Ринатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 53
Населённый пункт: городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
ТЕХНОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Цыбезова А.Р., воспитатель
МАДОУ Детский сад № 53 г. Уфа
Применение
понятия «педагогической
технологии»
в
области
экологического
воспитания
дошкольников
имеет
свою
специфику,
определяемую его предметом, содержанием и методами. В данном случае
определение технологии может быть следующим.
Технология
–
это
система
экологического
воспитания,
которая
содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий,
спланированных на весь учебный год.
В результате применения технологии на выходе (в конце года) меняется
уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью
специального диагностического обследования.
К
одной
и
той
же
программе
может
быть
разработано
несколько
технологий,
которые
различаются
между
собой
набором
и
характером
конкретных
педагогических
мероприятий,
их
сочетанием
на
протяжении
учебного года, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы.
Широкое
внедрение
программ по
экологическому
воспитанию
дошкольников в практику работы позволяет создать модель технологического
процесса, цель которого – формирование начал экологической культуры у
дошкольников.
Эта модель включает ряд модулей, которые имеют общеразвивающее
значение и используются в работе с детьми любого возраста.
К ним относятся:
•
циклы наблюдений за стационарными обитателями живого уголка и
участка детского сада;
•
совместная деятельность воспитателя с дошкольниками, направленная
на
создание
и
поддержание
необходимых,
экологически
значимых
условий для обитателей уголка природы;
•
систематическое моделирование в специальных календарях длительно
протекающих изменений в природе, связанных с сезонными явлениями,
ростом и развитием растений и животных;
•доступные
по
содержанию
и
социально
значимые
экологические
акции;
•совместное
(воспитателей
с
детьми)
изготовление
книг
по
литературным произведениям;
•разные типы экологических занятий.
Мероприятия и экологически ориентированные виды деятельностей,
равномерно
распределенные
во
времени
учебного
года
и
увязанные
с
важнейшими
событиями
и
явлениями
социально-природного
характера,
обеспечивают
успех
каждой
возрастной
технологии:
ее
построение
приближается
к
оптимальному,
а
реализация
в
практике
эффективно
повышает уровень экологической воспитанности детей.
Технология
для
каждого
возраста
находится
в
зависимости
от
экологоразвивающей
среды
ДОУ
(наличия
уголка
природы,
его
состава).
Оптимальная ее реализация происходит в том случае, когда дети окружены
объектами живой природы.
Именно такой уголок природы дает возможность организовать разные
экологически
ориентированные
и
соответствующие
возрасту
виды
деятельности
(наблюдение,
создание
необходимых
условий
для
живых
существ и др.).
Важную роль в достижении целей экологического воспитания играет
стиль общения педагога с детьми: доброжелательность, эмоциональность,
личностно-ориентированный
способ
взаимодействия
взрослого
с
дошкольниками обеспечивают значительную долю эффекта и успешности в
реализации технологии в любой возрастной группе.
Общий эффект технологий – очевидное становление у дошкольников
начал экологической культуры – выявляется с помощью диагностических
модулей, которые реализуются дважды за учебный год: в начале (сентябре) и
конце (мае).
Сопоставление результатов обследования детей демонстрирует картину
их
достижений
–
развитие
представлений
о
природе,
экологически
целесообразного поведения в живом уголке, правильного взаимодействия с
растениями и животными.