Напоминание

Сборник игр по ФЭМП в 1 младшей группе


Автор: Петрова Светлана Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "СЦРР - ДС "Золотой ключик"
Населённый пункт: Северобайкальск
Наименование материала: сборник игр
Тема: Сборник игр по ФЭМП в 1 младшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




СБОРНИК

ИГР ПО ФЭМП

В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

«Много — мало».

1

Цель: развивать умения сравнивать без пересчета количества одинаковых объектов.

Оборудование и материалы: Две игрушечные грузовые машинки разного размера,

несколько кубиков.

Содержание: Данная математическая игра происходит следующим образом – вместе с

малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков.

Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой — много. Скажите: «Давай

отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины: «Вот

тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут мало!»

В следующий раз погрузите в маленькую машину много кубиков (4-5), а в большую

поменьше (2-3). Покажите ребенку, что теперь в большой машине мало кубиков, а в

маленькой много.

Можно предложить ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну.

Скажите: «Одинаково! Поровну!» В одну из машин (любую) положите еще два кубика.

Покажите: «Теперь здесь больше!» Добавляя разное количество кубиков в машинки,

можно несколько раз смотреть с малышом, где больше, а где меньше.

Варианты: Если вы играете на улице, в машину можно грузить камешки. Можно

предложить малышу перевозить морковку, картошку, репчатый лук.

«Мишка собирает ягоды».

Цель: Учить детей счету; сравнению количеств; понятиям «больше — меньше», «много —

мало».

Материалы и оборудование: Ягоды из картона одинакового размера, но разного цвета, 3

различные емкости (мешочки, тарелки, корзинки), игрушечный мишка.

содержание: Разложите на ковре ягоды. Ходите каждый со своей корзинкой или мешочком,

пойте и собирайте ягоды: По малинку в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Мы

малинку наберем, наберем, наберем. Солнышко во дворе, а в саду тропинка. Сладкая ты

моя, ягодка малинка. Потом сравните, у кого ягод больше. Посчитайте их.

Варианты игры: Включите в игру любителя ягод и любимца детей — мишку. Пусть он

собирает ягоды, разговаривая с малышом. Скажите ребенку, что мишка очень умный и

умеет считать. Спросите у мишки, где ягод больше, а где меньше и почему, а потом

пересчитайте его лапой ягоды, говоря за него: «Здесь пять ягод! Много!» Пусть и малыш

поиграет за мишку. Мишка может собирать ягодки разного цвета, например зеленые (1

ягода) и красные (4 ягоды).

Данные математические игры для детей позволят с интересом освоить ребенку базовые

математические понятия: количество, величина, число, состав числа.

«Счетные палочки».

Цель: учить детей счёту, познакомить с геометрическими фигурами, понятием симметрии.

Оборудование и материалы: набор счетных палочек (карандашей, соломинок, хвоинок).

Содержание: Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из

палочек — домик, грибок, елку, ежика, стрекозу, цветы, кораблик, зонтик, буквы.

Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.

Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).

«Яблоки созрели».

Цель: Учить детей счету.

Оборудование и материалы: плотный цветной картон, ножницы, нитки, пуговицы.

Содержание: Вырежьте из картона дерево и несколько яблок. На ветки пришейте

небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите

малышу пристегнуть яблоки к веткам.

2

Во время сбора урожая ребенок «отстегивает» яблоки.

Из нескольких яблонь можно сделать сад, добавив к ним другие деревья, например,

грушевые, вишневые, сливовые или абрикосовые.

Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот материал можно

использовать в качестве иллюстрации процесса созревания плодов. При этом необходимо

рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а потом плодоносят.

«Две дороги».

Цель: Развивать навыки классифицирования.

Материалы и оборудование: картон или бумага, машинки разного размера.

Содержание: Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните

ребенку, что узкая полоска — это дорога для маленьких машин, а широкая — для

больших.

Покажите, как наложением полос друг на друга можно определить, какая из них шире.

Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.

Покатайте машины по дорогам.

Склеивая между собой полоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог.

«Выбери дорогу».

Цель: Развивать навыки классифицирования, умения сравнивать.

Материалы и оборудование: картон или бумага, машинки разного размера.

Содержание: Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните

ребенку, что это дороги для машин.

Попросите его выбрать машины, для которых подойдет узкая дорога. И наоборот, выбрать

дорогу, по которой сможет проехать та или иная машина.

«Матрёшка».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, навыки сравнения предметов по величине.

Материалы и оборудование: набор матрешек.

Содержание: Почти все дети любят матрешки.

Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и

достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.

Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.

Постепенно покажите ему всех матрешек.

«Кто быстрее».

Цель: Помочь закрепить понятия «длинное» - «короткое».

Материалы и оборудование: две машинки, веревочки.

Содержание: Привяжите к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте

малышу машину с короткой веревочкой. Предложите посмотреть, чья машина «доберется»

до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш.

Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.

«Горка».

Цель: Развивать логическое мышление.

Материалы и оборудование: картон или дощечки.

Содержание: Сделайте небольшую горку из картона, дощечек или любых других

подручных материалов. С горки можно скатывать небольшие машинки, шарики, пупсиков.

Поставьте перед горкой кубик и покажите, как скатившаяся машинка останавливается,

ударившись о кубик.

«Строим башню».

3

Цель: Развивать мелкую моторику рук, навыки классифицирования, счёта, сравнения.

Материалы и оборудование: кубики двух цветов.

Содержание: Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно

отсортировав кубики. В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая

кубики не того цвета.

«Найди пару»

Цель: Развивать внимание, восприятие, умение сравнивать.

Материалы и оборудование: карточки с нарисованными парными предметами, или парные

игрушки. Можно воспользоваться специальными наборами, купленными в магазине.

Содержание: Разложите карточки (игрушки) перед ребенком и предложите ему найти

подходящую пару для каждого предмета.

«Яблоки созрели»

Цель: Закрепить навыки счёта.

Материалы и оборудование: плотный цветной картон, ножницы, нитки, пуговицы.

Содержание: Вырежьте из картона дерево и несколько яблок. На ветки пришейте

небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите

малышу пристегнуть яблоки к веткам. Во время сбора урожая ребенок «отстегивает»

яблоки. Из нескольких яблонь можно сделать сад, добавив к ним другие деревья,

например, грушевые, вишневые, сливовые или абрикосовые.

Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот материал можно

использовать в качестве иллюстрации процесса созревания плодов. При этом необходимо

рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а потом плодоносят.

«Геометрические фигуры»

Цель: Научить детей различать предметы по цвету и форме.

Материалы и оборудование: Пять разноцветных кругов, вырезанных из картона.

Содержание: Рассмотрите с малышом один из кругов, рассказывая ему: «Это круг. Он

красного цвета. На что он похож?». Поищите в комнате предметы круглой формы.

Изучайте круги разного цвета. После того как ребенок усвоил понятие «круг», можно

переходить к другим геометрическим фигурам, расширяя при этом диапазон цвета.

Сравнивайте две одинаковые фигуры разного цвета. Воспользуйтесь методом ассоциаций.

«Разберемся»

Цель: Закреплять у детей навыки классифицирования.

Материалы и оборудование: 3 круга и 3 квадрата, вырезанных из картона.

Содержание: Перемешайте фигуры. Попросите ребенка помочь вам отобрать только круги.

После этого раскрасьте круги одним цветом, а для раскрашивания квадратов используйте

другой цвет.

«Один – туда, один – сюда»

Цель: Закрепить навыки обучения счёту, развивать мелкую моторику.

Материал и оборудование: две емкости (ведерки, коробки), кубики или мелкие предметы.

Содержание: Выложите перед малышом кубики и поставьте два ведерка или две коробки.

Предложите малышу разложить кубики по коробкам. Беря в руку кубик и помещая его в

коробку, говорите: «Один — в эту коробку, вот еще один — в другую». Когда ребенок

усвоит понятие «один», начинайте брать по два предмета: «Я положу два кубика в эту

коробку, а ты положи, пожалуйста, два кубика в другую коробку».

«Много мало»

Цель: Знакомить с элементарными математическими понятиями, развивать логическое

мышление.

4

Материал и оборудование: две одинаковые коробки, кубики одного цвета.

Содержание: В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую — 3. Предложив малышу

построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой

лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему. После того, как вы

построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше). Чаще

повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.

«Раз ступенька...»

Цель: Закреплять в процессе игры счёт.

Содержание: Поднимаясь по лестнице, считайте ступеньки. Не просите ребенка повторять

за вами, он будет делать это сам, когда поймет суть игры. Считайте, сколько яблок или

конфет вы купили, сколько тарелок ставите на стол и т. д.

«Геометрический магазин»

Цель: Изучить форму предметов, освоить счет.

Материал и оборудование: игрушки с четкими геометрическими формами (мяч, кубики,

воздушные шары, домино, кольца от пирамидки), геометрические фигурки, вырезанные из

картона.

Содержание: Пригласите малыша в магазин. Объясните, что в вашем магазине игрушки

продаются за деньги (в качестве которых используются геометрические фигуры), но

только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует форме вырезанной

геометрической фигурки. Например, мяч можно купить за картонный кружок, кубик — за

квадрат и т. д. Затем усложните задачу, объяснив малышу, что, например, за два квадратика

можно купить два кубика.

«Спрячь в ладошке»

Цель: Закреплять умение соотносишь предметы по величине.

Материал и оборудование: маленький и большой шарики.

Содержание: Дайте малышу шарики. Скажите: «Сейчас я покажу тебе фокус!». Заберите

маленький шарик и спрячьте его в ладошке. Попросите кроху сделать то же самое.

Предложите повторить фокус с большим шариком. Объясните, почему большой шарик

нельзя спрятать в ладошке. Сравните шарики между собой, затем с ладошкой малыша.

Проделывайте подобные фокусы с любыми мелкими предметами.

«Раздай тарелочки»

Цель: Познакомить детей с понятиями «много», «мало», «одна», «по одной».

Материал и оборудование: 10 пластиковых тарелок.

Содержание: Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Обратите его внимание на

количество посуды, оперируя словами «много», «целая стопка тарелок». Попросите

раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия

ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у папы одна тарелка...». После раздачи посуды

сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь

давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок».

«Грибок к грибку»

Цель: Учить соотносить количественные множества, помогать осваивать понятие

«столько же, сколько», развивать мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование: 5 желтых и 5 оранжевых грибов, вырезанных из картона.

Содержание: Объясните малышу правила: вы выкладываете один грибок, под ним малыш

должен положить свой гриб. Обращайте внимание малыша на то, что выкладывать

фигурки надо слева направо. Это позволит ребенку приобрести навыки, в дальнейшем

необходимые для того, чтобы правильно писать. Выложив все грибы, прокомментируйте:

5

«Я положила 5 грибов, и ты положил 5 грибов. Значит твоих грибов столько же, сколько

моих, их поровну». Вместо вырезанных грибов можно использовать кубики двух цветов

или любые другие игрушки, которые можно разделить на две части.

«Подбери крышку»

Цель: Развивать навыки классифицировать и сопоставлять предметы.

Материалы и оборудование: кастрюли с крышками.

Дети с удовольствием проводят время вместе с мамой на кухне. Пока вы готовите,

расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки и теперь вы не знаете, какая крышка

от какой кастрюли. Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.

6



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!