Напоминание

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей раннего возраста


Автор: Сергеева Янина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Детский дом–школа №95"
Населённый пункт: Кемеровская область,город Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: Реализация самостоятельной творческой деятельности детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКОУ «Детский дом-школа №95»

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей

раннего возраста

Составитель:

Сергеева Я.А.

Новокузнецкий городской округ, 2018

Дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству,

так

как

именно

в

это

время

закладывается

психологическая

основа

для

творческой деятельности. Творческая деятельность детей - одна из наиболее

продуктивных в детском возрасте. Все мы в детстве рисовали, лепили, пели,

танцевали. Эти действия жизненно необходимы, человек всегда творит, только с

возрастом потребность в этом у большинства людей угасает или редуцируется.

Создавая что-либо своими руками, ребенок, словно самостоятельно открывает

мир, его законы. Нужно отметить, что до определенного возраста фактически

вся деятельность ребенка может быть названа творческой, созидательной.

Творчество

представляет

собой

сознательную,

целенаправленную,

активную деятельность человека, направленную на познание и преобразование

реальной действительности, создание новых, никогда ранее не существовавших

идей,

произведений,

явлений,

предметов

в

целях

совершенствования

материальной и духовной жизни общества. Оно свойственно лишь человеку.

Только

человек

творит,

приводя

в

движение

мышление,

память,

чувства,

создавая в своем сознании понятия и образы и воплощая идеи в жизнь. Чем

глубже

развиты

творческие

способности

человека,

тем

он

глубже

как

индивидуальность, разностороннее, интереснее как личность.

Самостоятельная

творческая

деятельность

возникает

почти

всегда

по

инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства

воспитателя.

Однако

нужно

говорить

о

необходимости

педагогического

руководства этой деятельностью. Особенности воздействия воспитателя в том,

что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности,

создавая благоприятные педагогические условия.

Творческий процесс, в главных своих структурных моментах, един для

любой

созидательной

человеческой

деятельности.

Он

включает

в

себя

интеллектуальную

деятельность

по

осмыслению

явлений

жизни,

созданию

новых теоретических и образных обобщений, выдвижению оригинальных идей,

трудовую деятельность, направленную на воплощение, реализацию этих идей в

жизнь. Он всегда окрашен активным эмоциональным отношением человека к

процессу искания и созидания. Для успешного участия в творческом процессе у

ребенка должно быть развито стремление, желание творить и способности к

творчеству.

К

числу

творческих

способностей

следует

отнести

богатое

воображение, эмоциональность, не шаблонность мышления, критический взгляд

на вещи, умение обобщать факты, осмысливать их, делать выводы, выдвигать

новые решения и идеи, целеустремленность, волю, упорство и настойчивость,

активность жизненной позиции и т.п.

Исследование педагогов, психологов Е.А.Флериной, Н.П. Сакулиной, Е.И.

Игнатьева

и

других

дают

основание

сделать

вывод

о

том,

что

творческая

деятельность возникает у детей на втором году жизни. В возрасте от 1 года до 1

года

2

месяцев

эта

деятельность

носит

характер

манипуляций.

Ребенок

проявляет аккуратность при освоении новых материалов (карандашей, листа

бумаги,

пластилина,

комка

глины).

Он

перекладывает

карандаши,

шуршит

листом бумаги, стучит ладошкой по комку глины, при этом он прислушивается к

возникающим звукам и стремится много раз повторить свои движения.

Содержание самостоятельной творческой деятельности во многом зависит

от тематики заданий, содержание занятий. Если ребенок с удовольствием лепит

во время коллективных занятий, то в своей самостоятельной деятельности он

часто возвращается к этим же темам, как бы утверждаясь в том, что уже освоил

на изобразительных занятиях. Занимаясь самостоятельно, дети проявляют свои

склонности.

Творческая

деятельность

в

раннем

возрасте

имеет

художественно-

образную

основу.

Создание

образа

связано

с

проявлением

разнообразных

чувств,

эмоций.

Воспитание

у

детей

эмоционального

отношения

к

изображаемым явлениям необходимо, так как этот процесс - не только передача

отдельных черт, свойств, но и момент активного вхождения в образ, когда перед

ребенком как бы оживают формы, линии. Творческой деятельности пока еще

нет, так как ребенку пока еще незнакомо назначение карандашей, бумаги, глины.

Его движения напоминают игру. И даже если в процессе этой игры на бумаге

случайно

появятся

какие

-

то

точки,

а

на

комке

глины

вмятины,

они

не

привлекут внимания ребенка. Такая деятельность может продолжаться довольно

долго, в течение всего второго года жизни, если отсутствует руководство со

стороны взрослых.

Одна из задач художественно-эстетического развития детей это реализация

самостоятельной творческой деятельности детей. В возрасте 1-3 лет любой

малыш – это индивид, готовый к собственному пути развития. Художественное

творчество является одним из важнейших средств в формировании личности

ребёнка

и

имеет

большое

значение

для

его

умственного

воспитания.

Экспериментирование

с

материалами

и

веществами

дарит

детям

радость

познания творчества. Для них гораздо увлекательнее сам процесс, а не конечный

результат. В процессе постепенно расширяется и усваивается запас знаний об

окружающем

мире

на

основе

представлений

о

разнообразии

форм,

пространственном

расположении

предметов,

различных

величинах,

многообразии оттенков цвета. Дети определяют и называют свойства предметов,

их качества, сравнивают предметы, находят сходства и различия. Для того чтобы

нарисовать, вылепить, какой-либо предмет, надо предварительно, хорошо с ним

ознакомиться, узнать его характерные особенности. Таким образом в процессе

экспериментирования

с

различным

материалом

формируются

мыслительные

операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов

по

форме

возникает

общность

способов

изображения

в

рисунке,

лепке.

Например,

чтобы

слепить

ягоду,

орешек,

яблоко

или

неваляшку

(предметы

имеющие

округлую

форму,

необходимо

раскатать

кусочки

пластилина

или

глины

кругообразными

движениями.

Занимаясь

рисованием

или

лепкой,

малыши знакомятся с материалом (бумага, краски, пластилин, карандаш и др.,

их

свойствами

и

выразительными

возможностями,

приобретают

навыки

деятельности

с

данными

материалами.

Для

малыша

творчество

это

инструмент

познания

мира

и

способ

самоутвердиться,

почувствовать

себя

независимым. В процессе общения, в ходе игры, а затем и в зарождающихся

новых

видах

продуктивной

деятельности

происходит

дальнейшее

развитие

малышей:

они

имеют

возможно сть

думать,

пробовать,

и с к ат ь ,

экспериментировать

и

самое

главное

-

самовыражаться.

У

них

развивается

фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость,

потенциал и интуиция. Художественный центр следует размещать в хорошо

освещённом

месте

в

стороне

от

играющих

детей

для

самостоятельного

экспериментирования

детей.

В

уголке

ставится

стол.

Рядом

со

столом

размещается шкаф для хранения материалов и оборудования по рисованию,

лепке, также вывешивается наглядный материал по теме недели с изображением

предметной

картинки.

Следует

помнить,

что

творческие

способности

детей

необходимо целенаправленно и последовательно развивать, иначе они просто

угаснут.

Ученые

отмечают,

что,

как

правило,

творческая

деятельность

раньше

проявляется в тех случаях, когда дети наблюдают аналогичную деятельность

взрослых и начинают им подражать. Во второй половине второго года жизни у

ребенка

более

активно

начинает

развиваться

речь.

Это

способствует

обогащению его художественной деятельности. Дети 1 года 6 месяцев - 2 лет все

чаще

замечают

следы

на

бумаге,

изменения

комка

глины,

пытаются

дать

название первым изображениям. По мере накопления ребенком жизненного

опыта, пластические формы у него ассоциируются с предметами и явлениями

окружающего

мира.

Кажущееся

взрослым

однообразие

детских

каракуль,

объемных форм на самом деле таит в себе сложную цепь мыслей и чувств,

которые постепенно, с развитием ребенка изменяются, углубляются. Узнавание -

новый этап в развитии изобразительной деятельности детей 3 лет. В то же время

наблюдается

неустойчивость

ассоциаций.

На

третьем

году

жизни

у

детей

происходит

дальнейшее

развитие

речи,

конкретно

-

образного

мышления,

эмоций, накопление небольшого пока личного опыта.

Таким образом, в ходе непосредственно образовательной деятельности по

образовательной

области

«Художественно-эстетическое

развитие»

педагог

должен

создавать

условия

для

реализации

самостоятельной

творческой

деятельности посредством разнообразия материала и оборудования, поощрения

творческой инициативы.

Также

педагог

должен

вносить

все

новые

и

новые

материалы

для

реализации

самостоятельной

творческой

деятельности,

то

есть

на

практике

педагог должен уметь организовать развивающую предметно-пространственную

среду,

соответствующую

п.

3.3.

Требований

к

развивающей

предметно-

пространственной

среде

ФГОС

ДО

(3.3.4.

Развивающая

предметно-

пространственная

среда

должна

быть

содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной,

доступной

и

безопасной).



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!