Авторы: Ципляев Андрей Евгеньевич, Малькова Равиля Галимзяновна
Должность: преподаватель по инженерной графике
Учебное заведение: ЗИМИТ КНИТУ - КАИ
Населённый пункт: г.Зеленодольска
Наименование материала: Учебный процес
Тема: Учебный процесс студенческой молодежи в системе СПО
Раздел: среднее профессиональное
Учебный процесс студенческой молодежи в системе СПО
Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и
прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного
и экономического преображения российского общества.
Главным противоречием студенческого возраста является естественное стремление
к самопознанию и самореализации и в то же время отсутствие опыта и внутренней
готовности для осуществления этого. В результате личность студента попадает в
критическую ситуацию смены и выбора жизненных смыслов, требующих новых
ценностных ориентации, социальных установок, мотивов поведения.
На студенчество приходится период активного жизненного и духовно-
нравственного становления молодых людей, когда они, оказавшись вне
привычного домашнего круга, впервые лицом к лицу сталкиваются с
неизведанным миром сложных отношений и более всего нуждаются в
направляющей руке и верных ориентирах.
Из-за отсутствия устойчивых жизненных ценностей молодому человеку трудно
самому сформировать свои долговременные жизненные планы. В учреждении
среднего профессионального образования важное место, поэтому занимает
комплекс вопросов, связанных с подготовкой учащейся молодежи к вступлению в
социальные отношения, то есть с ее воспитанием.
Цель воспитания - формирование гармоничной личности, сочетающей в себе
высокий профессионализм и богатую культуру, честную конкурентоспособность и
гуманизм, стремление к духовному и физическому развитию.
Задачи воспитания:
1.
Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной
профессиональной деятельности.
2.
Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического
сознания, правовой и политической культуры
3.
Формирование у преподавателей отношения к студентам как к субъектам
собственного развития (педагогика сотрудничества).
4.
Воспитание нравственных качеств, интеллигентности.
5.
Развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие
гуманистические идеалы культуры.
6.
Прививание умений и навыков управления коллективом в различных формах
студенческого самоуправления.
7.
Приобщение к университетскому духу института, формирование чувства
институтского корпоративизма и солидарности.
8.
Укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к
здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам,
пьянству, антиобщественному поведению.
Принцип единства обучения и воспитания предполагает присутствие в учебном
процессе как обучающего, так и воспитательного элементов, а также наличие как
учебных, так и внеучебных форм воспитательной работы.
Основные формы воспитательной работы в ССУЗе:
Нравственное воспитание
: воспитание сознательной дисциплины,
выполнение правил внутреннего распорядка, Устава техникума; проведение
субботников.
Проведение культурно-массовых мероприятий
: автобусные экскурсии по
Курской области; посещение Филармонии, Курского драматического театра
им. А.С. Пушкина, музея археологии, кинотеатров; новогодние праздники;
студенческие вечера; День учителя; выпускной вечер; конкурсы, фестивали
Студенческого творчества, вечера встречи выпускников.
Патриотическое воспитание
: воспитание любви к своему Отечеству;
воспитание политической культуры, ответственность за будущую культуру
России, изучение государственной символики; цикл бесед, посвященных
государственным праздникам и международным дням: Международный
день защиты детей, День Защитника Отечества, День Победы,
Международный женский день.
Формирование общей культуры обучающегося: р
азвитие навыков
самостоятельного труда, самообразование; воспитание творческого
отношения к учебе, бережного отношения к техникуму; встречи с
выдающимися выпускниками ССУЗа; воспитание здорового образа жизни.
Внеучебная воспитательная работа весьма разнообразна, лабильна и сложна. Этот
вид работы эффективно выполняют кураторы студенческих групп.
Внеучебная воспитательная работа включает в себя систему мероприятий
проводимых постоянно и проводимых один раз в год или в несколько лет.
К первым относится работа студенческих студий, клубов по интересам,
спортивных секций, музыкальных коллективов, органов студенческого
самоуправления и др., а также профилактика наркомании.
К мероприятиям второго типа относятся: «День знаний», «День науки», «День
пожилого человека», «День здоровья», «День студента», «День борьбы со
СПИДом», конкурсы студенческих научных работ, олимпиады по различным
дисциплинам, концерты к праздничным дням, конкурсы красоты, фестивали
студенческого творчества, благотворительные акции, спортивные соревнования,
турпоходы и др.
Нужно помнить, что обучение и воспитание взаимно стимулируют друг друга,
связаны положительной обратной связью: улучшение обучения способствует
лучшему воспитанию, и наоборот, совершенствование воспитания приводит к
повышению эффективности учёбы. Хорошо воспитанный человек, обладающий
ответственностью, дисциплинированностью, организованностью, чувством долга,
жаждой познания, широким кругозором и гибким мышлением, естественно,
добьётся более значительных успехов в учёбе по сравнению с менее культурным
человеком.
Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит преподавательскому составу.
Сегодня воспитание может и должно быть понято не как одновременная передача
опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и
сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и
внеучебной деятельности.
Одним из наиболее важных субъектов воспитания, оказывающих на студенческую
молодежь опосредованное влияние, является вся ССУЗовская атмосфера, поэтому
воспитательная среда формируется силами всех сотрудников техникума.
4