Автор: Леонова Надежда Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №86 "Былинушка"
Населённый пункт: Г. Нижневартовск Тюменской области
Наименование материала: Занятие по развитию речи в старшей группе
Тема: «Путешествие по стране сказок»
Раздел: дошкольное образование
Занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие по стране
сказок»
Программное содержание:
*Углублять представления детей о соответствии названия текста с его содержанием
* Закрепить и систематизировать знания детей о русских народных сказках.
*Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов
окончания сказки.
*Развивать логическое мышление, фонематический слух, сосредоточенность, память.
*Воспитывать интерес к сказкам, умения оценивать поступки героев;
*Формировать умение активно использовать запас обратной лексики в собственных
сочинениях;
*Активизировать эмоциональный словарь путем правильного определения
эмоционального состояний; учить на материале сказки выделять эмоциональные
состояния;
Материал : иллюстрации к сказкам: «Колобок», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса»,
«Семеро козлят», «Золотой ключик»
Карточки с заданиями: «Найди ключ», «Какие сказки перепутались», «Найди отличия»
Ход занятия:
Дети, давайте встанем в круг, возьмем друг друга за руки, улыбнемся друг другу. Я
сегодня хочу пригласить вас в путешествие, только оно необычное, а по стране сказок.
(Дети проходят мимо стендов оформленными книгами и иллюстрациями из книг)
Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки
Сказки старинные, не короткие не длинные,
Про кошку, про ложку, про смышленых зверей…
Это присказка, а сказка? Сказки дальше пойдут.
Сказки просят: «А сейчас вы узнайте нас!»
1.Загадки о сказках. Подберите иллюстрации – отгадки к каждой сказке.
* «А дорога – далека, а корзина – нелегка, сесть бы на пенек, съесть бы
пирожок» Как называется эта сказка? Найдите иллюстрацию к ней.
* «Не лежалось на окошке, покатился по дорожке…» Как называется сказка?
Спойте песенку колобка, которую он пел лисе.
* « Ах ты, Петя- простота, сплоховал немножко, не послушался кота,
выглянул в окошко» Почему вы решили, что эта сказка «Кот, петух и
лиса»?
«Отворили дверь козлята и пропали все куда-то» Какую песенку пела козлятам коза,
чтобы они открыли дверь?
« У отца был мальчик странный,
необычный, деревянный, он имел предлинный нос
Что за сказка?- вот вопрос.
Найдите иллюстрации к сказке. Как она называется?
-- Ребята, вас Буратино приглашает на физминутку
Буратино потянулся,
раз нагнулся, два нагнулся,
Влево, вправо повернулся
Руки в стороны развел,
Ключик видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать-
Нужно на носочки встать.
Крепче , Буратино стой!
Где-же ключик золотой?
-- А вот, чтобы попасть в другую сказку нам надо найти этот ключик, в связках других
ключей и разукрасить желтым цветом.
2. «Найди ключ в связке»
- Вот мы и оказались в другой сказке. Давайте сядем и послушаем в какой.
Чтение сказки «Лиса и кувшин»
«Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину
лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора- бы и домой, да вот беда – головы из
кувшина вытащить не может. Ходит лиса, головой мотает и говорит: «Ну, кувшин, пошутил,
да будет – отпусти же меня ,кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать- поиграл, да и
будет! Не отстает кувшин…….
-- Ребята, как вы думаете, что было дальше?
--Давайте придумаем конец сказки. Дети рассказывают свою версию окончания сказки.
--Послушайте какой конец этой сказки придумал русский народ.
«…Рассердилась лиса: Ну погоди же ты, не отстанешь честью, так я тебя утоплю»
Побежала она к реке и давай кувшин топить. Кувшин – то утонуть утонул, да и лису за
собой потянул!
-И наша лиса в различных ситуациях испытала разные чувства.
Какое чувство она испытала, когда нашла кувшин? Радость. А вы можете показать радость
– дети показывают. Найдите карточку с изображением этой эмоции.
-А какое состояние у нее было, когда она застряла в кувшине? Страх. Покажите это чувство
на своем лице. Найдите карточку страха.
--А какое чувство у нее было, когда она говорила: « ну, погоди же, не отстанешь от меня, я
тебя утоплю…» Злость. Найдите карточку с этой эмоцией.
-Какой поступок совершила лиса? Ответы детей.
Упражнение на расслабление –дети слушают музыкальное произведение
«Путешествие в волшебный – мир природы»
--Ребята, пока мы с вами отдыхали, злой волшебник перенес нас совершенно в другую
сказку, даже я не могу понять в какую.
--Давайте посмотрим вокруг, может быть, увидим какие- нибудь следы от сказки.
Посмотрите, да здесь письмо. Это помогла нам добрая фея. Но, надо-же, злой волшебник
и здесь побывал, в письме исчезли почти все буквы.
Я вам прочитаю ту часть слова, которая осталась, а вы попробуйте отгадать в какой мы
сказке?
--Жи…. Бы…де.. и ба…. И бы.. у ни..Ку… Ря.. Снес… Ку… я не про.. а золо.. Ба..би..не
раз.. Мыш..бе.. хво…зад… Яич.. упа.. и раз.. Де.. плач.. а.. плач. А кур.. кут.. Не пла.. Ба.. не
пл.. Де.. Я ва.. сне.. друг.. не золо.. а прос….
-Да, ребята это сказка тоже вам знакома.
Но злой волшебник побывал не только в этой сказке, но и в других. Давайте поможем
сказочным героям вернуться в свои сказки
«Упражнение Какие сказки перепутались»
Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось наше путешествие?
Ответы детей. Оно было необычное, а нам помогала дружба.