Автор: Дмитренко Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №98 компенсирующего вида
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с родителями в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад №98 компенсирующего вида».
Программа
Детско-родительского клуба «Искорка»
в группе №5
(для детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата)
Воспитатель :Дмитренко О.И.
2015-2017 г
Клуб
создан
в
младшей
группе
№5
(для
детей
с
нарушением
опорно-
двигательного аппарата)с целью установления сотрудничества детского сада
и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста
и
создания
системы
психолого-медико-педагогического
сопровождения
родителей
в
процессе
образования
,
воспитания
ребенка
в
период
дошкольного детства.
Основными
принципами
работы
клуба
«Искорка»
являются:
добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
Участниками Клуба являются: родители детей, педагоги, педагог-психолог,
воспитатель по ФИЗО, логопед.
Клуб
«Искорка»
осуществляет
свою
деятельность
в
соответствии
с
настоящим положением.
Положение
о
Клубе
утверждает ся
заведующим
д о ш кол ь н ы м
образовательным учреждением.
Основные направления деятельности клуба «Искорка»:
1.
Оказание
психолого-медико-педагогической
помощи
и
поддержки
родителям в вопросах воспитания дошкольников с нарушением опорно-
двигательного аппарата..
2.
Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.
3.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Права и обязанности участников клуба «Искорка»:
Родители — члены Клуба имеют право:
на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за
ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка
в ДОУ;
получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным
вопросам;
участвовать в планировании работы Клуба.
планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами
родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей
предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;
предоставлять квалифицированную консультативную и практическую
помощь родителям;
соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих
проблем семейного воспитания.
Организация деятельности клуба «Искорка»:
Работа
Клуба
осуществляется
на
базе
дошкольного
образовательного
учреждения и библиотеки.
1.
Работа
Клуба
планируется
по
результатам
опроса
родителей
и
рекомендациям педагога-психолога ДОУ.
2.
Количество встреч в Клубе зависит от выявленных запросов родителей,
психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой
проблемы.
3.
На
итоговом
заседании
клуба
«Искорка»
обсуждаются
результаты
работы, ее эффективность.
Формы организации работы клуба «Искорка»:
Встречи с интересными людьми;
Вечера -Практикумы;
Решение педагогических ситуаций;
Обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.
Подведение итогов проектной деятельности.
Воскресные выходные в библиотеке.
Работа Клуба — это групповая работа с родителями, реализующая несколько
функций:
коммуникативную — функцию создания и сплочения родительского
коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
личностно ориентированную — направленную на самоопределение,
актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и
раскрытие ресурсов родителей;
•
содержательную — направленную на решение пробле
инструментальную — позволяющую
выработать навыки
анализа реальных ситуаций, сформировать
умения коллектив
ной творческой деятельности, овладеть
навыками самоорганизации и самоуправления;
•
умения слушать и взаимодействовать с другими
участниками.
Цель программы:
Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей,
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, с
помощью специалистов, воспитателей решать вопросы по воспитанию,
развитию, оздоровлению детей.
способствовать установлению сотрудничества
детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания
и развития детей дошкольного возраста;
помогать родителям рассматривать процесс
образования как непрерывный партнерский диалог со
своим ребенком на основе знаний психологических
закономерностей и особенностей возраста с учетом
интересов и потребностей малыша.
Задачи
программы:
Повышать психолого-педагогическую культуру
родителей;
Выявлять и транслировать положительный опыт
семейного воспитания;
Оказывать всестороннюю помощь и поддержку
родителям в осуществлении адаптационных
мероприятий при переходе детей из дома в детский
сад.
Активно вовлекать родителей в процесс
оздоровления , социальной адаптации детей с ОВЗ.
Выявлять и транслировать положительный
семейный опыт по воспитанию и развитию детей.
Путем сотворчества развивать творческий
потенциал детей, родителей и воспитателей.
Оказание психолого-педагогической помощи и
поддержки родителей в вопросах воспитания
дошкольников с нарушением опорно-двигательного
аппарата.
Трансляция положительного опыта семейного
воспитания.
Повышение психолого-педагогической
компетентности родителей.
Сроки
реализации
программы
Два года (2017-2019)
Участники
программы
Дети, воспитатели, родители группы №5 «Звездочки»
Логопед, психолог, воспитатель ФИЗО, ИЗО
деятельности. Социальные партнеры-детская библиотека
«Шондi войт»
Ожидаемый
результат
Сформированность у родителей определенных
моделей поведения с ребенком;
Повышение уровня педагогических знаний и
умений;
Сплочение коллектива группы, развитие
партнерских отношений взрослого и ребенка.
Установление контакта с семьей.
Решение вопросов родителей по развитию,
воспитанию, оздоровлению детей.
Повышение имиджа специалистов детского сада в
глазах родительского сообщества
Активизирование позитивного мышления
помогающего родителям избегать или преодолевать
трудности в воспитании детей;
Устанавливание доверительного отношения между
ДОУ и родителями, что благоприятно скажется на
эмоциональном состоянии ребенка .
Пояснительная записка.
В современном мире всё больше растёт понимание семьи как
определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие
всего общества.
Взаимодействие
ребёнка
с
родителями
является
первым
опытом
взаимодействия
с
окружающим
миром.
Этот
опыт
закрепляется,
на
его
основе формируются определенные модели поведения с другими людьми,
которые
передаются
из
поколения
в
поколение.
Однако,
по
всеобщему
признанию учёных-исследователей, социальный институт семьи переживает
сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная
напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они
отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они
всегда на первом месте. А ведь в детстве закладывается основа личности
человека.
В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы,
связанные с воспитанием и развитием ребёнка. Исследования показали, что
современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи
специалистов.
Нашу группу «Звездочки» посещают дети с различными нарушениями в
развитии , становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить
ребёнка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием,
как укрепить здоровье ребенка, адаптировать в среду сверстников?
Где
родителям
получить
ответы
на
все
интересующие
вопросы?
Квалифицированная
психологическая
помощь
не
всем
доступна
в
финансовом
отношении.
Таким
центром
повышения
психолого-
педагогической культуры родителей может стать детский сад. В детском саду
ребёнок
—
равноправный
член
социальной
группы,
а
в
семье
–
объект
обожания,
всепрощения;
в
детском
сад
характер
во с п и т а н и я
целенаправленный,
в
семье
–
зачастую
стихийный,
с
использованием
отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл
сотрудничества
и
взаимодействия.
Отсюда
следует,
что
только
в
гармоничном
взаимодополнении
детский
сад
и
семья
могут
создавать
условия для полноценного развития личности ребёнка, нужно признавать его
ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Современная семья
нуждается
в
разнообразных
знаниях:
психологических,
педагогических,
медицинских и т.д.
Главная
тенденция
–
обучать
родителей
самостоятельному
решению
жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «ДОУ — семья»,
требует усилий от педагогического коллектива.
Актуальность проблемы, очевидна, так как многие родители хотят
научиться
психологически
и
педагогически
грамотно
воспитывать
своих
детей,
им
нужны
средства
и
методики,
они
могут
использовать
и
психотерапевтические
методы
на
доступном
для
них
уровне.
Совсем
не
обязательно
давать
родителям
глубокие
знания,
но
познакомить
их
с
основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно
осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.
Именно
это
послужило
толчком
создания
клуба
«Искорка»
,
благодаря
которому
созданы
условия
для
психопрофилактической
поддержки
и
психолого-педагогического
сопровождения
детей
с
нарушением
опорно-
двигательного аппарата, способствующие мягкой адаптации, формированию
положительного
отношения
к
ДОУ,
навыкам
общения
с
взрослыми
и
сверстниками.
Клуб можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с
родителями,
часто
более
эффективной,
чем
и н д и в и д уа л ь н о е
консультирование. Описание групповых методов работы с родителями можно
найти в работах отечественных психологов и психотерапевтов А. Я. Варги, А.
С.
Спиваковской,
А.
И.
Захарова.
Понимание
сути
детских
проблем
и
улучшение взаимоотношений родителей с детьми, которое, как утверждают
авторы, происходит в процессе групповой работы, повышает эффективность
психокоррекционных мероприятий с детьми.
Это новая модель дошкольной образовательной системы — совместное с
семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающая развитие
личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых.
В основе взаимодействия с семьей придерживаемся следующих принципов:
•
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
•
Преемственность согласованных действий.
Взаимопонимание семьи и
детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач,
позиций обеих сторон.
•
Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
•
Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от меня,
как педагога открытости по отношению к семье воспитанника: объединение
социального,
интеллектуального,
культурного
опыта
всех:
самих
детей,
членов их семей, воспитателей, специалистов, социального окружения.
•
Индивидуальный подход к каждой семье.
•
Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи. Формы выбираются
в соответствии с интересами семьи.
•
Сотрудничество, а не наставничество.
• Динамичность.
Мероприятия составляются на основе потребностей детей и родителей, в
соответствии с задачами дошкольного учреждения.
В сентябре проводится анкетирование –опрос на тему: «Мой ребенок в
ДОУ», где выявляются проблемы, с какими специалистами хотели
встретится, по каким вопросам получить консультацию, в каких
мероприятиях участвовать, какие дополнительные образовательные услуги
получить.
В своей работе используем разнообразные формы.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в
вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
«Встречи с интересными людьми.»
«Просмотр презентаций.»
«Семейный вернисаж»-
Наглядно–информационное направление - включает в себя:
1.Оформление в группе родительского уголка.
2 П о д б о р
м а т е р и а л а
д л я
и н ф о р м а ц и о н н ы х
б у к л е т о в .
3.Организация фотовыставок.
4.Интернет страничка группы «Звездочка»
Активность родителей в создание фотогазет, выставок говорит о том, что
эти формы работы является востребованным. Наглядно- информационное
направление дает возможность донести до родителей любую информацию в
доступной
форме,
тактично
напоминать
о
родительских
обязанностях
и
ответственности.
Досуговое направление
«Вечера–практикумы», «Выходные в библиотеке» в работе с родителями
является
самым
востребованным
,полезным
,но
и
самым
трудным
в
организации.
Это
объясняется
тем,
что
любое
совместное
мероприятие
позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности
во взаимоотношении; посмотреть как это делают другие ,то есть приобрести
опыт и взаимодействия не только со своим ребенком, но и родительской
общественностью в целом.
В
настоящее
время,
в
связи
с
перестройкой
системы
дошкольного
воспитания,
ищу
новые,
нетрадиционные
формы
работы
с
родителями,
основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.
Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные
формы общения с семьей как интернет, открыта страничка нашей группы
«Звездочки». Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей, является и
библиотека семейных игр «Играем с детьми дома» где родители делятся
новыми развивающими пособиями и играми.
Хотелось отметить, участие родителей в проектной деятельности. Родители и
дети с удовольствием участвовали в работе над проектами. Мамы и папы
использовали различные информационные источники для получения
информации. Вместе с детьми рисовали, лепили, сочиняли стихи, рассказы,
изготавливали поделки. Итоги проектов «Мое имя», «Моя любимая Эжва»,
«Растем вместе с книгой» проводились в различных формах.
На вечере встреч «Пока все дома» семья Фоминых подготовила
мультимедийную презентацию. Для участия детей в инсценировке «Муха
Цокотуха» родители вместе с детьми изготовили атрибуты, сценические
костюмы. Участвуя в конкурсе «Лучший участок ДОУ» папы и мальчики
разработали проект гоночного автомобиля и подарили его детям.
Благодаря сплоченности родителей пополнилась развивающая среда группы.
Дети вместе с родителями участвовали в различных благотворительных
проектах,акциях.
Вывод: Инновационные процессы, проходящие в дошкольном учреждении
способствуют повышению педагогической компетентности родителей,
положительно влияют на качество воспитания и развития дошкольников
через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют
осуществлять личностно-ориентированный подход. В ДОУ, группе создана
психологически комфортная среда, в рамках которой осуществляется
реализация системы психологического сопровождения семьи от первых дней
посещения ребенком группы до его поступления в школу.
В ходе взаимодействия:
-Установились прочные партнерские взаимоотношения между детским
садом и семьей.
-Сформировалась активная позиция родителей в получении психолого-
педагогических знаний, помогающих им раскрыть потенциал
образовательных возможностей в вопросах воспитания, развития и
сохранения здоровья своих детей.
-Повысилась степень включенности родителей в воспитательно-
образовательный процесс.
Родители удовлетворены качеством проводимых мероприятий, Они
активно участвуют в проводимых праздниках, развлечениях, конкурсах,
выставках, в оформлении группы и игрового участка, в пополнении
детских уголков разнообразным материалом.
Примерный план работы , планирование встреч клуба «Искорка»
(средняя группа)
1 квартал
Будем здоровы!
Будем воспитаны
и образованны!
Давайте
дружить!
Индивидуальные беседы и консультации
Познавательное
В с т р е ч и
с
психологом
«Детские страхи».
В с т р е ч и
с
интересными
людьми
В с т р е ч и
в
библиотеке, разговор
с библиотекарем.
Проект «Растем
вместе с книгой».
Семинар
практикум
«Волшебные
пальчики»
Наглядно-
информационное
Просмотр
презентаций
Видеоролики.
«Задачи ФГОС –
вопросы и ответы»
Интернет-
страничка
Картотека
«Читаем
в м е с т е »
п о д б о р
литературы по ПДД.
Учите с нами стихи
о б
о с е н и ,
П Д Д ,
транспорте.
«Семейный
вернисаж»
« Ч у д о
д а р ы
осени» - выставка
п о д е л о к
и з
природного
м а т е р и а л а
и
овощей
Досуговое
У ч а с т и е
в
спортивном
празднике «В стране
дорожных знаков»
Экскурсии в музей
М .
Д ь я к о н о в а
« Т в о р ю
д о б р о
своими
р у к а м и » .
У ч а с т и е
в
творческом конкурсе
«Навст речу
д р у г
другу»
Вечер
музыки
«Осенняя сказка»
Слушание
музыкальных
произведений.
Ритмопластика.
Родительский клуб тема: Игра «Пешеходом быть наука»
Цель:
педагогическое
просвещение
и
приобщение
родителей
по
безопасности на дорогах
2 квартал
Познавательное
В с т р е ч а
с
ортопедом.
Игротека для детей.
«Профилактика
п л о с ко с т о п и я
в
МБДОУ»
Знакомство с коми
сказками Е. Габовой
«Коза»
День выходного дня в
библиотеке.
Создание
альбома-рисунков
« Г е р о и
к о м и
сказок»
Сотворчество.
Наглядно-
информационное
Просмотр
презентаций
из
опыта
семьи.Советуют
родители
«Организация
двигательной
активности с детьми
дома и на улице»
Интернет
страничка
Картотека
«Подбор
литературы сказки и
рассказы о доброте»
Учите с нами стихи
о зиме и дружбе
Стихи коми поэтов –
детям.
«Семейный
вернисаж»
п о д е л к и
и
выставка
на
тему
« Т в о р ю
д о б р о
своими руками»
Конкурс поделок
Досуговое
У ч а с т и е
в
спортивном
празднике
«Зимние
забавы»
и
«Лыжня
дошколят»
Э к с к у р с и я
н а
л ы ж н у ю
б а з у
«Отдых
на
горе»
у ч а с т и е
в
совместной
деятельности
«Зимние спортивные
постройки»
Вечер
творчества
«Изотерапия для
д е т е й
и
взрослых»
Родительский клуб .Тема :«День добра»- мероприятие посвященное дню
инвалида
Цель: развитие позитивного социального опыта в общении ребенка со
взрослым и взрослого с ребенком.
3 квартал
Познавательное
Встречи
в
ЛФК
зале «Профилактика
п л о с ко с т о п и я
и
нарушения осанки у
детей»
В с т р е ч и
с
психологом
«Уроки
добра»
Семинар
практикум
Советы
логопеда
«Говорите
правильно»
Наглядно-
информационное
Презентации
Уголок
здоровья
«Волшебные
точки
здоровья»
« К у л ь т у р а
правильного
питания»
«Йога для детей»
И н т е р н е т
страничка
Картотека,
подбор
л и т е р а т у р ы
п о
БЖД,ПДД.
«Семейный
вернисаж»
-
этот
удивительный мир
в детском саду
Фотовыставка
« Мо я
л ю б и м а я
мама»
Творческий
проект
«Времена
Досуговое
«Культура
правильного
питания»
Экскурсия в музей
Дьяконова М.В.
« К о м и
и з б а » -
з н а к о м с т в о
с
культурой
и
бытом
народа коми.
Музыкальный
праздник
«Конкурс
золушек» Беседа.
Примерный план, встреч клуба «Искорка»
(Старшая группа)
1 квартал
Будем здоровы!
Будем воспитаны и
образованны!
Давайте
дружить!
Индивидуальные беседы и консультации
Познавательное
Встречи
в
ЛФК
зале
«Упражнения
для
хорошей осанки»
Встречи с психологом
Каков
мой
ребенок
в
о т н о ш е н и я х
с о
сверстниками?
Семинар
практикум «Изо
терапия»
Вечер
в с т р е ч
« М о я
любимая
мамочка!»
Открытка
«Айрисфолдинг»
Наглядно-
информационное
Просмотр
Презентации
«Подвижные
игры
для здоровья детей»
Советуют
родители
«Чем
и
как
занять
ребенка
дома»
Интернет страничка
К а р т о т е к а «Читаем
в м е с т е »
п о д б о р
литературы.
Учите
с
нами стихи об осени, о
дружбе. Мысли мудрых
о воспитании ребенка.
«Семейный
вернисаж»
Золотая осень -
выставка
п о д е л о к
и з
природного
м а т е р и а л а
и
овощей
Досуговое
Участие
в
клубе
«Заботливые
родители»
«Подарки
осени»
-
спортивное
развлечение.
Выход
в
библиотеку
мероприятие
«Киноосень».
Подбор
познавательной
литературы
«Скоро
в
школу»
Музыкальный
праздник
« В
гостях у осени».
Разучивание
песен,
стихов,
изготовление
атрибутов.
Родительский
клуб:
Спортивное
развлечение.
Тема:
«Будь
здоровым,
сильным, ловким»
Цель: педагогическое просвещение и приобщение родителей к работе по
оздоровлению и физическому воспитанию детей.
2 квартал
Познавательное
Советы
ортопеда.
Встречи
в
ЛФК
зале.
« Р а з в и т и е
мелкой
моторики
рук»
Формируем
навыки
самомассажа.
«Здоровье
–
всему
Встречи с логопедом
« Р е б е н о к
в
м и р е
людей»
«Говорите правильно»
Практикум
КВН.
У ч а с т и е
в
проекте
«Моя
любимая Эжва!»
Наглядно-
информационное
Презентации
«Домашняя
аптечка»
« В и т а м и н ы
и
полезные
продукты»
Интернет страничка
Картотека
«Читаем
в м е с т е »
п о д б о р
литературы
о
зиме.
Учите с нами стихи о
зиме
и
дружбе,
новом
годе.
Картотека
игры
по
Р. Р
. П о д г о т о в к е
к
«Семейный
вернисаж»
п о д е л к и
и
выставка на тему
«Зимушка зима»
Фотовыставка
«Мой
л у ч ш и й
день в д.с»
Творческий
Досуговое
У ч а с т и е
в
спортивном
празднике «Лыжня
дошколят»
Выход на лыжную
б а з у
« У х ,
прокачусь!»
Экскурсия в музей
«Пера-богатырь»
Экскурсия
«Достопримечательност
и Эжвы»
Музыкальный
праздник
«Здравствуй
н о в ы й
г о д ! »
Вечер встреч «В
объятиях
творчества»
Родительский клуб. Тема: «Волшебный мир книги»
Цель: расширять представление о роли книги в воспитании ребенка.
3 квартал
Познавательное
Встречи
в
ЛФК
зале
« С о л н ц е ,
воздух и вода, наши
лучшие друзья!»
Советы
будущим
первоклассникам.
В с т р е ч а
с
инспектором ГАИ
« П е ш еход ом
б ы т ь
наука»
Встречи с учителем
«Здравствуй школа!»
Семинар
практикум
«Веселые
скороговорки»
Наглядно-
информационное
Просмотр
презентации
«Все
о позвоночнике »
Советуют
родители
«Укрепляем
позвоночник»
«Закаливаемся
дома»
Интернет-страничка
К а р т о т е к а
и г р
«Готовимся в школу»
«Семейный
вернисаж»
-
наше
сотворчество
Фотовыставка
«Семейные
традиции»
Досуговое
У ч а с т и е
в
спортивном
клубе
« В о т
к а к и е
м ы
здоровые»
Выход на природу:
«Здравствуй
ле с,
п ол о н
с ка з о к
и
чудес»
Э к с к у р с и я
в
библиотеку
Мероприятие
посвященное Женскому
дню 8 марта!
Мастер-класс
«Открытка
в
технике
Айрисфолдинг»
Музыкальный
праздник
«Весняночка»
инсценировка
сказки
«Колобок
на новый лад»
Родительский клуб. Тема: «Давайте дружить!»
Цель:
развитие
взаимоотношения
воспитанников
их
родителей
и
педагогов
посредством
включения
в
совместную
творческую
деятельность.