Напоминание

"Родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с родителями в ДОУ"


Автор: Дмитренко Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №98 компенсирующего вида
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с родителями в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад №98 компенсирующего вида».

Программа

Детско-родительского клуба «Искорка»

в группе №5

(для детей с нарушением

опорно-двигательного аппарата)

Воспитатель :Дмитренко О.И.

2015-2017 г

Клуб

создан

в

младшей

группе

№5

(для

детей

с

нарушением

опорно-

двигательного аппарата)с целью установления сотрудничества детского сада

и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста

и

создания

системы

психолого-медико-педагогического

сопровождения

родителей

в

процессе

образования

,

воспитания

ребенка

в

период

дошкольного детства.

Основными

принципами

работы

клуба

«Искорка»

являются:

добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

Участниками Клуба являются: родители детей, педагоги, педагог-психолог,

воспитатель по ФИЗО, логопед.

Клуб

«Искорка»

осуществляет

свою

деятельность

в

соответствии

с

настоящим положением.

Положение

о

Клубе

утверждает ся

заведующим

д о ш кол ь н ы м

образовательным учреждением.

Основные направления деятельности клуба «Искорка»:

1.

Оказание

психолого-медико-педагогической

помощи

и

поддержки

родителям в вопросах воспитания дошкольников с нарушением опорно-

двигательного аппарата..

2.

Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.

3.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Права и обязанности участников клуба «Искорка»:

Родители — члены Клуба имеют право:

на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за

ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка

в ДОУ;

получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;

давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным

вопросам;

участвовать в планировании работы Клуба.

планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами

родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей

предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;

предоставлять квалифицированную консультативную и практическую

помощь родителям;

соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих

проблем семейного воспитания.

Организация деятельности клуба «Искорка»:

Работа

Клуба

осуществляется

на

базе

дошкольного

образовательного

учреждения и библиотеки.

1.

Работа

Клуба

планируется

по

результатам

опроса

родителей

и

рекомендациям педагога-психолога ДОУ.

2.

Количество встреч в Клубе зависит от выявленных запросов родителей,

психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой

проблемы.

3.

На

итоговом

заседании

клуба

«Искорка»

обсуждаются

результаты

работы, ее эффективность.

Формы организации работы клуба «Искорка»:

Встречи с интересными людьми;

Вечера -Практикумы;

Решение педагогических ситуаций;

Обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.

Подведение итогов проектной деятельности.

Воскресные выходные в библиотеке.

Работа Клуба — это групповая работа с родителями, реализующая несколько

функций:

коммуникативную — функцию создания и сплочения родительского

коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;

личностно ориентированную — направленную на самоопределение,

актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и

раскрытие ресурсов родителей;

содержательную — направленную на решение пробле

инструментальную — позволяющую

выработать навыки

анализа реальных ситуаций, сформировать

умения коллектив

ной творческой деятельности, овладеть

навыками самоорганизации и самоуправления;

умения слушать и взаимодействовать с другими

участниками.

Цель программы:

Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей,

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, с

помощью специалистов, воспитателей решать вопросы по воспитанию,

развитию, оздоровлению детей.

способствовать установлению сотрудничества

детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания

и развития детей дошкольного возраста;

помогать родителям рассматривать процесс

образования как непрерывный партнерский диалог со

своим ребенком на основе знаний психологических

закономерностей и особенностей возраста с учетом

интересов и потребностей малыша.

Задачи

программы:

Повышать психолого-педагогическую культуру

родителей;

Выявлять и транслировать положительный опыт

семейного воспитания;

Оказывать всестороннюю помощь и поддержку

родителям в осуществлении адаптационных

мероприятий при переходе детей из дома в детский

сад.

Активно вовлекать родителей в процесс

оздоровления , социальной адаптации детей с ОВЗ.

Выявлять и транслировать положительный

семейный опыт по воспитанию и развитию детей.

Путем сотворчества развивать творческий

потенциал детей, родителей и воспитателей.

Оказание психолого-педагогической помощи и

поддержки родителей в вопросах воспитания

дошкольников с нарушением опорно-двигательного

аппарата.

Трансляция положительного опыта семейного

воспитания.

Повышение психолого-педагогической

компетентности родителей.

Сроки

реализации

программы

Два года (2017-2019)

Участники

программы

Дети, воспитатели, родители группы №5 «Звездочки»

Логопед, психолог, воспитатель ФИЗО, ИЗО

деятельности. Социальные партнеры-детская библиотека

«Шондi войт»

Ожидаемый

результат

Сформированность у родителей определенных

моделей поведения с ребенком;

Повышение уровня педагогических знаний и

умений;

Сплочение коллектива группы, развитие

партнерских отношений взрослого и ребенка.

Установление контакта с семьей.

Решение вопросов родителей по развитию,

воспитанию, оздоровлению детей.

Повышение имиджа специалистов детского сада в

глазах родительского сообщества

Активизирование позитивного мышления

помогающего родителям избегать или преодолевать

трудности в воспитании детей;

Устанавливание доверительного отношения между

ДОУ и родителями, что благоприятно скажется на

эмоциональном состоянии ребенка .

Пояснительная записка.

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как

определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие

всего общества.

Взаимодействие

ребёнка

с

родителями

является

первым

опытом

взаимодействия

с

окружающим

миром.

Этот

опыт

закрепляется,

на

его

основе формируются определенные модели поведения с другими людьми,

которые

передаются

из

поколения

в

поколение.

Однако,

по

всеобщему

признанию учёных-исследователей, социальный институт семьи переживает

сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная

напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они

отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они

всегда на первом месте. А ведь в детстве закладывается основа личности

человека.

В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы,

связанные с воспитанием и развитием ребёнка. Исследования показали, что

современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи

специалистов.

Нашу группу «Звездочки» посещают дети с различными нарушениями в

развитии , становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить

ребёнка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием,

как укрепить здоровье ребенка, адаптировать в среду сверстников?

Где

родителям

получить

ответы

на

все

интересующие

вопросы?

Квалифицированная

психологическая

помощь

не

всем

доступна

в

финансовом

отношении.

Таким

центром

повышения

психолого-

педагогической культуры родителей может стать детский сад. В детском саду

ребёнок

равноправный

член

социальной

группы,

а

в

семье

объект

обожания,

всепрощения;

в

детском

сад

характер

во с п и т а н и я

целенаправленный,

в

семье

зачастую

стихийный,

с

использованием

отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл

сотрудничества

и

взаимодействия.

Отсюда

следует,

что

только

в

гармоничном

взаимодополнении

детский

сад

и

семья

могут

создавать

условия для полноценного развития личности ребёнка, нужно признавать его

ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Современная семья

нуждается

в

разнообразных

знаниях:

психологических,

педагогических,

медицинских и т.д.

Главная

тенденция

обучать

родителей

самостоятельному

решению

жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «ДОУ — семья»,

требует усилий от педагогического коллектива.

Актуальность проблемы, очевидна, так как многие родители хотят

научиться

психологически

и

педагогически

грамотно

воспитывать

своих

детей,

им

нужны

средства

и

методики,

они

могут

использовать

и

психотерапевтические

методы

на

доступном

для

них

уровне.

Совсем

не

обязательно

давать

родителям

глубокие

знания,

но

познакомить

их

с

основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно

осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.

Именно

это

послужило

толчком

создания

клуба

«Искорка»

,

благодаря

которому

созданы

условия

для

психопрофилактической

поддержки

и

психолого-педагогического

сопровождения

детей

с

нарушением

опорно-

двигательного аппарата, способствующие мягкой адаптации, формированию

положительного

отношения

к

ДОУ,

навыкам

общения

с

взрослыми

и

сверстниками.

Клуб можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с

родителями,

часто

более

эффективной,

чем

и н д и в и д уа л ь н о е

консультирование. Описание групповых методов работы с родителями можно

найти в работах отечественных психологов и психотерапевтов А. Я. Варги, А.

С.

Спиваковской,

А.

И.

Захарова.

Понимание

сути

детских

проблем

и

улучшение взаимоотношений родителей с детьми, которое, как утверждают

авторы, происходит в процессе групповой работы, повышает эффективность

психокоррекционных мероприятий с детьми.

Это новая модель дошкольной образовательной системы — совместное с

семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающая развитие

личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых.

В основе взаимодействия с семьей придерживаемся следующих принципов:

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Преемственность согласованных действий.

Взаимопонимание семьи и

детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач,

позиций обеих сторон.

Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.

Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от меня,

как педагога открытости по отношению к семье воспитанника: объединение

социального,

интеллектуального,

культурного

опыта

всех:

самих

детей,

членов их семей, воспитателей, специалистов, социального окружения.

Индивидуальный подход к каждой семье.

Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи. Формы выбираются

в соответствии с интересами семьи.

Сотрудничество, а не наставничество.

• Динамичность.

Мероприятия составляются на основе потребностей детей и родителей, в

соответствии с задачами дошкольного учреждения.

В сентябре проводится анкетирование –опрос на тему: «Мой ребенок в

ДОУ», где выявляются проблемы, с какими специалистами хотели

встретится, по каким вопросам получить консультацию, в каких

мероприятиях участвовать, какие дополнительные образовательные услуги

получить.

В своей работе используем разнообразные формы.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в

вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

«Встречи с интересными людьми.»

«Просмотр презентаций.»

«Семейный вернисаж»-

Наглядно–информационное направление - включает в себя:

1.Оформление в группе родительского уголка.

2 П о д б о р

м а т е р и а л а

д л я

и н ф о р м а ц и о н н ы х

б у к л е т о в .

3.Организация фотовыставок.

4.Интернет страничка группы «Звездочка»

Активность родителей в создание фотогазет, выставок говорит о том, что

эти формы работы является востребованным. Наглядно- информационное

направление дает возможность донести до родителей любую информацию в

доступной

форме,

тактично

напоминать

о

родительских

обязанностях

и

ответственности.

Досуговое направление

«Вечера–практикумы», «Выходные в библиотеке» в работе с родителями

является

самым

востребованным

,полезным

,но

и

самым

трудным

в

организации.

Это

объясняется

тем,

что

любое

совместное

мероприятие

позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности

во взаимоотношении; посмотреть как это делают другие ,то есть приобрести

опыт и взаимодействия не только со своим ребенком, но и родительской

общественностью в целом.

В

настоящее

время,

в

связи

с

перестройкой

системы

дошкольного

воспитания,

ищу

новые,

нетрадиционные

формы

работы

с

родителями,

основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные

формы общения с семьей как интернет, открыта страничка нашей группы

«Звездочки». Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей, является и

библиотека семейных игр «Играем с детьми дома» где родители делятся

новыми развивающими пособиями и играми.

Хотелось отметить, участие родителей в проектной деятельности. Родители и

дети с удовольствием участвовали в работе над проектами. Мамы и папы

использовали различные информационные источники для получения

информации. Вместе с детьми рисовали, лепили, сочиняли стихи, рассказы,

изготавливали поделки. Итоги проектов «Мое имя», «Моя любимая Эжва»,

«Растем вместе с книгой» проводились в различных формах.

На вечере встреч «Пока все дома» семья Фоминых подготовила

мультимедийную презентацию. Для участия детей в инсценировке «Муха

Цокотуха» родители вместе с детьми изготовили атрибуты, сценические

костюмы. Участвуя в конкурсе «Лучший участок ДОУ» папы и мальчики

разработали проект гоночного автомобиля и подарили его детям.

Благодаря сплоченности родителей пополнилась развивающая среда группы.

Дети вместе с родителями участвовали в различных благотворительных

проектах,акциях.

Вывод: Инновационные процессы, проходящие в дошкольном учреждении

способствуют повышению педагогической компетентности родителей,

положительно влияют на качество воспитания и развития дошкольников

через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют

осуществлять личностно-ориентированный подход. В ДОУ, группе создана

психологически комфортная среда, в рамках которой осуществляется

реализация системы психологического сопровождения семьи от первых дней

посещения ребенком группы до его поступления в школу.

В ходе взаимодействия:

-Установились прочные партнерские взаимоотношения между детским

садом и семьей.

-Сформировалась активная позиция родителей в получении психолого-

педагогических знаний, помогающих им раскрыть потенциал

образовательных возможностей в вопросах воспитания, развития и

сохранения здоровья своих детей.

-Повысилась степень включенности родителей в воспитательно-

образовательный процесс.

Родители удовлетворены качеством проводимых мероприятий, Они

активно участвуют в проводимых праздниках, развлечениях, конкурсах,

выставках, в оформлении группы и игрового участка, в пополнении

детских уголков разнообразным материалом.

Примерный план работы , планирование встреч клуба «Искорка»

(средняя группа)

1 квартал

Будем здоровы!

Будем воспитаны

и образованны!

Давайте

дружить!

Индивидуальные беседы и консультации

Познавательное

В с т р е ч и

с

психологом

«Детские страхи».

В с т р е ч и

с

интересными

людьми

В с т р е ч и

в

библиотеке, разговор

с библиотекарем.

Проект «Растем

вместе с книгой».

Семинар

практикум

«Волшебные

пальчики»

Наглядно-

информационное

Просмотр

презентаций

Видеоролики.

«Задачи ФГОС –

вопросы и ответы»

Интернет-

страничка

Картотека

«Читаем

в м е с т е »

п о д б о р

литературы по ПДД.

Учите с нами стихи

о б

о с е н и ,

П Д Д ,

транспорте.

«Семейный

вернисаж»

« Ч у д о

д а р ы

осени» - выставка

п о д е л о к

и з

природного

м а т е р и а л а

и

овощей

Досуговое

У ч а с т и е

в

спортивном

празднике «В стране

дорожных знаков»

Экскурсии в музей

М .

Д ь я к о н о в а

« Т в о р ю

д о б р о

своими

р у к а м и » .

У ч а с т и е

в

творческом конкурсе

«Навст речу

д р у г

другу»

Вечер

музыки

«Осенняя сказка»

Слушание

музыкальных

произведений.

Ритмопластика.

Родительский клуб тема: Игра «Пешеходом быть наука»

Цель:

педагогическое

просвещение

и

приобщение

родителей

по

безопасности на дорогах

2 квартал

Познавательное

В с т р е ч а

с

ортопедом.

Игротека для детей.

«Профилактика

п л о с ко с т о п и я

в

МБДОУ»

Знакомство с коми

сказками Е. Габовой

«Коза»

День выходного дня в

библиотеке.

Создание

альбома-рисунков

« Г е р о и

к о м и

сказок»

Сотворчество.

Наглядно-

информационное

Просмотр

презентаций

из

опыта

семьи.Советуют

родители

«Организация

двигательной

активности с детьми

дома и на улице»

Интернет

страничка

Картотека

«Подбор

литературы сказки и

рассказы о доброте»

Учите с нами стихи

о зиме и дружбе

Стихи коми поэтов –

детям.

«Семейный

вернисаж»

п о д е л к и

и

выставка

на

тему

« Т в о р ю

д о б р о

своими руками»

Конкурс поделок

Досуговое

У ч а с т и е

в

спортивном

празднике

«Зимние

забавы»

и

«Лыжня

дошколят»

Э к с к у р с и я

н а

л ы ж н у ю

б а з у

«Отдых

на

горе»

у ч а с т и е

в

совместной

деятельности

«Зимние спортивные

постройки»

Вечер

творчества

«Изотерапия для

д е т е й

и

взрослых»

Родительский клуб .Тема :«День добра»- мероприятие посвященное дню

инвалида

Цель: развитие позитивного социального опыта в общении ребенка со

взрослым и взрослого с ребенком.

3 квартал

Познавательное

Встречи

в

ЛФК

зале «Профилактика

п л о с ко с т о п и я

и

нарушения осанки у

детей»

В с т р е ч и

с

психологом

«Уроки

добра»

Семинар

практикум

Советы

логопеда

«Говорите

правильно»

Наглядно-

информационное

Презентации

Уголок

здоровья

«Волшебные

точки

здоровья»

« К у л ь т у р а

правильного

питания»

«Йога для детей»

И н т е р н е т

страничка

Картотека,

подбор

л и т е р а т у р ы

п о

БЖД,ПДД.

«Семейный

вернисаж»

-

этот

удивительный мир

в детском саду

Фотовыставка

« Мо я

л ю б и м а я

мама»

Творческий

проект

«Времена

Досуговое

«Культура

правильного

питания»

Экскурсия в музей

Дьяконова М.В.

« К о м и

и з б а » -

з н а к о м с т в о

с

культурой

и

бытом

народа коми.

Музыкальный

праздник

«Конкурс

золушек» Беседа.

Примерный план, встреч клуба «Искорка»

(Старшая группа)

1 квартал

Будем здоровы!

Будем воспитаны и

образованны!

Давайте

дружить!

Индивидуальные беседы и консультации

Познавательное

Встречи

в

ЛФК

зале

«Упражнения

для

хорошей осанки»

Встречи с психологом

Каков

мой

ребенок

в

о т н о ш е н и я х

с о

сверстниками?

Семинар

практикум «Изо

терапия»

Вечер

в с т р е ч

« М о я

любимая

мамочка!»

Открытка

«Айрисфолдинг»

Наглядно-

информационное

Просмотр

Презентации

«Подвижные

игры

для здоровья детей»

Советуют

родители

«Чем

и

как

занять

ребенка

дома»

Интернет страничка

К а р т о т е к а «Читаем

в м е с т е »

п о д б о р

литературы.

Учите

с

нами стихи об осени, о

дружбе. Мысли мудрых

о воспитании ребенка.

«Семейный

вернисаж»

Золотая осень -

выставка

п о д е л о к

и з

природного

м а т е р и а л а

и

овощей

Досуговое

Участие

в

клубе

«Заботливые

родители»

«Подарки

осени»

-

спортивное

развлечение.

Выход

в

библиотеку

мероприятие

«Киноосень».

Подбор

познавательной

литературы

«Скоро

в

школу»

Музыкальный

праздник

« В

гостях у осени».

Разучивание

песен,

стихов,

изготовление

атрибутов.

Родительский

клуб:

Спортивное

развлечение.

Тема:

«Будь

здоровым,

сильным, ловким»

Цель: педагогическое просвещение и приобщение родителей к работе по

оздоровлению и физическому воспитанию детей.

2 квартал

Познавательное

Советы

ортопеда.

Встречи

в

ЛФК

зале.

« Р а з в и т и е

мелкой

моторики

рук»

Формируем

навыки

самомассажа.

«Здоровье

всему

Встречи с логопедом

« Р е б е н о к

в

м и р е

людей»

«Говорите правильно»

Практикум

КВН.

У ч а с т и е

в

проекте

«Моя

любимая Эжва!»

Наглядно-

информационное

Презентации

«Домашняя

аптечка»

« В и т а м и н ы

и

полезные

продукты»

Интернет страничка

Картотека

«Читаем

в м е с т е »

п о д б о р

литературы

о

зиме.

Учите с нами стихи о

зиме

и

дружбе,

новом

годе.

Картотека

игры

по

Р. Р

. П о д г о т о в к е

к

«Семейный

вернисаж»

п о д е л к и

и

выставка на тему

«Зимушка зима»

Фотовыставка

«Мой

л у ч ш и й

день в д.с»

Творческий

Досуговое

У ч а с т и е

в

спортивном

празднике «Лыжня

дошколят»

Выход на лыжную

б а з у

« У х ,

прокачусь!»

Экскурсия в музей

«Пера-богатырь»

Экскурсия

«Достопримечательност

и Эжвы»

Музыкальный

праздник

«Здравствуй

н о в ы й

г о д ! »

Вечер встреч «В

объятиях

творчества»

Родительский клуб. Тема: «Волшебный мир книги»

Цель: расширять представление о роли книги в воспитании ребенка.

3 квартал

Познавательное

Встречи

в

ЛФК

зале

« С о л н ц е ,

воздух и вода, наши

лучшие друзья!»

Советы

будущим

первоклассникам.

В с т р е ч а

с

инспектором ГАИ

« П е ш еход ом

б ы т ь

наука»

Встречи с учителем

«Здравствуй школа!»

Семинар

практикум

«Веселые

скороговорки»

Наглядно-

информационное

Просмотр

презентации

«Все

о позвоночнике »

Советуют

родители

«Укрепляем

позвоночник»

«Закаливаемся

дома»

Интернет-страничка

К а р т о т е к а

и г р

«Готовимся в школу»

«Семейный

вернисаж»

-

наше

сотворчество

Фотовыставка

«Семейные

традиции»

Досуговое

У ч а с т и е

в

спортивном

клубе

« В о т

к а к и е

м ы

здоровые»

Выход на природу:

«Здравствуй

ле с,

п ол о н

с ка з о к

и

чудес»

Э к с к у р с и я

в

библиотеку

Мероприятие

посвященное Женскому

дню 8 марта!

Мастер-класс

«Открытка

в

технике

Айрисфолдинг»

Музыкальный

праздник

«Весняночка»

инсценировка

сказки

«Колобок

на новый лад»

Родительский клуб. Тема: «Давайте дружить!»

Цель:

развитие

взаимоотношения

воспитанников

их

родителей

и

педагогов

посредством

включения

в

совместную

творческую

деятельность.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!