Авторы: Шоболова Мария Александровна, Алимова Цветана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 98 «Алые паруса»
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагогический проект "Птицы–наши друзья"
Раздел: дошкольное образование
МДОУ ЦРР –детский сад №98
«Алые паруса» г.Саратова
Педагогический проект
«Птицы – наши друзья»
Авторы проекта:
воспитатели Шоболова М.А., Алимова Ц.П.
Саратов, 2018 год
Актуальность темы
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема
современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе:
жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.
Задача взрослых -
воспитывать
интерес
у
детей
к
нашим
соседям
по
планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них,
радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой
от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В
совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения
ребенка
с
миром
природы
и
для
посильной
помощи
нашим
пернатым
друзьям.
Вид
проекта:
информационный;
познавательно-исследовательский,
творческий.
По составу участников: групповой.
По срокам реализации: краткосрочный (март-апрель 2018 года)
Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, воспитатель, родители.
Разработчики проекта: воспитатель Шоболова М.А., Алимова Ц.П.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни
и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с зимующими птицами, о роли человека в жизни
зимующих птиц;
Расширять знания об окружающем, о пользе птиц в природе;
Учить узнавать пернатых по внешнему виду;
Обогащать словарный запас детей;
Активизировать познавательную деятельность;
Способствовать
развитию
творческих
и
интеллектуальных
способностей воспитанников;
Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
Развивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки;
Воспитательные:
Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе.
Воспитывать
заботливое
отношение
к
птицам,
желание
помогать
в
трудных зимних условиях.
Проект включает в себя три этапа:
Подготовительный этап:
Подготовка наглядного материала с изображением зимующих птиц
(открытки, плакаты, фотографии, презентация о зимующих птицах).
Подготовка музыкального сопровождения (музыка из серии «Голоса птиц»).
Подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок.
Изготовление родителями кормушек для птиц.
Основной этап
НОД, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение
художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, продуктивные
виды деятельности.
Совместное творчество детей и родителей.
Заключительный этап
- Развешивание кормушек на территории детского сада.
Выставка детских работ.
В течении реализации проекта, слушание музыкальных произведений,
чтение стихотворений о птицах, подвижные, дидактические, сюжетно-
ролевые игры:
«Голоса птиц»;
«Воробей храбрый»;
Подвижные игры:
«Кот и воробьи»
«Птички в гнёздышках»
«Воробушки и автомобиль»
Дидактические игры:
«Кто как кричит»
«Большой- маленький»
«Один-много»
«Собери птицу»
С-р игра: «Больница для птиц»
Реализация проекта:
№ Формы работы
Сроки
проведения
Участники
1
Показ презентации «Птицы зимой»
1.03-9.03.2018
Воспитатель
дети.
2
Чтение художественной литературы
о птицах.
Стихотворение
Н. Грибачёвой «Ну морозы, ну
морозы»,
Г. Ладонщиков «Наши друзья».
А.Яшин «Покормите птиц зимой!»
12.03-
16.03.2018
Воспитатель
дети.
3
Беседа «Покормим птиц зимой»
Наблюдение за птичьими гнёздами,
скворечником, кормушкой (птицы
маленькие, беззащитные, пугливые,
не могут постоять за себя и своё
жильё…)
19.03-
23.03.2018
Воспитатель
дети.
4
НОД Рисование «Снегири».
26.03-
30.03.2018
Воспитатель
дети.
5
Вечер загадок о зимующих птицах.
2.04-06.04.2018 Воспитатель
дети.
6
Рассматривание альбома
«Зимующие птицы»
2.04-06.04.2018 Воспитатель
дети.
7
НОД Нетрадиционное рисование
«Цыплята»
09.03-
13.03.2018
Воспитатель
дети.
8
Рассказ воспитателя.
«Как помочь птицам пережить
зиму»
09.03-
13.03.2018
Воспитатель
дети.
9
НОД Рисование «Перо Жар-птицы»
16.03.-
20.04.2018
Воспитатель
дети.
10 Наглядная информация для
родителей:
«Понаблюдайте за птицами»
16.03.-
20.04.2018
Воспитатель
«Не проходите мимо»
«Не дадим птичке умереть»
11 Изготовление родителями кормушек
для зимующих птиц
23.04-
27.04.2018
Родители, дети,
Продукты проекта.
Выставка рисунков и аппликаций.
Развешивание кормушек для зимующих птиц на участке.
Чтение: С.Я. Маршак «Где обедал воробей», М. Зощенко «Умная птичка», Е.
Чарушин «Воробей»
Прослушивание голосов птиц П.И. Чайковский «Времена года»
Лепка «Вот такие у нас птички»
Ожидаемый результат
Можно предположить, что в рамках реализации проекта будут достигнуты
следующие результаты:
Дети:
Сформированы
элементарные
экологические
знания
и
культура
поведения
в
природе,
знания
о
взаимосвязи
в
природе.
Сформированы
навыки
наблюдения
и
экспериментирования
в
процессе
познавательной
деятельности,
умение
анализировать
и
делать
выводы.
Развит
интерес
к
явлениям и объектам природы, навыки бережного, ответственного отношения
к природе.
Педагоги: Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической
культуры
дошкольника,
повышение
профессионального
мастерства.
Повышение экологической культуры педагогов, понимание необходимости в
экологическом воспитании дошкольников. Пополнение развивающей среды в
группах.
Повышение
мастерства
в
организации
активных
форм
сотрудничества с семьей.
Родители: Обогащение уровня экологических знаний родителей. Повышение
экологической
культуры,
понимание
необходимости
в
экологическом
воспитании своих детей. Возможность участие в экологических проектах.
Вывод:
работа
по
реализации
проекта
«Птицы
–
наши
друзья
способствовала формированию экологической культуры детей, а также всех
его участников, развитию представлений об ответственном отношении к
окружающей природе, которая проявляется в эмоционально-положительном
отношении к природе, к её объектам и явлениям.
Проект
позволил
каждому
ребенку
быть
субъектом
и
активным
участником
во
всех
видах
деятельности.
В
ходе
проекта
у
детей
сформировалась определённая система ценностей, представление о человеке
как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от её
состояния.
НОД Лепка «Покорми птиц».
НОД Нетрадиционное рисование «Цыплята»
«Снегирь» Рисование ватной палочкой.
НОД Аппликация «Скворечник»
НОД Рисование «Перо Жар-птицы»
Изготовление родителями кормушек для зимующих птиц.
Кормушку, изготовленную воспитанниками, с помощью родителей своими
руками повесили на нашей плащадке