Автор: Ситдикова Равия Рафаэлевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Мичанская ООШ Сабинского муниципального района РТ"
Населённый пункт: Республика Татарстан, село Новый Мичан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Контрольно– дидактический материал по русскому языку, 8 класс
Раздел: среднее образование
Задания для формирования коммуникативных универсальных
учебных действий
8 класс по теме "Повторение изученного в 5-7 классах"
1.
Прочитайте интересные факты из замечательной энциклопедии
для детей “Языкознание”, выпущенной издательством “Аванта +”
в 1998 году.
“Препинания служат к изъяснению смысла в письме и ко избежанию
всякого противного толкования. Оные препинания ставятся по силе разума и
по его расположению и союзам”, – писал Н.Г. Курганов в “Письмовнике,
содержащем в себе науку российского языка, со многим присовокуплением
разного
учебного
и
полезнозабавного
вещесловия”.
Прообразы
знаков
препинания
попадаются
уже
в
новгородских
берестяных
грамотах.
У
некоторых
авторов
начало
письма
означал
крест;
изредка
встречается
осмысленное употребление точек.
По-настоящему
система
пунктуации
сформировалась
только
после
распространения книгопечатания. Из печатных изданий знаки препинания в
современном смысле этого слова постепенно проникали и в рукописные
тексты. А уже в “Российской грамматике” М.В. Ломоносова есть целый
раздел, посвященный “строчным знакам”.
Со временем количество знаков препинания увеличивалось. Ломоносов
писал о точке, вопросительном и “удивительном” знаках, о запятой, точке с
запятой
и
“двух
точках”,
о
“вместительном”
(скобки)
и
“единительном”
(дефис) строчных знаках. В конце 18 века в книгах появляются тире, кавычки
и многоточие. В последних изданиях “Письмовника” Н.Г. Курганова (1725–
1796
гг.)
к
знакам
препинания
были
причислены
“примечательный”
(подчеркивание или шрифтовое выделение) и “отменительный” (кавычки).
В 1797 году в грамматике Антона Алексеевича Барсова (1730 – 1791
г.г.) уже описаны тире (“молчанка”), кавычки (“вносный” знак), звездочка
(“примечательный”)
и
параграф
(“статейный”).
Так
количество
знаков
препинания
постепенно
увеличивалось.
Позже
в
особых
случаях
стали
использовать комбинацию знаков препинания.
1.Озаглавьте текст. 2.Какую информацию содержит этот текст? 3. Как
раньше назывались знаки препинания? Сравните первоначальные и
современные названия знаков препинаний. 4.А возможно ли сейчас
придумать еще какие-нибудь знаки? Попробуйте изобрести новые знаки
препинания и объяснить их роль в предложении.
Вариант ответа
1.
Когда и как появились знаки препинания?
Интересное о знаках препинаниях.
2.
В тексте содержится информация о первоначальных и современных
названиях знаков препинаний.
3.
М.В. Ломоносов : точка, вопросительный, “удивительный” знак-
восклицательный, запятая, точке с запятой, “две точки”- двоеточие,
“вместительный” -скобки , “единительный” – дефис;
4.
В 18 веке : тире, кавычки и многоточие;
5.
Н.Г. Курганов: “примечательный” - подчеркивание или шрифтовое
выделение, “отменительный” - кавычки.
6.
Антон Алексеевич Барсов : тире - “молчанка”, кавычки - “вносный” знак,
звездочка - “примечательный” и параграф - “статейный”.
Есть и другие знаки препинания, используемые очень редко. Например:
1.
Интерробанг — лигатура из вопросительного
и восклицательного знаков.Возможно, вы уже встречали этот знак:
в последнее время он становится всё более популярным. Конечно,
комбинацию из вопросительного и восклицательного знака можно заменить,
просто написав их один за другим, например, вот так «?!», но интерробанг
выглядит на письме более представительно.
2.
Риторический вопросительный знак. Этот знак препинания,
похожий на зеркальное отражение обыкновенного вопросительного знака,
был придуман Генри Денхэмом в 1580-м году. Его использовали для
обозначения риторического вопроса вплоть до начала 1600-х годов.
3.
Иронический знак
Иронический знак очень похож по написанию на риторический
вопросительный знак, но всё же несколько отличается — он меньше
и расположен чуть выше над строкой, и обычно он стоит перед
предложением, а не после. Впервые использовать иронический знак
предложил Алькантер де Брам в XIX-м веке, а в 1966-м году писатель Эрве
Базен в своей книге «Plumons l’Oiseau» описал аналогичный символ вместе
с ещё пятью новыми знаками.
4.
Любовный знак
Среди предложенных Базеном знаков был любовный знак, состоящий из двух
вопросительный знаков, зеркально отражающих друг друга, и точки внизу.
Его можно использовать для выражения любви, например,
в поздравительных открытках: «С юбилеем [любовный знак]». Возможно,
если бы его было проще набрать на клавиатуре, такой знак действительно
пользовался бы популярностью.
5.
Согласительный знак
Базен описал этот знак как «стилистическое представление двух флажков,
веющих над экскурсионным автобусом, когда президент приезжает
в город». Согласительный знак выражает демонстрацию доброй воли или
приветствие, так что вы можете использовать его, чтобы сказать «Как
я рад тебя видеть [согласительный знак]» или «Да здравствует Лас-Вегас
[согласительный знак]».
6.
Знак уверенности
Нужно высказать что-то с непоколебимой уверенностью? Тогда можете
завершить свой письменный доклад, используя ещё один предложенный
Базеном знак препинания — знак уверенности.
7.
Знак сомнения
Знак сомнения — противоположность знака уверенности. Таким образом,
он может быть использован для выражения сомнения или скептицизма.
8.
Авторитетный знак
Авторитетный знак придаёт предложению оттенок уверенности
эксперта — «как зонтик турецкому султану». Кроме того, он также
используется для указания на приказ или совет, исходящий от власть
предержащих.
9.
Саркастический знак
Саркастический знак защищён авторским правом и торговой маркой «Paul
Sak». Хотя он применяется не слишком широко, его можно использовать для
того, чтобы подчеркнуть сарказм в какой-либо фразе, предложении или
сообщении. Например, «Половина удовольствия от сарказма заключается
в том, чтобы на него указать [саркастический знак]».
10.
Снарк-знак
Этот знак используется для того, чтобы показать, что предложение
содержит скрытый смысл, и его не следует понимать буквально. В отличие
от саркастического знака, снарк-знак авторским правом не защищён,
а напечатать его легко: это просто точка, за которой идёт волна.
11.
Астеризм
Этот милый, но редко используемый знак препинания раньше служил для
разделения смысловых глав или частей книги или для обозначения
незначительных перерывов в длинном тексте.
12 .
Восклицательная запятая и вопросительная запятая
Благодаря этим знакам препинания вы можете выразить восклицание или
вопросительную интонацию, не заканчивая предложения.
2. Прочитайте текст. Как вы понимаете смысл данного высказывания?
Составьте в паре связное аргументированное доказательство.
(Не)упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется
(не)интересно. На земле нет (не)интересных мест: есть только
(не)интересующиеся люди, люди, (не)умеющие находить интересное,
внутренне скучные. Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда
вас забросила судьба… (Д. Лихачёв)
3.Прочитайте текст. Скажите, нужно ли изучать знаки препинания в
школе, аргументируйте свой ответ.
Принципы русской пунктуации
Знаки
препинания
появились
намного
позже,
чем
была
изобретена
письменность. Без пунктуации люди прекрасно обходились сотни лет. Зато
современный
человек
вынужден
тратить
годы
на
овладение
этой
премудростью.
Первые теоретики пунктуации (М. В. Ломоносов, А. А. Барсов) были
уверены,
что
расстановка
знаков
препинания
зависит,
прежде
всего,
от
интонации.
В
XX
веке
у
интонационной
теории
появился
горячий
и
талантливый
сторонник
–
А.
М.
Пешковский.
Он
отстаивал
идею
о
первостепенной
значимости
живой,
звучащей
речи
и
считал
знаки
препинания лишь отражением ее ритмомелодичной структуры. Современные
лингвисты
считают,
что
основное
назначение
пунктуации
–
передавать
логику предложения, связь между его частями.
(По С. Евграфовой)
Вариант ответа
«Нужно ли изучать знаки препинания в школе?» — недоумевают
некоторые мои сверстники и говорят:
— Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки…
Я
с
ними
не
согласна,
потому
что
считаю:
знаки
препинания
несут
дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она
к а с а е т с я
в ы с к а з ыв а н и я
в
ц е л о м .
Возьмем,
к
примеру,
двоеточие.
Во-первых,
этот
знак
ставят,
если
хотят пояснить сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в
сложном предложении , где вторая часть предложения с разными видами
связи
указывает
на
причину
того,
о
чем
сообщалось
в
первой
части.
Во-вторых,
этот
знак
помогает
увидеть
такие
синтаксические
к о н с т р у к ц и и ,
к а к
с л о в а
а в т о р а
и
п р я м у ю
р е ч ь .
В-третьих, двоеточие — письменный сигнал интонации пояснения. Перед
знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза,
после
знака
следующая
синтаксическая
единица
интонируется
в
более
б ы с т р о м
т е м п е .
Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам
К. Г.
Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в
правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».
4. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к
уроку русского языка по теме «Знаки препинания в простом
предложении». Один из слайдов называется «Группы знаков препинания
в простом предложении по их функции».
Что Вы включили бы в этот слайд?
Вариант ответа
Группы знаков препинания в простом предложении по их функции:
1. Знаки отделительные (завершения) . ? ! …
2. Разделительные (одиночные) , - :
3. Выделительные (двойные) , ( ) -
1. Отделительные знаки препинания используются:
1. Для отделения каждого предложения от последующего в тексте;
2. Для оформления отдельного предложения как законченного.
Что вам всем нужно для счастья? (Р.Рождественский)
Как воздух чист! Как ясен небосклон! (Е.Баратынский)
Скучно, грустно… (А.С.Пушкин)
2. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для
обозначения границ между однородными членами, ставятся между
подлежащим и сказуемым при пропуске связки
Стали гости пить, есть, веселиться.
Дважды два – четыре.
3. Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ тех
смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений,
вводных слов)
За кого же нам, батюшка, посвататься?
К счастью, обошлось без потерь.
5. Прочитайте отрывок из романа-сказки Юрия Олеши "Три толстяка"
Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на
самом деле. Всё это выдумки и сказки для совсем маленьких детей. Просто
некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих
фокусников принимали за колдунов и волшебников.
Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери. Наивный человек, ярмарочный
гуляка, недоучившийся студент могли бы его тоже принять за волшебника. В
самом деле, этот доктор делал такие удивительные вещи, что они
действительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел с
волшебниками и шарлатанами, дурачившими слишком доверчивый народ.
Доктор Гаспар Арнери был учёный. Пожалуй, он изучил около ста наук. Во
всяком случае, никого не было в стране мудрей и учёней Гаспара Арнери.
О его учёности знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры. А
школьники распевали про него песенку с таким припевом:
Как лететь с земли до звёзд,
Как поймать лису за хвост,
Как из камня сделать пар,
Знает доктор наш Гаспар.
Однажды летом, в июне, когда выдалась очень хорошая погода, доктор
Гаспар Арнери решил отправиться в далёкую прогулку, чтобы собрать
некоторые виды тав и жуков.
1.
Определите тип речи и стиль текста.
2.
Какая основная мысль текста?
3.
Объясните лексическое значение слова шарлатан, составьте с ним
предложение.
4.
Как вы понимаете высказывание «Время волшебников прошло»?
Согласны ли вы с таким утверждением? Напишите небольшое
сочинение –рассуждение , используя
а) причастные обороты
б) деепричастные обороты
в) однородные члены предложения
г) предложения, разные по цели высказывания.
Вариант ответа
1.Тип речи- повествование.
2.Стиль текста – художественный стиль.
3.Шарлатан-
обманщик, эксплуатирующий доверие публики,
человек невежественный, но при помощи внешних приемов выдающий себя
за ученого.
4. Неужели время волшебников прошло? Я не согласен с этим
высказыванием. Быть волшебником, стать им хотя бы на минуту – мечта
каждого ребёнка.
Но всё-таки я пофантазирую, представлю себя волшебником.
Итак, я волшебник. Что бы я изменил в мире?
В первую очередь я бы сделал так…………
Я вот сейчас фантазирую, а сам думаю, что кое-что можно сделать и
без волшебства. Надо много трудиться, любить, уважать людей, которые
живут рядом. Нужно быть гражданином своей страны и неравнодушным
жителем планеты Земля. Нужно много учиться. Ведь я не хочу быть
волшебником- недоучкой!
Я буду много учиться и работать, и тогда задуманное выполню!
6.Прочитайте текст и выполните задания.
Звуки весны.
Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи
весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется,
невидимый дирижёр поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается
прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижёра, одна
за другою гаснут над лесом звёзды. Нарастая и замирая в макушках деревьев,
над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь
в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки.
Тихий знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!»
Это тянет над утренним лесом вальдшнеп – длинноклювый кулик. Из тысячи
лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не
похожую песню глухаря.
В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки
особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы
трубят журавли, на бесчисленных свирелях, повсюду заливаются неутомимые
музыканты – дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют
жаворонки. Множество радостных, торжественных звуков слышит охотник в
этот весёлый час на земле и, забыв о своём ружье, долго слушает прекрасную
симфонию весеннего утра. (И.Соколов-Микитов).
1.
О чём вас заставил задуматься рассказ?
(О том, как приятно оказаться в лесу предрассветный час).
2.
Назовите тему рассказа.
(О звуках весны).
3.
Какова основная мысль рассказа?
(Как красива природа в предрассветный час, уметь видеть прекрасное
в окружающем мире).
4. Как вы думаете, почему в рассказе много глаголов и деепричастий?
Дайте аргументированный ответ.
Напишите сочинение – миниатюру на тему «Звуки весны»
Вариант ответа
Звуки весны.
Весна! Всё оживает вокруг! Слышится первая капель, несмелое журчание
ручейков, всё чаще раздаются птичьи голоса.
Город наполнен новыми звуками: с капаньем сосулек с крыш, шумом водяных
стоков, шлёпаньем по лужам тысяч ног, шумом работ на крышах. Всюду
раздаётся радостный смех людей, уходит холод зимних дней и ночей. Идёт
недельная «Масленица». Всё дышит весной!
Просыпается природа: весело шумит лес, не умолкает щебетанье птиц,
тронулся ледяной панцирь рек, наполнились соком стволы деревьев, гремят
первые весенние грозы. Своё возвращение домой оглашают шумом и гамом
перелётные птицы, занимают старые и строят свои новые гнёзда.
Даже воздух наполнен неуловимыми запахами, которые тревожат и
радуют. Всюду чувствуется обновление природы. Весна вступает в свои
права.
На земле она – символ жизни любви, надежд и желаний.
7.
К.Г. Паустовскому принадлежит высказывание: «Ещё Пушкин
говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль,
привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и
правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они
твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Проанализируйте высказывание К.Г.Паустовского.
Согласны ли Вы с данным высказыванием? Дайте своему ответу
развернутое аргументированное объяснение.
8.
Рассмотрите примеры социальной рекламы и сформулируйте
призывы, которые они выражают.
Выберите одну из реклам и устно опишите её. Продумайте, какие
языковые средства, в том числе и интонационные, вы будете
использовать, чтобы доходчивее и ярче объяснить смысл плаката.
Создайте слоган или четверостишие на одну из реклам.
1.
2.
3.
4.
Эталон
1.
Водитель, не пиши СМС за рулем!
2.
Дорога — не лучшее место для сна.
3.Закрывай сердце на замок, не закрывай — итог один: обязательно
найдется фокусник, который откроет его без ключа и незаметно
поселится там.
3.Пора на ключик душу закрывать,
навесив на засов замок амбарный,
а не поможет, — так заколотить,
на случай всякий… можно на пожарный
3.
На замок закрыла свою душу,
на засов страничку закрываю, иногда.
Чтоб никто не видел и не слышал,
как катилась по щеке слеза.
4. Оторвись от телефона! Жизнь дороже!!!
4.Ведем себя, как дети
Теряя день за днем!
И тонем в Интернете,
Как будто легче в нем..
9. Представьте, что вам дали задание создать Музей Детской книги.
Назовите 10 книг, которые станут экспонатами музея (желательно точное
название книги и её автора). К каждой книге дайте краткую аннотацию,
в которой вы объясните ваш выбор. Каждая аннотация должна состоять
из 2-3 предложений
Вариант ответа
Владимир Карпович Железников
"Чучело". Книга для подростков очень
полезна, т. к. показывает наглядно как могут строиться отношения в
коллективе. Как можно ошибаться, как можно любить и предавать. И к
чему может привести недоказанное обвинение.
А. С. Экзюпери – «Маленький принц». Книга учит мечтать и полезна для
прочтения не только детям, но и родителям. Она рассказывает о том, как
находить радость в мелочах.
10. Влияние наших мыслей и слов на качество переживаемых нами событий
огромно. Волшебство существования состоит в том, что мы все время
находимся в процессе творчества собственной жизни. Но насколько мы
отдаем себе в этом отчет? Насколько мы можем контролировать поток своих
мыслей?
Представьте, что вы достигли всех целей, которые перед собой
поставили. Представьте, что вы стали тем человеком, той личностью,
которой всегда мечтали стать. Представьте, что у вас есть все, о чем вы
мечтали. Что, по вашему мнению, изменится? Какое чувство вы будете
испытывать, достигнув того, к чему стремились?
Составьте предложения, выражающие спокойствие, уверенность,
радость или восторг.
11. Прочитайте начало сказки и придумайте продолжение. Как будут
развиваться события в сказке, чем она закончится?
Жили-были в царстве Лингвистика прилагательные. Одни были повыше
(букв побольше), другие пониже. И пошла у них мода на высоту. Начали они
каждый требовать себе две буквы Н. До того дошло, что букв Н почти не
осталось для других частей речи. Морфология вызвала к себе Орфографию –
главного министра королевства, велела разобраться с этой проблемой. Долго
решался этот вопрос, но, наконец, было издан указ:
«Правописание Н / НН».
Напишите указ от лица Морфологии. Как она разрешила проблему
правописания Н/ НН в разных частях речи?
Вариант ответа
Н- НН ???
«Слушайте и повинуйтесь! Я, царь Морфологии, приказываю: Всем
частям речи носить столько Н, сколько разрешается на данном указе.
НН оставить :
1) в прилагательных, образованных от имен существительных и
прилагательных с помощью суффиксов -енн-, -онн-.
Например: временный, здоровенный
Исключение: ветреный
2) в прилагательных, образованных от существительных с основой на -н при
помощи суффикса -н-.
Например: длинный, туманный, чугунный
Прилагательные бараний, тюлений, свиной и подобные пишутся с одной н,
так как они образованы от существительных с основой на н путем
прибавления суффикса-j-.
Прилагательные пряный, румяный, юный пишутся с одной н, так как это
непроизводные прилагательные.
с одной Н оставить:
в прилагательных, образованных от существительных с помощью
суффиксов -ин-, -ан-,-ян-.
Например: мышиный, гусиный, водяной
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный
Существительным разрешается носить НН, если:
1) если корень слова оканчивается на н, а суффикс начинается с н:
2) если существительное образовано от прилагательного или от причастия,
имеющего нн:
Оставить с одной Н:
Если существительное образовано от основы прилагательного с одним н
В отглагольных прилагательных и причастиях НН оставить, если это:
1) полные страдательные причастия прошедшего времени.
Например: закрученный, откопанный, купленный
2) в прилагательных на -ованный, -ёванный, -еванный.
Например: маринованный, корчёванный, асфальтированный
Н написать:
1) в отглагольных прилагательных
Например: беленые стены, груженый вагон
2) в кратких причастиях
Например: сделан, освоены, окрашено
конченый человек, названый брат, названая сестра, посажёный отец,
посажёная мать, Прощёное воскресенье, гладкокрашеный, домотканый,
мелкодроблёный, самозваный, тяжелораненый, цельнокроеный, латаный-
перелатаный, стираный-перестираный, чиненый-перечиненый, читаный-
перечитаный, штопаный-перештопаный, желанный, жданный, надёванный,
неведанный, невиданный, негаданный, нежеланный, нежданный,
ненадёванный, неожиданный, неслыханный, нечаянный, долгожданный,
доморощенный.
В наречиях написать столько н, сколько их пишется в слове, от которого
наречие образовано.
Например: нечаянно (нечаянный), путано (путаный), ветрено (ветреный)
Запрещается по своему желанию употребить букву Н с сегодняшнего
дня. За неверное употребление этой буквы слово будет казнен
министром Орфографии!»
12. Представьте, что вы стали королём. Запишите свой первый указ.