Автор: Поликарпова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 65 имени Н.Сафронова
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская и проектная деятельность учащихся
Раздел: начальное образование
Исследовательская и проектная деятельность учащихся
начальных классов.
Поликарпова Т.А.
МБОУ «Гимназия №65
им.Н.Сафронова»
учитель начальных классов
Современная школа призвана решать задачи создания наиболее
благоприятных
условий
для
эффективного
усвоения
учащимися
знаний,
умений, навыков,
развития
их мышления, формирования у учащихся
потребностей к самообразованию. Успех решения этих задач будет обеспечен
в том случае, если
их осуществление
начнётся на младшей ступени
обучения ,то есть с первого класса. Учителя начальных классов хорошо
знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения
понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не
вызывают интереса у детей. Среди современных
педагогических
технологий, получивших широкое распространение в основной
и
начальной школе, особое место занимает ученическая научно-
исследовательская
работа.
Обучение
путём
исследований
в
современном
образовательном процессе является наиболее эффективным способом
познания
окружающего
мира.
Стремление
ребёнка
к
самостоятельному
исследованию предопределено генетически. Если этой активности малыша
не противодействовать, то с возрастом эта потребность эволюционирует и
спектр объектов детских исследований существенно расширяется. Ребёнок,
склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те
знания, которые дают ему в ходе традиционного обучения. Он сам будет
активно
изучать
окружающий
мир,
приобретая
с
новой
информацией
неоценимый опыт.
Исследовательское
поведение
особо
ценно
тем,
что
оно
создаёт
надёжный фундамент для постоянного преобразования процессов
обучения и развития в процессах более высокого порядка – самообучения и
саморазвития.
Самостоятельную исследовательскую работу ребёнка педагог
рассматривает как один из эффективных путей развития его творческих
способностей.
Умения
проведения
самостоятельных
исследований,
достижение
истины
легко
прививаются
в
дальнейшем
на
все
виды
деятельности,
если
учитель
создаёт
для
этого
определённые
условия.
Проектная
деятельность
позволяет
учащимся
выйти
за
рамки
объёма
школьных
предметов,
провести
межпредметные
связи,
соединить
имеющийся
жизненный
опыт с новыми знаниями, выработать
активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие
возможности.
Участие
в
проектной
деятельности
позволяет
организовать
совместную деятельность учащихся и родителей.
В своей работе
исследования и проектирования использую
не
классов-аудиторий, а классов-лабораторий, где
нет
ограничений,
наложенных
на
выбор
тематики
изучаемого
и
пространственные
перемещения
учеников.
Окружающий
нас
мир
стремительно
меняется.
Самостоятельная
исследовательская
и
проектная
деятельность
учащихся
основывается
на
содержание работы – проведение
учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих
проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной.
Занятия
в
её
рамках
выстроены
так,
что
степень
самостоятельности
учеников
в
процессе
исследовательского
поиска
и
проектирования
постепенно
возрастает.
Исследование
и
проектирование
–
занятия
творческие, а творчество требует не каких-то специальных знаний, умений
и
способностей,
а
общего,
интегрального
личностного
свойства,
именуемого креативностью. Кроме того, исследование и проектирование –
это ещё и деятельность, которая требует специальных умений и навыков, а
именно : видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определение
понятиям,
классифицировать,
наблюдать,
проводить
эксперименты,
делать
умозаключения
и
выводы,
структурировать
материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и
защищать
свои
идеи.
Овладевать
ими
учащиеся
должны
в
ходе
специальных
занятий
-
тренингов
исследовательских
способностей.
Программирование
данного
учебного
материала
осуществляется
по
принципу концентрических кругов. Занятия группируются в относительно
цельные
блоки,
представляющие
собой
самостоятельные
звенья
общей
цепи.
Пройдя
первый
круг
(во
второй
и
третьей
четверти
1
класса),
ученики возвращаются к аналогичным занятиям во 2 , 3 и 4 классах и
далее. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий
они будут усложняться от класса к классу.
Для того чтобы мотивация поиска новых знаний не угасала, а, напротив,
усиливалась, ученик должен знать, что результаты его работы интересны
другим и он обязательно будет услышан. С этой целью вводится практика
защит детских исследовательских работ и творческих проектов. Защиты
проводятся много раз в течение учебного года и являются основным
элементом системы мониторинга. Другие формы мониторинга:
конференции, семинары, конкурсы. Одной из важных задач этого
направления работы является то, что школьнику необходимо освоить
практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть
умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и
выводы.
В современной профессиональной литературе понятия исследовательская
и проектная деятельность часто используются как синонимы, хотя даже
беглый взгляд на эти термины позволяет увидеть существенную разницу
между соответствующими педагогическими явлениями. Понимание их
истинного смысла – не абстрактная задача для кабинетных теоретиков. Это
очень важно, прежде всего, с точки зрения образовательной практики.
Таким образом, проектирование и исследование - изначально
принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды
деятельности.
Исследование (в отличие от проектирования) – всегда творчество. В
идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Если в
итоге исследования и удаётся решить какую-либо практическую проблему, то
это не более чем побочный эффект. При этом само новое знание, добытое в
итоге исследования, может быть не только малополезно (с точки зрения
общества и самого исследователя), но даже вредно и опасно. Всем известно,
что научные открытия несут не только радость и свет. Однако исследователь
стремится к новому знанию инстинктивно, зачастую не зная, что принесёт
ему сделанное в итоге его исследований открытие, и как следствие ему
нередко бывает вовсе неизвестно, как можно на практике использовать
добытые им сведения. Человек с развитыми исследовательскими
способностями будет адаптирован к современному динамичному миру, он
будет мобилен и профессионально, и социально. Добывая новую
информацию и адекватно оценивая степень её достоверности, он будет в
значительно меньшей степени подвержен внешнему отрицательному
влиянию среды. Его труднее обмануть нечестным политикам, создателям
тоталитарных сект, финансовых пирамид или производителям
некачественных товаров. Потому вовлекать в учебные исследования и
творческое проектирование следует не только тех учеников, кому предстоит
стать учёными. В современных условиях исследовательские способности
нужны всем. Они рассматриваются как неотъемлемый элемент
профессионализма в любой сфере деятельности и как одно из основных
средств выживания в современной динамичной среде.
Деятельность в сфере исследовательского и проектного обучения не
должна рассматриваться как дополнительная, она должна разворачиваться
параллельно традиционному школьному курсу, так как не может быть
уложена в русло классно-урочной формы организации учебной деятельности.
Исследования и проектирования требуют не классов-аудиторий, а классов-
лабораторий. Эта педагогическая работа не терпит ограничений, наложенных
на выбор тематики изучаемого и пространственные перемещения учеников, а
так же не приемлет ограничения во времени.
Ключевое звено мониторинга исследовательской деятельности учащихся –
защита исследовательских работ и творческих проектов. После завершения
учебного исследования сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому
адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает. Поэтому без этапа
защиты выполненной исследовательской работы или творческого проекта
исследование не может считаться завершённым. Защита работы должна быть
публичной. Защиту детских работ следует проводить как праздничное
мероприятие. Защита – открытое мероприятие, на ней могут присутствовать
все, кому это интересно. По итогам защиты необходимо поощрить не только
тех, кто хорошо доложил об итогах собственной исследовательской работы,
но и тех , кто задавал интересные вопросы и участвовал в обсуждении.
Особенности презентации детской работы:
работа должна быть представлена так, чтобы исследовательские усилия
и достижения автора были освещены в максимально полном объёме;
представляемый материал должен быть хорошо структурирован, для
этого его следует изложить ясно, стройно, логично и доказательно;
автор должен свободно владеть материалом и быть готовым к защите
своих идей;
презентация должна быть наглядной; аппаратура для проведения
опытов, рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, фильмы, макеты,
таблицы, графики, схемы, карты не обязательны, но могут быть
полезны.
При их подготовке важно понимать, что они должны быть выполнены
учеником при минимальной помощи взрослого.
Опыт показывает, что часто оказывается неважно, предлагает ли автор
компьютерную презентацию или собственный текст, написанный от руки
(иногда с характерными детскими ошибками), красивый макет, аккуратный
чертёж или наспех сделанный рисунок. Подлинно ценным становится то,
насколько глубоко он погружён в проблему, как много сведений он сумел
почерпнуть из собственных изысканий, насколько свободно владеет
полученным материалом, заинтересованно и увлечённо способен думать и
говорить о проведённой работе.
Сравнительная характеристика проектной и исследовательской
деятельности
Критерии
сравнения
Проектная деятельность
Исследовательская
деятельность
Цель
Решение практической личностно
значимой задачи и получение
конкретного продукта
Решение личностно
значимой проблемы,
открытие нового знания
Результат
Оформленный продукт,
приобретение новых
общеучебных умений, в том
числе исследовательских
Новые знания и способы
деятельности,
приобретение
исследовательских умений
Содержание
Постановка и решение личностно
значимых образовательных задач,
связанных с получением
конкретного продукта. В процессе
их решения используются разные
процедуры, в том числе
исследовательские:
экспериментирование,
наблюдение и пр.
Постановка и решение
проблемы с
использованием
исследовательских
действий и процедур, с
помощью которых
совершаются открытия
Формы
организации
совместной
деятельности
Индивидуальная, групповая,
коллективная работа за рамками и
на уроке
Индивидуальная,
групповая, коллективная
работа на уроке и за его
рамками
Действия
участников
совместной
деятельности
Учащиеся определяют замысел и
планируют продукт проектной
работы; осваивают и выделяют
этапы проектирования ;
выдвигают идеи для
усовершенствования результата
(продукта); формулируют выводы;
разрабатывают разные формы
презентации; анализируют и
оценивают результаты и
продукты.
Учитель консультирует учащихся;
помогает; советует; участвует в
совместной деятельности по
осуществлению проекта.
Учащиеся выдвигают
гипотезу; планируют
деятельность по её
проверке (в том числе
методы исследования);
применяют эти методы;
анализируют результаты;
формулируют выводы как
открытия.
Учитель консультирует
учащихся; помогает;
советует; участвует в
совместной деятельности
по ходу исследования.
В условиях организации исследовательской деятельности дети
незаметно
для
себя
овладевают
нравственными
нормами,
усваивают
моральные
требования,
у
них
развиваются
нравственные
чувства,
закрепляются
определённые
формы
поведения.
Трудолюбие,
ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами
личности
овладевают
учащиеся
в
результате
приобщения
их
к
исследовательской
работе.
Выполняя
исследования
в
группах,
дети
и
сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие
в
исследовательской
деятельности
повышает
уверенность
в
себе,
что
позволяет успешнее учиться.
Таким
образом,
под
проектно-исследовательской
деятельностью
подразумевается
специально
организованная
совместная
учебно-
познавательная
деятельность
педагога
и
учащихся
по
проектированию
индивидуального или коллективного исследования, которая предполагает:
1.
постановку личностно значимых образовательных задач;
2.
планирование хода и способов исследования в рамках каждого этапа;
3.
определение ожидаемых результатов и продуктов;
4.
развёртывание деятельности по решению образовательных задач
(инициатив);
5.
создание конкретного продукта;
6.
рефлексию относительно результатов деятельности.
Список литературы.
1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников.
Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. -
Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная
литература"
3. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и
др. Волгоград: Учитель, 2008.
4. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост.
С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.