Конспект занятия-опыта
"Как увидеть и услышать воздух"
Задачи:
* способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;
* развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на
основе элементарного эксперимента и делать выводы;
*воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание
иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты
на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными
крышками. Резиновая игрушка, горячая вода в термосе, 2 пустые бутылки,
технические средства обучения (компьютер, мультфильм «Фиксики»).
Ход:
1. Вступление .
Разрешите представить вам гостя, но появиться он только после загадки.
Он мальчишка длинноносый
В полосатом колпачке
Любопытный, шалунишка
С пятью сольдо в кулачке. (Дети отгадали загадку)
Буратино :
-Это я - Буратино. Посмотрите, какой у меня длинный нос, я сую его во все
интересные истории. И поэтому много знаю. Хотите, я и вам расскажу что-то
интересное. (Дети соглашаются).
Буратино :
- Я хочу у вас спросить, чем мы дышим. Давайте глубоко вздохнём и выдохнем.
(Дети выполняют).
- Что мы вдыхали и выдыхали (Дети отвечают "воздух").
Воспитатель:
- Буратино, а где этот воздух?
Буратино :
- Воздух везде, вокруг нас. Погуляем по группе, и подышим в каждом её уголке и
даже под столом. Дети гуляют по группе и приходят к выводу, что в каждом её
уголке есть воздух, но он невидимый - НЕВИДИМКА.
Воспитатель:
- Буратино, расскажи нам, почему мы не видим воздух?
Буратино:
- Давай спросим у детей.
Выслушиваются предположения детей. Совместно с воспитателем и Буратино
дети делают вывод, что воздух прозрачный, значит через него всё видно. Дети
обращают внимание на окна, что они тоже прозрачные, потому что через них
видна улица.
Воспитатель:
- Буратино, как же нам увидеть воздух?
2. Лабораторные исследования "Как увидеть воздух"
Опыт I
В: - Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите , что в нём? (он пуст).
В: - Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький.
Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?
Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (ответы).
В: - Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы)
В: - Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите
мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
Опыт2
В: - А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать.
И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом
выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух
внутри нас, как вы думаете? (ответы).
В: - А давайте проверим!
В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И
посмотрим, что произойдёт.
В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?
Д: - Выходят пузырьки.
В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он
выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а
потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше
выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой
увидели воздух.
В: - А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Д: - Потому что воздух легче воды
Опыт№3
Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »
В: - Это мы сейчас проверим.
В: - На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.
В: - Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в
воду резиновую игрушку. Она не тонет.
В: - Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
( воздух)
Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.
Опыт№4
\Воспитатель:
- Буратино, ты обещал, что мы даже услышим воздух!
Буратино :
- Я приготовил для вас необычные музыкальные инструменты. "Как услышать
воздух"
Буратино раздаёт детям бутылочки. Дети дуют в них и слушают
образовавшиеся звуки. После этого дети берут свистульки, дудочки и
повторяют опыт.
Вывод
Опыт V \
В: - А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 5«УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
В: - Что это? Наверное, это волшебные баночки.
В: - Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы).
В: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?
В: - Действительно, пахнет апельсином.
В: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
В: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).
В: - Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).
В: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не
пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
В: - Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху,
перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Опыт№6
Буратино дарит каждому ребёнку воздушный шар, дети надувают их и слушают
получившийся звук, обговаривая при этом, чем надут шар и от чего он так
пищит. Дети выяснили, что воздух можно "услышать". Когда дети дули в
отверстие бутылочки, дудочки, свистульки воздух дрожал и получался звук.
3. Заключение Буратино предлагает детям поиграть с ним в игру "Раздувайся,
пузырь".