Автор: Терехова Марина Васильевна
Должность: психолог
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №25 "Солнечный зайчик"
Населённый пункт: Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: Обобщение опыта использования набора психолога "Приоритет"
Раздел: дошкольное образование
Обобщение опыта использования набора психолога «Приоритет»
Должность психолога в детском саду – это сравнительно новое
явление, которое пришло в современную воспитательную деятельность лишь
в последние 10 лет. До этого считалось, что психологическое развитие
ребёнка происходит параллельно с его обучением в рамках детского сада.
Однако моя практика показывает, что даже самое минимальное участие
психолога в совместной работе с воспитателями, позволяет создать для
воспитанников максимально подходящую среду, в которой будут
раскрываться все способности ребёнка.
Одним из условий моей работы является постоянная необходимость
отдельной работы с каждым из дошкольников. Организовать этот процесс на
постоянной основе, заручиться поддержкой детей, сделать так, чтобы они не
опасались разговора один на один – задачи не самого лёгкого порядка. И в их
решении мне очень помог набор психолога «Приоритет», который был
куплен для детского сада.
Этот набор помогает успешно проводить коррекционно-развивающую
работу с разными группами дошкольников. Его преимущество – это
одновременное решение самого разного спектра задач: по развитию
сенсорных органов чувств, по раскрытию психологических процессов, по
определению личностных факторов развития, по индивидуализации
ребёнка.
Сам набор психолога «Приоритет» помогает педагогам:
— направлять действия ребёнка, контролировать воспитательный процесс;
— корректировать обучение дошкольников с особенностями в развитии;
— увеличивать словарный запас воспитанников, обогащать их речь новыми
фразами;
— развивать зрительную и кинестетическую память, ассоциативное
мышление;
— выстроить при необходимости индивидуальный план работы для каждого
ребёнка.
Мне, как психологу, удобно использовать набор психолога «Приоритет»
в своей работе, так как он даётся возможность беседы с ребёнком в процессе
игры. Отлично себя зарекомендовал набор №3, в котором есть возможность
создавать целый комплекс из верёвок, бусин и геометрических деталей.
Перед тем, как пригласить ребёнка на беседу, я создаю из набора
неправильную пирамиду, нанизываю её на верёвку, а по приходу ребёнка
предлагаю ему сформировать правильную пирамиду из этих деталей. Как
правило, такое упражнение занимает не более 10-15 минут, в течение
которых и ведётся беседа.
Стараюсь проводить такие беседы два раза в месяц с каждым
ребёнком. Так удаётся не только контролировать их эмоциональное,
психическое и моральное состояние, но и вести учёт, в котором
прослеживаются такие факторы:
— общий социальный уровень (количество друзей, вовлеченность в игры);
— уровень лидерства (проявление агрессии, доминанты, желание вести за
собой);
— творческие способности (новые увлечения, открытие
предрасположенностей)
— подготовка к школе (усидчивость, аккуратность, умение учиться).
Для того, чтобы провести беседу в более расширенном формате, мне
также помогает набор психолога «Приоритет». Например, модули №1 и №2
позволяют занять ребёнка конструкторскими упражнениями, которые могут
длиться до получаса. Сеансы длинней получаса я не практикую – это не
только неэффективно в рамках детского сада, но и негативно сказывается на
воспитанниках: они начинают скучать, отвлекаться.
К настоящему времени развитие психических функций ребёнка –
задача, которая не решается единым подходом в рамках детского сама.
Воспитателю часто приходится обезличивать группу, направлять их для
занятия групповыми играми. Не всегда удаётся организовать
индивидуальную работу, а тем более – понять, что ребёнок хочет сам.