Напоминание

Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Социально – нравственное воспитание – важный фактор социализации воспитанников ДОУ»


Автор: Стогова Наталия Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №5"
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Социально – нравственное воспитание – важный фактор социализации воспитанников ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Деловая игра с элементами тренинга

для педагогов

«Социально – нравственное

воспитание – важный фактор

социализации воспитанников ДОУ»

Выполнила:

Старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 5» г. Сыктывкара

Стогова Наталия Викторовна

Ноябрь 2018 г

Деловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ

«Социально – нравственного воспитание - важный фактор

социализации воспитанников ДОУ»

Цель: Практическое овладение педагогами навыков и умений по

воспитанию у детей социальных, моральных, и нравственных качеств.

Задачи:

1.

Система работы по нравственному воспитанию: состояние

проблемы, актуальность.

2.

Повысить компетентность педагогов по вопросам

нравственного воспитания детей.

3.

Закрепление форм и методов нравственного воспитания.

Слайд

1. Можно

многое

почерпнуть,

созерцая

мудрость

природы.

Как

говорится, «что наверху, то и внизу», то есть на всех уровнях мироздания

действуют одинаковые законы. А значит, мы вправе допустить, что законы,

которые мы наблюдаем в природе, те же самые законы, которые действуют

между людьми.

В

жарких

странах

деревья,

пустившие

глубокие

корни,

полны

жизненных сил, а травы и кустарники вокруг них в период засухи засыхают и

умирают. Деревья продолжают расти, ибо их корни проникли глубоко в

землю

и

питаются

подземными

водами.

Корни

же

малых

растений

и

кустарников уходят в землю не очень глубоко и не могут дотянуться до

жизни, которую им дает вода.

То же происходит и с людьми. Тот, кто мыслит глубоко, кто глубоко

верует

в

себя

справляется

с

различными

жизненными

кризисами

и

трудностями. Тот же, кто мыслит поверхностно и не имеет веры, может

процветать

только

при

благоприятных

внешних

условиях.

Но

когда

наступают

трудные

времена,

такие

люди

теряют

мужество

и

становятся

жертвами собственных проблем. Вот почему так важно, как можно глубже

познать

себя

-

в

этих

глубинах

найдутся

внутренние

источники

силы,

безопасности, любви и мира.

Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы

общения,

поведения,

отношения,

используя

для

этого

собственные

наблюдения и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб

и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни

в человеческом обществе.

Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы

его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Но

для

этого

взрослый

сам

должен

обладать

моральными

ценностями

и

нравственными

качествами.

И

тогда

у

ребенка

будут

складываться

представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о

преимуществах овладения им.

Учиться обладать нравственными качествами мы сегодня с вами будем

на тренинге. А поможет нам в этом Радуга. Ведь радуга это – олицетворение

всех красок жизни, радуга символизирует преображение, это мост между

двумя мирами. И сегодня радуга будет символизировать мост между нами и

детьми.

Слайд 2. Первый цвет – красный. Он является первой и очень важной

ступенью социально -нравственного развития. Это добро и доверие. Если мы

не будем обладать таким личностными качествами как добро, а наши дети не

будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности

ребёнка будут бессильны.

А хотите узнать, насколько Вы добры? Я предлагаю Вам ответить на

несколько вопросов?

Тест «

Добрый ли вы человек?»

Разные бывают люди. Одни готовы отдать последнее первому встречному,

другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей вы относитесь сами?

Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам

поможет ответить тест:

1 . У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на

подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что

вас это мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы

иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

4 . Часто

ли

вы

говорите

приятное

людям,

просто

чтобы

поднять

им

настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7 . Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не

интересует?

8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?

1 0 . Если

вы

уверены

в

своей

правоте,

отказываетесь

ли

вы

слушать

аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Слайд

3. А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на

вопросы: 1, 3, 4, 7, 11

и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете

общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение:

никогда

не

пытайтесь

иметь

хорошие

отношения

со

всеми

всем

не

угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко

не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем

неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное,

надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой

бывает

просто

мукой

даже

для

самых

близких

вам

людей.

Будьте

доброжелательнее

Вот в чем я нисколько не сомневаюсь, так это в том, что вы все добрые

кто-то в большей степени, кто-то в меньшей.

Слайд 4. А теперь вспомните и назовите пословицы о доброте.

Пословицы о доброте

Я вам зачитываю первую часть пословицы, а вы должны сказать или

предположить какой может быть вторая часть пословицы.

Доброму гостю хозяин рад.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Других не суди, на себя погляди.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Умный себя винит, глупый – своего товарища.

Доброму слову – добрый ответ.

Добро век не забудется.

Плох человек, коли добра не помнит.

Слово лечит – слово и ранит.

Друзья познаются в несчастье.

Слайд 5. Второй цвет – оранжевый.

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические

беседы,

помогающие

детям

освоить

нормы

и

правила

нравственного

поведения. Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. В процессе

беседы воспитатель не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то

главное, что стимулирует детей думать, высказывать свою точку зрения,

доказывать ее.

- Как вы думаете за счет чего достигается положительное отношение детей к

беседе

(дать

воспитателям

подумать) – показ слайда после вопроса по

частям

-постановки

понятных

детям

и

практически

важных

для

них

вопросов,

связанных с повседневным опытом;

-подача

материала

в

образной

форме,

способной

вызвать

интерес

дошкольника, привлечь их внимание;

-поощрение активности детей, их стремления принять участие в беседе.

Слайд 6. Например: беседа в подготовительной группе «Моя семья».

Программное содержание:

- Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей

семье.

- Развивать у детей коммуникативные умения, расширить представления о

семье, об ее истории.

- Учить ориентироваться в родственных отношениях.

- Дать представление о нравственной стороне человеческих отношений.

-

Формировать

умение

правильно

оценивать

свои

поступки

и

поступки

других людей.

- Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам семьи.

-

А

какая

может

быть

предварительная

работа

по

этой

теме

с

детьми,

расскажете мне вы.

Предварительная работа:

- Коллективные и индивидуальные беседы с детьми о семье, рассматривание

семейных альбомов, разучивание пословиц о семье.

- Чтение рассказов и т.д.

Слайд 7. Третий цвет – желтый.

Как же нам развить доброту в наших детках? Конечно собственным

примером,

и

воспользоваться

играми,

направленными

на

развитие

этого

качества.

Например: Игра «Добрые дела». Это игра на каждый день, которая не

ограничивается временными рамками. Участвовать в ней могут от одного

человека

до

всей

группы.

Нужно

подыскать

подходящий

сундучок

(или

копилку, коробку с прорезью), а также изготовить из картона или пластика

красивые монетки. Каждая монетка соответствует одному доброму делу. В

конце дня попросите ребенка бросить в копилку столько монет, сколько

добрых дел он сделал за день. Если малыш затрудняется, помогите ему

отыскать хорошее даже в самых обыденных поступках. Игра помогает лучше

ребенку разобраться в морально-этической стороне жизни и стимулирует его

на нравственные поступки. ( Если дети затрудняются в выборе доброго дела

или поступка, воспитатель помогает вопросами и предложениями в подборе

«доброго дела»)

Слайд 8. Игра «Палочка-выручалочка»

Цель:

продолжать

воспитывать

в

детях

чувство

взаимопомощи

и

сотрудничества, развитие связной речи.

Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им

нужна была помощь. Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел,

не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка.

Когда

первый

ребенок

расскажет

о

своей

проблеме,

педагог

говорит:

«Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто

знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему

палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и

рассказывает, как можно помочь ему. Если никто из детей не знает, как

помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к

тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из

беды.

Слайд 9 – 20. Игра «Подбери пословицу к сказке»

Особенно актуально нравственное воспитание детей с помощью сказок

в

современном

обществе,

когда

многие

ценности

утрачивают

свое

предназначение. Детьми усваиваются нравственные понятия и категории:

трудолюбие – лень, послушание – непослушание, жестокость – милосердие,

бескорыстие – жадность. Сказки для детей важны тем, что учат делать выбор

между хорошим и плохим, применяя нравственный опыт из сказок в жизни.

Развивается стремление подражать добрым и хорошим персонажам детских

сказок и вести себя доброжелательно, заботливо к окружающим.

Воспитываются такие черты характера, как послушание, терпение, любовь к

ближнему, милосердие.

Развивается чувство красоты и эстетики, умение ценить и беречь прекрасное.

Воспитателям

предлагаются

иллюстрации

с

сюжетом

из

сказки,

им

необходимо

подобрать

пословицу,

которая

подходит

к

содержанию

этой

сказки.

Вопрос для педагогов - Как можно использовать эту игру с детьми?

Слайд

21.

Четвертый

цвет

зеленый. Называется

МОРАЛЬНЫЕ

ПРИНЦИПЫ.

Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в

практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему

окружающих, от того, кто его воспитывает, от того в какой социальной среде

он живёт.

Здесь важно помнить, что недостаточно дать ребёнку понятия, что

хорошо, а что Плохо. Мы должны донести до ребёнка, что в зависимости от

ситуации:

в

одном

случае

надо

уступить

в

другом-

помочь,

в

третьем-

поддержать.

Например, малыш плачет, потеряв игрушку. Увидев это, сверстник

начинает его гладить по голове, т.к. знает правило «надо пожалеть того, кто

плачет». Но такое действие не соответствует сути возникшей ситуации, в

которой следовало бы помочь найти игрушку.

Что же нам поможет в этой ситуации? Это практическая деятельность с

детьми.

К ней относятся – наблюдения за природой, трудом других людей, сюжетно-

ролевые игры, обсуждения и другое. Хочу привести пример игры, которая

тоже нам в этом поможет.

«Обсуждение ситуаций»

1.Вы вдруг услышали от детей такой уговор: «Я тебе дам конфету, а ты меня

примешь в игру». Ваши действия.

2.Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши

слова и действия.

Слайд 22. Пятый цвет – голубой превращается в самостоятельность.

Для

совершения

правильного

нравственного

поступка

недостаточно

только желания — это сделать, надо самому принять решение и выполнить

какое-то действие.

Наша задача давать детям больше возможности принимать решения и

действовать

самостоятельно,

хоть

очень

часто

это

ведёт

к

временным

затратам. Как можно чаще хвалить детей и верить в них, незаметно помогать

и т.д.

Игра «Похвали ребенка» - воспитатели подбирают слова, которыми

можно похвалить детей в группе за правильный поступок.

Слайд 23. Шестой цвет – синий. Личностно-ориентированный подход.

Здесь хочется отметить, что все дети растут в разных социальных условиях

и это надо обязательно учитывать. Для одного ребёнка кажется аморальным.

Другому

-

нормой,

т.к.

он

живёт

в

таких

условиях.

Личностно

ориентированный подход в воспитании включает тесное взаимодействие с

семьей на основе партнерских, равноправных отношений. Именно потому,

что для ребенка семья - наиболее значимое микросоциальное образование,

надо научиться уважать право семьи на собственные позиции и приоритеты в

отношении ребенка и воспитания. Каким ребёнок станет в будущем, когда

вырастет,

зависит

от

семьи.

Именно

семья

и

взаимоотношения

в

ней

оказывает

решающее

влияние

на

формирование

личности

ребёнка

и

его

отношения к миру. Воспитатель только дополняет семейное воспитание.

Для

этого

необходимо

изучать

индивидуальные

особенности

детей

включать

их

в

ситуацию

выбора

самостоятельного

принятия

решения.

Постоянно

включать

каждого воспитанника в

п о с и л ь н у ю

и

в с е

усложняющуюся

для

него

деятельность.

Максимально

опираться

на

собственную активность личности. Создавать в группе условия для развития

творческого потенциала детей.

Например: «Круг добрых воспоминаний» - в конце дня сесть с детьми в

кружок на ковре и говорить "о хорошем". Благодаря этому в группе создаётся

атмосфера

взаимного

уважения

и

развивается

самоуважение

у

каждого

ребёнка.

Слайд 24. Вот мы и дошли до последнего цвета радуги, фиолетового,

которую назовем Самосовершенствование педагога.

Слайд

25. Такая у нас профессия, которая требует от нас постоянно идти

вперёд, изучать нашу культуру, искать интересные факты и истории. Вести

детей за собой, делая этот путь волшебным, интересным и незабываемым.

Вот мы и создали мост между нами и детьми, которая называется социально-

нравственное воспитание.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!