Автор: Стогова Наталия Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №5"
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Социально – нравственное воспитание – важный фактор социализации воспитанников ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Деловая игра с элементами тренинга
для педагогов
«Социально – нравственное
воспитание – важный фактор
социализации воспитанников ДОУ»
Выполнила:
Старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 5» г. Сыктывкара
Стогова Наталия Викторовна
Ноябрь 2018 г
Деловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ
«Социально – нравственного воспитание - важный фактор
социализации воспитанников ДОУ»
Цель: Практическое овладение педагогами навыков и умений по
воспитанию у детей социальных, моральных, и нравственных качеств.
Задачи:
1.
Система работы по нравственному воспитанию: состояние
проблемы, актуальность.
2.
Повысить компетентность педагогов по вопросам
нравственного воспитания детей.
3.
Закрепление форм и методов нравственного воспитания.
Слайд
1. Можно
многое
почерпнуть,
созерцая
мудрость
природы.
Как
говорится, «что наверху, то и внизу», то есть на всех уровнях мироздания
действуют одинаковые законы. А значит, мы вправе допустить, что законы,
которые мы наблюдаем в природе, те же самые законы, которые действуют
между людьми.
В
жарких
странах
деревья,
пустившие
глубокие
корни,
полны
жизненных сил, а травы и кустарники вокруг них в период засухи засыхают и
умирают. Деревья продолжают расти, ибо их корни проникли глубоко в
землю
и
питаются
подземными
водами.
Корни
же
малых
растений
и
кустарников уходят в землю не очень глубоко и не могут дотянуться до
жизни, которую им дает вода.
То же происходит и с людьми. Тот, кто мыслит глубоко, кто глубоко
верует
в
себя
справляется
с
различными
жизненными
кризисами
и
трудностями. Тот же, кто мыслит поверхностно и не имеет веры, может
процветать
только
при
благоприятных
внешних
условиях.
Но
когда
наступают
трудные
времена,
такие
люди
теряют
мужество
и
становятся
жертвами собственных проблем. Вот почему так важно, как можно глубже
познать
себя
-
в
этих
глубинах
найдутся
внутренние
источники
силы,
безопасности, любви и мира.
Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы
общения,
поведения,
отношения,
используя
для
этого
собственные
наблюдения и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб
и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни
в человеческом обществе.
Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы
его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Но
для
этого
взрослый
сам
должен
обладать
моральными
ценностями
и
нравственными
качествами.
И
тогда
у
ребенка
будут
складываться
представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о
преимуществах овладения им.
Учиться обладать нравственными качествами мы сегодня с вами будем
на тренинге. А поможет нам в этом Радуга. Ведь радуга это – олицетворение
всех красок жизни, радуга символизирует преображение, это мост между
двумя мирами. И сегодня радуга будет символизировать мост между нами и
детьми.
Слайд 2. Первый цвет – красный. Он является первой и очень важной
ступенью социально -нравственного развития. Это добро и доверие. Если мы
не будем обладать таким личностными качествами как добро, а наши дети не
будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности
ребёнка будут бессильны.
А хотите узнать, насколько Вы добры? Я предлагаю Вам ответить на
несколько вопросов?
Тест «
Добрый ли вы человек?»
Разные бывают люди. Одни готовы отдать последнее первому встречному,
другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей вы относитесь сами?
Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам
поможет ответить тест:
1 . У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на
подарки друзьям?
2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что
вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы
иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
4 . Часто
ли
вы
говорите
приятное
людям,
просто
чтобы
поднять
им
настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7 . Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не
интересует?
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
1 0 . Если
вы
уверены
в
своей
правоте,
отказываетесь
ли
вы
слушать
аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Слайд
3. А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на
вопросы: 1, 3, 4, 7, 11
и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете
общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение:
никогда
не
пытайтесь
иметь
хорошие
отношения
со
всеми
—
всем
не
угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко
не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем
неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное,
надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой
бывает
просто
мукой
даже
для
самых
близких
вам
людей.
Будьте
доброжелательнее
Вот в чем я нисколько не сомневаюсь, так это в том, что вы все добрые
кто-то в большей степени, кто-то в меньшей.
Слайд 4. А теперь вспомните и назовите пословицы о доброте.
Пословицы о доброте
Я вам зачитываю первую часть пословицы, а вы должны сказать или
предположить какой может быть вторая часть пословицы.
Доброму гостю хозяин рад.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Других не суди, на себя погляди.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Умный себя винит, глупый – своего товарища.
Доброму слову – добрый ответ.
Добро век не забудется.
Плох человек, коли добра не помнит.
Слово лечит – слово и ранит.
Друзья познаются в несчастье.
Слайд 5. Второй цвет – оранжевый.
Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические
беседы,
помогающие
детям
освоить
нормы
и
правила
нравственного
поведения. Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. В процессе
беседы воспитатель не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то
главное, что стимулирует детей думать, высказывать свою точку зрения,
доказывать ее.
- Как вы думаете за счет чего достигается положительное отношение детей к
беседе
(дать
воспитателям
подумать) – показ слайда после вопроса по
частям
-постановки
понятных
детям
и
практически
важных
для
них
вопросов,
связанных с повседневным опытом;
-подача
материала
в
образной
форме,
способной
вызвать
интерес
дошкольника, привлечь их внимание;
-поощрение активности детей, их стремления принять участие в беседе.
Слайд 6. Например: беседа в подготовительной группе «Моя семья».
Программное содержание:
- Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей
семье.
- Развивать у детей коммуникативные умения, расширить представления о
семье, об ее истории.
- Учить ориентироваться в родственных отношениях.
- Дать представление о нравственной стороне человеческих отношений.
-
Формировать
умение
правильно
оценивать
свои
поступки
и
поступки
других людей.
- Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам семьи.
-
А
какая
может
быть
предварительная
работа
по
этой
теме
с
детьми,
расскажете мне вы.
Предварительная работа:
- Коллективные и индивидуальные беседы с детьми о семье, рассматривание
семейных альбомов, разучивание пословиц о семье.
- Чтение рассказов и т.д.
Слайд 7. Третий цвет – желтый.
Как же нам развить доброту в наших детках? Конечно собственным
примером,
и
воспользоваться
играми,
направленными
на
развитие
этого
качества.
Например: Игра «Добрые дела». Это игра на каждый день, которая не
ограничивается временными рамками. Участвовать в ней могут от одного
человека
до
всей
группы.
Нужно
подыскать
подходящий
сундучок
(или
копилку, коробку с прорезью), а также изготовить из картона или пластика
красивые монетки. Каждая монетка соответствует одному доброму делу. В
конце дня попросите ребенка бросить в копилку столько монет, сколько
добрых дел он сделал за день. Если малыш затрудняется, помогите ему
отыскать хорошее даже в самых обыденных поступках. Игра помогает лучше
ребенку разобраться в морально-этической стороне жизни и стимулирует его
на нравственные поступки. ( Если дети затрудняются в выборе доброго дела
или поступка, воспитатель помогает вопросами и предложениями в подборе
«доброго дела»)
Слайд 8. Игра «Палочка-выручалочка»
Цель:
продолжать
воспитывать
в
детях
чувство
взаимопомощи
и
сотрудничества, развитие связной речи.
Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им
нужна была помощь. Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел,
не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка.
Когда
первый
ребенок
расскажет
о
своей
проблеме,
педагог
говорит:
«Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто
знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему
палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и
рассказывает, как можно помочь ему. Если никто из детей не знает, как
помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к
тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из
беды.
Слайд 9 – 20. Игра «Подбери пословицу к сказке»
Особенно актуально нравственное воспитание детей с помощью сказок
в
современном
обществе,
когда
многие
ценности
утрачивают
свое
предназначение. Детьми усваиваются нравственные понятия и категории:
трудолюбие – лень, послушание – непослушание, жестокость – милосердие,
бескорыстие – жадность. Сказки для детей важны тем, что учат делать выбор
между хорошим и плохим, применяя нравственный опыт из сказок в жизни.
Развивается стремление подражать добрым и хорошим персонажам детских
сказок и вести себя доброжелательно, заботливо к окружающим.
Воспитываются такие черты характера, как послушание, терпение, любовь к
ближнему, милосердие.
Развивается чувство красоты и эстетики, умение ценить и беречь прекрасное.
Воспитателям
предлагаются
иллюстрации
с
сюжетом
из
сказки,
им
необходимо
подобрать
пословицу,
которая
подходит
к
содержанию
этой
сказки.
Вопрос для педагогов - Как можно использовать эту игру с детьми?
Слайд
21.
Четвертый
цвет
–
зеленый. Называется
–
МОРАЛЬНЫЕ
ПРИНЦИПЫ.
Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в
практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему
окружающих, от того, кто его воспитывает, от того в какой социальной среде
он живёт.
Здесь важно помнить, что недостаточно дать ребёнку понятия, что
хорошо, а что Плохо. Мы должны донести до ребёнка, что в зависимости от
ситуации:
в
одном
случае
надо
уступить
в
другом-
помочь,
в
третьем-
поддержать.
Например, малыш плачет, потеряв игрушку. Увидев это, сверстник
начинает его гладить по голове, т.к. знает правило «надо пожалеть того, кто
плачет». Но такое действие не соответствует сути возникшей ситуации, в
которой следовало бы помочь найти игрушку.
Что же нам поможет в этой ситуации? Это практическая деятельность с
детьми.
К ней относятся – наблюдения за природой, трудом других людей, сюжетно-
ролевые игры, обсуждения и другое. Хочу привести пример игры, которая
тоже нам в этом поможет.
«Обсуждение ситуаций»
1.Вы вдруг услышали от детей такой уговор: «Я тебе дам конфету, а ты меня
примешь в игру». Ваши действия.
2.Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши
слова и действия.
Слайд 22. Пятый цвет – голубой превращается в самостоятельность.
Для
совершения
правильного
нравственного
поступка
недостаточно
только желания — это сделать, надо самому принять решение и выполнить
какое-то действие.
Наша задача давать детям больше возможности принимать решения и
действовать
самостоятельно,
хоть
очень
часто
это
ведёт
к
временным
затратам. Как можно чаще хвалить детей и верить в них, незаметно помогать
и т.д.
Игра «Похвали ребенка» - воспитатели подбирают слова, которыми
можно похвалить детей в группе за правильный поступок.
Слайд 23. Шестой цвет – синий. Личностно-ориентированный подход.
Здесь хочется отметить, что все дети растут в разных социальных условиях
и это надо обязательно учитывать. Для одного ребёнка кажется аморальным.
Другому
-
нормой,
т.к.
он
живёт
в
таких
условиях.
Личностно
ориентированный подход в воспитании включает тесное взаимодействие с
семьей на основе партнерских, равноправных отношений. Именно потому,
что для ребенка семья - наиболее значимое микросоциальное образование,
надо научиться уважать право семьи на собственные позиции и приоритеты в
отношении ребенка и воспитания. Каким ребёнок станет в будущем, когда
вырастет,
зависит
от
семьи.
Именно
семья
и
взаимоотношения
в
ней
оказывает
решающее
влияние
на
формирование
личности
ребёнка
и
его
отношения к миру. Воспитатель только дополняет семейное воспитание.
Для
этого
необходимо
изучать
индивидуальные
особенности
детей
включать
их
в
ситуацию
выбора
самостоятельного
принятия
решения.
Постоянно
включать
каждого воспитанника в
п о с и л ь н у ю
и
в с е
усложняющуюся
для
него
деятельность.
Максимально
опираться
на
собственную активность личности. Создавать в группе условия для развития
творческого потенциала детей.
Например: «Круг добрых воспоминаний» - в конце дня сесть с детьми в
кружок на ковре и говорить "о хорошем". Благодаря этому в группе создаётся
атмосфера
взаимного
уважения
и
развивается
самоуважение
у
каждого
ребёнка.
Слайд 24. Вот мы и дошли до последнего цвета радуги, фиолетового,
которую назовем Самосовершенствование педагога.
Слайд
25. Такая у нас профессия, которая требует от нас постоянно идти
вперёд, изучать нашу культуру, искать интересные факты и истории. Вести
детей за собой, делая этот путь волшебным, интересным и незабываемым.
Вот мы и создали мост между нами и детьми, которая называется социально-
нравственное воспитание.